«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка при обучении детей с ОВЗ»
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Жан Жак Руссо
Здоровье человека в настоящее время относится к глобальным мировым проблемам, так как касается каждого живущего на Земле.
Так что же такое здоровье? Почему в последние десятилетия оно относится к глобальным мировым проблемам?
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает следующее определение индивидуального здоровья: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов».
В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, т.к. (по данным исследований психологов) более 60 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Поэтому ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Как сделать процесс обучения комфортным как для детей так и для учителя? Как избежать стресса, утомления и падения интереса во время урока? Как повысить мотивацию учеников к изучению русского языка и литературы?
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся.
Важнымии условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства: во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни; во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, быть предельно внимательными, и поэтому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Порой мы не уделяем должного внимания тому, как подходим к ребенку, как задаем вопрос, кого вызываем к доске, как рассаживаем в классе, а все это непосредственно влияет на психологическое состояние учащихся.
Практика работы с учащимися с ОВЗ показала, что чем больше внимания уделяет учитель на уроке здоровьесбережению учащихся, тем плодотворнее работают дети, тем меньше они утомляются и лучше усваивают материал. Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся начинается задолго до начала урока. Моя первоочередная задача, как учителя и классного руководителя, состоит в создании санитарно - гигиенических условий для учащихся, которые отражены в СанПиН.
В начале урока и на его протяжении я обращаю внимание на психологический комфорт каждого ученика. Мой голос, особенности общения с детьми, смена видов деятельности, используемые образовательные технологии должны создавать положительную психологическую атмосферу. В начале урока я спрашиваю ребят об их настроении, для этого использую карточки настроения. Ребята знают, что зеленая карточка - «радостное настроение», синяя - «я спокоен», красная – «плохое настроение». Такая работа позволяет построить дальнейший урок так, чтобы не усугубить положение. Если у ребенка плохое настроение, то лучше ему дать задания на ту тему, которую он хорошо усвоил, похвалить его за работу. В конце урока на этапе релаксации важно вернуться к карточкам - настроениям и проанализировать, что изменилось, характер данных изменений.
Важным моментом является использование на уроке образовательных технологий. Надо помнить, что любая технология должна быть здоровьесберегающей. При использовании разных образовательных технологий надо создавать условия, способствующие укреплению здоровья детей, а не наносить ему вред.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Каждый учитель выбирает технологию, которая положительно влияет на образовательный процесс, способствует усвоению учениками программного материала в связи с тем, что учитель знает и учитывает индивидуальные особенности своих учеников. В своей работе я чаще опираюсь на личностно-ориентированные технологии, которые считаю при работе с детьми с ОВЗ более подходящими во всех смыслах.
Дети с ОВЗ отличаются быстрой утомляемость, поэтому важно обратить внимание на смену видов деятельности и их продолжительность, а так же минутки отдыха. За урок я провожу две минутки отдыха. Это может быть релаксминутка, когда я включаю спокойную музыку, прошу ребят закрыть глаза на мгновение оказаться на берегу реки или в глуши леса. Часто практикуются физминутки на развитие межполушарных связей. В такие паузы дети не только отдыхают от урока, но и развиваются.
Очень важным моментом является домашнее задание. Основное правило, которое надо помнить – домашнее задание должно быть дано так, чтобы ребенок сам, без посторонней помощи мог его выполнить. При соблюдении данного условия создается ситуация успеха для каждого ученика, что положительно влияет на его настроение. Кроме этого важно правильно дозировать задания, учитывая домашнюю работу по другим предметам.
Важной особенностью детей с ОВЗ является их ранимость, быстрая смена настроения, обидчивость. В связи с этим я стараюсь быть очень внимательной при выставлении отметок или давая оценочное суждение действиям ученика. В этом случае важно так же знать темпераменты детей и их отношение к оценке. Так, холерик любит публичную похвалу, которую ему и необходимо предоставить; сангвиника лучше хвалить индивидуально; флегматика лучше не хвалить, ему этого не надо; меланхолика не особо можно хвалить, лучше сделать это тихо, объяснить «за что». Как бы вы не оценивали своих учеников важно учитывать и их отношения в классе, быть справедливыми не выделять и не занижать отдельных учеников. Дети чувствуют наше отношение и им важно, что мы о них думаем, несмотря на то, что многие и не говорят об этом. Реже используйте в речи слова с частицей «не»: не думаешь, не усвоил, не старался и т.п. В конце урока провожу рефлексию, возвращаюсь к карточкам настроения. Предлагаю всем ребятам подумать и определить, что было трудным, почему, что помогло решить возникающие проблемы.
Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Работа по здоровьесбережению должна проводиться систематически и целенаправленно, что является важным условием успешной работы по охране и укреплению здоровья детей.
Таким образом, какие бы образовательные технологии, приемы, методы вы бы не использовали в своей работе, помните, что вы ответственны, прежде всего, за здоровье своих детей. Будут дети эмоционально, физически здоровы и вы получите внимательных, активных, усваивающих программный материал учеников.
Литература:
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/авт.-сост. Н.Н. Шапцева. Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.
«Три шага к науке о здоровье здоровых» журнал « Директор школы» 1994 г. №5
Универсальные дидактические материалы по русскому языку: Пособие для учащихся 5-6 классов Изд. 2-е, испр., доп. Пахнова Т. М., Дейкина А. Д. Издательство « Аркти», 2000 год