СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Комнатные растения: да или нет?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская  работа "Комнатные растения: да или нет?"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Комнатные растения: да или нет?"»

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Прогимназия №13 г. Майского»



Исследовательская работа




































Содержание

I. Введение

1.1. Обоснование выбора темы, актуальность темы…………………….…...2

II. Основная часть работы

2.1. Теоретический обзор проблемы:……………………………….………....3

а) История вопроса ….……………………..………………………….…….....3

б) Значение комнатных растений в жизни человека……….…….….….……4

2.2. Практическая часть работы

а) Практическая работа 1.Наличие патогенных микроорганизмов…………5 б) Социологический опрос «Что мы знаем о комнатных растениях»…........5

в) Практическая работа 2.Требования растений к условиям освещения …..6

г) Практическая работа 3.Требования растений к правильному поливу.......7

д) Опыт 1 Выявить потребность растения в воздухе, дыхании……………..8

е) Опыт 2. «Сквозь лист – дыхание частей растения………………………...8

ж) Опыт 3.Определение способности комнатных растений улавливать пыль……………………………………………………………………………..9



III. Заключение

3.1.Выводы и предложения…………………………….……………….……10

IV. Список литературы……………………………………………….……....11

V. Приложение………………………………………………….…………….12












  1. Введение

1.1. Обоснование выбора темы, актуальность темы

Современные горожане не избалованы свежей зеленью и цветущими растениями. В городе через открытое окно в помещение далеко не всегда попадает свежий воздух, а комнатные растения очищают его. Украшая комнатными растениями свой дом или квартиру, мы скорее думаем о красоте и уюте, чем о здоровье своей семьи. Говорят, большинство декоративных растений умеют и то, и другое: они украшают интерьер и положительно воздействуют на микроклимат, очищают воздух от пыли и токсинов, уничтожают болезнетворные бактерии и вирусы, успокаивают нервы, повышают тонус, улучшают настроение и даже укрепляют иммунитет. Так ли это? Мы решили убедиться в этом

Гипотеза исследования: правильно подобранная коллекция комнатных растений благоприятно воздействует на человека.

Объект исследования: комнатные растения.

Предмет исследования: разнообразие комнатных растений, влияние растений на здоровье людей.

Цель исследования: определить виды комнатных растений для озеленения класса, которые наиболее полезны человеку, и их роль в борьбе с пылью.

Основные задачи исследования:

  1. Изучить литературу по проблеме исследования. Подтвердить теоретический материал своими наблюдениями;

  2. Убедиться в том, что комнатные растения необходимы для нашего класса;

  3. Научиться ухаживать за комнатными растениями, используя полученные знания;

  4. Экспериментально определить способность комнатных растений улавливать пыль;

  5. Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы;

  6. Разработать рекомендации по озеленению кабинета.

Методы исследования: изучение литературы; экспериментальное определение количества оседаемой пыли на листьях различных растений; сравнение, анализ, систематизация и обобщение полученных данных.

Теоретическая значимость: выявлены и обоснованы требования к выбору наиболее полезных для человека комнатных растений.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для улучшения условий учебы в классе, материалы исследования могут быть использованы при проведении уроков, окружающего мира, для создания экологического паспорта кабинета. Исследование проводилось на базе класса №13 МОУ «Прогимназия №13, г. Майского»

II. Основная часть работы

2.1. Теоретический обзор проблемы

а) История вопроса

Ещё на заре своей истории человек начал собирать и использовать декоративные цветочные растения. Первыми распространителями комнатных цветов были воины, которые, возвращаясь в родные края, приносили с собой понравившиеся им иноземные растения.

В Россию цветочно-декоративные растения в больших количествах начали ввозить при Петре, который решил создать в Петергофе огромный парк с оранжереями для заморских растений. Из таких оранжерей редкие растения попадали в дома. Люди старались приучить к жизни в комнатах полюбившиеся им растения. Потом человек путём искусственного и естественного отбора вывел такое множество красивых сортов и форм комнатных растений каких нет и никогда не было в природе.

