Использования современных образовательных технологий
на уроках истории, обществознания и права
(из опыта работы)
Санкина Ольга Николаевна,
учитель истории, обществознания
МКОУ «Непрядвенская СОШ»
Воловского района Тульской области
Современной школе предлагается достаточно большое количество технологий. Обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед нами проблем, ошеломляет, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждой технологии, ее достоинств и недостатков.
Владею и применяю в практической профессиональной деятельности, следующие современные образовательные технологии и методики:
- информационно-коммуникативные технологии;
- методы и приёмы технологии проблемного обучения;
- технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Технология проблемного обучения достаточно популярна в современном сообществе учителей.
Считаю, что реализация технологии проблемного обучения возможна при условии знания учителем основных теоретических вопросов и умении их применять на практике. Только тогда возможно достижение основной цели проблемного обучения: развитие интеллектуального потенциала учащихся, их способностей к творческому мышлению, расширение знаний по предмет.
Проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем. Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.
В проблемном обучении применяю 3 метода (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский).
Наиболее характерные типы проблемных ситуаций, которые применяются мною на практике:
- проблемный вопрос, допускающий различные версии ответов:
«Почему в СССР при коммунистах реформы не пошли, а в Китае при коммунистах они продолжаются, и довольно успешно?»,
« Почему народная память хранитвоспоминания об одних князьях, но «вычеркнула» других?»,
«Почему удалось победить ордынцев на Куликовом поле?» и т.д
Задача учащихся состоит в том, чтобы выявить разные позиции и взгляды на изучаемый исторический материал;
- задания, направленные на решение проблемных задач по истории, например:
По словам писателя и публициста Р. Медведева, «Брежнев был явно малообразованным человеком... его интеллект можно было назвать посредственным». Если это так, то почему ему удалось удержаться у власти около 18 лет, в то время как, по мнению многих историков, более способные Маленков и Хрущев были лишены своих постов?
Задача учащихся состоит в том, чтобы проанализировав период правления Л.И.Брежнева, найти ответ на этот вопрос. Такую задачу можно ставить перед учащимися в начале изучения темы или перед повторительно - обобщающим уроком
В качестве проблемной ситуации на уроке можно применять
-Проблемные задачи с недостающими, избыточными противоречивыми данными.
- Различные точки зрения на один и тот же вопрос
- Проблемные задачи с заведомо допущенными ошибками
- Поиск истины (способа, приёма, правила решения)
- Пути подведения учащихся к проблемной ситуации
- Побуждающий диалог, «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т. е. помогает формулировать учебную задачу
- Подводящий диалог - логически выстроенная цепочка заданий и вопросов.
- Применение мотивирующих приёмов
«Яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), и др.
Технология развития критического мышления (РКМЧП) - это одна из современных технологий, которая способна решать задачи современного образования.
На своих уроках я использую такие приемы критического мышления, как:
- «Кластер»,
-«Диаманта»
- «Мозговой штурм»;
- «Корзина идей»;
- «Синквейн»;
- «Фишбоун» («Рыбная кость»);
- «Тонкий и толстый вопрос».
- «Дискуссия»
Приемы РКМЧП | Цель | Описание порядка использования | Результат |
Толстые и тонкие вопросы (Тонкими вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения. Толстые вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку). | Применяется для самостоятельной учебной и домашней работы | | Систематическое применение данного приёма учит учеников грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности |
Синквейн это стихотворение, состоящее из 5 строк. | Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту, элемент рефлексии | Правила написания синквейнов: В первой строчке тема называется одним словом. Вторая строчка это описание темы в двух словах (2 прилагательных). Третья строчка это описание действия в рамках этой темы (3 глагола). Четвертая строчка это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Пятая строчка это синоним (метафора) из одного слова, которое придает суть темы. | Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас, синтез изученного материала, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии |
Кластер | Установить максимальное количество признаков изучаемого понятия | В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся. | Кластер (пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям. |
«Фишбоун» («Рыбная кость») | направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме | схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, позволяющая наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. | Данный прием помогает установить причинно-следственные взаимосвязи. Позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. |
Урок «Политический статус личности»
Мотивация:
предлагается тема урока, оформленная в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – основные характеристики
(смысловые блоки) темы.
Задача:
после чтения текста дополнить каждую планету - спутниками, раскрывающими смысл данных понятий
Инструмент проверки:
1) полнота раскрытия темы; 2) дизайн; 3) участие каждого члена группы;
4) защита кластера; 5) умение отвечать на вопросы.
Использование технологии РКМЧП на уроках истории, обществознания и права и в работе классного руководителя (классные часы и родительские собрания) способствовало формированию таких умений у учащихся:
умение работать в группе;
умение графически оформить текстовый материал;
умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
умение распределить информацию по степени новизны и значимости;
умение обобщить полученные знания.
Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Информационно-коммуникационные технологии.
Информационные технологии стремительно вошли в жизнь школы. И если ещё 7-10 лет назад их применение в деятельности учителя было чем-то инновационным, то сегодня без таких инноваций трудно представить работу современного учителя.
