СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Математика в быту"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа была предствлена на научно-практической конференции.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Математика в быту"»



VI районная научно-практическая конференция

«Первые шаги в науку»,

посвященная 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне









Математика в быту









Автор:Кузнецов Денис Алексеевич

8 А класс, МАОУ "Вадская СОШ"


Руководитель: Норовяткина Ирина Викторовна,

учитель математики, МАОУ "Вадская СОШ"














с.Вад

2020г

История возникновения математики


Автор:Кузнецов Денис Алексеевич

8 А класс, МАОУ "Вадская СОШ"


Руководитель: Норовяткина Ирина Викторовна



Роль математики в современной науке постоянно возрастает. Это связано с тем, что, во-первых, без математического описания целого ряда явлений действительности трудно надеяться на их более глубокое понимание и освоение, а, во-вторых, развитие физики, лингвистики, технических и некоторых других наук предполагает широкое использование математического аппарата. Более того, без разработки и использования последнего было бы, например, невозможно ни освоение космоса, ни создание электронно-вычислительных машин, нашедших применение в самых различных областях человеческой деятельности.

По моим наблюдениям в нашей стране существуем много профессий, где знания математики необходимы .

Поэтому тему для исследовательской работы я озаглавил: «Математика в быту»

Проблема моего исследования состоит в том, чтобы понять как применяется математика в повседневной жизни, а также в различных профессиях

Актуальность: Данная тема актуальна, потому что учащиеся будут знать историческую сторону вопроса, а также, современная жизнь не представляется без знаний математики.

Объект исследования – математика.

Цель исследования: выяснить в каких сферах человеческой деятельности и быту используется математика.

Для достижения этой цели были сформулированы задачи:

1. Развивать умение работать с дополнительной литературой;

2. Рассмотреть применение математики в повседневной жизни;

3.Привить интерес к изучению математики через рассмотрение исторических фактов;

4.Исследовать мнение родителей одноклассников:

«Где применяются математика в быту?", "Как применяются математика в профессии?"

5. Научиться обобщать полученную информацию.

6. Сформулировать вывод о подтверждении гипотезы.

Гипотеза исследования: если в результате исследования будет выявлено, что математика применяются во многих сферах деятельности человека, то именно это объясняет, что математика необходима людям.

Методы исследования:

-теоретический - изучение литературы;

-описательный; -анкетирование.




















Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..6

1.Основная часть..……………………………………………………………………8

1.1 Теоретическая часть…………………………………………………………......8

1.2 Практическая часть…………………………………………………………...…12

2.Заключение..………………………………………………………………………15

3.Список использованных источников информации…………………...………...16

4.Приложения:

Приложение 1. Результаты анкетирования……………………………...………..17

Приложение 2. Иллюстрации «Инженер»…………………............19

Приложение 3. Иллюстрация «Бухгалтер»….....………………………………...20

Приложение 4. Иллюстрация «Повар»…………….....................................…21

Приложение 5. Иллюстрация «Врач»…………………………………..……22

Приложения 6. Иллюстрация «Строитель»…………………………….………23











Введение


"Математика выявляет порядок, симметрию и определённость, а это – важнейшие виды прекрасного."

Аристотель

Роль математики в современной науке постоянно возрастает. Это связано с тем, что, во-первых, без математического описания целого ряда явлений действительности трудно надеяться на их более глубокое понимание и освоение, а, во-вторых, развитие физики, лингвистики, технических и некоторых других наук предполагает широкое использование математического аппарата. Более того, без разработки и использования последнего было бы, например, невозможно ни освоение космоса, ни создание электронно-вычислительных машин, нашедших применение в самых различных областях человеческой деятельности.

По моим наблюдениям в нашей стране существуем много профессий, где знания математики .

Гипотеза: : если в результате исследования будет выявлено, что математика применяются во многих сферах деятельности человека, то именно это объясняет, что математика необходима людям.

Цель исследования: выяснить в каких сферах человеческой деятельности и быту используется математика.

Для достижения этой цели были сформулированы задачи:

1. Развивать умение работать с дополнительной литературой;

2. Рассмотреть применение математики в повседневной жизни;

3.Привить интерес к изучению математики через рассмотрение исторических фактов;

4.Исследовать мнение родителей одноклассников:

«Где применяются математика в быту?", "Как применяются математика в профессии?"

5. Научиться обобщать полученную информацию.

6. Сформулировать вывод о подтверждении гипотезы.

Объект исследования – математика.

Предмет исследования – математика в быту.

Методы исследования:

-теоретический - изучение литературы;

-описательный;-анкетирование.






















