СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данна исследовательская работа может быть использована учителями начальных классов, студентами педагогических колледжей и институтов.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Использование лингвистических игр как средства развития
воображения детей
Выполнила:
учитель начальных классов
Андреева Регина Дмитриевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ.…………………………..…………..5
1.1. Особенности развития воображения детей старшего (5-6 лет) дошкольного возраста………………………………………………………...…..5
1.2. Характеристика лингвистических игр………………………………...…12
1.3 Коммуникативно-лингвистические игры для дошкольников…………14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Выявление актуального уровня формирования нравственных представлений детей дошкольного возраста………………………….......…..
2.2. Влияние лингвистических игр на развитие воображения дошкольников……………………………………………….………………….
2.3. Анализ результатов исследований ………………………...………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Воображение является центральным психологическим новообразованием детей дошкольного возраста (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. и др.)[1].Если проанализировать программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, то внимания этому психическому процессу уделяется меньше. Традиционно составлена и традиционно существующая у нас система дошкольного воспитания и обучения фактически не содержит в себе (или содержит в недостаточной степени) специальных мер, направленных на последовательное и систематическое развитие у детей воображения. В этих условиях воображение развивается в основном лишь стихийно и в результате, как правило, не достигает высокого, а нередко даже и удовлетворительного уровня своего развития. Причиной такой ситуации является сложность самого процесса развития воображения. И, как пишет Кравцова Е.Е., воображению невозможно научить так же, как мы учим детей складывать числа или писать буквы [2]. Основным и наиболее радикальным средством выхода из этого положения, конечно же, является изменение содержания и методов обучения, их специальная ориентация на развитие у детей способности к творчеству. К сожалению,в наше время многие важные для понимания психологической природы воображения вопросы остаются без ответа, особенно это касается ранних этапов развития творчества. Как только заходит речь об источниках творчества, психологи начинают противоречить друг другу. По мнению отечественных психологов, первые проявления воображения наблюдаются в 2,5-3 года, так как именно в этом возрасте ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами. Возникает это, прежде всего, в игре. Наблюдая поведение детей в игре, некоторые психологи считали, что в игре только оказывается воображение ребенка, просто изначально присуще ей. Однако Выготский Л.С. доказал, что в игре не оказывается, а появляется воображение ребенка [3]. Наряду с репродуктивным воображением, образы которого становятся более сложными (например, во время слушания рассказов, сказок, просмотра иллюстраций к ним) развивается продуктивное воображение, что позволяет ребенку создавать новые образы в соответствии замысла. Репродуктивное, или творческое воображение впервые появляется у детей в 4-5 лет и становится центральным психологическим новообразованием возраста [4]. Проблеме формирования и развития воображения дошкольника уделяется достаточно внимания лишь в последние годы, появились работы Дьяченко О.М., Кравцовой Е.Е., Сапогов А.Е., Новлянской З.Н., Кудрявцева В.Т. и других исследователей,считали, что одной из сложнейших и в то же время важнейших задач дидактики является необходимость сделать учебную работу в достаточной степени интересной для детей, не превратив ее в простую забаву. [5]
Цель исследования – использование лингвистических игр как средства развития воображения детей 5-6 лет.
Задачи исследования: 1. Раскрыть особенности развития воображения оформление правильного произношение речи детей старшего (5-6 лет) дошкольного возраста;
2. Характеризировать лингвистические игры;
3. Экспериментально исследовать развитие воображения детей 5-6 лет средствами лингвистических игр (на примере МДОУ №71 «Кораблик» г.Набережные Челны) .
Объект исследования – воображение детей 5-6 лет.
Предмет исследования – процесс развития воображения с помощью лингводидактических игр.
Гипотеза исследования – использование системы лингводидактических игр позволит эффективнее развивать воображение детей 5-6 лет.
Теоретическая ценность исследования заключается в том, что научные положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в дипломной работе, дополняют теоретическую основу изучения лингвистических игр как средства развития воображения детей 5-6 лет. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в учебных курсах лекций, пособиях по педагогике. Практическое значение дипломной работы заключается в том, что ее результаты могут стать основой для разработок рекомендаций, планов в сфере педагогических наук. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
База исследования
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО (5-6 ЛЕТ) ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В самом названии «лингвистическая игра» уже раскрывается смысл этого словосочетания. Это языковая игра, забава, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления и развлечением, где главным персонажем является языкознание, то есть – лингвистика.
На каждом этапе развития ребёнка лингвистические игры способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности деток дошкольного возраста является создание эмоционально благоприятной обстановки, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому лингвистическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и речевых способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.
Целью обращения к игре на занятиях является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне моторики, перевод знаний в опыт. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. B групповой работе - развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других детей, терпимо относясь к критике в свой адрес. Приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на занятиях может стать очень серьезной целью. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на занятиях стоит кропотливая подготовительная работа воспитателя.
"Разнообразие - добрый знак хорошего воспитания",- утверждал Ф. И. Буслаев [6].
Большинству игр присущи четыре главные черты (по Сталь Анатольевичу Шмакову)[7]:
·свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
·творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности;
·эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
·наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую временную последовательность ее развития [8].
В структуру игры как деятельности органично входит планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревнования, удовлетворением потребности в самоутверждении, самореализации.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к игровой деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при игровой форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
лингвистическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
материал используется в качестве игрового средства;
в игровую деятельность вводится элемент соревнования, который переводит лингвистическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Как известно, лингвистические игры широко используются и на занятиях, в более строгой системе познавательного труда детей. Языковые игры обычно развлекательны, но всегда содержат дидактический элемент, достигающий подчас высокого уровня. По весомости этого дидактического вклада игры подвергаются оценке и классификации. Различают также игры по видам деятельности: игры, в основе которых лежит наблюдение; игры на конструирование, на изобретение новых структур; игры творческие. Классифицируют игры и по языковому материалу: словесные, грамматические, буквенные и пр. В последние десятилетия издано огромное количество пособий по игровым методикам: это сказки - сказочное изложение грамматических тем, сказки как речевое творчество самих детей и пр. Скороговорки, загадки, детский юмор и пр. Игры на сообразительность, "хитрые" задачи; игры в слова, словесное и картинное лото, перестановки букв или слогов в словах, колеса приставок и суффиксов, словесное (орфографическое) домино. Так же ребусы, шарады и другие зашифрованные слова; материалы для викторин и олимпиад; задачи на разгадывание пословиц и фразеологических единиц; задания на подбор и комментирование синонимических групп и пр.
