СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

При использовании этого метода на уроках литературы у учащихся развивается аналитическое, ассоциативное и логическое мышление, формируется умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, устанавливать причинно-следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы»

Т.Н. Боярская

Павлодарский филиал МБОУ Моисеево-Алабушской СОШ,

с. Павлодар Уваровского района

Исследовательская деятельность учащихся

на уроках литературы

Если человек в школе не научится творить,

то и в жизни он будет только подражать и копировать.

Л.Н. Толстой

В настоящее время исследовательский метод активно утверждается в современной школе. Он предполагает организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся над проблемой с обязательным предъявлением результатов своей работы.

При использовании этого метода на уроках литературы у учащихся развивается аналитическое, ассоциативное и логическое мышление, формируется умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, устанавливать причинно-следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы. Применяя исследовательский метод, учитель включает учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует навыки работы с текстами разных стилей и типов речи в процессе информационно-смысловой переработки текста. Использование различных видов исследовательской деятельности повышает качество знаний учащихся и развивает интерес к изучению литературы.[2, с 86]

Исследовательскую деятельность можно организовывать на всех этапах урока. В своей работе я использую следующие приемы и средства организации исследовательской работы: проблемные ситуации, творческие вопросы и задания, мини-исследования,  уроки практического, творческого, проектного исследований.

Создание проблемных ситуаций на уроке приводит к развитию навыков исследовательской деятельности учащихся. Например, «Почему писатели и поэты обращались к устному народному творчеству?», «Можно ли считать картину В. Пукирева «Неравный брак» иллюстрацией к роману А.С. Пушкина «Дубровский»? Когда дети работают над этими вопросами, у них происходит не только развитие познавательных навыков, логики, но и развитие метапредметных умений. Школьники учатся защищать своё мнение, приводить доказательства, факты, использовать различные способы приобретения знаний. Все это способствует развитию кругозора, развитию умения переноса знаний из одной области в другую. При изучении темы «Календарно-обрядовые песни» в 6 классе работаем над мини-исследованием: «Что общего в масленичных обрядовых песнях, картиной Б. Кустодиева «Масленица» и пьесой П.И. Чайковского «Февраль. Масленица»? Учащиеся сопоставляют, анализируют, находят сходства и различия. К заключительному уроку по устному народному творчеству готовим творческую работу: «Красна речь пословицей», собираем материал о художественных особенностях пословиц, их тематике и употреблению в речи: родителями, одноклассниками, учителями. Дети работают не только с литературой, но и учатся наблюдать, беседовать, проводить анкетирование. Познакомив учеников с рассказом И.С. Тургенева «Бежин луг», проводим урок проектного исследования: «Мир увлечений детей 19, 20 и 21 веков». Учащиеся исследуют быт, уклад жизни, интересы, увлечения, стремления детей разных эпох, разных поколений.

Исследовательская деятельность учащихся может быть организована как урок-исследование. Объектом исследования здесь становятся тексты произведений, их фрагменты. В 6 классе можно провести такое исследование на основе произведений А.П. Чехова «Толстый и тонкий» и В. Шукшина «Критики». Рассказы лучше распечатать на отдельных листах и выделить в них части для анализа. Работу нужно начать с заглавия, выяснить, что должно отражать заглавие. Затем сравниваем начало рассказов, речь героев, диалоги в тесте, синтаксис рассказов, чем достигается комизм рассказов, роль говорящей детали и чем заканчиваются рассказы, Дети придут к выводу, что в рассказе Чехов, умело соединяя смешное и грустное, высмеивает человеческие пороки. А рассказ Шукшина хоть и содержит смешные нотки, он все же о доброте и о душе, о том, что важно уважать своих близких, уважать их мнение, уметь слышать чужую точку зрения, считаться с ней, не обижать словом и делом своих родных. В 7 классе исследуем стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Два богача» и крохотку А.И. Солженицына «Лиственница». Также будем искать сходство и различие, исследовать тексты. Очень интересный урок- исследование с использованием метапредметных связей можно провести по рассказу О' Генри «Дары волхвов». Начать урок можно с вопроса: какие ассоциации вызывает у детей слово «рождество». Затем перейти к названию, выяснить, что оно означает. Далее выразительно прочитать отрывок из Евангелия от Матфея гл.1 ст. 1-12 « Дары волхвов», рассмотреть репродукции картин библейских сюжетов "Поклонение волхвов" Рубенса, Джотто, Рембранта. Потом дети исследуют текст рассказа, найдут, что же объединяет отрывок из Евангелия, картины и текст рассказа. И сделают вывод, что автор называет героев волхвами, потому что они подарили друг другу самое дорогое, что у них было. И еще они оказались мудрее волхвов: ведь их связывает любовь, а это дороже всех сокровищ мира.

В виде творческого исследования провожу уроки развития речи. Например, после изучения романа А.С. Пушкина «Дубровский» дети получают задание «Написать продолжение романа от лица Маши, Владимира Дубровского». Подобные исследовательские задания позволяют осуществить индивидуальный подход к учащимся, организовать работу над разноуровневыми заданиями.

Использование исследовательского метода помогает детям делать маленькие открытия, смотреть по-новому на обыкновенные, привычные вещи, видеть великое в малом. При этом у детей развиваются навыки самостоятельной работы, творческое мышление и возрастает интерес к учебной деятельности.



Список литературы:

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: Аркти; 2013. 182с.

  2. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: «Сентябрь»; 2013. 204 с.

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М.: Аркти; 2017. 196с.