СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модно ли быть грамотным?

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках исследовательского проекта на тему «Модно ли быть грамотным?» ученица 4 «Б» класса объясняет, что такое грамотность, и какую роль она играет в жизни современного человека. В рамках исследовательской работы было проведено анкетирование среди учеников 4-го класса начальной школы, и определено их отношение к грамотности, а также установлено, что большинство детей подразумевает под этим понятием. Данный проект относится к естественным наукам и носит характер теоретического исследования.

Просмотр содержимого документа
«Модно ли быть грамотным?»

Ярославское муниципальное образовательное учреждение

Карачихская средняя школа Ярославского муниципального района











Модно ли быть грамотным?

исследовательский проект



Работу выполнила: Данилова Кристина, ученица 4 «Б» класса

Руководитель:

Козловская Владислава Юрьевна,

учитель начальных классов






Ярославль, 2021

Оглавление


Введение

3

Глава 1. Теоретическая часть

5

1.1. Что такое грамотность?

5

1.2. Роль грамотности в жизни человека и общества

5

Глава 2. Практическая часть

6

2.1. Анкетирование учащихся

6

2.2. Беседа

8

Заключение

10

Список использованных источников и литературы

11

Приложение

12




Введение

«Жизнь могут двигать только

очень грамотные люди...»

Максим Горький

В современном обществе проблема грамотности стоит очень остро. На каждом шагу мы слышим безграмотную людскую речь, видим ошибки в интернете, на страницах газет и журналов. Остаётся всё меньше людей, бережно относящихся к языку. Большинство населения совсем не читают книг, пишут только короткие, часто безграмотные послания в социальных сетях. Почему так происходит? Чем является для нас грамотность сегодня? Модно ли быть грамотным среди моих сверстников? Эти вопросы нас заинтересовали, и мы решили осуществить проект на тему «Модно ли быть грамотным?».

Актуальность и значимость нашей работы заключается в том, чтобы понять почему необходимо быть грамотным в современном мире.

Гипотеза: если мы изучим вопрос отношения к грамотности младших школьников и докажем, что быть безграмотным плохо, то это позволит нам предложить способы преодоления безграмотности.

Объект исследования: отношение к грамотности.

Предмет исследования: учащиеся 4-го класса.

Цель исследования: выяснить, действительно ли в современном мире важно быть грамотным.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования в школьной библиотеке, а также в сети Интернет.

2. Провести опрос среди учеников, с целью выявления отношения к грамотности.

3. Провести беседу о важности грамотности для человека и общества.

4. Провести игру-викторину «Путешествие в страну Грамотность».

5. Оформить плакат «Грамотным быть модно!».

6. Составить буклет-памятку «Как повысить свой уровень грамотности».

Для решения поставленных задач нами были использованы теоретические и практические методы. Теоретическими методами исследования в работе являются анализ энциклопедической литературы по проблеме исследования. Практические методы – анкетирование, а также статистические и графические методы обработки и представления результатов исследования.

Практическая значимость: в результате проведённой работы мы будем знать и сможем убедить ребят, что нужно заняться своей грамотностью, задуматься о её значимости в обществе. Работа будет интересна самим обучающимся, а также материалы могут быть использованы во внеурочной деятельности и в работе классных руководителей с родителями.


Глава 1. Теоретическая часть

    1. Что такое грамотность?

Историей возникновения грамотности является точка создания первого алфавита. После появления алфавита, появилось письмо, а значит и чтение.

Грамотность бывает в любой области, мы остановимся на грамотности в традиционном его смысле.

Значение слова в Толковом словаре современного русского языка Д.Н. Ушакова: «Грамотность – умение читать и писать» [9].

В Большой Российской энциклопедии слово грамотность трактуется как «определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка» [2].

Согласно словарю С.И. Ожегова, под словом "грамотный" подразумевают человека, умеющего читать и писать, а также умеющего писать грамматически правильно [5].

Таким образом, из вышесказанного, мы видим, что грамотность – это не только умение человека грамотно писать и читать. Чаще всего под этим термином понимают умение человека ясно и связно излагать свои мысли, при этом соблюдая правила орфографии, пунктуации, орфоэпические нормы. Но чтобы быть грамотным, нужно обладать ещё определенными знаниями, умениями и навыками, чтобы участвовать в социальных процессах и быть полезным обществу. Грамотность – это часть общей культуры человека.

