СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность по биологии. Гражданская наука.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность по биологии. Гражданская наука.»

Исследовательская деятельность по биологии. Гражданская наука. Кудрявцева Н.В. МАОУ «Лицей №6» Бердск, 2023 Великая цель образования – это не знания, а действия. - Герберт Спенсер

Исследовательская деятельность по биологии. Гражданская наука.

Кудрявцева Н.В.

МАОУ «Лицей №6»

Бердск, 2023

Великая цель образования – это не знания, а действия. - Герберт Спенсер

Термины и определения Исследовательская деятельность – это вся деятельность, продуктом которой является новое знание, новые методы получения нового знания или новые методы исследования объекта. Миронов Андрей Владимирович «Исследовательская деятельность основа развития творческой личности» Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании »

Термины и определения

  • Исследовательская деятельность – это вся деятельность, продуктом которой является новое знание, новые методы получения нового знания или новые методы исследования объекта.
  • Миронов Андрей Владимирович
  • «Исследовательская деятельность основа развития творческой личности» Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании »
Главный смысл исследования  Сфера образования Сфера науки Смысл исследования - учебный. Цель –   Цель - производство новых знаний, получение объективно нового результата. развитие личности учащегося, приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Главный смысл исследования

Сфера образования

Сфера науки

Смысл исследования - учебный.

Цель

 

Цель - производство новых знаний, получение объективно нового результата.

  • развитие личности учащегося,
  • приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,
  • развитии способности к исследовательскому типу мышления,
  • активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Термины и определения Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение , основанное на доверии и партнерстве .

Термины и определения

  • Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение , основанное на доверии и партнерстве .
Стороны исследования Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействия с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и жизненные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставник – участник программы наставничества , имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Стороны исследования

Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействия с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и жизненные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставник – участник программы наставничества , имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

КОДЕКС НАСТАВНИКА 10 заповедей наставника: Не осуждаю, а предлагаю решение. Не критикую, а изучаю ситуацию. Не обвиняю, а поддерживаю. Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому. Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге. Не утверждаю, а советуюсь. Не отрываюсь от практики. Призываю наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, наставническому взаимодействию и сам следую этому правилу. Не разглашаю внутреннюю информацию.  Без проекта нет наставника!

КОДЕКС НАСТАВНИКА

10 заповедей наставника:

  • Не осуждаю, а предлагаю решение.
  • Не критикую, а изучаю ситуацию.
  • Не обвиняю, а поддерживаю.
  • Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому.
  • Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге.
  • Не утверждаю, а советуюсь.
  • Не отрываюсь от практики.
  • Призываю наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, наставническому взаимодействию и сам следую этому правилу.
  • Не разглашаю внутреннюю информацию.
  • Без проекта нет наставника!
ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА ● «обучающийся – обучающийся»; ● «педагог-обучающийся»; ● «педагог – педагог»; ● «студент – обучающийся»; ● «специалист – обучающийся».

ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

● «обучающийся – обучающийся»;

● «педагог-обучающийся»;

● «педагог – педагог»;

● «студент – обучающийся»;

● «специалист – обучающийся».

ТИПЫ НАСТАВНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Традиционное наставничество (опытный и успешный наставник работает с одним подопечным). Партнерское наставничество (равный равному) (наставник является равным по уровню наставляемому, но имеет опыт в том или ином виде деятельности, предметной области, которым партнер не обладает). Групповое наставничество (наставник работает с группой, состоящей максимум из четырех человек, и берет на себя роль лидера и обязательство регулярно проводить встречи с наставляемыми на протяжении длительного периода времени, в том числе, в виде групповых сессий, в рамках которых отведено время на личное общение). Флэш наставничество (наставничество через одноразовые встречи или обсуждения). Дистанционное или интернет-наставничество (советы и рекомендации наставником предоставляются в онлайн - режиме). Реверсивное наставничество (более молодой по возрасту наставник работает с более опытным наставляемым по вопросам новых современных тенденций, технологий и т.д.).

ТИПЫ НАСТАВНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

  • Традиционное наставничество (опытный и успешный наставник работает с одним подопечным).
  • Партнерское наставничество (равный равному) (наставник является равным по уровню наставляемому, но имеет опыт в том или ином виде деятельности, предметной области, которым партнер не обладает).
  • Групповое наставничество (наставник работает с группой, состоящей максимум из четырех человек, и берет на себя роль лидера и обязательство регулярно проводить встречи с наставляемыми на протяжении длительного периода времени, в том числе, в виде групповых сессий, в рамках которых отведено время на личное общение).
  • Флэш наставничество (наставничество через одноразовые встречи или обсуждения).
  • Дистанционное или интернет-наставничество (советы и рекомендации наставником предоставляются в онлайн - режиме).
  • Реверсивное наставничество (более молодой по возрасту наставник работает с более опытным наставляемым по вопросам новых современных тенденций, технологий и т.д.).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИКА Целью  наставника является создание условий для формирования эффективной поддержки и пробуждения мотивации для последующей результативной деятельности обучающегося, его самоопределения и профессионального ориентирования, максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной самореализации в современном обществе, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность. Задачи: − подготовка …; − раскрытие…; − обучение …; − оказание помощи …; − преобразование …; − формирование … .

