Исследовательская деятельность обучающихся на примере изучения истории родного города
Тема исследования "Развитие образования в городе Богородицке в ХIX веке"
Подготовила: учитель истории и обществознания
МОУ СШ №4 г. Богородицка Трибельгорн Н.С.
Современное образование построено так, что деятельность обучающихся должна соответствовать определенным требованиям. Федеральные образовательные стандарты нового поколения ориентированы на высокие требования к уровню развития личности. Здесь одним из ключевых пунктов является использование системно-деятельностного подхода.
Под системно-деятельностным подходом понимается организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Основными моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию-действию. Использование данного подхода на уроках истории позволяет формировать у детей способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать действия, принимать решения, сотрудничать, быть открытыми для нового.
Важным элементом системно-деятельностного подхода является исследовательская деятельность. Для обучающегося она проявляется как возможность проявить себя в групповой или индивидуальной работе, оценить свой творческий потенциал, показать инициативность и ответственность, представить конкретный итог своего труда. Для учителя исследовательская деятельность выступает как фактор повышения интереса к предмету, увеличения познавательной активности школьников.
Особое значение имеет исследовательская деятельность в краеведении. Здесь обучающиеся выступают в роли исследователей своего родного края, города, села. Важной составляющей в такой работе является использование различных источников краеведческой информации (карт, книг, энциклопедических словарей, справочников, хрестоматий, музейных материалов).
В исследовательской краеведческой работе ставятся следующие образовательные и воспитательные задачи:
1. Изучение истории родного края
2. Развитие у учащихся познавательной, творческой деятельности
3.Обучение работе с материалом, поиску нужной информации
4.Развитие речевых и мыслительных умений
5. Обучение детей умению использовать различные источники краеведческой информации и научно-вспомогательных материалов
6.Формирование чувств патриотизма и уважения к народу.
7. Воспитание духовности, нравственности.
В Муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя школа № 4" г. Богородицка из обучающихся 9 "В" класса была сформирована краеведческая исследовательская группа. Учеников интересовала тема "Развитие народного образования в городе Богородицке в XIX веке". Исследовав литературу по истории родного города и Тульского края, а также материалы, хранящиеся в Муниципальном архиве города Богородицка, обучающимися было отмечено следущее.
Народное образование в Богородицке имеет богатую историю, которой могут позавидовать многие города. Ещё в XVIII столетии, когда в российской провинции и, особенно в небольших уездных городах, учебные заведения были редкостью, в Богородицке их существовало целых три: школа конюховых детей, дворянский пансион с "дополнительными классами" А.Т.Болотова и волостное училище для детей крестьян.
В начале XIX столетия дети чиновников, помещиков, богатых горожан обучались в основном на дому. Среди их учителей, возможно, были и иностранцы. В ходе работы исследователи выявили интересный факт: после победы над Наполеоном в 1812 году пленные французы, особенно офицеры, были нарасхват в провинциальных городах и поместьях, где их использовали в качестве гувернеров и учителей. Ценность их заключалась в том, что они могли обучить французскому языку.
В 1835 году в городе открыли уездное училище. При нем также были открыты подготовительный класс и женская школа. Женская школа просуществовала недолго, так как родители возражали против обучения девочек в одном здании с мальчиками. Вероятно, у города не было средств для перевода женской школы в отдельное помещение, поэтому её закрыли через 2 года. Учебное заведение для девочек появится лишь четверть века спустя. Связано это было с тем, что тульский губернатор Дараган сделал замечание местным властям по поводу отсутствия в городе женского учебного заведения. Так в 1861 году было создано двухклассное училище для девочек.
Одна из проблем исследовательской работы заключалась в том, чтобы узнать каким образом готовили педагогов для обучения в школе. Проработав архивные документы и краеведческую литературу, обучающиеся выявили следующее. В 1869 году на заседании очередного земского собрания граф А.П. Бобринский внес предложение об открытии в Богородицке летних педагогических курсов, которые позволили бы учителям уезда повысит свою квалификацию. Уже в 1870 году такие курсы были организованы. Их работой руководил приглашенный из Москвы педагог Н.П.Малинин. Курсы, действительно, помогли местным учителям. Спустя десятки лет в земство вернулось к опыту их создания, и летом 1898 года были открыты шестинедельные курсы для учителей. Заботясь о поддержании на должной высоте профессионального и культурного уровня учителей, земство 1888 году открыло для них библиотеку.
Таким образом, роль земств в развитии образовании во второй половине XIX века является высокой. Стремительно растёт количество начальных школ. Так в 1890 году насчитывалось 35 школ, а через 7 лет уже 90. Начальные школы открывались в самых отдаленных, глухих уголках уезда. Это было результатом самоотверженной работы земских деятелей, которые отдавали все силы просвещению народа. Среди них следует отметить заведующего хозяйственной частью земских школ уезда Николая Владимировича Чехова (1865-1847) ,человека необычайной энергии, который покинул Санкт-Петербург и переехал жить в Богородицк. Здесь он трудился, не покладая рук. Во многом благодаря ему в указанное выше семилетие число школ возросло в два с половиной раза.
