Министерство образования и науки Республики Дагестан
Республиканский конкурс исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет»

Выполнила: Магомедов Амин,
ученик 3 «в» класса МКОУ
«Карланюртовская СОШ имени
А.Д.Шихалиева»с.Карланюрт,
Хасавюртовского района РД.
Руководитель: Насрудинова А.А.,
учитель начальных классов.
2018 г.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность проекта: 4 недели.
Актуальность темы.
Природа оставляет большой след в нашей душе, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все наши чувства. Мы радуемся, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.
Первые восприятия важны и неожиданны. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У детей возникают вопросы, с которыми он обращается к взрослым. Будет ли развиваться любознательность, будут ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.
Мир огромен, а дети ещё малы, опыт их ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно, сначала с близкими и доступными пониманию явлениями, помочь накопить факты, полученные от общения с природой, направить интерес, создать условия, чтобы у ребёнка формировались правильные представления о ней.
Для этого не нужно специально вести ребёнка за город. И в городе, во дворах, скверах и парках, можно знакомить детей с природой.
Общение с природой воспитывает чувство прекрасного.
Если взрослые научат школьника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, величием гор, простором полей, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.
Цель: формировать бережное отношение к природе посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения.
Задачи:
• Закреплять и расширять знания детей о растениях и животных родного края, их красоте и пользе;
• Расширять представления о насекомых;
• Воспитывать стремление к познанию природы через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;
• Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
Участники проекта: ученик, родитель
Предполагаемый результат:
• Проявляет интерес к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе.
• Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
• Участвует в беседах во время рассматривания предметов, наблюдений за живыми объектами.
• Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
• Проявляет бережное отношение к природе.
Подготовительный этап:
Подбор методической литературы по теме
Подбор материала, дидактических, подвижных игр.
Свою работу мы вели в нескольких этапах:
Основной этап:
1 неделя:«Деревья нашего сада».
Здесь мы изучили деревья и наблюдали за ними:как на деревьях начинают набухать и лопаться почки. Внимательный человек, проходя мимо одного и того же куста или дерева, ежедневно отмечает, как увеличиваются и раскрываются пробивающиеся листики. В нашем саду в основном плодовые деревья, но самое красивое, это когда они начинают цвести: яблони, груши, сливы. Все дерево покрывается крупными белыми цветами, а потом лепестки падают на землю, будто снег. Из пестиков цветка начинает завязываться плод.
На этой неделе мы с мамой провели разные мероприятия.
Дидактические игры: «Назови дерево», «Парные картинки»,«Какого дерева не стало».
Рисование: «Люблю цветущее дерево».
Подвижные игры: «Беги к тому дереву, которое назову»;
Знакомство с литературными произведениями: «Деревья - украшение нашей планеты».
2 неделя:«Шестиногие крохи».
Наблюдения за насекомыми на прогулке.
Мы наблюдали за работой муравьев. Эти маленькие крохи постоянно в движении. Муравьи умеют строить и шить, нянчить детей и собирать зерна, доить тлей и разводить грибы.Муравьи умеют подавать сигналы друг другу и ориентироваться по солнцу, и еще многое умеют они. Не умеют они лишь жить в одиночку.
Беседа: «Кто такие эти крохи?»
Рассматривание иллюстраций: изображения различных насекомых.
Дидактические игры: «Узнай насекомое», «Что было бы, если исчезли насекомые».
Рисование: «Бабочка – красавица», «Муравьишка».
Подвижные игры: «Бабочки и цветы»;
Знакомство с литературными произведениями: И. Крылов «Стрекоза и Муравей», загадки о насекомых, «Муха – цокотуха».
3 неделя:«Королевство растений».
Весна - время пробуждения природы. В первые дни весны природа еще выглядит довольно неприглядно: серые комья снега, голые черные деревья. Но уже так весело начинает светить и пригревать солнце, что картина выглядит все равно радостной и обещающей. Все знают: еще немного и придет настоящая красота.Очень красивы и нежны первые цветы. Они вылазят прямо из-под снега. А едва сойдет снег, вся земля быстро покрывается свежей травкой. Она такая красивая, яркая, что ее сравнивают с драгоценным камнем, называют изумрудной.
Экскурсия на экологическую тропу.
Беседа «Зеленая аптека», «Разговор на подоконнике».
Рассматривание иллюстраций: изображения различных растений.
Дидактические игры: «Назови растение».
Рисование: «Цветы на нашей клумбе».
4 неделя:«Ждем вас птички».
Возвращаются с зимовки перелетные птицы. Мы слышим их веселое пение, его не перебивают звуки машин. Особенно хорошо поют птицы на рассвете.
Наблюдение за птицами:
Беседа: «Наши пернатые друзья».
Оригами: «Птицы родного края» (Голубка).
Дидактические игры: «Что было бы, если исчезли птицы», «Назови птицу».
Подвижные игры: «Весёлый воробей», «Птички раз, птички два», «Гуси».
Знакомство с литературными произведениями: чтение стихотворений: «Воробей», «Ворона», «Первая прогулка»; «Птичка», песенки – потешки, стихи о птицах.
Заключительный этап:
• Изготовление альбома «Родной край».
Литература:
1. О. В. Дыбина: «Неизведанное рядом».
2. Тематическое планирование «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
3. О. А. Воронкевич: «Добро пожаловать в экологию».