Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Бичевая муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
Индивидуальный проект
Тема: «Логические игры»
Выполнила: Досенко Евгения Артёмовна
ученица 5 класса
Куратор проекта: Кирсанова Екатерина Владимировна
учитель: математики и информатики
с. Бичевая
2022 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………….………..ст. 2
-
Основная часть……………………………………………………..ст. 3
2. Что такое головоломки и история их создания…………………..ст. 3..
3. Классификация головоломок……………………………………..ст. 4
4. Эксперимент по увеличению интереса учащихся к логическим играм и выяснению, какие логические игры более интересные для школьников………………………………………………………………...ст. 8
Выводы……………………………………………………………………..ст. 13
Список использованных источников……………………………………..ст. 13
Введение
«Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает внимание, тренирует свой мозг,
свою волю, воспитывает настойчивость и
упорство в достижении цели».
А. Маркушевич.
Мы знакомимся с играми с самого раннего детства. В одном из результатов поиска дано определение слова «игра», как «занятие для отдыха», «развлечение» и «спортивное соревнование». Ребёнок лучше всего развивается именно через игру. В ней воспроизводятся разные ситуации, которые могут случиться в жизни, и в игре ребёнок должен найти выход из них. Игры, в основе которых лежит логика и эрудиция игроков, называются логическими. С их помощью игроки развивают своё логическое мышление, а влечение к играм не уменьшается в течении многих лет.
Актуальность: роль математика тоже помогает развивать интеллект, логическое мышление и умственное воспитание. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определённый стиль мышления. Однако развивать логическое мышление можно не только на уроках математики, но и в свободное время. К сожалению, многие ученики моей школы и класса больше проявляют интерес к играм в телефоне в перерывах между уроками. А ведь в это время можно решать ребусы или головоломки. Если их решать перед уроком, то можно «разогреть» работу мозга и лучше сконцентрироваться.
Проблема: низкий интерес учащихся к логическим играм.
Объект исследования: логические игры и задачи.
Предмет исследования: разновидности логических игр и задач.
Цель работы: изучить логические игры, их классификации, и привлечь как можно больше учащихся и их родителей к решениям логических игр и задач в свободное время.
Задачи проекта:
-
Изучить разные виды логических игр;
-
Изучить классификации логических игр и задач;
-
Выявить, какие логические игры являются более увлекательными и полезными для детей разных возрастов;
-
Привлечь учащихся к решению логических игр и головоломок.
Гипотеза: Логические игры развивают круг интересов, связанных с математикой, способствуют улучшению знаний, повышают заинтересованность в освоении логических игр в процессе общения.
1. Основная часть.
Основная форма обучения в школе – урок. На уроках математики мы учим формулы, определения, решаем задачи и примеры. Математика – основа точных наук. В жизни много увлекательных и полезных предметов из разных областей знаний, при изучении которых не обойтись без понимания математики.
Окружающая действительность, с которой мы контактируем, вызывает у нас интерес, формируемый в зависимости от склонностей учащихся. Чем разнообразнее вопросы, над которыми приходится размышлять, тем устойчивее интерес.
Почувствовать любовь к предмету, научиться самостоятельно, добывать знания, нестандартно мыслить можно при помощи учебников и научной литературы, но гораздо увлекательнее, получить этот опыт во время игры.
-
Что такое головоломки и история их создания.
Головоломки – это сложные задачи, которые требуют от человека сообразительности и высокого уровня логического мышления.
Логика – бесспорно отличный помощник в учёбе и формировании успешной личности.
Сейчас в мире существует огромное множество различных игр: спортивные, ролевые, прятки, догонялки, зимние развлечения, настольные, логические и компьютерные.
Игры, целью которых является развитие умственных способностей, сообразительности, логического мышления и улучшения памяти человека, называются развивающими. Таких играх поставлен вопрос и задачи, которые необходимо решить.
Игры, в том числе и логические, начали зарождаться ещё в давние времена: главной задачей первобытного человека была добыча еды для себя и сородичей через охоту и перед её началом люди обговаривали возможные варианты событий, вспоминали случаи с прошлых охот. Сейчас в современном обществе существуют аналогичные этому игры. В них добавились ум и смекалка, различные качества участников, а также национальные традиции.