Оказывается, многолетним опытом предков подтверждена эстетическая, санитарная и гигиеническая роль комнатных растений. Они очищают воздух от углекислого газа, которого в помещении в 23 раза больше, чем под открытым небом. Кроме того, они обогащают воздух кислородом. Испаряя воду листьями, растения увлажняют воздух и снижают его температуру, облегчая этим наше дыхание. Зеленый цвет благотворно действует на психику, нервную систему. Положительное воздействие растений сказывается на настроении людей, их работоспособности.

Композиции из растений благотворно влияют на здоровье и эмоции людей, снимают стрессы, вызывают радость. Комнатные растения улучшают жизненную среду человека тем, что положительно влияют на состав воздуха в помещении: смягчают его сухость, что особенно важно в отопительный сезон, создают свежесть и приятную прохладу, очищают воздух от пыли. Но самое большое оздоравливающее значение комнатных растений состоит в том, что они обогащают воздух кислородом.
Особая роль принадлежит растениям, поглощающим вредные вещества и газы из воздуха, которые выделяют разнообразные синтетические материалы: пластмассовые изделия, ковровые покрытия, мебель из ДСП, линолеум и пр. Известно, что вещества, из которых сделаны предметы быта, вредны для здоровья, могут вызвать не только аллергию, но и другие заболевания.

Особую ценность представляют растения, которые выделяют фитонциды и эфирные масла, убивающие болезнетворные микроорганизмы. В народе давно известны алоэ, каланхоэ, толстянки, которые справедливо считаются зелеными домашними докторами. В настоящее время известны около 50 видов комнатных растений, у которых выявлены фитонцидные свойства. Их изучают врачи совместно с ботаниками и химиками.

Таким образом, комнатные растения выполняют важную функцию в экологии человека.


б) Значение комнатных растений в жизни человека


С давних времен люди стремились украсить свои жилища разнообразными растениями. Они служили не только для создания уюта. Это были своеобразные талисманы, защищающие дом от злых духов, болезней, несчастий. Стремление человека быть ближе к зеленым созданиям - результат опыта и интуиции. Польза от их пребывания в доме действительно велика. Многие комнатные растения, такие как сансевиерия, герань, хлорофитум выделяют в воздух вещества, способные обезвредить возбудителей многих серьезных заболеваний. Поэтому там, где собирается больше людей, растений тоже должно быть по возможности больше. Особенно полезно держать много растений в помещении, где работает лазерный принтер, компьютер, телевизор или проигрыватель. С некоторым ущербом для себя растения поглощают яды, выделяемые техникой, а угроза здоровью людей, работающих рядом, становится меньше.

Растения тонким ароматом своих цветков или душистых листьев могут сильно влиять на психофизическое состояние людей, стимулировать работоспособность, улучшать самочувствие. Так американские ученые заметили, что наличие в помещении, в котором работают люди, хотя бы нескольких живых растений улучшает эмоциональную обстановку в коллективе. А решение сложных конфликтных ситуаций проходит успешнее в кабинетах, обильно украшенных зеленью листьев.

Очень важно иметь зеленые растения поблизости от рабочего места людям с повышенной нагрузкой на зрение, в первую очередь, при многочасовой работе на компьютере.

Во время перерыва человек, глядя сквозь зеленые заросли куда-то дальше, дает отдых глазам, у него проходят напряжение и усталость.

Листья душистой герани и некоторых комнатных растений можно заваривать как чай. Во многих случаях такой чай не уступает по вкусу традиционному, но чаще выигрывает за счет своих целебных свойств.

Все растения нашего кабинета по значению для человека можно разбить на несколько групп:

Таблица 1.