В настоящее время существует множество классификаций лингвистических игр:
по тематическому принципу фонетические игры; лексико-фразеологические игры; игры по морфемике и словообразованию.
Например: Игра "Составь слово".
Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение подбирать слова. Оборудование: карточки с буквами русского алфавита. Играть могут 2-6 человек. Каждый из играющих берет одну карточку и кладет ее в середину круга буквой вверх. Когда это сделано, участники стараются из положенных в круг букв собрать какое-то слово. Например, открыты карточки с буквами А,Л,С,М,Ь,О. Из них можно составить слово: моль, сало, лом, и т.д. Тот, кто первый назовет подходящее слово, забирает себе все нужные для этого составления буквы и кладет перед собой составленное слово так, чтобы всем было видно. Выигрывает тот, кто к концу игры составит как можно больше слов.
по характеру игры учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие.
Пример: 1)Подобрать больше однокоренных слов. Нарисовать дерево фломастером и подобрать однокоренные слова.
) Составить больше слов из слова "Словарик" (лов, вор, сова…) [9]..
- по игровой среде с предметами и без предметов, настольные, комнатные и уличные, компьютерные и телевизионные, технические, со средствами передвижения
-по направленности на решение какой-то одной главной задачи игры графические; игры развивающие связную речь учащихся; логические игры.
Пример: "Слова и загадки".
Начнем с распространенной, увлекательной игры Логогрифы.
Даны слова. Необходимо в левом столбике убрать букву, а в правом столбике добавить одну букву, чтобы получилось новое слово
Таблица
краска - каскапорт - спортклен - (лен)рука - (рубка)горсть - (гость)стол - (ствол)склон - (слон)клад - (склад)полк - (пол)шар - (шарф)тепло - (тело)усы - (бусы)беда - (еда)утки - (сутки)экран - (кран)укус - (уксус)[10]
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Здесь осуществляется выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение воспитатель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Данные игры развивает лингвистический слух, понимание предложения не по смыслу, а по интонации. Также дети сами обращают внимание на слова, которые им помогли определить цель высказывания предложения.
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИГР
Игра — это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. ДжанниРодари утверждал, что « именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо» [11]. Игра — это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игра нравится самому играющему, она — самоцель, и поэтому выбирается свободно.
Умение играть — это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. «Игра необходима ребенку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий и процесс, формирующий интересы ребенка, созидающий его личность».
От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения, речи. Играть можно не только с игрушками, но и со словами.
Лингвистические игры можно использовать на каждом этапе коррекции речевого развития. Цель этих игр – в непринужденной игровой, интересной ученику форме сформировать качественную сторону речевой деятельности в процессе общения.
Такие игры подразумевают различные операции со словами: членение слова на значащие части, подставление или отображение букв, перестановка букв и т. д. Подобные игры тренируют память, языковое чутье и зоркость.
Цели:
Развивать лингвистические способности детей, умение активизировать лексический запас.
Развивать память, внимание,
Формировать творческое мышление, фантазию. Закреплять навыки речевого этикета.
Материал: Шарады, грамматическая математика, логогрифы.
Шарада — игра, в которой загаданное слово делится на несколько частей, являющихся отдельными словами.
Описательное представление слова носит конкретно-образный характер, поэтому шарады можно разыгрывать, т.е. театрально представлять отдельные части, целое загаданное слово. Это очень интересно, театрализованные шарады были излюбленным развлечением на семейных праздниках в России ХIХ века.
Например: «Мой первый слог — в линейках нотных, два остальных — защита у животных. А целое соединит всегда древни, села, города. « (до-рога.)
Метаграммы — это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют также головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые варианты метаграмм.
Например: «Когда я с Т, на мне плывут, когда я с Д, меня сорвут.
(Плот — плод.) [12].
Логогриф (от греч. logos слово и griphos загадка) — такая загадка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). В логогрифах, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Например, из слова рот, добавив одну букву, можно получить слова крот, рота, рост; а из слова сон — Соня, стон, слон.
Например: «На берегу морском я круглый год валяюсь, отменишь мягкий знак — и вверх я устремляюсь». (Галька — галка.) [13].
Уже к четырем годам у детей впервые отмечается пристрастие к лингвистическим играм. Это естественное желание ребенка необходимо всячески поощрять, так как приобщение к словесному творчеству актуализирует потребность в выражении собственных мыслей словами, понятными для окружающих, способствует формированию у него множества ценных человеческих качеств (изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, компетентность, общительность). Малыш начнет использовать морфологически, грамматически и синтаксически правильные формы и конструкции, свойственные речи взрослых, постепенно, но освоение их осуществляется самозабвенно и творчески. «Ребенок - труженик слова. Овладение речью - одно из величайших чудес детской психической жизни» - писал К.И. Чуковский [14].
Основу лингвистических игр составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные (подражания, пантомимы, драматизации, режиссерские, фантазии, представления, имитации, образные и т. п.), сюжетно настольно-печатные и другие, способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Благодаря им, у малыша проходит становление культуры речи и общения, формируется интонационно-динамическая выразительность речи, умение верно формулировать свою мысль, развиваются диалогическая и монологическая речь, обогащается словарный запас, формируются предпосылки письменной речи. Участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребенка. Но, игровая деятельность не должна целиком подменяться речью и подавлять эмоции ребенка. Если в процессе общения мы забываем о его эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает, а сама речь перестает быть опорой мысли и чувства. Поэтому, используя лингвистические игры как средство организации общения и совместной деятельности, сотворчества ребенка и взрослого, мы должны чутко следить за настроением малыша, хорошо знать и учитывать его речевые возможности. Там, где ребенок не может найти подходящего слова, надо сочетать речевые и неречевые средства общения: жесты, мимику, пластику.
