Исследовательская деятельность как один из способов развития творческих способностей учащихся
Организация исследовательской деятельности учащихся – это мощная инновационная образовательная технология. Это средство комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме. Исследовательское обучение предполагает обращение к принципиально новой модели обучения, в которой главное место занимает познавательная деятельность самого ребёнка – активное учение посредством собственного опыта. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере.
Но как дать ребенку знания, как развить его способности? Как сделать, чтобы школьники не только усвоили какую-то сумму знаний, но и стали умнее, изобретательнее, научились самостоятельно мыслить и работать? Сегодня становится очевидным, что приоритет в работе надо отдавать формированию исследовательского поведения, совместному поиску истины. Руководство исследовательской деятельностью требует от учителя постоянного совершенствования своих умений. Чтобы дети были подготовлены, необходимо использовать на уроках и во внеурочной деятельности проектный и исследовательский подход, развивать навыки исследовательского поведения.
Работа по формированию исследовательских умений может осуществляться в урочное время: на уроках-исследованиях, уроках-лабораториях, уроках-проектах, уроках-путешествиях. Во внеурочой деятельности: это олимпиады, школьные НОУ, интеллектуальные марафоны, предметные клубы, кружки. На учебном занятии возможно применение исследовательского метода обучения, нетрадиционных форм занятий, домашних заданий исследовательского характера. Этому способствуют и современные интерактивные технологии, такие как методы проектов и проблемного обучения, а также информационные технологии. Конечно, существует целый ряд программ по развитию исследовательской деятельности учащихся. Составлены они в соответствии с возрастом, предметом, направлением исследования. Главное, следует помнить, что подниматься к серьёзным исследованиям нужно по ступенькам.
I ступенька – воспитание творческих способностей;
II ступенька – исследовательские задания;
III ступенька – исследовательские мини-работы;
IV ступенька – самостоятельные исследовательские работы.
Хочу предложить несколько видов работ: составление текстов диктантов; составление карточек-заданий по изученному материалу; составление обобщающих таблиц для работы на уроке; сочинение лингвистических сказок-миниатюр; работа с дополнительной литературой; проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки; выполнение обязанностей консультанта при групповой работе; проведение учащимися фрагментов урока. При изучении нового материала сильные ученики путём самостоятельного исследования могут составить опорную таблицу или алгоритм. При закреплении материала могут предлагаться разные виды работ, которые могут усложняться. Например, для более способных детей составление связных текстов на определенную тему, а для менее подготовленных – составление предложений на эту же тему. Для сильных учащихся тему лучше формулировать нестандартно, чтобы она отражала проблему. Задания усложняются постепенно, при этом необходимо давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявил интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности и ему можно предложить индивидуальный исследовательский проект.
Индивидуальный проект. Автор: Колесникова Виктория
Агитационное искусство (фрагмент)
Что привело Маяковского к деятельности такого вида?
В детстве В.В. Маяковский был очень активным и любознательным мальчиком. Он любил читать, разговаривать со взрослыми, придумывать со своей сестрой Олей различные игры. Когда Маяковскому было около восьми лет, он впервые в жизни увидел маяк. Ему объяснили назначение этого сооружения: он далеко светит и указывает направление кораблям. По словам матери, это произвело на поэта такое сильное впечатление, что став взрослым он написал детскую книгу "Эта книжечка моя про моря и про маяк", которая завершается такими словами:
- Дети,
будьте, как маяк!
Всем,
кто ночью плыть не могут,
освещай огнем дорогу.
Так небыли ли окна РОСТА тем самым маяком для российского общества?
Почему плакаты?
О начале своей работы в Роста Маяковский рассказывает в статье «Прошу слова»:
«Моя работа в Роста началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву Ростой, который свел меня с М. М. Черемных, одним из лучших работников этого дела. Второе окно мы делали вместе...»
Как не заметить посреди серой улицы яркое двухметровое пятно? Запоминающиеся карикатуры ростовских плакатов всегда сопровождались остроумными лозунгами, понятными для всех. При этом плакаты не нужно искать, они сами находят своего зрителя, а им оказывается любой случайный прохожий. Благодаря всему этому содержания плакатов машинально откладывалось в сознании у горожан.
Особенности РОСТовских плакатов.
«Окна Роста», — писал Маяковский, — фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища».
Вот такое объявление появилось в августе 1921 года на витрине одного из магазинов:
КРЕСТЬЯНИН, ЭЙ!
ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ, ДЕЛАЙ СКОРЕЙ!
Помощь должна быть доставлена до 20 числа
августа месяца.
Не доставите, -
крестьянину хоть повеситься.
С помощью опоздать -
это все равно, что ничего не дать.
Чтоб в 21-м году голода избежать,
надо не вразвалку идти,
не идти, как обыкновенно,
а бежать!!!
Эй, крестьянин!
Продработник, эй!
Что делаешь,
делай скорей!
1921, август, Главполитпросвет №306
Это не простое: «Просим собрать матерьяльную помощь нуждающимся до двадцатого августа». Объявление пишется не по стандарту, оно облачено в лирическую форму и в нём присутствует максимализм для лучшего внушения («С помощью опоздать - это все равно, что ничего не дать») А на фоне ярких иллюстраций оно сильно выделялось среди прочих объявлений.
Окна РОСТА отличались большой оперативностью. Вечером в РОСТА приходили газеты, журналы, телеграммы, а уже утром по городу были развешаны плакаты с язвительной оценкой новостей:
Здесь не только намеренья политического деятеля. Здесь обличаются несерьёзность и ненадёжность противостоящих большевикам политических партий.