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИКА

Целью наставника является создание условий для формирования эффективной поддержки и пробуждения мотивации для последующей результативной деятельности обучающегося, его самоопределения и профессионального ориентирования, максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной самореализации в современном обществе, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность.

Задачи:

− подготовка …;

− раскрытие…;

− обучение …;

− оказание помощи …;

− преобразование …;

− формирование … .

КЛЮЧЕВЫЕ НАВЫКИ НАСТАВНИКА o Активно слушать* o Создавать доверие** o Поощрять*** o Понимать свои цели и текущую ситуацию**** o Быть последовательным *дает развернутые ответы и комментарии, не перебивает, использует невербальные средства общения; интересуется тем, что говорит собеседник; обобщает ключевые моменты и подводит итоги диалогов. ** не разглашает информацию, которую договорились сохранить между собой; выделяет достаточно времени на встречи; выполняет свои обещания; уважает подопечных и их границы; признает и исправляет свои ошибки; вежливо и вовремя говорит собеседнику, если не согласен с ним. *** хвалит обучающегося за достижения и действия; указывает на положительные черты характера, например, настойчивость; хвалит перед другими людьми; благодарит; пишет обнадеживающие сообщения или голосовые сообщения; говорит, как он вам помог. **** понимает на каком этапе создания проекта находится обучающийся, какие у этапа цели, задачи и как они повлияют на продолжение проекта.

КЛЮЧЕВЫЕ НАВЫКИ НАСТАВНИКА

o Активно слушать* o Создавать доверие**

o Поощрять*** o Понимать свои цели и текущую ситуацию****

o Быть последовательным

  • *дает развернутые ответы и комментарии, не перебивает, использует невербальные средства общения; интересуется тем, что говорит собеседник; обобщает ключевые моменты и подводит итоги диалогов.
  • ** не разглашает информацию, которую договорились сохранить между собой; выделяет достаточно времени на встречи; выполняет свои обещания; уважает подопечных и их границы; признает и исправляет свои ошибки; вежливо и вовремя говорит собеседнику, если не согласен с ним.
  • *** хвалит обучающегося за достижения и действия; указывает на положительные черты характера, например, настойчивость; хвалит перед другими людьми; благодарит; пишет обнадеживающие сообщения или голосовые сообщения; говорит, как он вам помог.
  • **** понимает на каком этапе создания проекта находится обучающийся, какие у этапа цели, задачи и как они повлияют на продолжение проекта.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОЕКТА «Проект — это ограниченное во времени предприятие (мероприятие), направленное на создание уникальных продуктов и услуг или получение принципиально новых результатов. Проект — это проблема, решаемая по расписанию»  Джозеф Мозес Джуран

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОЕКТА

«Проект — это ограниченное во времени предприятие (мероприятие), направленное на создание уникальных продуктов и услуг или получение принципиально новых результатов. Проект — это проблема, решаемая по расписанию»

Джозеф Мозес Джуран

КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИЯ ПРОЕКТА 1. строгая и обоснованная цель , которая должна быть достигнута с одновременным выполнением ряда требований; 2. наличие внутренних и внешних взаимосвязей, задач и ресурсов , которые создают возможность представления в виде комплекса взаимоувязанных работ; 3. определенные сроки начала и конца проекта; 4. ограниченные ресурсы; 5. определенная степень уникальности гипотезы, цели проекта и условий его реализации.

КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИЯ ПРОЕКТА

1. строгая и обоснованная цель , которая должна быть достигнута с одновременным выполнением ряда требований;

2. наличие внутренних и внешних взаимосвязей, задач и ресурсов , которые создают возможность представления в виде комплекса взаимоувязанных работ;

3. определенные сроки начала и конца проекта;

4. ограниченные ресурсы;

5. определенная степень уникальности гипотезы, цели проекта и условий его реализации.

ИСТОЧНИКИ ИДЕЙ ДЛЯ ПРОЕКТА  статьи, журналы;  лекции экспертов;  свой собственный опыт;  социальные сети;  экскурсии;  лабораторные работы и др.

ИСТОЧНИКИ ИДЕЙ ДЛЯ ПРОЕКТА

  • статьи, журналы;
  • лекции экспертов;
  • свой собственный опыт;
  • социальные сети;
  • экскурсии;
  • лабораторные работы и др.
«ОБРАЗ» ХОРОШЕГО ПРОЕКТА Название, тема исследования. Введение – гипотеза, цель, задачи, актуальность. Обзор литературы. Материалы и методы. План исследования. Результаты и их обсуждение. Выводы. Заключение. Перспективы исследования.