Лингвистические игры, направленные на развитие различных видов речевой активности, позволяют детям проявлять интеллектуальную инициативу, являющейся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.
1.3 Коммуникативно-лингвистические игры для дошкольников
Слова, слова, слова
Всему название дано –
И зверю и предмету,
Вещей вокруг полным - полно
А безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз,
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
А. Шибаев
Игры для 2мл. гр.
«Разные слова».
Эта игра, во всем ее многообразии и вариативности, позволяет ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, способствует развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности.
Содержание игры: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков.
Например :
«собака» - большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
И наоборот к исходному слову-прилагательному подбирают существительное.
Например:
«зеленый» - помидор, трава, ель, дом и т. д.
Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.
Какие бывают слова
Есть сладкое слово – конфета. Есть слово упрямое – цель.
Есть быстрое слово – ракета. Есть слово зеленое – ель.
Есть кислое слово – лимон. Есть книжное слово – страница.
Есть слово с окошком – вагон. Есть слово лесное – синица.
Есть слово колючее – ежик. Есть слово пушистое – снег.
Есть слово промокшее – дождик. Есть слово веселое – смех.
М. Пляцковский
«Узнавание».
Цель игры – узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» - береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» - солнце.
Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.
Игры для ср. гр.
«Цепочка слов».
Эта игра используется с детьми среднего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный – ветер, мороженое, вода; мокрый – одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать – кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой.
Например, исходное слово – «кошка».
- Кошка бывает какая?
- Пушистая, ласковая, разноцветная…
- Что еще бывает разноцветным?
- Радуга, платье, телевизор…
- Каким еще может быть платье?
- Шелковым, новым, прямым…
- Что еще может быть прямым?
- Линия, дорога, взгляд…и т. д.
«Кто что делает».
Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность невербальных (неречевых) средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.
а) Для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?» Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку.
Например: «Что можно повесить на стену? Где можно спрятаться от дождя? Кто сторожит дом? Что можно читать? Чем гвозди забивать? Как узнать, сколько времени? Кто мышей ловит?
б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока.
Например, ведущий говорит: «Машина». Ребенок отвечает: «Едет. Художник». Следующий игрок: «Рисует. Рука» и т. д. В дальнейшем к одному слову существительному придумывают несколько глаголов.
Например, «ветер» - воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, освежает, тучи разгоняет и т. п.
в) Игру можно усложнить за счет использования невербальных средств выразительности: жестов, мимики, пантомимики. Задача детей – назвать деятельность по одному или нескольким действиям.
Например, взрослый поднимает обе руки – это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.
«Летает – не летает».
Эта игра способствует обогащению словарного запаса детей, развивает наблюдательность, внимание, формирует умение словесно оформлять результаты сравнения.
Она проста в организации и доступна ребятам любого возраста. В ее основе лежат элементарные формы сравнения (по одному признаку, сопоставления, используя которые, можно придумать множество самых разнообразных вариантов: например, «плавает – не плавает», «рисует – не рисует», «растет – не растет» и т. п.
Чем отличаются
Чем отличаются кильки от речки,
Чем отличается хлев от овечки,
Чем отличается повар от ужина –
Спрашивать так интересно и нужно.
Р. Сеф.
Дотошный старичок
Старичок был дотошный, но приятный на вкус.
Подошел и спросил: - А точнее?
- Что такое картошка? - Точнее,
- Небольшой апельсин. загорелый арбуз,
- А точнее? закопавшийся в землю
- Точнее, потому что – жара.
бегемот без хвоста, - А точнее?
без ушей и без шеи, - Точнее,
без зубов и без рта, мне обедать пора.
очень-очень ленивый,
Г. Кружков.
Игры для ст. гр.
«Рисунки по кругу».
В этой игре предполагается участие как минимум 3-5 детей. Каждый ребенок получает чистый лист бумаги и простой карандаш. По сигналу взрослого дети начинают рисовать. Через 1-2 минуты подается условный сигнал, и каждый из детей передает свой лист сидящему справа от него ребенку. Получив от соседа начатый рисунок, ребенок продолжает его в течении 1-2 минут и вновь по сигналу передает дальше. И так несколько раз (в зависимости от количества участников игры, до тех пор, пока к нему не вернется лист, на котором он первый начинал рисовать. Можно побеседовать с детьми о том, каков был их первоначальный замысел, и как шло его изменение по ходу игры. «Круговым» способом могут быть выполнены не только рисунки, но и коллажи, которые, в свою очередь, служат великолепной опорой для придумывания небылиц, фантастических рассказов и прочих продуктов детского литературного творчества.
«Я хочу нарисовать».
Каждый из участников игры по очереди сообщает замысел рисунка, который он хотел бы нарисовать, а взрослый пытается объединить все сказанное в единый сюжет. Например, один ребенок говорит, что он хотел бы нарисовать аквариум, другой – медведя, третий – ракету и т. д. взрослый обобщает: «Рисуем аквариум, в котором живут медведи, летают ракеты и …». По ходу рисования дети могут вносить добавления в свой рисунок, детализировать объекты (медведь в маске для подводного плавания и ластах и пр.). обычно подобное рисование сопровождается детским смехом, сочинением веселых историй.
«Веселые картинки».
Для организации игры необходим набор картинок, иллюстраций или открыток (не менее 20шт.) как предметного, так и сюжетного содержания. Суть игры состоит в следующем: картинки выкладываются друг за другом (по одной) в совершенно бессмысленном порядке, но при этом содержание (изображение) каждой последующей стараются связать с предыдущей таким образом, чтобы получился рассказ, сказка или история. После того как литературное произведение будет закончено, картинки собирают и хорошенько перемешивают. Задача детей – последовательно и как можно точнее восстановить все произведение, придуманное по картинкам.
В качестве опоры для составления рассказов можно использовать и так называемую «экспресс»- таблицу. Составляется она следующим образом: лист бумаги расчерчивается на 20 квадратов. Дети называют по очереди любые слова, а взрослый фиксирует каждое слово в отдельном квадрате с помощью соответствующего рисунка. Когда таблица будет целиком заполнена, можно приступать к сочинению рассказов, в которых каждая последующая картинка выступает отправным, но связующим звеном в придумывании последующих сюжетных событий. В дальнейшем дети могут самостоятельно составлять такие опоры и обмениваться ими друг с другом, сочиняя рассказы по таблицам партнеров по игре, сверстников.
