Из опыта работы. Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя в начальной школы
«Исследовательская деятельность учащихся в системе работы учителя в начальной школе»
Татьяна Ханифовна Беленцова,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
МБОУ СОШ № 75 г. Лесной Свердловской области РФ
Образован не тот, кто много знает,
а тот, кто хочет много знать
и кто умеет добывать эти знания.
В.П. Вахтеров
Извечный школьный вопрос – чему и как учить ребёнка - в наше время звучит особенно остро. Связано это с тем, что скорость происходящих изменений в человеческом обществе превышает возможности изменения самого человека. Информационные нагрузки, с которыми приходится иметь дело современным детям, не оставляют надежды на то, что старые задачи и методы обучения школьников смогут обеспечить подготовку к взрослой жизни подрастающего поколения. С этой точки зрения работа педагогов по новым федеральным государственным образовательным стандартам совершенно востребована и закономерна, так же как и задача новой системы образования, связанной с формированием универсальных учебных действий, «обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию»1.
Готовность к поиску новой информации, наблюдений, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы, в частности начальной, так как у детей младшего школьного возраста имеются особо благоприятные предпосылки для развития исследовательского отношения к миру.
Этому способствуют:
метод обучения, моделирующий процесс открытия ребёнком новых знаний о мире, - проблемно – исследовательский;
субъект – субъектные отношения, обеспечивающие возможность сотрудничества, диалога и творчества в процессе познания.
Важно и то, что проблемно – исследовательский метод предполагает не столько индивидуальную работу учащегося, но и групповой поиск неизвестного. При этом индивидуальное творчество, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся составляющими обучения.
Система работы учителя начальной школы для формирования исследовательской деятельности включает в себя условия формирования исследовательских умений младших школьников:
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Необходимо помогать, учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть эту возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску.
Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки, обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:
на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.
На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.
В ходе исследовательской деятельности у детей развиваются важнейшие общеучебные, познавательные умения и навыки. Самостоятельные исследовательские работы представляют собой небольшие ученические исследования, в результате которых учащиеся приобретают новые знания или узнают новый способ действия.
Как известно, исследование начинается с вопроса. Вопрос вызывает затруднение. Появляется цель деятельности, намечается план, в котором предусматриваются некоторые варианты путей решения. После анализа выбирается оптимальный вариант действия, он осуществляется и затем делается вывод. Такова общая схема выполнения самостоятельных исследовательских работ
Исследовательская деятельность младших школьников - это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Анализ собственного опыта позволил сделать вывод, что приобщение учащихся к исследовательской деятельности: подготавливает школьников к изучению новых предметов; позволяет добиваться высоких качественных результатов в обучении; усиливает практическую направленность уроков и внеурочной деятельности; развивает в учениках компетенции, необходимые для продолжения образования.
1 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – С.3