«ОБРАЗ» ХОРОШЕГО ПРОЕКТА

  • Название, тема исследования.
  • Введение – гипотеза, цель, задачи, актуальность.
  • Обзор литературы.
  • Материалы и методы.
  • План исследования.
  • Результаты и их обсуждение.
  • Выводы.
  • Заключение.
  • Перспективы исследования.
РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА Гипотеза - предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений. Рабочая гипотеза — это гипотеза, которая предварительно принимается в качестве основы для дальнейших исследований в надежде, что будет создана надежная теория, даже если гипотеза в конечном итоге потерпит неудачу. Гипотезу доказывают или опровергают.

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА

  • Гипотеза - предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.
  • Рабочая гипотеза — это гипотеза, которая предварительно принимается в качестве основы для дальнейших исследований в надежде, что будет создана надежная теория, даже если гипотеза в конечном итоге потерпит неудачу.
  • Гипотезу доказывают или опровергают.
ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ПРОЕКТА

ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ПРОЕКТА

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧ ПРОЕКТА при формулировке используется обезличенная форма и глаголы совершенного вида Не ставьте в задачи то, что не делаете Отвечают на вопросы: Что нужно сделать? Примеры формулировок: На основе аналитических методов разработать… Исследовать влияния режимов … Разработать алгоритм … Изучить механизм …

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧ ПРОЕКТА

  • при формулировке используется обезличенная форма и глаголы совершенного вида
  • Не ставьте в задачи то, что не делаете
  • Отвечают на вопросы: Что нужно сделать?
  • Примеры формулировок:
  • На основе аналитических методов разработать…
  • Исследовать влияния режимов …
  • Разработать алгоритм …
  • Изучить механизм …
ГЛАГОЛЫ ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ЗАДАЧ: Изучить ... Получить … Исследовать … Разработать … Предложить … Определить … Создать ... Выявить… Установить… Обосновать … Проверить … Проанализировать… Систематизировать … Уточнить … Выделить … Сформулировать …

ГЛАГОЛЫ ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ЗАДАЧ:

Изучить ... Получить …

Исследовать … Разработать …

Предложить … Определить …

Создать ... Выявить…

Установить… Обосновать …

Проверить … Проанализировать…

Систематизировать … Уточнить …

Выделить … Сформулировать …

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРИМЕНТОВ Эксперимент – целенаправленное воздействие на объект исследования с целью получения достоверной информации. Планирование эксперимента – это процедура выбора числа и условий проведения опытов, необходимых и достаточных для решения поставленной задачи с требуемой точностью. Негласное требование к количеству экспериментов: минимальное количество экспериментов в одной точке (в одних и тех же условиях) – не менее 3-х , т.к. 1 раз – случайность, совпадение; 2 раза – тенденция; 3 раза и более – закономерность.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Эксперимент – целенаправленное воздействие на объект исследования с целью получения достоверной информации.

Планирование эксперимента – это процедура выбора числа и условий проведения опытов, необходимых и достаточных для решения поставленной задачи с требуемой точностью.

Негласное требование к количеству экспериментов:

минимальное количество экспериментов в одной точке (в одних и тех же условиях) – не менее 3-х , т.к. 1 раз – случайность, совпадение; 2 раза – тенденция; 3 раза и более – закономерность.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРИМЕНТОВ Требование к факторам (условиям) экспериментов: 1. Факторы эксперимента (условия) должны быть количественными , а не качественными*. 2. Заданному набору факторов эксперимента должно соответствовать одно значение параметра **. *выражаться в единицах измерения, например, в кг., гр., шт., а не в понятиях – вкусно/невкусно. **в случае если одним и тем же параметрам может служить разное значение получаемые состояния(значение) системы, делать выводы не представляется возможным, так как невозможно вывести, например, зависимости.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Требование к факторам (условиям) экспериментов:

1. Факторы эксперимента (условия) должны быть количественными , а не качественными*.

2. Заданному набору факторов эксперимента должно соответствовать одно значение параметра **.

*выражаться в единицах измерения, например, в кг., гр., шт., а не в понятиях – вкусно/невкусно.

**в случае если одним и тем же параметрам может служить разное значение получаемые состояния(значение) системы, делать выводы не представляется возможным, так как невозможно вывести, например, зависимости.

НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ВЫВОДОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ:

НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ВЫВОДОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ:

ГРАЖДАНСКАЯ НАУКА Гражданская наука  ( англ.   Citizen science ),  научное волонтерство  ( англ.   participatory monitoring ),  общественная наука  ( англ.   community science ) — концепция проведения научных исследований с привлечением широкого круга добровольцев-любителей (неспециалистов). Научному волонтёру нет необходимости иметь ни академическую подготовку, ни высшее образование.

ГРАЖДАНСКАЯ НАУКА

Гражданская наука  ( англ.   Citizen science ),  научное волонтерство  ( англ.   participatory monitoring ),  общественная наука  ( англ.   community science )

— концепция проведения научных исследований с привлечением широкого круга добровольцев-любителей (неспециалистов).

Научному волонтёру нет необходимости иметь ни академическую подготовку, ни высшее образование.