    1. Роль грамотности в жизни человека и общества

Грамотность закладывается в человеке с раннего детства. Ребенок слушает речь родителей, усваивает их отношение к языку, манеру изложения мыслей. Это и становится ключевым моментом в их дальнейшей жизни. Поэтому, в первую очередь, от родителей зависит, будут ли их дети культурными и образованными людьми [7].

Если человек грамотный, ему легче найти престижную, интересную работу. Грамотный человек – это хороший специалист, мастер своего дела, а такие работники нужны на любом предприятии.

Сегодня страницы в социальных сетях есть практически у всех, ведь это очень удобный канал коммуникаций. Поэтому очень важно, чтобы люди правильно понимали друг друга. Это касается и сайтов, где информация написана доступно, грамотно, интересно, там больше посетителей.

Грамотность традиционно определяется, как способность читать и написать. Современное значение грамотности было расширено, чтобы включать способность использовать язык, числа, изображения, компьютеры, и другие основные средства понять, сообщить, получить полезное знание и использовать доминирующие системы символа культуры.

8 сентября - это международный день грамотности. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) определяет грамотность как «способность определить, понять, интерпретировать, создать, сообщить и вычислить, используя напечатанные и письменные материалы, связанные с переменными контекстами. Грамотность включает различные способы изучения в предоставлении возможности людям достигнуть их целей, развивать их знание и потенциал, и участвовать полностью в их сообществе и более широком обществе».

Таким образом, одним из элементов грамотного человека является умение грамотно выражать свои мысли, вести диалог, владеть устной и письменной речью.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Анкетирование учащихся

После того, как мы познакомились с информацией о том, что такое грамотность и какова её роль в жизни человека и общества, совместно с классным руководителем, составили анкету. Были опрошены 30 учащихся 4-го класса нашей школы.

В анкету были включены вопросы о выявлении отношения к грамотности учащихся нашей школы (Приложение 1).

Исходя из ответов учащихся на первый вопрос, мы можем сделать вывод о том, что для 4-х человек (13%) слово грамотность обозначает «знание русского языка», 6 человек (20%) считают, что это «правильность письма, речи и чтения». Большинство учащихся, а именно 14 человек (47%) трактует этот термин как «проявление ума, интеллигентности, культуры», «умение отстаивать свою точку зрения, обладать красноречием» - считает 1 ученик (3%) и 5 человек (17%) затруднились дать определение слову. Результаты представлены на рисунке 1 (Приложение 2).

Анализируя ответы учащихся на второй вопрос анкеты, мы можем сделать вывод о том, что мнения разделились: одни считают, что грамотность нужна, чтобы «красиво говорить и выражать свое мнение» - 11 учащихся (36%), другие – чтобы «быть вежливым» - 8 человек (27%). 2 ученика (7%) считают - «чтобы с тобой было интересно общаться». Грамотность нужна «чтобы быть примером» - 8 человек (27%). 1 ученик (3%) затруднился с ответом на вопрос. Результаты представлены на рисунке 2 (Приложение 3).

В ходе ответов на вопрос о том, кого можно считать грамотным человеком, мы получили следующие данные: 20 учеников (67%) считают, что грамотный человек умеет читать, писать грамматически правильно и 10 учеников (33%) считают, что грамотность человека определяется степенью знаний в какой-либо области. Результаты представлены на рисунке 3 (Приложение 4).

В ходе анализа ответов на четвёртый вопрос анкеты, мы сделали вывод о том, что большинство учащихся, а именно 18 человек (60%) написали, что, чтобы стать грамотным, надо «много учиться и работать над собой». 3 ученика (10%) решили, что в этом им помогут выученные правила. 2 ученика (7%) считают, что для этого нужно «больше читать», «всем уступать, не перебивать, не кричать» - считают 6 человек (20%). Были и те, кто затруднился с ответом – 1 человек (3%). Результаты представлены на рисунке 4 (Приложение 5).

Анализируя ответы на последний вопрос анкеты, мы можем сделать вывод о том, что 21 ученик (70%) считают, что модно быть грамотным в наше время, 6 учащихся (20%) выбрали ответ нет, потому что это не главное и 3 ученика (10%) затруднились с ответом. Результаты представлены на рисунке 5 (Приложение 6).