Некоторые головоломки известны ещё с глубокой древности. Особо расширился круг любителей головоломок в конце девятого века. Как раз в это время появился первая книга головоломок в Европе – это был сборник «Задачи для развития молодого ума» ирландского просветителя Алкуина. На рубеже девятнадцатых и двадцатых веков головоломки получили наиболее широкое распространение. Благодаря деятельности Сэма Лойда и Генри Дьюдени головоломки попали во многие издания и стали популярны среди широких слоев населения. Долгое время Лойд считался создателем игры «Пятнашки», которую на самом деле изобрёл Ной Палмер Чепмен. «Пятнашки» стали настолько популярны, что некоторые работодатели запрещали приносить их на работу.
Следующим шагом в развитии головоломок стало изобретение Эрнё Рубиком в 1974 году знаменитого «Кубика Рубика», ранее известного как «Магический кубик». Он стал объектом исследований математиков и инженеров. Теперь по миру регулярно проходят чемпионаты по скоростной сборке кубика.
-
Классификация головоломок.
По структуре все головоломки можно разделить на группы:
(Первая группа) УСТНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ – задачи, в которых всё проходит в устной форме.
Загадки
Загадка – это аллегория, образ предмета, который надо отгадать с помощью приведённых сравнений или метафор. Здесь человеку необходима фантазия. Загадки предназначены для детей, чтобы научить их образному мышлению и сравнениям.
Примеры:
Висит груша, нельзя скушать. (лампочка)
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковка)
Данетки
Как правило, в «данетках» нет определённого вопроса. Игрокам нужно выяснить как или почему возникла загаданная ситуация. Для этого они могут задавать загадавшему наводящие вопросы, но загадавший может отвечать только «да», «нет» и «неважно». От этого и идёт название игры.
Шарады
Шарада – это игра в слова. Задача разгадки шарады заключается в том, чтобы отгадать слово, состоящее из других слов. Но разгадываемое слово должно быть существительным в именительном падеже, а вот его составляющие могут быть любыми частями речи.
(Вторая группа) ГОЛОВОЛОМКИ С ПРЕДМЕТАМИ – логические задачи с бытовыми предметами
Головоломки со спичками
Из спичек можно сложить очень многое – цифры, фигуры, дома, замки. Задача заключается в том, чтобы переложить определённое количество спичек и получить указанную в задаче фигуру. Они только с виду кажутся простыми, но начав решать понимаешь, что это совсем не так. Эти задачки довольно сложные и требуют смекалку. Для примера можно взять такую, довольно известную задачу:
Головоломки с монетами
Головоломки с монетами и головоломки со спичками похожи. Задача в том, чтобы получить из одной фигуры другую.
Карточные головоломки
Это всем известные Косынка, Паук, Пасьянс и другие. Сейчас даже дети могут играть в них, ведь карты установлены на каждом ноутбуке или ПК.
(Третья группа) МЕХАНИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ – специально изготовленные головоломки.
Кубик Рубика
В речи его называют кубик Рубика. Механическую головоломку изобрёл венгерским скульптор и преподаватель архитектуры Эрнё Рубик в 1974 году. Сама головоломка – это пластмассовый куб. Каждая его сторона разделена на определённое количество равных квадратов (в оригинале – девять), способных вращаться вокруг 3 внутренних осей куба. Каждая грань состоит из девяти кубов и окрашена в один из шести цветов, в одном из распространённых вариантов окраски, расположенных парами друг напротив друга: белый – жёлтый, синий – зелёный, красный – оранжевый. Повороты граней позволяют переупорядочить цветные квадраты множеством различных способов. Задача игрока: «собрать кубик Рубика», переупорядочить квадраты так, чтобы каждая грань куба состояла из квадратов одного цвета.
Пятнашки
«Пятнашки» или «Игра в 15» – популярная головоломка. Её создал Ной Палмер Чапман в 1878 году. Пятнашки состоят из набора одинаковых костяшек с нанесёнными числами (от 1 до 15), уложенных в квадратную коробку. Длина одной стороны коробки равна четырём костяшкам. Одно отделение остаётся пустым. Задача: упорядочить костяшки по номерам, путём перемещения.
Танграм
Танграм – головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают для получения другой, сложной фигуры. При этом фигура, которая должна получиться, обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении этой головоломки, должны быть соблюдены два правила: первое – должны быть использованы все семь фигур, второе – данные фигуры нельзя накладывать друг на друга.