«Цветные рассказы».
Эта игра также преследует цель развития детского литературного творчества. В отличие от предыдущей игры в качестве исходного наглядного материала детям предлагают полоску бумаги, состоящую из 8-10 квадратов различных цветов, расположенных в два ряда, на основе которых собственно и придумывается рассказ или сказка. Игра протекает следующим образом: детям предъявляют цветную полоску, указывают на верхний крайний квадрат и спрашивают: «На что он похож? Что бывает такого цвета?» Опираясь на детский ответ, взрослый придумывает первое предложение, а все остальные сочиняют дети на основе ассоциаций каждого следующего цветного квадрата с реалиями окружающего мира.
Например, детям предъявлена полоска, состоящая из: 1 (верхний) ряд – зеленый, голубой, желтый, белый квадраты; 2 (нижний) ряд – коричневый, красный, оранжевый, фиолетовый квадраты. Произведение может выглядеть следующим образом: «Зеленый лес приветливо шелестел листвой. Голубое небо над лесом было чистым и прозрачным, а ослепительно яркое желтое солнце обогревало своим теплом каждого, кто попадал под его лучи. На ветке белой березы расположилась лесная птаха. Почистив свои коричневые крылышки, она весело запела, встречая новый день. Лесные жители встретили ее пение одобрением: земляника повернула свои красные головки к солнышку; оранжевые лисички-сестрички дружно затараторили, рассказывая друг другу свои сны; жук, расправил свои фиолетовые крылышки и полетел по делам. Лес наполнился звуками, и начался новый день». Для усложнения игры имеет смысл предложить ребенку опираться на ассоциацию цвета с настроением, ситуацией в процессе создания литературного произведения.
Игры для подг. гр.
«Угадай настроение».
Сначала детей знакомят с различными эмоциональными состояниями, анализируют средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их. Затем предлагаются различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство. Например, ситуация «заблудились в лесу» - какое настроение, чувство возникает сразу (грусть, страх, испуг); какое качество человека больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость и т. п.).
В этой игре можно задействовать любые средства выразительности (мимика, жест, пантомимика). Например, предложите ребятам отобразить определенный жест («Стой на месте!», «Я боюсь», «Этого нельзя делать», «Идем со мной», «Здравствуй!», «До скорой встречи», «Кто это сделал?», «Давай помиримся», «Я боюсь» и т. д.) и подобрать картинку (или выразить мимически, соответствующую эмоциональной реакции партнера на этот жест. Или показать частями тела (плечами, корпусом, руками, головой, носом, ушами, глазами) определенные состояния: «Я горжусь», «Я самый сильный», «Нет», «Мне это не нравится», «Я очень люблю эти конфеты», «Я вижу в небе радугу», «Я спрятался», «Где же вы» и пр.
Спектр человеческих чувств очень обширен и овладеть им дети могут при помощи волшебного слова «как будто», имеющего для них особую магическую притягательность. Именно в предлагаемых обстоятельствах заключается, как считал К. С. Станиславский, мощный творческий импульс. Предложите ребятам следующие задания:
а) передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза, цветок;
б) взять со стола нитку, как будто это – змея, бисерные бусы, горячая печеная картошка, непоседа-кузнечик;
в) пройти по нарисованной мелом линии, как будто это – канат, широкая дорога, узкая тропинка или узкий мост через реку;
г) прогуляться по «как будто» многолюдной улице, как солдат, как очень старый человек, которому очень жмут ботинки, как балерина, как манекенщица, как «задавака», как человек, который несет тяжелую ношу.
После выполнения из заданий-показов дети могут поделиться своими чувствами, ощущениями.
Эмпатийная способность имеет важное значение не только в общении между людьми, особую роль она играет в литературном творчестве, является своеобразным выразителем авторского стиля, служит показателем оригинальности произведения.
«Да-нетка».
Автор этой игры ЛучоЛомбардо Родиче называл ее «Отгадайкой». Он писал о ней так: «Это одна из самых плодотворных и полезных игр с точки зрения интеллекта и накопления культурного багажа». Действительно эта игра являет собой нечто большее, чем просто способ отгадывания. Это – основной метод интеллектуальной деятельности человека, способность к классификации и объединению данных опыта в понятие. В процессе игры дети овладевают умением задавать вопросы, оттачивать их формулировку, обогащают речевую практику. Атмосфера игры всегда наполнена таинственностью и юмором. Правила игры достаточно просты: один из игроков задумывает что-то или кого-то, а другие участники игры с помощью вопросов, на которые разрешается отвечать либо «Да», либо «Нет», пытаются определить задуманное. Иллюстрировать можно с помощью стихотворения, которое взрослые читают по ролям:
- Загадала я предмет.
- Это лейка?
- Нет.
- Не лейка?
- Нет.
- Это кошка?
- Нет.
- Это мошка?
- Нет.
- Может, кнопка?
- Нет.
- Значит, пробка!
- Нет.
- Не могу найти ответ.
После прочтения можно спросить детей: «Ребята, как вы думаете, почему предмет не смогли угадать? Как надо задавать вопросы, чтобы, не гадая и не перебирая разные названия, угадать то, что загадано?» - и разобрать с ними примеры правильной формулировки вопросов. Например, загадано слово «бабушка».
Вопрос: Ответ:
- Предмет живой? - Да.
- Это животное? - Нет.
- Это растение? - Нет.
- Это человек? - Да.
- Мужчина? - Нет.
- Живет в нашем городе? - Да.
- Живет вместе с тобой? - Да.
- Это твоя сестра? - Нет.
- Мама? - Нет.
- Бабушка? - Да.
Усложняется содержание – загадываемые предметы, ситуации могут наделяться противоречивыми характеристиками; «Да-нетки» придумывают сами дети.
«Объяснялки».