Защита от пыли

Обогащение воздуха

Очищение воздуха

хлорофитум, традесканция, диффенбахия, фикус


монстера, герань, папоротник,


хлорофитум, папоротник, диффенбахия, сансевиерия


В воздухе многих помещений, особенно в зимнее время, могут накапливаться патогенные микроорганизмы, выделяемые людьми при дыхании, разговоре, кашле и чихании, и это необязательно вирусы гриппа или другие.

2.2. Практическая часть работы

а)Практическая работа 1.Наличие патогенных микроорганизмов в классах, где есть комнатные растения и где их нет. Мы решили проверить эти данные. Нам помогла Иноземцева Наталья Николаевна- лаборант бактериолог. Вместе с нею был произведен забор воздух на стафилококки. Нами были поставлены чашки Петри с питательной средой в нашем классе и в другом классе, где нет ни одного комнатного растения. Результаты были удивительные, они подтвердили, что такие растения как сансевьера, герань, хлорофитум выделяют в воздух вещества, уничтожающие стафилококи. Поэтому там, где собирается больше людей, растений тоже должно быть по возможности больше.

Герань простая и душистая обладает успокаивающим действием, и тоже отлично справляется с патогенными микробами; противовирусным и противомикробным действием обладают эвкалипт и мирт – их композиция снижает количество болезнетворных компонентов в воздухе почти наполовину, способствует расслаблению гладких мышц бронхов и устраняет спазмы – эти растения полезны для астматиков. Папоротники вообще должны быть в каждом доме. Эти уникальные древние растения ионизируют воздух и стимулируют работу надпочечников. Благодаря такой работе папоротники помогают организму человека восстановить гормональное равновесие, которое заложено в нем природой.

Несколько крупных комнатных растений могут существенно повлиять на повышение влажности воздуха, особенно во время отопительного сезона, то и здесь растения играют положительную роль.

Следует знать, что есть растения, которые могут быть ядовитыми, но они неоценимо важны для человека.

Например, олеандр, диффенбахия и некоторые молочаи. Эти растения имеют ядовитый сок и поэтому, ухаживая за ними, следует стараться не трогать листья и стебли голыми руками. А если это произошло, то тщательно вымыть руки с мылом.

Ни в коем случае нельзя есть или пробовать яркие красивые плоды комнатных растений. Они могут быть ядовитыми. Хотя содержание яда в них не смертельное, но все же они могут вызвать некоторые неприятные явления в организме. Итак, растения нашего класса можно разбить на такие важные группы: Таблица2.

Увлажнение воздуха

Ядовитые растения

Растения - доктор

Монстера, папоротники

Монстера, диффенбахии, спатифиллум

Алое, герань, каланхое, папоротники, толстянка-денежное дерево

б) Социологический опрос «Что мы знаем о комнатных растениях»

Социологический опрос проводился во 2А и 2В классах с целью выявления у детей уровня знаний о комнатных растениях. Анкета содержала следующие вопросы:

- Почему растения называются комнатными?

- Для чего нужны растения в комнатах?

- Какие комнатные растения вы знаете?

- Что нужно растению, чтобы оно хорошо росло?

- Как размножаются комнатные растения?

Учитывая, что мы знакомили детей с комнатными растениями, которые находятся у нас в помещении, проводили эксперименты, результаты анкетирования показали, что у учащихся 2А класса уровень знаний намного выше, хотя еще недостаточен. Результаты анкетирования показаны в таблице.

в) Практическая работа .Требования растений к условиям освещения


Изучив особенности содержания комнатных растений, мы пришли к выводу:

1. Растения по отношению к свету делятся на: (таблица3)

  • светолюбивые (яркий свет);

  • тенелюбивые (тень);

  • теневыносливые (яркий рассеянный свет или полутень).

Требования растений к условиям освещения.

Таблица 4.