Пазлы
Пазл – это складная картинка, мозайка. В этой игре-головоломке игроку требуется сложить из данных кусочков картинку. Пазлы помогают в развитии образного и логического мышления, моторики, восприятия связи между частью и целым.
Проволочные головоломки
Проволочные головоломки под силу не всем, но при этом они хорошо развивают зрительную память, внимание, усидчивость, аккуратность, точность, самостоятельность, логическое и пространственное мышление, умение анализировать и терпение. Кроме того, такую головоломку можно изготовить самим: толстая проволока всегда найдётся, а в интернете есть множество схем для проволочных головоломок. Нужно только немного усердия и терпения.
4. Эксперимент по увеличению интереса учащихся к логическим играм и выяснению, какие логические игры более интересные для школьников.
Для эксперимента я предложила ученикам своего класса разгадать несколько головоломок. Для этого я использовала головоломки со спичками, головоломки с монетами, танграм, змейку Рубика, кубик Рубика и различные загадки. Вот примеры нескольких задач:
Головоломка со стульями
Учитель задал ученикам задачу: расставить 9 стульев в кабинете так, чтобы возле каждой стены было по 3 стула. Ученики смогли выполнить задачу. А вы сможете?
Загадки
Это имеют все, без этого ничто не может существовать. Что это?
(Ответ: Название)
Может ли страус называть себя птицей?
(Нет, он не умеет разговаривать)
Сколько месяцев в году имеют 28 дней?
(Все)
Как расположить карандаш в комнате так, чтобы через него невозможно было перешагнуть?
(Поместить его вдоль стены)
Что станет больше, если его перевернуть вверх ногами?
(Число 6)
Какой человек может удержать слона?
(Шахматист)
Идёт то в гору, то с горы, но всегда остаётся на месте?
(Дорога)
Как человеку не спать 8 дней?
(Спать по ночам)
По какому животному ходят люди и ездят машины?
(Зебра)
По какому пути никто никогда не ездил и не ходил?
(По млечному)
Задачи с перестановкой букв
Задача: составить из предложенных букв слова
ЖОЛАК (КОЛАЖ)
ЯНАБ (БАНЯ)
ПАЖОР (ПОЖАР)
ФОНМИКРО (МИКРОФОН)
МКОГРО (ГРОМКО)
НЗЬИЖ (ЖИЗНЬ)
РАГО (РАГО)
НОСКОЙПО (СПОКОЙНО)
ДАТСОЛ (СОЛДАТ)
НЕОКЛАДС (НЕСЛАДКО)
АКЧОВЕД (ДЕВОЧКА)
АЛАЗАКС (СКАЗАЛА)
ЧНОКОНЕ (КОНЕЧНО)
ЗАДАЧА
Задача: Высота столба 10 метров. Улитка ползёт по нему и поднимается за день на 4 метра, а за ночь опускается на 2 метра. За сколько дней улитка доползёт до вершины столба?
Выводы
Во время исследования я смогла изучить виды и классификации логических игр, которых на самом деле довольно много. При проведении эксперимента мнение класса разделось: половине класса понравились загадки на логику и задачи, а половине больше по душе пришлись механические головоломки. В целом, решать головоломки понравилось классу, и даже после эксперимента некоторые приносили механические головоломки или загадывали друг другу загадки, то есть, они стали меньше сидеть на переменах в гаджетах и проявили интерес к решению головоломок. Это значит, что задачи, поставленные в начале проекта выполнены.
Я думаю, что перед началом урока нужно давать ученикам решать логические задачи, чтобы они могли лучше сосредоточиться и настроиться на тему урока.
Цель моего проекта достигнута.
Список использованных источников:
https://zen.yandex.ru/media/vse_ob_alalii_autizme_i_zpr/razvitie-logiki-u- https://doshkolnikov-25-let-prostye-i-biudjetnye-igry-doma-5fb6a0530a790b7b98f5db60
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-didakticheskie-igry-v-tehnike-fleksagon.html
https://infourok.ru/proektnoissledovatelskaya-rabota-razumnie-igri-846615.html
https://mega-talant.com/biblioteka/tvorcheskiy-proekt-geometricheskie-golovolomki-100574.html
https://multiurok.ru/files/proekt-golovolomki.html