СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исправляем речь. Задачи логопеда и воспитателя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исправляем речь. Задачи логопеда и воспитателя.»

Исправляем речь детей. Задачи логопеда и воспитателя.

Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и  формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим основные отличия: 

Логопед исправляет нарушения речи

 

Воспитатель под руководством

логопеда активно участвует в коррекционной работе

Подготовительный этап

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

 Этап появления звука 

Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучание и артикуляции, используя картинки – символы и звукоподражания.

 Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, рассказы.

Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал.

 Условия, необходимые для формирования у дошкольников с ОНР правильного звукопроизношения:

1)       для первоначальной постановки звука отбирается ряд звуков, принадлежащих к разным фонетическим группам;

2)       при этом целесообразно использовать все анализа­торы. Опора на кинестетические ощущения способствует осоз­нанному звучанию речи;

3)       отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуще­ствляется поэтапно и распределена во времени;

4)       закрепление поставленных звуков в процессе диффе­ренциации всех близких звуков;материал по закреплению и автоматизации звуков под­бирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный мате­риал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, вы­работке грамматически правильной связной речи.

В процессе овладения этими видами деятельности воспитатель должен учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления.
   

Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:
      1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;
      2) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
      3) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедической непосредственно образовательной деятельности.
      Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедической непосредственно образовательной деятельности, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.

      Формирование лексического запаса и грамматического строя на непосредственно образовательной деятельности воспитателя осуществляется поэтапно:
      1) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;
      2) дети с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;
      3) воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям.
      Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения    



Основные  направления  коррекционной  работы  воспитателя.

    1.  Артикуляционная  гимнастика (с  элементами  дыхательной  и  голосовой)  выполняется  в  течение  дня  3 – 5  раз.

    2.   Пальчиковая  гимнастика  выполняется  в  комплексе  с  артикуляционной  3 – 5  раз  в  день.

    3.  Коррегирующая минигимнастика для профилактики  нарушений  осанки  и  стопы  выполняется  ежедневно  после  сна.

    4.   Вечерние  индивидуальные  занятия  воспитателя  по  заданию  логопеда,  закрепляющие  звукопроизношение. Работа  проводится  воспитателем  по  индивидуальным  тетрадям  детей.

Содержание  данных  занятий  определено  программой:

                           А) проговаривание  слогов,  слов,  предложений на закрепляемый  звук;

               Б) повторение  скороговорок,  коротких  рассказов,  стихов;                 

               В) упражнение  в  звуко – слоговом  анализе  и  синтезе;

               Г) повторение  лексико – грамматических  упражнений;

               Д) упражнения  на  развитие  внимания,  памяти,  мышления.

    5. Фронтальные  занятия  по  программе  ДОУ  (и  в соответствии  с  календарным  планом  логопедической  работы)

Отличительной  особенностью  фронтальных  занятий  в  логогруппе  является  то,  что  кроме  образовательных  задач  перед  ними  стоят  и  коррекционные  задачи,  непосредственно  связанные  с  темой  каждого  занятия.

    6. Коррекционная  работа  вне  занятий: Во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно – бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечении.

Учитель-логопед МБДОУ «Ромашка» г. Урень

Пуртова Алёна Алексеевна