Республиканская заочная научно-практическая конференция
для дошкольников, школьников, студентов «Новатор»
Исследовательская работа на тему:
«Модно ли быть грамотным»
Выполнила: Павлова Милена
Ученица 4 «б» класса
МБОУ «Мюрюнская СОШ№2»
МР «Усть-Алданский улус (район)»
Руководитель: Колодезникова М.А.
учитель начальных классов
с. Борогонцы – 2022 г
Оглавление:
-
Введение ---------------------------------------------------------------------------------------2
-
Теоретическая часть.
2.1. Что такое грамотность?----------------------------------------------------------------3
2.2 Роль грамотности в жизни человека и общества----------------------------------4
-
Практическая часть.
3.1 Отношение к грамотности учащихся МБОУ «Мюрюнская СОШ№2» ------6
-
Составление заданий по изученным темам, применение заданий
на уроках русского языка в 3 б классе----------------------------------------------10
-
Заключение------------------------------------------------------------------------------------11
-
Список литературы--------------------------------------------------------------------------12
-
Приложения-----------------------------------------------------------------------------------13
1.Введение
Актуальность. В современном обществе проблема грамотности стоит очень остро. На каждом шагу мы слышим безграмотную речь, видим ошибки в интернете, на страницах газет и журналов. Остается все меньше людей, бережно относящихся к языку. Большинство населения совсем не читают книг, пишут только короткие, часто безграмотные послания в социальных сетях. Почему так происходит? Чем является для нас грамотность сегодня? Модно ли быть грамотным среди моих сверстников? Эти вопросы стали для меня важными в этой исследовательской работе.
Цель исследования: выяснить отношение к грамотности учащихся 3-4 классов «Мюрюнская СОШ№2».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
Изучить литературу и источники по данной теме и выяснить значение термина «грамотность».
-
Провести опрос учащихся 3-4 классов школы с целью выяснения их отношения к грамотности.
-
Составить задания для повышения грамотности по изученным темам 3 класса.
-
Применение составленных заданий на уроках математики.
Объект исследования: учащиеся 3-4 классов «Мюрюнская СОШ№2».
Предмет исследования: отношение к грамотности.
Гипотеза: если изучить вопрос отношения к грамотности младших школьников, то это позволит нам предложить способы преодоления безграмотности.
Методы исследования: поиск и систематизация информации, анкетирование, сравнение и анализ полученных данных.
Практическая значимость. Работа призвана побудить детей заняться своей грамотностью, задуматься о ее значимости в обществе. Материалы могут быть использованы во внеурочной деятельности, а также в работе классных руководителей с родителями.
2. Теоретическая часть.
2.1 Что такое грамотность?
Историей возникновения грамотности является точка создания первого алфавита. После появления алфавита, появилось письмо, а значит и чтение. Грамотность начинается в тот момент, когда письмо становится условным характером и его понимание не нуждается в специальной подготовке.
Грамотность бывает в любой области: профессиональной, политической, экономической и т.д. Мы остановимся на грамотности в традиционном его смысле.
Значение слова в Толковом словаре современного русского языка Ушакова: «Грамотность – умение читать и писать».
Словарь синонимов дает такое представление об этом понятии: «осведомленность, компетентность, знакомство, знание, компетентность, квалифицированность, информированность».
В Большой Российской энциклопедии слово грамотность трактуется как «определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами русского языка. Применительно к характеристике населения - один из базовых показателей его социально-культурного развития» [3, c.618].
Согласно словарю С.И. Ожегова под словом "грамотный" подразумевают человека, умеющего читать и писать, а также умеющего писать грамматически правильно [4, с.123].
Вывод: Таким образом, мы видим, что грамотность – это не только умение человека грамотно писать и читать. Чаще всего под этим термином понимают умение человека ясно и связно излагать свои мысли, при этом соблюдая правила орфографии, пунктуации, орфоэпические нормы. Но чтобы быть грамотным, нужно обладать ещё определенными знаниями, умениями и навыками, чтобы участвовать в социальных процессах и быть полезным обществу. Грамотность – это часть общей культуры человека.
