СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа на тему "Питание и здоровье"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В исследовательской работе представлена экспериментальная часть на основе проведения анкетирования среди учащихся школы, изучения паспорта здоровья школьников

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа на тему "Питание и здоровье"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района

«Новоичинская средняя общеобразовательная школа»


научно – практическая конференция

школьников «Школа успеха»





Секция: Биология

Тема работы: Питание и здоровье









Выполнил: Кущенко Никита, 9 класс



Научный руководитель: Мазурова Наталья Николаевна,

учитель биологии первой квалификационной категории





















С. Новоичинское

2017 год



Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Теоретическая часть……………………………………………………………..4-7

1.1. Понятие о здоровом питании…………………………………………………4

1.2. Здоровый образ жизни и правильное питание ……………………………6

2. Практическая часть……………………………………………………………...7-10

2.1. Изучение заболеваемости школьников по результатам медицинского обследования учащихся за два года………………………………... ………………7

2.2. Как питаются учащиеся дома……....................................................................8

2.3. Что употребляют учащиеся для питания…………………………………… ..9

3. Заключение………………………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………………….11

Приложения………………………………………………………………………..12-16





























Введение

Актуальность исследования. Правильное питание – залог здоровья, силы, и красоты человека. Пищевые продукты – самый важный вид материальных благ. Фактор питания стоит на первом месте в здоровье человека. В настоящее время заметно возрастает понимание того, что пища оказывает на человека значительное влияние. Она даёт энергию, силу, развитие, а при грамотном её употреблении – и здоровье. Можно с определённой уверенностью утверждать, что здоровье человека зависит от питания. Пища зачастую является основным источником большинства заболеваний, однако с её же помощью можно и избавиться от многолетних недугов. Хорошее здоровье стало показателем жизни современных людей, а поддержании его – важнейшей социальной задачей. Быть здоровым выгодно с любых точек зрения. Следовательно, выгодным становится и правильное и рациональное питание, сохраняющее здоровье и играющее значительную роль в предупреждении заболеваний.

Нас заинтересовала данная проблема, и мы решили выяснить, насколько важной данная проблема является для нашей школы.

Объект исследования: образ жизни школьника, его режим питания.

Предмет исследования: правильно подобранные полезные продукты питания, режим дня школьников и образ жизни в целом.

Цель исследования: доказать необходимость рационального питания для школьников и определить правила здорового питания.

Задачи исследования:

1. Изучить современные научные представления о здоровом питании и влиянии факторов питания на здоровье.

2. Выявить заболеваемость учащихся, связанную с неправильным питанием.

3. Выяснить, соблюдается ли учащимися нашей школы режим питания

4. Организовать активную пропаганду здорового питания как способа сохранения здоровья.

Гипотеза исследования: чтобы стать здоровым человеком надо с детства вести здоровый образ жизни, правильно питаться, соблюдать режим дня.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование.

1.1 Понятие о здоровом питании

Пища для растущего организма является источником энергии и белка, пластическим материалом для построения органов и систем, способствует повышению защиты сил организма, обеспечивает умственную и физическую работоспособность. Различные пищевые вещества – это химические соединения, которые являются составными компонентами продуктов питания и используются для получения энергии, построения и развития органов и тканей. Среди пищевых веществ есть такие, которые не образуются в организме человека. Отсутствие в рационе любого из них приводит к заболеванию, а при длительном недостатке – даже к смерти. В настоящее время наука располагает сведениями о 45 незаменимых пищевых веществах. К ним относятся различные аминокислоты, жирные кислоты, витамины и минеральные вещества, глюкоза.

Особенно большое значение имеет содержание в рационе белка. Белок — наиболее важная часть пищи; не случайно его иначе называют протеином, производя это наименование от греческого глагола, означающего «занимать первое место». При недостатке его в пище у ребенка появляется слабость, вялость, наблюдается падение веса, отставание в росте, снижается сопротивляемость к болезням, успеваемость и трудоспособность. Избыток белка в рационе школьника ведет к нарушению обменных процессов, снижению аппетита. Белки содержатся как в животных, так и в растительных продуктах. Белки, находящиеся в молоке, мясе, рыбе, яйцах и пр., наиболее сходны по своему составу с белками тканей и органов человека и наиболее полезны для организма. Некоторые растительные продукты (бобовые, гречневая крупа, рис, картофель, свежая капуста) также содержат белки, необходимые для роста организма. Лучшей усвояемости белка и лучшему использованию его организмом способствуют овощи. Следовательно, мясные и рыбные блюда целесообразно давать с овощными гарнирами. Поэтому с раннего детства нужно приучать детей к овощным блюдам.