Благодаря окнам РОСТА жители моментально узнавали о важных событиях происходящих в стране и за границей. «От нас требовалась машинная быстрота, — писал Маяковский, — бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через 40 минут — час уже висело по улице красочным плакатом... Этого темпа, этой быстроты требовал характер работы, и от этой быстроты вывешивания вестей об опасности или о победе зависело количество новых бойцов».
Многочисленные лозунги о труде призывали к работе. Они были направлены на каждого, кто желал лучшей жизни:
ДА ЗДРАВСТВУЮТ СУББОТНИКИ!
Эй, товарищи, железнодорожник и водник!
Помните,
каждый честный работник
должен идти на субботник!
Вас
на субботник
может выйти
полмиллиона ровно.
А ходит всего 50 000,
да и то
случайно и неорганизованно.
Забита железная дорога.
Чинить, чистить нужно!
Двиньтесь все на субботник,
и будет дорога починена,
почищена
и разгружена.
1920, ноябрь, Роста №611
Другие лозунги говорят народу о том, что с приходом большевиков к власти он работает не на «буржуя», а на самого себя, и значит,чем больше он будет работать, тем лучше будет жить:
ВСЕ В РЯДЫ УДАРНЫХ ГРУПП!
Без угля - Россия труп...
Дать ей уголь нужно.
Эй, в ряды ударных групп
становитесь дружно!
Против Врангеля удар
дал победу в дар нам.
И теперь
на фронт труда
марш полком ударным.
То что выдолбишь рукой, -
не буржуям-ворам!
В окнах присутствовал постоянный призыв что-то делать, а не сидеть на месте. Нужно было совершенствовать государство, бороться с его врагами.
Здесь автор объединяет себя с читателем («всем нам»), а к «нам» относятся все те кто не «вор» и не «посредник». А если ты не «вор» и не «посредник», то ты должен бороться с ними, а не отмалчиваться в стороне. С этим то и обращается автор к народу. Он даёт не наставления, а указания, не заставляет, а лишь напоминает об обязанности: «Смотри, чтоб не таскали из вагонов, смотри, чтоб не крали с казенных складов.».
Разруха рассматривается не как следствие человеческого бездействия. Она – самостоятельный персонаж. В паре «разруха - результат» и «разруха - действие» Маяковский выбирает второе. Этим он говорит народу, что ещё есть возможность всё изменить. В сознании людей формируется образ «ведьмы старой», для которой губителен каждый вколоченный гвоздь и исправный станок. Работая, люди представляют, как погибает старуха-разруха.
Благодаря отсылу к фольклору ("Врангель, Врангель, где ты был?" - "У Ллойд-Джорджа танк добыл!", «Тили-бом, тили-бом!! Стал гореть вильсонов дом…», «Динь, динь, дон, динь, динь, дон, день ужасных похорон…») тексты ростовских плакатов лучше запоминались, и новые слова наложенные на знакомый мотив оставались в памяти дольше.
Людям показывали антигероев, на которых они не хотели быть похожими. Ведь никому не понравилось бы увидеть плакат с обвинениями и узнать там своё отражение. Но в тоже время в окнах Роста присутствовал образ национального героя, к которому нужно было стремиться:
Кто герой?
Тот, кто лучше других уголь долбит под землей,
кто за рудою прошел горой, -
тот герой!
Нельзя сказать,что создатели окон Роста были толеранты в своих высказывниях. Врагов они не жалели, отзывались о них довольно грубо и часто использовали эмоционально-окрашенную лексику:
ВРАНГЕЛЬ
"Врангель, Врангель, где ты был?" -
"У Ллойд-Джорджа танк добыл!" -
"Врангель, Врангель, где ты был?" -
"У французов войск добыл!"
Где ты будешь, Врангель мой? -
В море шлепнешь головой.
1920, октябрь - ноябрь, Роста №479
Но благодаря высмеиванию и унижению Ллойд-Ждорджа, Врангеля и других политических врагов народ чувствовал свою силу и знал, что победа будет за ним.
«Агитика» в наше время
Если посмотреть на агитационные плакаты последних выборов президента или выборов в Государственную Думу, то можно подумать что они создавались не для того, что бы побудить народ проголосовать за ту или иную политическую партию, а просто для галочки. Общие фразы, вроде «Сила в правде» или «Строим для жизни, для людей», и логотип партии не идут ни в какое сравнение с Ростовскими агитками.
Отдельного рассмотрения заслуживают агитлистовки против одной из политических партий из народа. Здесь присутствуют подражание агитплакатам двадцатых годов в лозунгах («Если голосом своим дорожишь – покажи медведю шиш») и в цветах, экспрессивные высказывания против партии и яркие аллегоричные иллюстрации. Но настораживает одна фраза, присутствующая почти во всех листовках: «Голосуйте за любую партию, кроме Единой России». В одной из них даже написано, что остальные ничем не лучше, но за Единую Россию всё равно голосовать не стоит. Если вникнуть в смысл, то получается, что люди говорят: «Пусть нас обманывают дальше, но уже другие». То есть революционным характером заражена большая часть страны, но ни у кого нет идеи, за которую можно было бы бороться. И тут даже трудно сказать, что же страшнее: правительство, которое отмахивается от жителей страны фразой «всё будет хорошо» или народ, не знающий, что делать, но протестующий против всего, что ему предлагают. И кто же теперь является маяком и указывает стране верный путь?
Список литературы:
В. Маяковский в воспоминаниях современников, Государственное издательство художественной литературы, 1963
В.Д. Дувакин. «Окна Роста» В. В. Маяковского. — 1949
Статья «Прошу слова», В.В. Маяковский, 1930
«Только не воспоминания...», В.В. Маяковский, 1927
"Грозный смех. Окна РОСТА", В.В. Маяковский, 1932