В условиях личностно-ориентированного обучения современному ученику уже недостаточно и неинтересно, когда единственными источниками информации в школе являются учитель и учебник. Решить эту задачу, на мой взгляд, поможет использование в образовательном процессе информационно - коммуникационных технологий (ИКТ). Что касается ИКТ-технологии, то современный учитель обязан владеть данной технологией, так как это одна из ключевых компетенций современного педагога.
Я применяю компьютерные технологии в своей работе при подготовке и проведении уроков, внеклассных мероприятий, в методической и воспитательной работе, а также для повышения профессионального уровня и представления своих педагогических находок.
Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности всех составляющих образовательного процесса и создание оптимальных условий для развития и самосовершенствования как обучающихся, так и самого педагога.
В своей деятельности я использую следующие ресурсы ИКТ:
ПрограммыМS Office (Word, Excel, Power Point, Publisher, Access, Front Page);
Конструкторы тестов, кроссвордов;
Ресурсы Интернет;
Электронные учебные пособия;
Цифровые образовательные ресурсы;
Программы для создания фильмов и сайтов.
Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать и объяснять новый материал, представлять опорные конспекты, слушать музыку и речь, посмотреть портреты классиков, экранизации их произведений, художественные полотна и иллюстрации, обратиться к интерактивным лекциям.
О
бращусь к основным ресурсам ИКТ, используемым мною на уроках истории, обществознания и права. В первую очередь это «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов образования. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов или ЦОРы представлены видеофрагментами, литературоведческими справками, иллюстрациями, репродукциями картин, звуковыми фрагментами, интерактивными заданиями.
П
ри работе с данными ЦОРами использую следующие варианты исследовательских заданий:
- создать информационный проект на основе материалов ЦОР (это задание формирует у школьников навыки нахождения, обработки, классификации, систематизации и презентации информации);
- решить поставленную проблему, посредством обращения к источникам, выходящим за рамки школьной программы (реализация межпредметного, интегрированного знания, формирование умения критически, многогранно смотреть на мир);
- смоделировать «портрет эпохи» через образно-иллюстративный ряд, коллаж из картин живописцев данного периода времени, иллюстрирование изучаемого текста образно-звуковым фоном, создание «галереи образов писателя» (учащиеся приобретают знания в области живописи, а также получают представление о критериях отбора демонстративного материала для защиты исследовательских проектов, совершенствуют качества исследовательского мышления);
- создать собственную интерпретацию образа эпохи (школьники учатся исследовать полученный материал, критически к нему относится, формулировать свои собственные выводы).
В урочной деятельности я использую ИКТ для наглядного представления материала, организации устной работы, контроля знаний. Видеоуроки и пособия, используемые мной, содержат большой справочный материал, различные виды работ, тренировочные упражнения, разноуровневые задания для контроля знаний. Применение в преподавании ИКТ отличается высокой эффективностью и целесообразностью, помогает активизировать познавательную деятельность учеников.
Работая классным руководителем, я создаю презентации для проведения классных часов, родительских собраний и других мероприятий. Вместе с ребятами мы ведем электронное портфолио класса, создаем фильмы и презентации о школьной жизни. Большую помощь как классному руководителю компьютер оказывает мне при подведении итогов и ведении мониторинга успеваемости.
Технология опорных конспектов
Учителю истории на каждом уроке приходится излагать новый материал, оперируя огромным количеством сведений, фактов, имен, дат и библиографических ссылок. При этом обычно уделяется большое внимание развитию понятийного, словесно-логического мышления, т.е. делается ставка в основном на его вербальную сторону, часто в ущерб другому не менее важному компоненту мышления – невербальному (образному). Это создает большие трудности: учащиеся усваивают историю формально, в виде словесных выражений, за которыми не стоят образы реальных фактов. Отсутствие четких и адекватных образов не позволяет им наполнить исторические понятия, законы общественного развития живым и конкретным содержанием. Использование же опорных схем и конспектов делает усвоение учебного материала осознанным, доступным и результативны Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. Центром опорного конспекта становится опорный сигнал – ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок, цифра, буква, условные картографические знаки, размер, форма, цвет). Использую на уроках, при подготовке к ЕГЭ и к олимпиадам по истории тематические блоки. Одним из элементов данной системы являются блок схемы. Ученикам предлагается самостоятельно расшифровать данный опорный конспект. В задание вносится элемент состязательности и стимулирования. При завершении изучения темы у учащихся формируется целостная картина по данному периоду истории, так как к блок схеме прилагается пояснительная записка, тренинг и блок контроля.
Накопленный опыт, систематическое использование современных образовательных технологий, в том числе технологию дистанционного обучения дали ощутимые результаты: 100% успеваемость, хорошее качество знаний по истории, обществознанию и праву
Учение в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время труднее вызвать у школьников интерес и изумление. Это заставляет меня искать технологии, приемы, мметоды, которые позволили бы организовать обучение каждого ученика на высоком уровне