Эта игра имеет несколько разновидностей, ход которых всегда сопровождает особое эмоциональное состояние детей – ребенок «вживается» в роль взрослого и сам разъясняет, уточняет, делится своими знаниями, а значит полон уверенности и чувства собственного достоинства. Но говорит он не «так, как надо», не по схеме, а так, как сам это понимает. Объяснять окружающим сущность предметного мира ребенку очень интересно. Объяснять значение того или иного слова, понятия, назначение (функцию) предмета ребенок будет с удовольствием и более уверенно лишь в том случае, когда в этом возникает непосредственная потребность, создать которую не составляет большого труда, включив в деятельность реальный или игровой персонаж, заинтересованный в подробном объяснении. Взрослый вполне может «временно» стать инопланетянином или Незнайкой, который хочет все знать и уметь, или лесным, сказочным жителем, которому многое в городе в диковинку, ведь он это видит впервые в жизни.
Вот так дети объясняют значение некоторых слов:
Музей – это место, куда ходят посмотреть картины, новую выставку, узнать о многом и получить удовольствие.
Облако – это такой пушистый, мягкий воздух, похожий на подушку, которая часто меняет свою форму. Это часть неба, которую ночью трудно увидеть, если нет звезд и луны, но можно догадаться, что она есть на верху.
В дальнейшем детей привлекают к интерпретации различных поступков и их результатов. Такая практика не только расширяет речевой диапазон ребенка, но и позволяет ему осмысливать поведение окружающих и свое собственное, обогащает опыт социального взаимодействия, способствует формированию реалистической самооценки. В качестве аналитического материала сначала используют литературные произведения (М. Горький «Воробьишко», В. Осеева «Синие листья», «Волшебное слово» и др., а затем переходят к объяснению качеств, эмоциональных состояний человека, его поступков, с которыми дети сталкиваются непосредственно в реальной жизни.
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Выявление актуального уровня формирования нравственных представлений детей дошкольного возраста
(констатирующий этап)
Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Мы постигаем мир детства, прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка.Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность.
Ни в коем случае игровая деятельность не должна подменяться речью и подавлять эмоции ребёнка. Если в процессе общения мы забываем о его эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает, а сама речь перестаёт быть опорой мысли и чувства. Поэтому, используя лингвистические игры как средство организации общения и совместной деятельности, сотворчества ребёнка и взрослого, я внимательно слежу за настроением ребёнка, выявляю и учитываю его речевые возможности. Там, где ребёнок не может найти подходящего слова, разрешается сочетать речевые и неречевые средства общения – жесты, мимику, пластику.
Проблема развития творческих способностей дошкольников посредством речи не является принципиально новой. Однако, как показал анализ литературы, арсенал средств, которые можно использовать с данной целью, не исчерпан.
Так, например, большими потенциальными возможностями в этом отношении обладает лингвистическая игра.
По определению лингвистов Б.Ю. Норман, В.З. Санников и др., к ней относятся явления, связанные с использованием языка с дополнительной, не только коммуникативной, целью, чаще всего комической.
Мы считаем, что языковые игры могут стать эффективным средством развития творческих способностей дошкольников, принимая во внимание следующие обстоятельства.
Таким образом, для более комплексного исследования уровня развития воображения у детейподготовительной группы в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента была использована диагностика, включающая в себя 4 задания.
Экспериментальная работа включает 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Исследование проводилось на базе МДОУ №71 «Кораблик» г.Набережные Челны.Экспериментальное исследование проводилось в период с 17октября 2017- по 15 май 2018г.В нем принимало участие 30 детей. Возраст детей 5-6 лет.
Работа проводилась с двумя группами детей старшегодошкольного возраста - экспериментальной и контрольной. В экспериментальную группу вошли 15 детей старшей группы«Звёздочки». Из 15 детей 6 мальчиков и 9 девочек. В контрольную группу вошли 15 детей старшей группы«Солнышко». Из 15 детей 8 мальчиков и 7 девочек. Все обследуемые дети примерно одного возраста.
Исследование проходило в 3 этапа:
- I этап - констатирующий этап;
- II этап - формирующий этап;
- III этап - контрольный этап.
Прежде, чем приступить к исследованию уровня развития воображения у детей экспериментальной и контрольной групп, мы предварительно обследовали и проанализировали предметно-развивающую среду данного дошкольного учреждения, а также изучили групповые календарно-тематические планы работы с детьми.
В ходе анализа базы дошкольного учреждения и групп, участвующих в исследовании, нами было выявлено, что предметно развивающая среда МДОУ соответствует программным требованиям и целям разностороннего развития дошкольников. Так, с целью развития воображений у воспитателей групп имеется демонстрационный и раздаточный материал: раскраска, карточки с кроссвордами, журналы с различными заданиями, конструкторы ЛЕГО, кубики Никитина, различные плакаты, дидактические игры и др.
Так же нами был проведён анализ групповых календарно-тематических планов воспитателей на предмет планирования работы по развитию воображения у детей.
Работа по развитию воображения с детьми обеих групп планируется педагогами в соответствии с программой «От рождения до школы» под ред.Н.Е,Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Проводится работа с детьми в основном в форме организованной образовательной деятельности, игровой деятельности.
Далее нами был проведён констатирующий этап эксперимента.
Цель констатирующего этапа эксперимента – изучить уровень развития воображенияна констатирующем этапе исследования в экспериментальной и контрольной группах.
Этапы проведения экспериментального исследования включают подбор диагностического инструментария, сравнение и анализ полученных экспериментальных данных, разработку комплекса дидактических игр на развитие воображения.
Нами был разработан диагностический инструментарий по выявлению уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.Диагностика развития воображения у детей старшего дошкольного возраста включала в себя пять упражнений. Данная диагностика проводилась в обеих группах исследования. Работа велась индивидуально с каждым ребенком.
Критерии развития воображения у детей определялись по следующим упражнениям:
Упражнение «Съедобное-несъедобное». Детям раздаются листы с заданием, на которых изображены различные предметы. Дошкольникам необходимо зачеркнуть несъедобные предметы и раскрасить съедобные.