В суточный рацион школьника также необходимо включать достаточное количество жиров. Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г. в сутки, 30% суточного рациона.

Для пополнения энергетических запасов организма также необходимы и углеводы. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие не перевариваемые пищевые волокна. Суточная норма углеводов в рационе школьника – 300-400 г., из них на долю простых должно приходиться не более 100 г.

Сохранить своё здоровье можно только при здоровом образе жизни – поведении, направленном на укреплении здоровья и основанном на гигиенических нормах. От чего зависит здоровье человека? По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье людей на 50% зависит от образа жизни, на 17-20% - от социальных и природных условий, на 17-20% - от особенностей наследственности человека и на 8-9% - от органов здравоохранения. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что наше здоровье – в наших руках. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с раннего детства и продолжаться всю жизнь.

При изучении научно-популярной литературы и статей по здоровому образу жизни (ЗОЖ), найденных в Интернете, мы пришли к выводу, что основными компонентами ЗОЖ являются: двигательная активность, режим питания, режим дня, закаливание, личная гигиена, общение с природой.

1.2. Здоровый образ жизни и правильное питание

Здоровье – самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если небрежно обращаться с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм невозможно. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания.

Пища, которую мы едим, обеспечивает развитие тканей и клеток организма, постоянное их обновление, а также является источником энергии. Обмен веществ в нашем организме полностью зависит от характера питания. От того, что мы едим, зависит наша трудоспособность, заболеваемость, физическое развитие и рост, нервно-психологическое состояние, продолжительность жизни. Поэтому правильное питание и здоровый образ жизни неразделимы.

Все теории питания пытаются решить одну проблему: поступление в организм в правильных пропорциях достаточного количества углеводов, жиров, белков, витаминов, микроэлементов, минеральных веществ. Правильное питание основывается на соблюдении режима. Рациональное питание (от латинского слова rationalis — «разумный») — это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда, климатических условий обитания. Рациональное питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, активному долголетию.

Правильное здоровое питание – это также профилактика заболеваний. Тому, кто ведет здоровый образ жизни и правильно питается, не страшны ни погодные «катаклизмы», ни болезни, ни вирусы. Такие люди всегда бодрые, активные, более выносливые и жизнерадостные, дольше живут.

Правильное и систематическое питание содействует профилактической деятельности работы желудочно-кишечного тракта. Естественно, есть нужно умеренно, не выходя за рамки разумного, так как переедание может привести к накоплению жира в организме и вызвать массу самых разных болезней, а также снизить активность работы иммунной системы.

В общем, самым оптимальным следует считать рацион, который содержит в себе мясо, рыбу, молочные продукты, и дополнен овощами и фруктами. Сырые овощи и фрукты по праву считаются наиболее полезными продуктами питания, так как содержат огромное количество витаминов, укрепляют иммунитет, являются отличной профилактикой многих болезней. Также не следует пренебрегать злаками, ведь них содержаться углеводы и клетчатка, которые способствуют очищению организма, а также витамины В и Е, марганец, кальций, цинк, железо, магний.

Пища, в которой содержится много углеводов, способна хорошо утолить голод, но такая еда приносит не очень-то и большую пользу. Мучные изделия и сахар должны быть сведены к минимуму. Сладости и шоколадные батончики лучше заменить медом. С одной стороны шоколадный батончик даёт энергию нашему организму, поднимает настроение, вызывает прилив сил и бодрости. С другой – в их состав входят красители, консерванты, растительные жиры, что способствует развитию кариеса, вызывает ожирение, аллергию, тошноту, изжогу.

2.1. Изучение заболеваемости школьников, по результатам медицинского обследования учащихся за два года (2016 г., 2017г.)