СВЕТОЛЮБИВЫЕ

ТЕНЕЛЮБИВЫЕ

ТЕНЕВЫНОСЛИВЫЕ

Алоэ древовидное

Папоротник

Бальзамин

Герань душистая

Кордилина

Диффенбахия

Кактус


Монстера



Сансевиерия



Традесканция



Фиалка



Фикус



Хлорофитум



Хойя

На основе таблицы, мы смогли ответить на вопрос: почему одно растение благоухает, а другое чахнет, находясь в нашем кабинете?

1. Мы изменили местонахождение фикуса, фиалки, кордилина т.к. в классе они находились под ярким светом, что приводило к появлению у этих растений листьев с бурыми краями, пятнами и увяданию.

2. Поместив кодиум в полутень, мы заметили, что листья стали яркими и начали появляться новые побеги.


г) Практическая работа 2.Требования растений к правильному поливу


В результате наблюдений за поливом разных растений мы пришли к выводу, что на рост и развитие растений оказывает влияние правильный полив:

1. Причину увядания бегонии, пожелтения листьев кордилины – мы увидели в том, что поливали их редко и умеренно, а нужно очень обильно. Результаты не заставили себя долго ждать – бегония благоухает, кордилина пустила ростки и ее листья стали яркими и свежими.

2. Папоротник – это тенелюбивое растение поэтому, мы сделали вывод, что он любит влагу, но оказалось, это не так: избыточная влага и застой воды вызвали плохое развитие корневой системы и её загнивание – растение стало пропадать. Но мы успели его вовремя спасти.

Нами составлена таблица правильного полива комнатных растений:

Таблица 5.

ЗИМА

ЛЕТО

Умеренный или скудный полив

Исклю

чить полив

Очень обильный

Обиль-

ный полив

Умеренный полив

Лёгкое увлаж-нение

Хлорофитум

Кактус

Хлорофитум

Хойя

Фиалка

Кактус

Сансевиерия


Диффенбахия


Традесканция


Монстера


Бальзамин


Сансевиерия


Алоэ


Кордилина


Фикус


Герань




Монстера


Диффенбахия




Папоротник


Бальзамин




Алоэ






Герань


Таким образом, нужно помнить о типичных ошибках в уходе за комнатными растениями:

  • нижние листья взрослого растения со временем естественным образом желтеют и затем опадают. Когда такое происходит одновременно с несколькими листьями, то вероятной причиной является переувлажнение почвы или холодные сквозняки;

  • если на растении появляются сухие и коричневые точки или пятна, то наиболее вероятная причина - недостаток воды;

  • если пораженные места мягкие, темно-коричневого цвета - это, скорее всего, из-за переувлажнения почвы;

  • если точки или пятна белые или желтоватые, поражение вызвано использованием холодной воды при поливе, попаданием воды на листья, слишком сильными солнечными лучами или болезнью;

  • сухой воздух – это наиболее вероятная причина высыхания кончиков листьев или физическое повреждение, когда кончиков листьев часто касаются или они прижимаются к окну или стене;

  • если края листьев желтые или коричневые, это может быть вызвано несколькими причинами: переувлажнением почвы, недостаточным поливом, недостатком света, слишком обильным освещением, слишком низкой температурой воздуха, слишком высокой температурой воздуха, сухостью воздуха или сквозняками;

  • к обычным причинам болезни комнатных растений относятся: пересыхание почвы (вследствие недостаточного полива) или переувлажнение почвы (вследствие плохого дренажа или слишком частого полива), избыток света (особенно если листья поникают регулярно в середине дня), сухой воздух, слишком высокая температура воздуха, тесный горшок или вредители.


д) Опыт1. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании


ЦЕЛЬ: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании.

Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
МАТЕРИАЛ: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.
ХОД опыта: Определяем, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхаем и выдыхаем через трубочку. Затем отверстие трубочки замазываем вазелином. Делаем вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазываем одну сторону, а у другого обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.

Через неделю делаем вывод: листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.