Основная часть



1.1. Теоретическая часть


Еще с начальной школы я задумывался о роли математики в нашей жизни. В школе это и задачи, и уравнения, и примеры. Но в жизни мы применяем математику не так как в школе. Мне стало интересно, а как же мы используем математику в повседневной жизни. Необходимость в развитии математики у человека возникла еще на ранней стадии развития. Мамонт убитый во время охоты должен был поровну поделен между всеми охотниками. Было бы нечестно если бы один охотник получил больше всех остальных.

Слово "математика"возникло в Древней Греции примерно в V веке до н.э.

Происходит слово "математика" от слова "матема"-учение, знания, полученные через размышления.

Математика в России активно развивается с начала XVIII века. Начиная со второй половины XIX века, российские математики внесли значительный вклад в мировую науку.

Математика как специальность

  • Математический анализ

  • Дифференциальные уравнения

  • Математическая физика

  • Геометрия и топология

  • Теория вероятностей и математическая статистика

  • Математическая логика, алгебра и теория чисел

  • Вычислительная математика

  • Дискретная математика и математическая кибернетика



Развитие математики в Древнем Египте

В Египте математика использовалась еще с самых древних времен, что подтверждается различными текстами, которые относятся к началу второго тысячелетия до н.э. Применялась математика в Древнем Египте очень часто и в основном в таких направлениях, как мореплавание, астрономия, строительство и землемерие. Но, что удивительно при таком распространении счета, денег и, соответственно, денежных расчетов в те времена у египтян не было. К огромному сожалению, у современного человека очень мало сведений о древнеегипетской математике, так как все записи египтяне делали на папирусе, а он очень плохо сохраняется. Но даже по тому количеству дошедших до нашего времени документов и записей можно с полной уверенностью сказать, что геометрия и арифметика в Древнем Египте была развита весьма неплохо. И стоит отметить, что ученые Греции и Вавилона учились у египтян математике.


Древнегреческая математика

Древняя Греция – это «мать» математики в современном понимании этого слова. Эта наука имела огромное значение в жизни древних греков. К примеру, в соседних государствах математика в основном использовалась в быту человека (для различных измерений, вычислений и подсчетов), а также для магических церемоний, для того чтобы выяснить, чего хотят боги, при помощи астрологии и нумерологии. Но, невзирая на такое распространение, математической теории как таковой не было, все ограничивалось исключительно набором эмпирических правил, зачастую ошибочных.









Значение математики в современном мире профессий


Современное общество – общество, наделенное мощным потенциалом промышленного, научно-технического и иного прогресса, возможно, ценой дегуманизации и утраты духовных ценностей. Это индустриальное или постиндустриальное (информационное) общество, в котором большую роль играют наука, знания, техника, образование.

На наш взгляд, положение математики в современном мире далеко не то, каким оно было сто или даже только тридцать лет назад.

Математика превратилась в повседневное орудие. Исследования в физике, астрономии, биологии, химии, инженерном деле, организации производства и многих других областях теоретической и прикладной деятельности.

Многие крупные врачи, экономисты и специалисты в области социальных исследований считают, что дальнейший прогресс их дисциплин тесно связан с более широким использованием математических методов, чем это было до настоящего времени. Не зря греческие ученые говорили, что математика есть ключ ко всем наукам.

Изучение математики развивает логическое мышление, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современном мире математика пропитывает насквозь всю нашу жизнь. Люди любых профессий, так или иначе, применяют математические знания. Мы уже не представляем мир без всех многочисленных технических средств и приспособлений. А они каждый день совершенствуются.

То, что еще 5 лет назад казалось фантастикой сейчас уже реальность. Кто-то скажет, что это заслуга различный прикладных наук, но он будет ошибаться, так как без математики ничего бы этого не было. Как говорил Андрей Колмогоров: «Математика – это то, посредством чего люди управляют природой и собой».

























1.2. Практическая часть

Изучив историю возникновения математики, я решил выяснить, а где в повседневной жизни мы сталкиваемся с математикой. Чтобы получить ответы на данные вопросы, было проведено анкетирование среди родителей моих одноклассников.

Для исследования я воспользовался анкетированием. Я исследовал следующие показатели:

1.Нравилась вам математика в школе?

2.Используете ли вы математику в повседневной жизни?

3. Если да, то в чем конкретно?

4.Связана ваша профессия с математикой?

5.Если да, то в чем конкретно?

В анкетировании приняли участие 25 родителей моих одноклассников, работающих в разных сферах деятельности.