На основании данных анкет можно сделать вывод о том, что большинство ребят знают, что подразумевается под словом «грамотность», считают, что это необходимая часть нашей жизни. Но среди респондентов есть и те, кто затруднялся ответить на вопросы. Также читая развёрнутые ответы на вопросы, мы заметили, что учащиеся допускают множество ошибок, либо от незнания правил, либо от неумения их применять на практике. Исходя из полученных результатов, мы решили организовать и провести беседу, способствующую изменению отношения учащихся 4-го класса к грамотности, повышению интереса к учению. 

2.1. Беседа

Мы решили доказать ребятам, что грамотным человеком быть важно. Для это составили беседу по нашему проекту, рассказали о том, что такое грамотность, для чего она нужна и где может пригодиться (Приложение 7). В конце беседы мы предложили создать плакат на тему «Грамотным быть модно!» (Приложение 8).

После проведённой беседы, мы решили провести повторное анкетирование среди учащихся 4-го класса.

Отвечая на первый вопрос, учащиеся дали толкование слову «грамотность». Для 10 учеников (33%) это слово обозначает «знание русского языка», 13 человек (43%) считают, что это «правильность письма, речи и чтения». 7 человек (23%) трактуют этот термин как «проявление ума, интеллигентности, культуры». Учеников, которые затруднились ответить на данный вопрос не было. Результаты представлены на рисунке 6 в приложении 9.

На второй вопрос ребята ответили: что грамотность нужна, чтобы «красиво говорить и выражать свое мнение» - 15 человек (50%), чтобы «быть вежливым» - 5 учеников (17%). 3 человека (10%) считают - «чтобы с тобой было интересно общаться». Грамотность нужна «чтобы быть примером» - 7 человек (23%). Никто не затруднился с ответом на данный вопрос. Результаты представлены на рисунке 7 в приложении 10.

Результаты ответов учащихся на вопрос: «Какого человека можно считать грамотным?», мы видим, что 25 учащихся (83%), считают, что грамотный человек умеет читать, писать грамматически правильно и 5 учеников (17%) считают, что грамотность человека определяется степенью знаний в какой-либо области. Результаты представлены на рисунке 8 в приложении 11.

Отвечая на четвертый вопрос, большинство учащихся, а именно 20 человек (67%) написали, что, чтобы стать грамотным, надо «много учиться и работать над собой». 1 ученик (3%), что в этом им помогут выученные правила. 9 учеников (30%) считают, что для этого нужно «больше читать», остальные варианты не выбрал никто. Результаты представлены на рисунке 9 в приложении 12.

Пятый вопрос определил отношение учащихся к грамотности. На вопрос: «Модно ли быть грамотным в наше время?» все учащиеся (100%) ответили положительно. Результаты представлены на рисунке 10 в приложении 13.

Таким образом, проведя повторное анкетирование, после беседы с учащимися мы смогли убедить ребят, что очень важно работать над собой, над своей грамотностью. Важно помнить, что учиться правильной интеллигентной речи надо в течение долгого времени, используя при этом определенные способы. Мы раздали обучающимся 4-го класса буклеты-памятки «Как повысить свой уровень грамотности» (Приложение 14).

Заключение


В современном мире грамотность — это визитная карточка человека. При ее отсутствии нельзя устроиться на хорошую работу. Замечено, что люди, которые обладают правильной речью, богатым словарным запасом и умением писать без ошибок, добиваются успеха в любой выбранной сфере. Грамотный человек воспринимается как интеллектуально развитый, он более других уважаем. Но повышение грамотности — это долгий и упорный труд. Существуют способы, которые могут помочь в этом трудном деле, только надо проявить трудолюбие, настойчивость и огромное терпение.

В ходе реализации исследовательской работы достигнуты следующие результаты:

- выявлено отношение младших школьников к проблеме грамотности;

- предложены способы повышения уровня грамотности среди детей;

- продуктом данной работы стал буклет-памятка.

Исследовательская работа имеет положительный эффект и в перспективе повысит позитивный интерес школьников, педагогов, родителей и общественности к проблеме «загрязнения» речи.