е) Опыт 2. «Сквозь лист – дыхание частей растения»


Цель: Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
МАТЕРИАЛ: Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
ХОД: Узнаем, проходит ли воздух через листья во внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: погружаем стебель в воду (наблюдаем выделение пузырьков из стебля). Наливаем в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2-3 см, вставляем лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду. Плотно замазываем отверстие бутылки пластилином, как пробкой. Здесь же проделываем отверстие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляем соломинку пластилином. Отсасываем из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.

Делаем вывод о том, что воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков в воду из стебля.

Влияние на здоровье человека пыли все чаще становится предметом научных исследований. Специалисты измерили, что за сутки человек вдыхает вместе с воздухом около двух столовых ложек пыли! И чем мельче пыль, тем глубже она проникает в легкие. Пыль вызывает заболевания дыхательной системы (носа, глотки, бронхов, легких), воспалительные процессы, головные боли, раздражение слизистых оболочек глаз. Постоянное наличие пыли со временем может вызывать аллергию даже у абсолютно здорового человека. Эффективным путем очистки от пыли считается использование комнатных растений, способных активно поглощать из воздуха вещества, вредные для человека.

ж) Опыт3.Определение способности улавливать пыль комнатными растениями


Оборудование и материалы: вата, вода, комнатные растения

Методика проведения исследования описана в книге автора С.В. Алексеева «Практикум по экологии». Комнатные растения, используемые в опыте, вымыли. Через 7 дней, влажной ватой сняли пыль с листьев одинакового размера и сравнили. Данные визуального сравнения степени загрязнённости ваты по каждому растению в таблице.

Вывод: проанализировав полученные данные, можно сказать, что лучшие пылеулавливающие качества показали cпатифиллум Уоллиса, сансевьера трехполосная, бегония краснолистная, пеперомия туполистная. Наименьшее загрязнение листьев - гибискус китайский, пилея толстолистная.

Визуальное сравнение степени загрязненности ваты с контролем

Таблица5.

Используемые растения в работе

Цвет ваты

Цвет ваты

Бегония краснолистная


темно-серый

Спатифиллум Уоллиса женское счастье


грязно-серый

Пеперомия круглолистная


грязно-серый

Бегония борщевиколистная


дымчатый

Дифенбахия пятнистая


серый

Гибискус китайский


светло-серый

Пилея


светло-серый

Сансевьера


темно-серый

Кордилина


серый

Контроль


белый




Активно притягивают к себе пыль комнатные растения. Ее слой в 2 раза задерживает доступ солнечных лучей к листьям. Из-за этого цветы начинают чахнуть и задыхаться. Плохо растениям, плохо и людям. Например, герань, которая ионизирует воздух не хуже люстры Чижевского, теряет целебные свойства и становится рассадником аллергенов.

Оказывается, если с растений регулярно смывать пыль, то воздух в этой комнате в среднем на 40% чище, чем в такой же комнате без растений (при одинаковом качестве уборки). Увлажненные листья поглощают газ в 2-3 раза интенсивнее сухих. А вот опушенность растений с одной стороны способствует удалению из атмосферы пыли, но с другой - тормозит поглощение газов.

А знали ли вы, что сансевиерия прекрасно очищает воздух. Кроме того она впитывает в себя вредные вещества, выделяемые современными пластмасовыми или пластиковыми стройматериалами,которыми обделан наш дом, мебелью и даже пластиковыми окнами. Она уберегает от простудных заболеваний, общей слабости и разнообразных недомоганий. При воспалении уха можно закапывать теплый сок сансевиерии, им же или перетертыми свежими листья растения можно лечить раны и разнообразные кожные болезни. Также сансевиерия повышает работоспособность и улучшает работу мозга к восприятию, именно поэтому рекомендуется выращивать ее в школах, университетах и держать в офисах.

Калатеи требовательны к световому режиму. При слишком ярком освещении, листья теряют окраску. При попадании прямых солнечных лучей на листья на них может случиться ожог. Калатеям нужен рассеянный свет. От прямых солнечных лучей цветок калатея надо затенять.