2.2 Роль грамотности в жизни человека и общества
Сегодня довольно часто можно встретить малограмотных людей, которые не заботятся о правильном ударении в словах, им и в голову не приходит, что можно мысли складывать складно, а писать – без орфографических и пунктуационных ошибок. И это несмотря на то, что русский язык изучается с первого класса и является одним из ведущих предметов в школе.
Грамотность закладывается в человеке с раннего детства. Ребенок слушает речь родителей, усваивает их отношение к языку, манеру изложения мыслей. Это и становится ключевым моментом в их дальнейшей жизни. Поэтому, в первую очередь, от родителей зависит, будут ли их дети культурными и образованными людьми [2, с.3].
Если человек грамотный, ему легче найти престижную, интересную работу. Грамотный человек – это хороший специалист, мастер своего дела, а такие работники нужны на любом предприятии. Благодаря им развивается экономика страны, улучшается социальная жизнь людей.
Сегодня страницы в социальных сетях есть практически у всех, ведь это очень удобный канал коммуникаций. Поэтому очень важно, чтобы люди правильно понимали друг друга. Это касается и сайтов, где информация написана доступно, грамотно, интересно, там больше посетителей.
Человек - социальное существо, и ему нужно экономическое благосостояние. Здоровому обществу, в свою очередь, нужны здоровые и грамотные люди. Чтобы сделать грамотность стоящей, это должно быть функционально. Функциональная грамотность показывает не только знанием чтения, сочинений и арифметики, но это также указывает на способность человека исполнить его экономические, социальные и гражданские обязанности эффективным способом.
Грамотность традиционно определяется как способность читать и написать. Современное значение грамотности было расширено, чтобы включать способность использовать язык, числа, изображения, компьютеры, и другие основные средства понять, сообщить, получить полезное знание и использовать доминирующие системы символа культуры.
8 сентября - это международный день грамотности. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) определяет грамотность как "способность определить, понять, интерпретировать, создать, сообщить и вычислить, используя напечатанные и письменные материалы, связанные с переменными контекстами. Грамотность включает различные способы изучения в предоставлении возможности людям достигнуть их целей, развивать их знание и потенциал, и участвовать полностью в их сообществе и более широком обществе".
Вывод: Одним из элементов грамотного человека является умение грамотно выражать свои мысли, вести диалог, владеть устной и письменной речью.
3. Практическая часть.
3.1 Отношение к грамотности учащихся МБОУ «Мюрюнская СОШ№2» (результаты исследования)
Для реализации цели исследования была разработана анкета по выявлению отношения к грамотности учащихся моей школы.
Ученикам 3-4 классов были заданы следующие вопросы:
-
Что такое грамотность, по вашему мнению?
-
Зачем нужна грамотность человеку?
-
Какой человек является грамотным?
-
Как стать грамотным?
-
Модно ли быть грамотным человеком?
Результаты анкетирования представлены в диаграммах.
1. Что такое грамотность
Отвечая на первый вопрос, учащиеся дали толкование слову «грамотность». Для 4-х человек - это слово обозначает «знание русского языка», 6 человек считают, что это «проявление ума, интеллигентности, культуры». Большинство (21 человек) трактует этот термин как «правильность письма, чтения, речи». «Умение отстаивать свою точку зрения, обладать красноречием» - считают 2 чел. Четыре человека затруднились дать определение слову.
2. Зачем нужна грамотность человеку?
20 человек ответили «красиво говорить и выражать свое мнение». «Быть вежливым» - 7 человек. Два человека считают - «чтобы с тобой было интересно общаться». Грамотность нужна «чтобы быть примером» - 7 человек. Один человек затруднился с ответом на вопрос.
3. Какой человек является грамотным?
Грамотный человек – это «умный, образованный человек», так ответило 7 человек. «Тот, кто правильно говорит, пишет» - 12 человек, «кто хорошо учится» - 5 человек, 11 респондентов считают, что «все люди грамотные в разной степени». Двое не дали ответа на этот вопрос.
