Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики и дома
(Из опыта работы учителя физики ГБОУ«Дьяковская гимназия имени И. М. Стрельченко» Иоцук М. В.
(Выступление на семинаре РМО учителей физики)
В систему образования интенсивно внедряются методики, технологии, приёмы, направленные на формирования умений и качеств личности, в условиях быстро меняющегося мира. Основой для их создания могут служить умения сформированные в процессе исследовательской деятельности учащихся. Они необходимы любому человеку, не только при освоении учебных дисциплин естественного цикла, не только исследователю, но и предпринимателю, высококвалифицированному рабочему .
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Эта деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цели исследовательской деятельности:
приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,
развитие способности к исследовательскому типу мышления,
активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
В курсе физики подготовка учащихся к исследовательской деятельности, формированию у них специальных умений и навыков начинается с самостоятельного планирования и проведения экспериментов, лабораторных работ, изучения явлений. В основу этой подготовки положена идея организации самостоятельной исследовательской деятельности учеников на начальных этапах экспериментирования, т. е. при постановке цели и планировании практических исследований. Например, при организации лабораторной работы «Определение плотности твёрдого тела» я строю этот урок на инициативе учащихся. Я называю только тему лабораторной работы, а цель, оборудование, план достижения цели учащиеся определяют сами, многие развивают цель более ёмкую, нежели найти плотность твердого тела, например, определить вещество, из которого состоит это тело. Для домашней работы даю задание: определить плотность жидкости (например кусочка мыла ; масса дана на упаковке , объём замерить и вычислить). В результате таких уроков ребята учатся определять цель, выделять объект исследования, выявлять условия осуществления исследования, выдвигать предположения, планировать ход экспериментального исследования, фиксировать результаты работы, обобщать и анализировать полученные данные.
Причём, каждый ученик достигает тех результатов, которые определяются его индивидуальными способностями.
Исследовательский характер носят много лабораторных работ курса физики, например, «Выяснение условий плавания тела в жидкости», «Выяснение условия равновесия рычага» в 7 классе. Сила упругости не менее интересна для исследования в 7 классе.
«Сборка электромагнита и испытание его действия», «Изображения, полученные с помощью линзы», зависимость скорости испарения жидкости от температуры. Есть исследования, которые они проводят вне уроков или дома. Например, броуновское движение изучал Корнев Вячеслав во внеурочное время, а зависимость температуры остывающей воды от времени многие учащиеся исследовали в домашних условиях.
Алексеев Максим (11класс) определяет коэффициент модуля упругости резины
Есть у восьмиклассников и основательные исследования, например, предметный проект «Исследование параллельного и последовательного соединений проводников», который требует основательных знаний и времени.
«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости», «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
Исследование периода колебаний проводят ученицы 9класс
«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» выполняли ученики 11 класса, а явление электромагнитной индукции дало широкое поле исследовательской деятельности для всего класса.
Экспериментальные исследования упругой деформации резины проводил Алексеев Максим из 11 класса.
«Исследование зависимости коэффициента поверхностного натяжения жидкости от температуры и граничащих сред», «Изучение явления электромагнитной индукции», « Наблюдение за действиями магнитного поля на ток» требуют исследовательских навыков в 11 классе.
Элементы технологии исследования присутствуют и на уроках изучения нового материала. Например, изучая силу трения в 7 кл и в 10 кл , учащиеся исследуют причины её возникновения, их влияние на степень проявления силы, исследуют способы увеличения и уменьшения силы трения, думают над тем что было бы, если б не было силы трения. Это исследование было проведено группой учеников 10 класса.Скапенко Вячеславом, Поповым Александром.
В 8 классе при изучении темы «Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление» я применяю полностью исследовательскую технологию: от постановки проблемы до вывода. В теме «Колебательные движения» на первом уроке главы «Механические колебания и волны. Звук» учащиеся 9 класса исследуют условия возникновения механических колебаний и находят их пять, хотя в учебнике рассматриваются только два. В данном случае важно то, что знания, полученные таким образом, откладываются надолго, исследователи горды своими успехами, а значит, будет потребность в открытии нового.
Исследования могут носить и иной характер. Так, например исследование в виде проекта . смотритете приложение 1.
Исследовательский характер носят некоторые задачи, например, такая: «Как нужно потянуть за конец нити, намотанной на катушку, чтобы катушка: а) удалялась от экспериментатора, б) приближалась к нему?» Ответ обосновать рассмотрением сил и подтвердить опытом. Чтобы решить эту задачу необходимо провести и теоретические исследования и опытные. Это задача для десятиклассников по теме «Законы Ньютона». Или такие : каково действие постоянного тока на ткани организма?, почему растет артериальное давление в процессе задержки дыхания или при изменении положения тела ?, какую максимальную мощность может развить мой друг Алешка при прыжке с места в высоту?
При выборе содержания исследовательской деятельности необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, технические возможности физического кабинета, материальные возможности учащихся. Так, третью задачу из выше указанных можно решить без особых условий, а две другие требуют компьютерных исследований. Поэтому исследовательские задачи не должны требовать дорогостоящего или сложного оборудования, желательно, чтобы оно входило в обычные школьные кабинеты или могло быть быстро изготовлено из подручных средств.
К исследовательской деятельности можно отнести мини-проект Физические приборы вокруг нас
Есть в нашей копилке исследовательского опыта и такая работа «Исследование зависимости скорости истечения сыпучих веществ от диаметра крупинок». «Исследование и определение вязкости жидкости»
Проблема этой работы - проблема домохозяек и к физике имеет отношение разве что тем, что использует её приемы и методы. Однако тема вызвала интерес у девушек 11 класса и уже имеет решение.
В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удается что -то открыть самому. Задача учителя увлечь содержанием и способом выполнения работы. Исследовательская деятельность предполагает совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску вариантов решения тех или иных проблем, задач. Учитель может подсказать и новые источники информации и может просто направить мысль учеников в нужном направлении. Деятельность учителя по организации исследований включает следующее:
-обеспечение учащихся необходимыми знаниями по организации исследований;
-активизация учащихся к нахождению путей достижения цели;
-выяснение того, какое оборудование необходимо для работы;
-обучение учащихся тому, как надо формулировать выводы, делать обобщения по результатам исследований.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют воспитания подлинно свободной личности, формирования у детей способности мыслить, добывать и применять знания, поэтому исследовательская деятельность в школе - это процесс приобретения ребенком навыков, необходимых для процесса социализации, что очень важно в жизни.