Нами были изучены литературные источники о видах хронических заболеваний, которые могут возникнуть у человека при неправильном питании. Это прежде всего хронические заболевания: анемия, миокардия, ожирение, вегето-сосудистая дистония (гипертония, гипотония).

Данные по заболеваемости учащихся за последние два года мы взяли из школьного Паспорта здоровья, который заполняется медработниками Новоичинской участковой больницы. Заболевания в Паспорт здоровья вносятся после обследования учащихся специалистами Куйбышевской детской поликлиники. Мы изучили данные паспорта и результат оформили в виде диаграммы (Приложение № 1)

В 2017 году самое большое количество детей имеют заболевания глаз (16 чел.), увеличение роста заболевания по сравнению с 2016 годом на 5 человек; увеличилось количество детей «тубконтактированных» в 2016 – 12 чел, в 2017 – 15 чел.; незначительно, но увеличилось количество детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, в 2016г. 2 чел., в 2017 – 3 чел. Положительная динамика т.е. снижение количества детей наблюдается с заболеваниями: «кариес» в 2016 – 15 чел., в 2017 – 10 чел., сердечно-сосудистой системой, опорно-двигательным аппаратом, нервной системы.

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы улучшить состояние здоровья у обучающихся, им необходимо правильно питаться. Для этого нужно прежде всего соблюдать режим питания, питание должно быть сбалансированным в соответствии с возрастными особенностями и, если необходимо, придерживаться определенной диеты, проконсультировавшись с врачом-диетологом.

2.2. Как питаются учащиеся дома

Для того чтобы узнать, как питаются учащиеся дома, мы провели анкету «Изучение соблюдения режима питания дома».

При проведении данного исследования нами было проведено анкетирование среди обучающихся 5-9 классов. В тестировании приняли участие 20 человек.

Обучающимся было задано семь вопросов (Приложение № 2).

По результатам анкетирования видно следующее:

- 6 чел. (30%) обучающихся не завтракают регулярно дома;

- 6 чел. (30%) не употребляют дома мясо, рыбу, яйца;

- 9 чел. (45%) не употребляют на завтрак сырые овощи и фрукты;

- 4 чел. (20%) не употребляют молочные продукты;

- 12 чел.( 60%) ужинают после 1900часов;

- 10 чел. (50%) используют для питья некипяченую или не фильтрованную воду.

Вывод: данные учащиеся не соблюдают режим питания и не осознают, какой непоправимый вред наносят своему здоровью. Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а ещё питание, потому что «мы – это то, что мы едим». Это изречение кратко отражает суть проблемы.

2.3. Что употребляют учащиеся для питания

Чтобы выявить, как организовано питание учащихся 5-9 классов, мы провели исследование. Нами был предложен тест «Едим ли мы то, что следует есть?» (Приложение № 3).   В анкетировании приняли участие 20 ребят, из которых 4 человека (20%) набрали от 15 до 21 балла, 12 человек (60%) набрали от 22 до 28 баллов, 4 человека (20%) от 29 до 44 баллов. 
По результатам анкетирования я сделал вывод, что в данных классах ребята несознательно относятся к собственному здоровью. Многим из них нужно прислушаться к рекомендациям по правильному питанию. В заключение проведенного анкетирования мною были предложены ребятам простые способы здорового и правильного питания:

1. Соблюдай режим питания! Питание в определенные часы улучшает работу органов пищеварения.

2. Питайся разнообразно! Разнообразие питательных веществ и витаминов обеспечивает сбалансированное поступление в твой организм необходимых веществ.

3. Тщательно пережевывай пищу! Пережевывание подготавливает пищу для прохождения по желудочно-кишечному тракту. Измельчённая пища легче переваривается.

4. Не переедай! С избытком пищи не справляется пищеварительная система; пища подвергается брожению и гниению, организм отравляется.

5. Не спеши во время еды! Продолжительность трапезы должна составлять не менее 20 минут при одном блюде и 30–40 – при двух. Так достигается насыщение без переедания.

3. Заключение

Основными компонентами ЗОЖ являются: двигательная активность, режим питания, режим дня, закаливание, личная гигиена, общение с природой.

Рациональное питание способствует сохранению здоровья, сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, а также профилактике заболеваний.