Упражнение «Дорисуй». Детям предлагается задание с изображением цветущего растения в горшке. Всего 4 этапа. Каждый этап-добавление новой детали. Ребенку необходимо заметить последовательность и на четвертом этапе дорисовать необходимые детали.
Упражнение «3 предмета». Необходимо нарисовать на листке бумаге любые три предмета, начинающихся с буквы «К».
Упражнение «Кто где спрятался?». Детям предлагаются предметные картинки с изображением животных, находящимися за, перед, под, на, в различных предметах. Детям необходимо рассказать, кто и где спрятался.
Упражнение «Составь рассказ по картинкам». Детям предлагаются три взаимосвязанных картинки, по которым нужно составить рассказ.
Критерии развития воображения
Для определения уровня развития воображения дошкольников имеются следующие критерии по баллам:
Умение выбрать среди предметов съедобные и несъедобные:
все несъедобные предметы зачеркнуты верно (мяч, пальто, бревно, сумка), съедобные раскрашены (мороженое, гамбургер, груша, виноград) (3 балла)
зачеркнуты верно 2-3 несъедобных предмета и раскрашены 2-3 съедобных предмета верно (2 балла);
верно зачеркнуты несъедобные предметы, но не раскрашены съедобные, либо несъедобные предметы не зачеркнуты, но съедобные предметы раскрашены верно (1 балл);
полностью неверный ответ, либо отсутствие ответа (0 баллов).
Умение определить последовательность действий и изобразить ее:
верно дорисованы все элементы (2 лепестка,1 листок, 1 линия, 2 точки на божьей коровке, раскрашен 1 треугольник) (3 балла);
верно дорисованы только 3-4 элемента (2 балла);
верно дорисован 1 элемент (1 балл);
ни один элемент выполнен неверно, либо отсутствие ответа (0 баллов).
Умение нарисовать любые три предметы, начинающиеся с буквы «К»:
верно нарисованы три предмета (3 балла);
верно нарисованы два предмета (2 балла);
верно нарисован один предмет (1 балл);
все предметы нарисованы неверно, либо нет ответа (0 баллов)
Умение называть предлоги, исходя из предложенного изображения(предлагается 4 картинки):
верно предлоги названы верно (в, на, около, за) (3 балла);
верно названы два-три предлога (2 балла);
верно назван один предлог (1 балл);
все предлоги названы неверно, либо нет ответа (0 баллов)
Умение составить рассказ по картинкам:
верно составлен рассказ по картинкам на определенную тему (2 балла);
рассказ составлен, но очень сжатый (1 балл);
рассказ составлен не по теме, либо отсутствие рассказа (0 баллов).
Таким образом, уровень развития воображений определяется по следующим баллам:
Высокий уровень – 12-14 баллов,
Средний уровень -8-11 баллов,
Низкий уровень – до 7 баллов, включительно.
Результаты проверки развития воображения представлены ниже. (См. Таблица 1, Таблица 2, рис.1, Таблица 3, Таблица 4, рис.2)
Таблица 1
Результаты контроля детей экспериментальной группы на начало диагностирования
№ п/п | Имя | Съедобное-несъедобное | Дорисуй | 3 предмета | Предлоги | Рассказ по картинкам | Итого баллов | Итого % | Уровень |
1 | Андрей | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 13 | 92,85% | В |
2 | Арина | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 12 | 85,71% | В |
3 | Арсений | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | 10 | 71,4% | С |
4 | Вадим | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 8 | 57,14% | С |
5 | Василиса | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 | 78,57% | С |
6 | Дарья | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 14 | 100% | В |
7 | Диана | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 13 | 92,85% | В |
8 | Зарина | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 10 | 71,4% | С |
9 | Клим | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 7 | 50% | Н |
10 | Максим | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 14 | 100% | В |
11 | Нияз | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 14 | 100% | В |
12 | Полина | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 13 | 92,85% | В |
13 | Светлана | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 12 | 85,71% | В |
14 | Таисия | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 12 | 85,71% | В |
15 | Яна | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | 71,4% | С |
Таблица 2
Распределение детей экспериментальной группы по уровню развития воображения на начало диагностирования
| Абсолютное число учащихся | Процентное соотношение |
Высокий | 9 | 60 % |
Средний | 5 | 33,33 % |
Низкий | 1 | 6,67 % |
Рис.1. Результаты контроля уровня развития воображения детей экспериментальной группы на начало диагностирования в процентном соотношении
Таблица 3
Результаты контроля детей контрольной группы на начало диагностирования
№ п/п | Имя | Съедобное-несъедобное | Дорисуй | 3 предмета | Предлоги | Рассказ по картинкам | Итого баллов | Итого % | Уровень |
1 | Аксинья | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 12 | 85,71% | В |
2 | Альберт | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 9 | 64,28% | С |
3 | Артём | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 8 | 57,14% | С |
4 | Валерия | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 5 | 35,71% | Н |
5 | Василий | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 6 | 42,85% | Н |
6 | Вячеслав | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 | 78,57% | С |
7 | Геннадий | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 12 | 85,71% | В |
8 | Дарина | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | 64,28% | С |
9 | Злата | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 12 | 85,71% | В |
10 | Иван | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 9 | 64,28% | С |
11 | Карим | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 11 | 75,57% | С |
12 | Кристина | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 8 | 57,14% | С |
13 | Мария | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 13 | 92,85% | В |
14 | Роман | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 10 | 71,4% | С |
15 | Снежанна | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 | 75,57% | С |
Таблица 4
Распределение детей контрольной группы по уровню развития воображения на начало диагностирования
| Абсолютное число учащихся | Процентное соотношение |
Высокий | 4 | 26,66 % |
Средний | 9 | 60 % |
Низкий | 2 | 13,34 % |
Рис.2. Результаты контроля уровня развития воображения детей контрольной группы на начало диагностирования в процентном соотношении
Экспериментальная группа показала следующий результат уровня развития воображения 60 % детей всей группы показали высокий уровень, а 6,67 % - показатель низкого уровня.
Контрольная группа показала следующий результат уровня развития воображения 26,66 % детей всей группы показали высокий уровень, 13,34 % - показатель низкого уровня.