По объему ассигнований на содержание народных училищ богородицкое земство в предреволюционный период выдвинулось на первое место среди земских учреждений Тульской губернии.
Однако вплоть до последнего десятилетия ХIХ века в Богородицке можно было получить лищь начальное образование. Это не удовлетворяло интересы жителей города.
Архивные материалы рассказывают о том, что ещё в 1876 году купец А.В. Ламакин обратился в богородицкую думу с ходатайством о преобразовании уездного училища в четырехклассное городское, в котором мальчики могли бы изучать иностранные языки. Дума поддержала ходатайство, и год спустя оно было удовлетворено.Уездное училище сделали городским, правда. не четырех, а трехклассным.
Одной из задач исследования было узнать и изучить историю возникновения Богородицкого сельскохозяйственного колледжа имени И. А. Стебута, который сохранился и по сей день выпускает замечательных специалистов. В ходе работы с архивными материалами и краеведческой литературой обучающиеся узнали следующее.
В 1894 году Министерством уездов и земледелия было принято решение об учреждении в Тульской губернии среднего земледельческого училища. Губернское земство получило с мест лишь одно конкретное предложение об организации училища из города Новосиля и остановило вначале свой выбор на этом уезде.
Жители Богородицка, узнав о решении создать в губернии училище, обратились в городскую думу с заявлением в пользу его открытия не в Новосиле, а в Богородицке. Последний действительно обладал серьезными преимуществами: более выгодным географическим положением, находясь на железной дороге, и прекрасными условиями для прохождения студентами учебной практики, так как наряду с сельским хозяйством здесь были и перерабатывающие его продукцию предприятия. Городу открытие такого училища принесло бы целый ряд благ, начиная от возможности для юных горожан получить у себя в Богородицке среднее специальное образование и кончая перспективами усовершенствования с помощью училища садоводства и огородничества в округе и городе.
Городская дума, созвав чрезвычайное собрание, рассмотрела и одобрила документ и обратилась с соответствующим ходатайством в правительство. При этом предполагалось безвозмездно выделить Министерству городскую землю под учебное заведение в обмен на право получения городом в училище несколько бесплатных ест для студентов.
В Петербурге удовлетворили просьбу богородчан. Государственный Совет постановил учредить в городе училище в сентябре 1989 года. Его создание стало не только важной вехой в развитии образования в Богородицке, но и наложило заметный отпечаток на жизнь города.
Училище было названо именем Ивана Александровича Стебута (1833-1923), который являлся основоположником русской агрономической науки, был председателем Учебного комитета при Министерстве земледелия. Именно при его содействии было открыто сельскохозяйственное училище (первое в Тульской области). В течение ряда лет И.А. Стебут был его попечителем.
Стоит отметить, что кроме городских властей и земства, народным образованием занималась и церковь. Большое число детей, главным образом из простых семей, заканчивали церковноприходские начальные школы, учрежденные в 1836 году по приказу Синода. В его ведении они и находились. Школы действовали в приходах храмов, в них обучали грамоте, давали основы религиозного образования. Занятия вели преимущественно священники.
Правительство и Синод уделяли постоянное внимание этим учебным заведениям, заботились об увеличении их численности. У правительства были причины для особой заботы, ведь эти школы были призваны выполнять охранительные функции, противостоять нарастанию либеральных и революционных настроений среди молодёжи. Приходские школы противопоставлялись земским, весьма сомнительным в смысле политической благонадежности, по мнению правительства.
Исследование темы "Развитие народного образования в городе Богородицке в XIX веке", позволило обучающимся сделать вывод о том, что образование в городе развивалось на протяжении всего XIX столетия. Несмотря на сложности, власть города успешно справлялась с поставленной задачей, связанной с увеличением количества грамотных людей. Переломным моментом в образовании можно считать либеральные реформы Александра II. Ведь именно они дали толчок к расширению сети учебных заведений и привлечению, в качестве земских деятелей, талантливых людей в уезд.
Список литературы и источников:
1. Глаголева О.Е. Русская провинциальная старина. Тула, 1993.
2.Дружинин А.Г. Начальное образование в Тульской губернии с 1800 по 1900 год. Тула, 1901.
3.Журнал заседаний XXXII Богородицкого земства.
4.Соколов В.М. Исторический обзор народного образования в Богородицком уезде. Тула, 1898
5.Уклеин В.Н. От Оки до Куликова поля. Тула, 1970
6. Щербакова М.Ф. По родному краю. Тула,1956.
Архивы:
Архив Богородицкого Дворца-музея (воспоминания А.Н. Бурцева, воспоминания Н. А.Карлинской, дневник В.Р.Ребрикова)