Чтобы улучшить состояние здоровья у обучающихся, им необходимо правильно питаться. Исследование показало, что 60% опрошенных учащихся не соблюдают режим питания и не осознают, какой непоправимый вред наносят своему здоровью.











Список литературы:

1. Безруких. М.М., Филиппова Т.А. «Разговор о правильном питании» Праздники –М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007.

2. Клейборн А. Энциклопедия. Моя первая книга о человеке. –М.: Росмен, 2005.


3. Боровская Э. «Здоровое питание школьника», «Эксмо» 2010 г.

4. Гогулан Н. «Законы полноценного питания», Москва 2007г.

5. Уайт Е. «Основы здорового питания», «Эксмо», 2011 г.

6. Боровская Э. «Здоровое питание школьника», «Эксмо» 2010 г.

7. Гогулан Н. «Законы полноценного питания», Москва 2007г.

8. Конь И. «Книга о здоровом питании школьников», М. «Просвещение» 2010 г.

9. Пузакова Б. « Что мы едим», «Эксмо» 2013 г.

10. Интернет - ресурсы:

- www/green mama/ru

- /Category/admin

















Приложение № 1

Данные паспорта здоровья















Приложение № 2

Анкета «Изучение соблюдения режима питания дома».

1. Завтракаете ли вы перед уходом в школу?

2. Употребляете ли вы мясо, рыбу, яйцо?

3. Употребляете ли вы на завтрак сырые овощи и фрукты?

4. Часто ли вы употребляете молоко и кисломолочные продукты?

5. Ужинаете ли вы дома после 1900?

6. Есть ли среди вас вегетарианцы (люди которые питаются только растительной пищей)?

7. Дома вы постоянно пьете только кипяченную, фильтрованную или родниковую воду?



























Приложение № 3

Тест «Едим ли мы то, что следует есть?»

1. Сколько раз в день Вы едите?
1) 3-5 раз, 
2) 1-2 раза, 
3) 7-8 раз, сколько захочу.
2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу? 
1) да, каждый день, 
2) иногда не успеваю,
3) не завтракаю.
3. Что Вы выберите из ассортимента в буфете для быстрого завтрака на перемене?
1) булочку с компотом, 
2) сосиску, запеченную в тесте, 
3) кириешки или чипсы.
4. Едите ли Вы на ночь?
1) стакан кефира или молока, 
2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),
3) мясо (колбасу) с гарниром. 
5. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?
1) всегда, постоянно, 
2) редко, во вкусных салатах, 
3) не употребляю.
6. Как часто на вашем столе бывают фрукты?
1) каждый день,
2) 2 – 3 раза в неделю, 
3) редко.
7. Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
1) всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,
2) ем иногда, когда заставляют, 
3) лук и чеснок не ем никогда.
8. Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?
1) ежедневно, 
2) 1- 2 раза в неделю, 
3) не употребляю.
9. Какой хлеб предпочитаете?
1) хлеб ржаной или с отрубями, 
2) серый хлеб, 
3) хлебобулочные изделия из муки в/с. 
10. Рыбные блюда в рацион входят:
1) 2 и более раз в неделю, 
2) 1-2 раза в месяц, 
3) не употребляю.
11. Какие напитки вы предпочитаете?
1) сок, компот, кисель; 
2) чай, кофе; 
3) газированные.
12. В вашем рационе гарниры бывают:
1) из разных круп, 
2) в основном картофельное пюре,
3) макаронные изделия.
13. Любите ли сладости?
1) все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,
2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто, 
3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет.
14. Отдаёте чаще предпочтение:
1) постной, варёной или паровой пище,
2) жареной и жирной пище, 
3) маринованной, копчёной.
15. Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?
1) да, 
2) нет.
Проанализировать своё питание Вы можете следующим образом: сложите свои результаты по итогам теста и соотнесите с критериями. 
Если Вы набрали от 15 до 21 баллов, Вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности. И с режимом у Вас всё в порядке! Вы молодцы! 
Если Вы набрали от 22 до 28 баллов, полноценным ваше питание назвать нельзя по нескольким причинам, но если Вы прислушаетесь к рекомендациям, то ваш рацион пополнится другими нужными для организма веществами. 
29 – 44 балла. Вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее Вы этим займётесь, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у Вас возникнет!


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!