Уровни развития воображения на примере диагностики показали необходимость совершенствования работы в этой области, так как имеются дети, у которых воображение находится на среднем даже низком уровнях.
2.2. Влияние лингвистических игр на развитие воображения дошкольников
По результатам диагностики было выявлено, что имеются дети с низким уровнем развития воображения. В ходе формирующего этапа был разработан и апробирован комплекс лингвистических игр, целью которых являлось , в первую очередь, развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель второго этапа эксперимента – повысить уровень развития воображения посредством лингвистических игр в экспериментальной группе.
В экспериментальной группе для эффективного развития воображения использовали лингвистические игры. На протяжении всего исследования реализовывался комплекс лингвистических игр.
В это же время в контрольной группе проводились традиционные упражнения, задания для развития воображения.
В соответствии с гипотезой исследования и результатами констатирующего этапа нами был разработан комплекс «Картотека лингвистических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста».
Срок реализации комплекса лингвистических игр и упражнений: сентябрь 2017 - май 2018.
Цель комплекса игр и упражнений: развитие у детей представлений воображения. Также данные игры направлены и на развитие диалогической и монологической речи, обогащение словарного запаса.
Комплекс игр включает в себя 10 различных видов лингвистических игр:
Цепочка слов
Рассели по домикам
Скажи наоборот
Сравни зверей
Угадай, кто мой друг
Шарады
Отгадай предмет по названию его частей
Подбери рифму
Отгадай слово по первым буквам
Найди лишний и объясни
Ромашка
Лото
Кроссворд
Рассказ по картинкам
3 предмета
Кто где спрятался?
Карусель
Волшебные яблочки
Зачеркни-раскрась
Составь словечко
В течение всего периода реализации исследования проводились данные игры с детьми экспериментальной группы. В заключении исследования дети в небольшой группе должные были придумать лингвистическую игру или упражнения для развития воображения.
Дети знакомились с новыми играми, узнавали новое, пополняли словарный запас. При наблюдении за действиями детей, стало заметно, что их воображение, творческие способности стали проявляться больше и больше. Дети старшего дошкольного возраста быстро схватывают, что им необходимо сделать и как.
Исходя из результатов проделанного исследования на данном этапе, мы сделали вывод, как лингвистические игры, включая разгадывание ребусов, шарады, кроссворды, влияют на развитие воображения детей. Данный вид игр является эффективным способом развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов исследования
После формирующего эксперимента был проведен повторный срез. Цель контрольного эксперимента - выявить эффективность использования лингвистических игр для развития воображения у детей после проведенного формирующего этапа эксперимента.
Повторная диагностика развития воображения у детей старшего дошкольного возраста включала в себя пять упражнений. Данная диагностика проводилась в обеих группах исследования. Работа также велась индивидуально с каждым ребенком, как и на констатирующем этапе.
Критерии развития воображения у детей определялись по следующим упражнениям:
Упражнение «Съедобное-несъедобное». Детям раздаются листы с заданием, на которых изображены различные предметы. Дошкольникам необходимо зачеркнуть несъедобные предметы и раскрасить съедобные.
Упражнение «Дорисуй». Детям предлагается задание с изображением цветущего растения в горшке. Всего 4 этапа. Каждый этап-добавление новой детали. Ребенку необходимо заметить последовательность и на четвертом этапе дорисовать необходимые детали.
Упражнение «3 предмета». Необходимо нарисовать на листке бумаге любые три предмета, начинающихся с буквы «А».
Упражнение «Кто где спрятался?». Детям предлагаются предметные картинки с изображением предметов, находящихся за, перед, под, на, в различных предметах. Детям необходимо рассказать, кто и где спрятался.
Упражнение «Составь рассказ по картинкам». Детям предлагаются три взаимосвязанных картинки, по которым нужно составить рассказ.
Критерии развития воображения
Для определения уровня развития воображения дошкольников имеются следующие критерии по баллам:
Умение выбрать среди предметов съедобные и несъедобные:
все несъедобные предметы зачеркнуты верно (мяч, пальто, бревно, сумка), съедобные раскрашены (мороженое, гамбургер, груша, виноград) (3 балла)
зачеркнуты верно 2-3 несъедобных предмета и раскрашены 2-3 съедобных предмета верно (2 балла);
верно зачеркнуты несъедобные предметы, но не раскрашены съедобные, либо несъедобные предметы не зачеркнуты, но съедобные предметы раскрашены верно (1 балл);
полностью неверный ответ, либо отсутствие ответа (0 баллов).
Умение определить последовательность действий и изобразить ее:
верно дорисованы все элементы (2 лепестка,1 листок, 1 линия, 2 точки на божьей коровке, раскрашен 1 треугольник) (3 балла);
верно дорисованы только 3-4 элемента (2 балла);
верно дорисован 1 элемент (1 балл);
ни один элемент выполнен неверно, либо отсутствие ответа (0 баллов).
Умение нарисовать любые три предметы, начинающиеся с буквы «А»:
верно нарисованы три предмета (3 балла);
верно нарисованы два предмета (2 балла);
верно нарисован один предмет (1 балл);
все предметы нарисованы неверно, либо нет ответа (0 баллов)
Умение называть предлоги, исходя из предложенного изображения (предлагается 4 картинки):
верно названы 4 предлога (3 балла);
верно названы два-три предлога (2 балла);
верно назван один предлог (1 балл);
все предлоги названы неверно, либо нет ответа (0 баллов)
Умение составить рассказ по картинкам:
верно составлен рассказ по картинкам на определенную тему (2 балла);
рассказ составлен, но очень сжатый (1 балл);
рассказ составлен не по теме, либо отсутствие рассказа (0 баллов).
Таким образом, уровень развития воображений определяется по следующим баллам:
Высокий уровень – 12-14 баллов,
Средний уровень -8-11 баллов,
Низкий уровень – до 7 баллов, включительно.
