СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность учащихся

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская деятельность учащихся организуется на основе ряда принципов, которые предопределяют содержание, методы работы учащихся и характер управляющей деятельности учителя.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность учащихся»

Организация исследовательской деятельности учащихся по предмету. Требования к оформлению и оцениванию проекта.

МБОУ ОСОШ №1, Кожухова С.В. 28.09.2019



«Исследовать – значит видеть то,
что видели все, и думать так,
как не думал никто»
А. Сент-Дьердьи

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Если говорить об этимологии слова “исследование”, нетрудно заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто “из следа”, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения исследований определяется склонностью учащихся, а также самой задачей, требующей терпения. Руководитель исследования должен всегда помнить - работа должна быть посильна для учащихся.

При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо учитывать, что выбор темы исследования, ее формулировка и содержание должны предполагать:

  • интеграцию наук и различных областей практической деятельности,

  • практическую ориентацию целей, задач и содержание работы,

  • предметно-объективный принцип исследования,

  • практическую значимость результатов проекта.

Любое исследование включает в себя следующие этапы и их содержание

  1. Подготовительный этап:

    • формулировка темы и её осмысление;

    • установление мотивации к действию:

    • выявление объекта и предмета исследования;

    • формулировка гипотезы исследования;

  2. Этап планирования:

    • определение направлений работы для реализации исследовательской задачи;

    • составление программы исследования;

    • определение источников информации и способов её сбора;

    • определение способов представления результатов

    • определение методов исследования;

  3. Этап исследования (экспериментальный):

    • Предполагает обязательное использование основных инструментов исследования: наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.

  4. Результативно- аналитический этап:

    • анализ собранной информации;

    • формулирование выводов;

  5. Отчётно-презентационный этап:

    • выполнение отчёта;

    • презентация результатов проекта.

Исследовательская деятельность учащихся организуется на основе ряда принципов, которые предопределяют содержание, методы работы учащихся и характер управляющей деятельности учителя. Принцип, как известно, — это руководящая идея, основное правило, требование к деятельности. При организации исследовательской деятельности учащихся важно руководствоваться, во-первых, общепринятыми принципами научной деятельности: подтверждаемости, наблюдаемости, простоты, соответствия и системности; во-вторых, специфическими педагогическими принципами.

Принцип уровневого подхода к выполнению учащимися исследовательских заданий

Имеющийся у школьников уровень владения исследовательскими процедурами весьма различается. Поэтому важно предоставить им возможность выбора уровня самостоятельности в исполнении исследовательских процедур. A. Lewy выделил три таких уровня в выполнении учениками экспериментальных исследований.

Первый уровень. Учащиеся знакомятся с постановкой проблемы, принимают цель исследования, знакомятся с гипотезой, выполняют работу по готовому плану, сами интерпретируют полученные результаты.

Второй уровень. Учащиеся знакомятся с поставленной проблемой, принимают цель эксперимента и его гипотезу, сами планируют работу, выполняют опыты и объясняют полученные результаты.

Третий уровень. Учащиеся знакомятся с проблемой, сами формулирую цель и выдвигают гипотезу, планируют и осуществляют эксперимент, интерпретируют полученные результаты.

По продолжительности исследования могут быть краткосрочными (занимать, например, урок или его часть); среднесрочными (несколько дней или недель), долговременными (месяцы или годы).

Исследования могут выполняться отдельными учащимися или их группами. При этом участники могут быть как из одного класса или школы, так и из различных школ или даже стран. Это возможно благодаря применению телекоммуникационных средств (чат, электронная почта и др.).

Важным моментом после ознакомления учащихся с этапами создания проекта является объяснение им критериев оценивания проектов, поскольку учащиеся должны понимать основные требования к своей работе и её презентации (работа должна быть творческой, содержать план, анализ, написана на иностранном языке и т.д.)

Примерные критерии для оценки проектного продукта

(источник: // «Молодой учёный», №14 – стр.492 , июль, 2015 г.):



0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

1.

Целеполагание

Цель не сформулирована

Цель сформулирована, но не обоснована

Цель ясно сформулирована, но обоснована в общих чертах

Цель определена, сформулирована, чётко обоснована

2.

Планирование путей достижения цели проекта

План отсутствует

План не обеспечивает достижения цели

Краткий план, состоит только из основных этапов проекта

Развёрнутый план, состоит из основных этапов и промежуточных шагов по достижению цели проекта

3.

Глубина раскрытия темы проекта

Тема не раскрыта

Тема раскрыта фрагментарно

Автор показал раскрытие темы в рамках школьной программы

Автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

4.

Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

Использована неподходящая информация

Большая часть информации не относится к теме

Использован незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

Представлена полная информация из разнообразных источников

5.

Анализ хода работы, выводы и перспективы

(с 7-8 класса)

Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы («я понял, что …»)

Анализ заменён описанием хода работы

Представлен развёрнутый обзор работы по достижению заявленных целей

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций проектной работы, намечены перспективы

6.


Личная заинтересованность

Работа шаблонная, оформление формальное

Проявлен незначительный интерес, не использованы возможности творческого подхода

Серьёзная заинтересованность, элементы творчества

Творческий подход, оригинальное отношение

7.

Соответствие требованиям оформления письменной части

Письменная часть отсутствует

Отсутствует установленный правилами порядок, структура

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами

Чёткое и грамотное оформление

8.

Качество проведения презентации

Презентация не проводилась

Внешний вид и речь автора не соответствуют правилам проведения презентации

Внешний вид и речь автора соответствуют правилам проведения презентации, но автор не владеет культурой общения, не уложился в регламент

Внешний вид и речь автора соответствуют правилам проведения презентации, автор владеет культурой общения, уложился в регламент, ему удалось вызвать большой интерес

9.

Качество проектного продукта

Проекта нет

Не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям

Не полностью соответствует требованиям качества

Полностью соответствует требованиям качества









Воспитание ученика-исследователя - это процесс, который открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск. Делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребёнка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда. Такое обучение характеризуется творческим усвоением знаний, исходя из внутреннего хода развития каждого ребёнка. Учебное исследование позволяет обучаться школьнику в зоне его ближайшего развития. Опора при таком обучении делается на те мыслительные процессы, которые уже развиты, а активизируются те, которые находятся в процессе созревания. И таким образом, применение данной технологии позволяет сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка.



1