Среди опрошенных - люди таких профессий, как: инженер, врач, учитель, педагог-психолог детского сада, бухгалтер, врач, стоматолог, парикмахер, водитель-экспедитор , продавец, охранник,.

Проведя обработку данных, я получил следующие результаты(Приложение 1.):

- 70 % родителей нравилась математика в школе;

- 47 % родителей считают, что их профессия связана с математикой;

- 100 % родителей используют математику в повседневной жизни

-68 % используют математику в своей профессии

На вопрос в чем конкретно применяется математика, получил следующие ответы:

- планирование семейного бюджета (квартплата, поход в магазин);

- приготовление пищи, консервирование овощей, расчет нужно количества ингредиентов

- ремонт квартиры (покупка нужного количества материала);

- работа на огороде (расчёт размеров и количества грядок, расчёт рассады и семян по разным сортам на грядке, распределение пленки на парник).

На вопрос в чем конкретно применяются математика в их профессии получил следующие ответы:

Инженер —Инженеры работают в самых разных областях. Их труд необходим в сфере транспорта, авиации, строительства, на промышленных предприятиях, в научных центрах.. Математика необходима при составлении чертежей (Приложение 2)

Бухгалтер -Бухгалтер — это специалист, в обязанности которого входит документальное ведение финансово-хозяйственного учета предприятия. Также специалист занимается начислением заработной платы, подготовкой и сдачей отчетов в налоговую инспекцию и фонды. Математика необходима для подсчета и ведения финансово-хозяйственного учета (Приложение 3)

Врач -В обязанности современного врача входит: оказание своевременной плановой и экстренной медицинской помощи, выявление причин различных заболеваний, диагностика и лечение больных, с помощью выписаннных лекартвенных средств. Математика необходима для расчета дозировки лекарства (Приложение 4)

Повар-это человек, который занимается приготовлением пищи в заведениях общественного питания. Поэтому  повара, иногда, называют настоящим волшебником, который может из самых обыкновенных продуктов приготовить блюдо, имя которому — шедевр вкуса..Математика необходима для смешивания нужного количества ингредиентов (Приложение 5)

Строитель-Круг профессий, задействованных в строительстве, очень широк. Здесь можно встретить как руководителей, так и исполнителей. Главным в строительном деле является директор, у него есть заместители, помогающие в управлении процессом. Математика необходима для смешивания и приготовления нужных растворов (Приложение 6)























Заключение

Я считаю, что математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.

В процессе выполнения исследовательской работы, я в соответствии ее цели и задачам, получил важные для себя выводы и результаты:

- Математика нашла широкое применение в окружающей нас жизни и  в различных науках;

- Существует ряд профессий, которым необходимы знания математики.

Это инженер, повар, строитель, врач, бухгалтер.

Людям этих профессий необходимо уметь решать связанные с математикой, знать правила сложения, вычитания, умножения и деления .

Моя гипотеза, что математика применяются во многих сферах деятельности человека полностью подтвердилась. Это показало анкетирование родителей моих одноклассников.

Я считаю, что какую бы профессию каждый из моих одноклассников не выбрал в будущем, обязательно встретится с математикой.

Математика нужна каждому и везде! Математика — наука, как прошлого, так и будущего. Я убежден, что математика в жизни каждого из нас будет нужна. Надеюсь, что моя работа будет полезна и поучительна.










Список литературы


1.М.Я.Выгодский «Арифметика и алгебра в Древнем мире».

2.Википедия [электронный ресурс]: свободная энциклопедия-- https://ru.wikipedia.org/wiki/

3.Глейзер Г.И. «История математики в школе», «Математическая энциклопедия»
























Приложение 1.

Результаты анкетирования

Мною были опрошены родители одноклассников из моего класса. Я задавал следующие вопросы:

1.Нравилась ли вам математика в школе

2. Связана ваша профессия с математикой?

3. Используете ли математику в повседневной жизни?

4. Если да, то в чем конкретно?

На вопрос в чем конкретно применяютсяматематика, получил следующие ответы:

- планирование семейного бюджета (квартплата, поход в магизин);

- приготовление пищи, консервирование овощей, расчет нужно количества ингредиентов

- ремонт квартиры (покупка нужного количества материала);

- работа на огороде (расчёт размеров и количества грядок, расчёт рассады и семян по разным сортам на грядке, распределение пленки на парник).

5.Используете ли математику в своей профессии?











Приложение 2.

Иллюстрация " Инженер"















Приложение 3.

Иллюстрация "Бухгалтер"















Приложение 4.

Иллюстрация "Врач"














Приложение 5.

Иллюстрация "Повар"













Приложение 6.

Иллюстрация "Строитель"





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!