Организация исследовательской деятельности учащихся по предмету. Требования к оформлению и оцениванию проекта.
МБОУ ОСОШ №1, Кожухова С.В. 28.09.2019
«Исследовать – значит видеть то,
что видели все, и думать так,
как не думал никто»
А. Сент-Дьердьи
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Если говорить об этимологии слова “исследование”, нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто “из следа”, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения исследований определяется склонностью учащихся, а также самой задачей, требующей терпения. Руководитель исследования должен всегда помнить - работа должна быть посильна для учащихся.
При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо учитывать, что выбор темы исследования, ее формулировка и содержание должны предполагать:
интеграцию наук и различных областей практической деятельности,
практическую ориентацию целей, задач и содержание работы,
предметно-объективный принцип исследования,
практическую значимость результатов проекта.
Любое исследование включает в себя следующие этапы и их содержание
Подготовительный этап:
формулировка темы и её осмысление;
установление мотивации к действию:
выявление объекта и предмета исследования;
формулировка гипотезы исследования;
Этап планирования:
определение направлений работы для реализации исследовательской задачи;
составление программы исследования;
определение источников информации и способов её сбора;
определение способов представления результатов
определение методов исследования;
Этап исследования (экспериментальный):
Предполагает обязательное использование основных инструментов исследования: наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.
Результативно- аналитический этап:
Отчётно-презентационный этап:
Исследовательская деятельность учащихся организуется на основе ряда принципов, которые предопределяют содержание, методы работы учащихся и характер управляющей деятельности учителя. Принцип, как известно, — это руководящая идея, основное правило, требование к деятельности. При организации исследовательской деятельности учащихся важно руководствоваться, во-первых, общепринятыми принципами научной деятельности: подтверждаемости, наблюдаемости, простоты, соответствия и системности; во-вторых, специфическими педагогическими принципами.
Принцип уровневого подхода к выполнению учащимися исследовательских заданий
Имеющийся у школьников уровень владения исследовательскими процедурами весьма различается. Поэтому важно предоставить им возможность выбора уровня самостоятельности в исполнении исследовательских процедур. A. Lewy выделил три таких уровня в выполнении учениками экспериментальных исследований.
Первый уровень. Учащиеся знакомятся с постановкой проблемы, принимают цель исследования, знакомятся с гипотезой, выполняют работу по готовому плану, сами интерпретируют полученные результаты.
Второй уровень. Учащиеся знакомятся с поставленной проблемой, принимают цель эксперимента и его гипотезу, сами планируют работу, выполняют опыты и объясняют полученные результаты.
Третий уровень. Учащиеся знакомятся с проблемой, сами формулирую цель и выдвигают гипотезу, планируют и осуществляют эксперимент, интерпретируют полученные результаты.
По продолжительности исследования могут быть краткосрочными (занимать, например, урок или его часть); среднесрочными (несколько дней или недель), долговременными (месяцы или годы).
Исследования могут выполняться отдельными учащимися или их группами. При этом участники могут быть как из одного класса или школы, так и из различных школ или даже стран. Это возможно благодаря применению телекоммуникационных средств (чат, электронная почта и др.).
Важным моментом после ознакомления учащихся с этапами создания проекта является объяснение им критериев оценивания проектов, поскольку учащиеся должны понимать основные требования к своей работе и её презентации (работа должна быть творческой, содержать план, анализ, написана на иностранном языке и т.д.)
Примерные критерии для оценки проектного продукта
(источник: // «Молодой учёный», №14 – стр.492 , июль, 2015 г.):
| | 0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
1. | Целеполагание | Цель не сформулирована | Цель сформулирована, но не обоснована | Цель ясно сформулирована, но обоснована в общих чертах | Цель определена, сформулирована, чётко обоснована |
2. | Планирование путей достижения цели проекта | План отсутствует | План не обеспечивает достижения цели | Краткий план, состоит только из основных этапов проекта | Развёрнутый план, состоит из основных этапов и промежуточных шагов по достижению цели проекта |
3. | Глубина раскрытия темы проекта | Тема не раскрыта | Тема раскрыта фрагментарно | Автор показал раскрытие темы в рамках школьной программы | Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы |
4. | Разнообразие источников информации, целесообразность их использования | Использована неподходящая информация | Большая часть информации не относится к теме | Использован незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | Представлена полная информация из разнообразных источников |
5. | Анализ хода работы, выводы и перспективы (с 7-8 класса) | Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы («я понял, что …») | Анализ заменён описанием хода работы | Представлен развёрнутый обзор работы по достижению заявленных целей | Представлен исчерпывающий анализ ситуаций проектной работы, намечены перспективы |
6. | Личная заинтересованность | Работа шаблонная, оформление формальное | Проявлен незначительный интерес, не использованы возможности творческого подхода | Серьёзная заинтересованность, элементы творчества | Творческий подход, оригинальное отношение |
7. | Соответствие требованиям оформления письменной части | Письменная часть отсутствует | Отсутствует установленный правилами порядок, структура | Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами | Чёткое и грамотное оформление |
8. | Качество проведения презентации | Презентация не проводилась | Внешний вид и речь автора не соответствуют правилам проведения презентации | Внешний вид и речь автора соответствуют правилам проведения презентации, но автор не владеет культурой общения, не уложился в регламент | Внешний вид и речь автора соответствуют правилам проведения презентации, автор владеет культурой общения, уложился в регламент, ему удалось вызвать большой интерес |
9. | Качество проектного продукта | Проекта нет | Не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям | Не полностью соответствует требованиям качества | Полностью соответствует требованиям качества |
Воспитание ученика-исследователя - это процесс, который открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск. Делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребёнка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда. Такое обучение характеризуется творческим усвоением знаний, исходя из внутреннего хода развития каждого ребёнка. Учебное исследование позволяет обучаться школьнику в зоне его ближайшего развития. Опора при таком обучении делается на те мыслительные процессы, которые уже развиты, а активизируются те, которые находятся в процессе созревания. И таким образом, применение данной технологии позволяет сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка.
1