-
Как стать грамотным?
Отвечая на следующий вопрос, большинство учащихся (14 чел.) написали, что, чтобы стать грамотным, надо «много учиться и работать над собой». 12 учеников считают, что для этого нужно «больше читать». Трое решили, что в этом им помогут выученные правила. «Всем уступать, не перебивать, не кричать» - считают 5 человек. Были и те, кто затруднился с ответом – 3 человека.
-
Модно ли быть грамотным?
Пятый вопрос определил отношение учащихся к грамотности. На вопрос: «Модно ли быть грамотным сегодня?» - 11 респондентов ответили, что «грамотным быть модно всегда», «в наше время люди не стремятся быть грамотным» ответил 1 человек. 13 человек – что «сейчас это ценится, актуально, необходимо». 5 учеников ответили, что «нет». Один затруднился с ответом.
Вывод: Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся 3-4 классов «Мюрюнская СОШ№2» в основном знают, что подразумевается под словом «грамотность», считают, что это необходимая часть нашей жизни. Но среди отвечающих есть и те, кто затруднялся ответить на вопросы.
3.2 Составление заданий по изученным темам. Применение заданий на уроках русского языка в 3 б классе.
Так как я и мои сверстники думаем, что грамотность ценится, необходима в жизни любого человека я решила составить задания для моих сверстников по изученным темам 3 класса.
Я составила задания по темам:
-
Безударные гласные в корне слова.
-
Словарные слова.
-
Правописание собственных имен существительных.
-
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
-
Разделительный мягкий знак.
-
Правописание окончаний имен прилагательных.
Составленные задания мы использовали на уроках для повторения и закрепления правил, повышения грамотности моих одноклассников.
Учащимся было интересно выполнять мои задания. Работы проверяла сама, исправляла ошибки. Особые затруднения вызвали такие задания как, найти проверочное слово, мягкий знак на конце существительных. Думаю, если делать такие задания систематически мы станем более грамотными.
4. Заключение
В современном мире грамотность — это визитная карточка человека. Люди, которые обладают правильной речью, богатым словарным запасом и умением писать без ошибок, добиваются успеха в любой выбранной сфере. Грамотный человек воспринимается как интеллектуально развитый. Но повышение грамотности — это долгий и упорный труд.
В ходе реализации исследовательской работы достигнуты следующие результаты:
- выявлено отношение младших школьников к проблеме грамотности;
- продуктом данной работы стал сборник заданий.
5.Список литературы
-
Интернет-ресурс Википедия.
-
Беднарская, Л. Д. Грамотный человек [Текст]: учеб. пособие/ Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова. – М.: Флинта, 2009. – 168 с.
-
Большая российская энциклопедия: М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия
-
Ожегов С.И. Словарь русского языка: 57000 слов/ Под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1986. – 797 с.
-
Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка, М.: «Аделант», 2014. – 800 с.
Приложение. Анкета «Мое отношение к грамотности»
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Что такое грамотность, по вашему мнению? | а) Знание русского языка б) Правильность письма, чтения, речи в) Проявление ума, интеллигентности, культуры г) Умение отстаивать свою точку зрения, обладать красноречием д) Затрудняюсь ответить |
2 | Зачем нужна грамотность человеку? | а) Чтобы красиво говорить и выражать свое мнение б) Быть вежливым в) Чтобы с тобой было интересно общаться г) Чтобы быть примером д) Затрудняюсь ответить |
3 | Какой человек является грамотным? | а) Умный, образованный б) Тот, кто правильно говорит, пишет, учит других в) Тот, кто хорошо учится г) Все люди грамотные в разной степени д) Затрудняюсь ответить |
4 | Как стать грамотным? | а) Много учиться и работать над собой б) Учить правила в) Больше читать г) Всем уступать, не перебивать, не кричать д) Затрудняюсь ответить |
5 | Модно ли быть грамотным? | а) Грамотным быть модно всегда б) В наше время люди не стремятся быть грамотными, это не модно в) Сейчас это ценится, актуально, необходимо г) Нет д) Затрудняюсь ответить |
11