Растение кротон Следует помнить, что, несмотря на светолюбивость, прямые солнечные лучи ему могут существенно навредить. Молодое же растение, в особенности после покупки и зимы к яркому, пускай даже рассеянному свету, приучать надо постепенно. При недостатке же света, кротон теряет декоративную окраску листьев и становиться просто зеленым.








III. Заключение

3.1.Выводы и предложения

  1. Видовой состав комнатных растений в классе многообразен.

  2. Комнатные растения не только украшают помещения, но и улучшают микроклимат, очищают воздух от вредных газов и пыли.

  3. Пыль наносит вред нашему здоровью: содержит огромное количество вредных веществ, которые провоцируют развитие различных заболеваний.

  4. Растений, имеют пылеулавливающие свойства, но разной степени. Для эффективной борьбы с пылью необходимо выращивать cпатифиллумы, сансевьеры, бегонии, пеперомии.

  5. Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.

  6. Данную работу можно продолжить, а так же рассмотреть вопросы по уходу за разными видами растений.

  7. Материалы исследования позволяют дать рекомендации по озеленению класса

Рекомендации

В марте-апреле пересаживают растения и есть возможность размножить некоторые виды растений. Для улучшения качества воздуха в кабинете рекомендуем выращивать такие цветы как: фикусы, плющи, традесканции, циперусы. Так как в классе окна расположены на юг и часто бывает душно, особенно весной, желательно выращивать цикламены, фиалки. У монитора компьютера необходимо поставить эхинокактус. Для профилактики ОРВИ и ОРЗ можно выращивать: мирт. Рекомендованные для озеленения класса растения легко размножаются и хорошо приживаются.

Комнатные растения улучшают микроклимат в доме, в огромном количестве поглощают из воздуха токсины. Собственно, некоторые растения и ядовиты потому, что питаются, активно перерабатывают химические яды из воздуха и почвы. И по степени ядовитости самого растения судят о его эффективности обеззараживать окружающую среду.

Растения поглощают продукты жизнедеятельности человека: углекислый газ, выделения из больных органов.

Подарите больному горшочек с алоказией, диффенбахией, акалифой, алоэ, каланхоэ, олеандром, геранью. И Вы спасете его от тяжелых недугов, множества недомоганий. Но все же будьте осторожны! Необходимо держать подальше ядовитые домашние растения от маленьких детей, щенков и котят. Любознательные карапузы могут затащить в рот, попробовать на язык ядовитые листочки.

А взрослые домашние попугаи, кошки и собаки с удовольствием «лечатся» этими растениями, безжалостно их обгрызая.

IV. Список литературы


  1. Путешествие в мир растений. / Сост. М. М. Алексейчик. – Минск,1968.

  2. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 432с., ил. («Занимательные уроки»).

  3. Скляровский Л. Я., Губанов И. А. Лекарственные растения в быту. – М.: Росагропромиздат, 1989. – С. 31-33.

  4. http://www.inflora.ru/directory/house-plants/useful-plants.html


































V. Приложение 1

Опыт1. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании

Опыт 2. «Сквозь лист – дыхание частей растения»

Опыт3.Определение способности улавливать пыль комнатными растениями




















Опыт 1.

Опыт 2.

Опыт 3.


































Приложение 2.

Визуальное сравнение степени загрязненности ваты с контролем

Используемые растения в работе

Цвет ваты

Цвет ваты

Бегония краснолистная


темно-серый

Спатифиллум Уоллиса


грязно-серый

Пеперомия круглолистная


грязно-серый

Бегония борщевиколистная


дымчатый

Дифенбахия пятнистая


серый

Гибискус китайский


светло-серый

Пилея


светло-серый

Сансевьера


темно-серый

Кордилина


серый

Контроль


белый


Результаты практическая работа

Разрастание колоний стафилококковой палочки

2 класс контрольный класс



17