Исследовательская деятельность по биологии. Гражданская наука.
Кудрявцева Н.В.
МАОУ «Лицей №6»
Бердск, 2023
Великая цель образования – это не знания, а действия. - Герберт Спенсер
Термины и определения
- Исследовательская деятельность – это вся деятельность, продуктом которой является новое знание, новые методы получения нового знания или новые методы исследования объекта.
- Миронов Андрей Владимирович
- «Исследовательская деятельность основа развития творческой личности» Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании »
Главный смысл исследования
Сфера образования
Сфера науки
Смысл исследования - учебный.
Цель –
Цель - производство новых знаний, получение объективно нового результата.
- развитие личности учащегося,
- приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,
- развитии способности к исследовательскому типу мышления,
- активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Термины и определения
- Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение , основанное на доверии и партнерстве .
Стороны исследования
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействия с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и жизненные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник – участник программы наставничества , имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
КОДЕКС НАСТАВНИКА
10 заповедей наставника:
- Не осуждаю, а предлагаю решение.
- Не критикую, а изучаю ситуацию.
- Не обвиняю, а поддерживаю.
- Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому.
- Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге.
- Не утверждаю, а советуюсь.
- Не отрываюсь от практики.
- Призываю наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, наставническому взаимодействию и сам следую этому правилу.
- Не разглашаю внутреннюю информацию.
- Без проекта нет наставника!
ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
● «обучающийся – обучающийся»;
● «педагог-обучающийся»;
● «педагог – педагог»;
● «студент – обучающийся»;
● «специалист – обучающийся».
ТИПЫ НАСТАВНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
- Традиционное наставничество (опытный и успешный наставник работает с одним подопечным).
- Партнерское наставничество (равный равному) (наставник является равным по уровню наставляемому, но имеет опыт в том или ином виде деятельности, предметной области, которым партнер не обладает).
- Групповое наставничество (наставник работает с группой, состоящей максимум из четырех человек, и берет на себя роль лидера и обязательство регулярно проводить встречи с наставляемыми на протяжении длительного периода времени, в том числе, в виде групповых сессий, в рамках которых отведено время на личное общение).
- Флэш наставничество (наставничество через одноразовые встречи или обсуждения).
- Дистанционное или интернет-наставничество (советы и рекомендации наставником предоставляются в онлайн - режиме).
- Реверсивное наставничество (более молодой по возрасту наставник работает с более опытным наставляемым по вопросам новых современных тенденций, технологий и т.д.).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИКА
Целью наставника является создание условий для формирования эффективной поддержки и пробуждения мотивации для последующей результативной деятельности обучающегося, его самоопределения и профессионального ориентирования, максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной самореализации в современном обществе, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность.
Задачи:
− подготовка …;
− раскрытие…;
− обучение …;
− оказание помощи …;
− преобразование …;
− формирование … .
КЛЮЧЕВЫЕ НАВЫКИ НАСТАВНИКА
o Активно слушать* o Создавать доверие**
o Поощрять*** o Понимать свои цели и текущую ситуацию****
o Быть последовательным
- *дает развернутые ответы и комментарии, не перебивает, использует невербальные средства общения; интересуется тем, что говорит собеседник; обобщает ключевые моменты и подводит итоги диалогов.
- ** не разглашает информацию, которую договорились сохранить между собой; выделяет достаточно времени на встречи; выполняет свои обещания; уважает подопечных и их границы; признает и исправляет свои ошибки; вежливо и вовремя говорит собеседнику, если не согласен с ним.
- *** хвалит обучающегося за достижения и действия; указывает на положительные черты характера, например, настойчивость; хвалит перед другими людьми; благодарит; пишет обнадеживающие сообщения или голосовые сообщения; говорит, как он вам помог.
- **** понимает на каком этапе создания проекта находится обучающийся, какие у этапа цели, задачи и как они повлияют на продолжение проекта.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОЕКТА
«Проект — это ограниченное во времени предприятие (мероприятие), направленное на создание уникальных продуктов и услуг или получение принципиально новых результатов. Проект — это проблема, решаемая по расписанию»
Джозеф Мозес Джуран
КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИЯ ПРОЕКТА
1. строгая и обоснованная цель , которая должна быть достигнута с одновременным выполнением ряда требований;
2. наличие внутренних и внешних взаимосвязей, задач и ресурсов , которые создают возможность представления в виде комплекса взаимоувязанных работ;
3. определенные сроки начала и конца проекта;
4. ограниченные ресурсы;
5. определенная степень уникальности гипотезы, цели проекта и условий его реализации.
ИСТОЧНИКИ ИДЕЙ ДЛЯ ПРОЕКТА
- статьи, журналы;
- лекции экспертов;
- свой собственный опыт;
- социальные сети;
- экскурсии;
- лабораторные работы и др.
«ОБРАЗ» ХОРОШЕГО ПРОЕКТА
- Название, тема исследования.
- Введение – гипотеза, цель, задачи, актуальность.
- Обзор литературы.
- Материалы и методы.
- План исследования.
- Результаты и их обсуждение.
- Выводы.
- Заключение.
- Перспективы исследования.
РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
- Гипотеза - предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.
- Рабочая гипотеза — это гипотеза, которая предварительно принимается в качестве основы для дальнейших исследований в надежде, что будет создана надежная теория, даже если гипотеза в конечном итоге потерпит неудачу.
- Гипотезу доказывают или опровергают.
ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ПРОЕКТА
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧ ПРОЕКТА
- при формулировке используется обезличенная форма и глаголы совершенного вида
- Не ставьте в задачи то, что не делаете
- Отвечают на вопросы: Что нужно сделать?
- Примеры формулировок:
- На основе аналитических методов разработать…
- Исследовать влияния режимов …
- Разработать алгоритм …
- Изучить механизм …
ГЛАГОЛЫ ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ЗАДАЧ:
Изучить ... Получить …
Исследовать … Разработать …
Предложить … Определить …
Создать ... Выявить…
Установить… Обосновать …
Проверить … Проанализировать…
Систематизировать … Уточнить …
Выделить … Сформулировать …
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Эксперимент – целенаправленное воздействие на объект исследования с целью получения достоверной информации.
Планирование эксперимента – это процедура выбора числа и условий проведения опытов, необходимых и достаточных для решения поставленной задачи с требуемой точностью.
Негласное требование к количеству экспериментов:
минимальное количество экспериментов в одной точке (в одних и тех же условиях) – не менее 3-х , т.к. 1 раз – случайность, совпадение; 2 раза – тенденция; 3 раза и более – закономерность.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Требование к факторам (условиям) экспериментов:
1. Факторы эксперимента (условия) должны быть количественными , а не качественными*.
2. Заданному набору факторов эксперимента должно соответствовать одно значение параметра **.
*выражаться в единицах измерения, например, в кг., гр., шт., а не в понятиях – вкусно/невкусно.
**в случае если одним и тем же параметрам может служить разное значение получаемые состояния(значение) системы, делать выводы не представляется возможным, так как невозможно вывести, например, зависимости.
НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ВЫВОДОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ:
ГРАЖДАНСКАЯ НАУКА
Гражданская наука ( англ. Citizen science ), научное волонтерство ( англ. participatory monitoring ), общественная наука ( англ. community science )
— концепция проведения научных исследований с привлечением широкого круга добровольцев-любителей (неспециалистов).
Научному волонтёру нет необходимости иметь ни академическую подготовку, ни высшее образование.