Результаты проверки экологических представлений о почве представлены ниже. (См. Таблица 5, Таблица 6, рис. 3, Таблица 7, Таблица 8, рис.4)
Таблица 5
Результаты контроля детей экспериментальной группы на конец диагностирования
№ п/п | Имя | Съедобное-несъедобное | Дорисуй | 3 предмета | Предлоги | Рассказ по картинкам | Итого баллов | Итого % | Уровень |
1 | Андрей | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 14 | 100% | В |
2 | Арина | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 12 | 85,71% | В |
3 | Арсений | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 12 | 85,71% | В |
4 | Вадим | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 11 | 57,14% | С |
5 | Василиса | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 13 | 92,85% | В |
6 | Дарья | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 14 | 100% | В |
7 | Диана | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 13 | 92,85% | В |
8 | Зарина | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 10 | 71,4% | С |
9 | Клим | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | 71,4% | С |
10 | Максим | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 14 | 100% | В |
11 | Нияз | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 14 | 100% | В |
12 | Полина | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 13 | 92,85% | В |
13 | Светлана | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 12 | 85,71% | В |
14 | Таисия | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 12 | 85,71% | В |
15 | Яна | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 | 11 | 57,14% | С |
Таблица 6
Распределение детей экспериментальной группы по уровню развития воображения на конец диагностирования
| Абсолютное число учащихся | Процентное соотношение |
Высокий | 11 | 73,33 % |
Средний | 4 | 26,67 % |
Низкий | 0 | 0 % |
Рис.3. Результаты контроля уровня развития воображения детей экспериментальной группы на конец диагностирования в процентном соотношении
Таблица 7
Результаты контроля детей контрольной группы на конец диагностирования
№ п/п | Имя | Съедобное-несъедобное | Дорисуй | 3 предмета | Предлоги | Рассказ по картинкам | Итого баллов | Итого % | Уровень |
1 | Аксинья | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 12 | 85,71% | В |
2 | Альберт | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | 71,4% | С |
3 | Артём | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 8 | 57,14% | С |
4 | Валерия | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 8 | 57,14% | С |
5 | Василий | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 7 | 50% | Н |
6 | Вячеслав | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 | 78,57% | С |
7 | Геннадий | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 12 | 85,71% | В |
8 | Дарина | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 9 | 64,28% | С |
9 | Злата | 1 | 3 | 3 | 2 | 2 | 13 | 92,85% | В |
10 | Иван | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | 71,4% | С |
11 | Карим | 1 | 2 | 3 | 3 | 2 | 11 | 75,57% | С |
12 | Кристина | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 8 | 57,14% | С |
13 | Мария | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 13 | 92,85% | В |
14 | Роман | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 10 | 71,4% | С |
15 | Снежанна | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 11 | 75,57% | С |
Таблица 8
Распределение детей экспериментальной группы по уровню развития воображения на конец диагностирования
| Абсолютное число учащихся | Процентное соотношение |
Высокий | 4 | 26,66 % |
Средний | 10 | 66,66 % |
Низкий | 1 | 6,68 % |
Рис.4. Результаты контроля уровня развития воображения детей контрольной группы на конец диагностирования в процентном соотношении
Данные повторного среза показали, что после занятий в экспериментальной группе заметно выросло количество детей, у которых улучшились показатели развития воображения.
В контрольной группе один ребёнок улучшил свой уровень развития воображения с низкого на средний. Также есть дети, которые улучшили свои показатели по баллам, но не изменив уровня.
Сравним полученные данные на начало и конец опытной работы и итоги. (См. Таблица 9, рис. 5, рис.6)
Таблица 9
Сравнительные данные на начало и конец диагностирования у экспериментальной и контрольной групп
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |||||||||
на начало | на конец | на начало | на конец | ||||||||
Число детей | Итого в % | Число детей | Итого в % | Число детей | Итого в % | Число детей | Итого в % | ||||
Высокий | 9 | 60 % | 11 | 73,33 % | 4 | 26,66 % | 4 | 26,66 % | |||
Средний | 5 | 33,33 % | 4 | 26,67 % | 9 | 60 % | 10 | 66,66 % | |||
Низкий | 1 | 6,67 % | 0 | 0 % | 2 | 13,34 % | 1 | 6,68 % |
Рис.5 Сравнительные данные на начало диагностирования у экспериментальной и контрольной групп
Рис.6 Сравнительные данные на конец диагностирования у экспериментальной и контрольной групп
Таким образом, во второй главе была реализована экспериментальная работа по определению уровня развития посредством лингвистических игр у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании принимали участие две группы: экспериментальная и контрольная. В одной группе велась работа с лингвистическими играми и упражнениями, а в другой группе-традиционные задания на развитие воображения.
Данная глава посвящена описанию экспериментальной работы по определению уровня развития воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством лингвистических игр. В параграфах предоставлена вся информация об исследовании, а также анализ результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования исследовано, что речевое общение является одним из первых видов деятельности, которым ребенок овладевает. Оно является универсальным условием развития воображения личности в период дошкольного детства. В процессе разнопланового общения в игровой деятельности ребенок познает природный, предметный и социальный мир, который его окружает, в его целостности и разнообразия; формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой образ "Я"; усваивает и создает культурные ценности, выступает при этом активным субъектом взаимодействия. Развитие воображения ребенка является главным инструментом, с помощью которого он устанавливает контакт с окружающей средой и благодаря которому происходит социализация ребенка.
В процессе исследования на формирующем этапе мы заметили, что во время игры ребенок пользуется как диалогической, так и монологической речью. Именно в игровой деятельности ярко проявляется образность ребенка и выразительность речи, в котором сочетаются языковые и неречевые средства выразительности. Речевой-игровые действия выступают и средством творческого воображения. Как самостоятельный вид деятельности, речево-игровая деятельность - это процесс, основанный на интересе ребенка к игре, ее правил и действий. В конечном итоге речево-игровая деятельность направлена на развитие и совершенствование воображения детей.
Исследование показало, насколько эффективным средством для развития воображения являются лингвистические игры, упражнения.
В заключение работы хочется сказать, что работа по использованию лингвистических игр интересна и увлекательна. Дети восприняли ее с большим удовольствием. Дошкольники всесторонне развиваются: развивают воображение, пополняют словарный запас, развивают память, мышление, внимание, познавательную активность. В своих планах на будущее мы планируем продолжить эту работу в данном направлении.
48