В перспективе нашей исследовательской работы, мы хотим провести систему занятий, направленных на повышение уровня грамотности младших школьников, а также разработать тетрадь, которая будет в себя включать специальные задания и упражнения для отработки данного навыка.

Список использованных источников и литературы


  1. Беднарская Л.Д., Грамотный человек / Л.Д. Беднарская. – М.: Флинта, 2009. – 168 с.

  2. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. Том 1. ─ М.: Научное изд-во "Большая Российская энциклопедия", 2005. ─ 766с.

  3. Вербицкая Л.А., Давайте говорить правильно: пособие по русскому языку / Л.А. Вербицкая. – М.: Высшая школа, 2003. – 239 с.

  4. Иванова М.В., Историческая грамматика русского языка / М.В. Иванова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 128 с.

  5. Ожегов С.И., / Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Азъ. – 907 с.

  6. Розенталь Д.Э., Говорите и пишите по-русски правильно / Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 256 с.

  7. Роль грамотности в жизни современного человека https://multiurok.ru/blog/rol-ghramotnosti-v-zhizni-sovriemiennogho-chielovieka.html (дата обращения: 15.03.2021 г.)

  8. Трофимович Т., Историческая грамматика русского языка / Т. Трофимович. – М.: ТетраСистемс, 2011. - 208 с.

  9. Ушаков Д.Н., / Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д. Н. Ушаков. – М: Дом Славянской кн., 2008. - 959 с.





Приложение


Приложение 1


Анкета «Моё отношение к грамотности»

Выберите один вариант ответа. Убедительная просьба отвечать честно!


1. Что такое грамотность, по вашему мнению?

  • Знание русского языка

  • Правильность письма, чтения, речи

  • Проявление ума, интеллигентности, культуры

  • Умение отстаивать свою точку зрения, обладать красноречием

  • Затрудняюсь ответить


2. Зачем нужна грамотность человеку?

  • Чтобы красиво говорить и выражать свое мнение

  • Быть вежливым

  • Чтобы с тобой было интересно общаться

  • Чтобы быть примером

  • Затрудняюсь ответить


3. Какого человека можно считать грамотным?

  • Любого

  • Умеющего читать, писать грамматически правильно

  • Обладающего знаниями в какой-либо области

  • Затрудняюсь ответить


4. Как стать грамотным?

  • Много учиться и работать над собой

  • Учить правила

  • Больше читать

  • Всем уступать, не перебивать, не кричать

  • Затрудняюсь ответить


5. Как вы считаете, модно ли быть грамотным в наше время? Почему?

  • Да, потому что ___________________________________________________

  • Нет, потому что __________________________________________________

  • Затрудняюсь ответить






Приложение 2


Рис. 1. Что такое грамотность?

Приложение 3


Рис. 2. Зачем нужна грамотность

Приложение 4


Рис. 3. Грамотный человек

Приложение 5


Рис. 4. Как стать грамотным

Приложение 6


Рис. 5. Модно ли быть грамотным сегодня


Приложение 7


КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ НА ТЕМУ

«ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!»


1.Вступительная часть.

- Добрый день! Сегодня мы поговорим с вами на очень важную тему.

- Мы себя не представляем уже без телефона, компьютера и планшета, без всевозможных модных аксессуаров. Но не стоит забывать, что мода на самое главное в жизни не пройдёт никогда. Это - мода на грамотность.

- Как вы думаете, какова тема нашей беседы? (СЛАЙД)

- Верно, тема нашей беседы «Грамотным быть модно».

2.Основная часть.

- Что такое грамотность? (СЛАЙД)

- Давайте вспомним, с какого события на Руси появилась письменность? (принятия христианства)

- В каком году на Руси приняли христианствоуРР? (998 г.) (СЛАЙД)

- С именами каких людей связана славянская азбука? (Кирилл и Мефодий)

- Кто знает, как на Руси распространялась грамота? Кто мог обучаться грамоте? (СЛАЙД)

- Начальное образование в то время получали также с помощью мастеров грамоты. Это были дьяки или простые люди, для которых обучение детей становилось дополнительной или даже основной профессией. Они частным образом учили детей читать, писать, считать - подобно тому, как мастера учили своих учеников ремеслу.

- Мастера грамоты занимались с детьми всех сословий. Обычно каждый из них учил 8-10 детей. Ученики в качестве учебного пособия использовали особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Сначала дети изучали азбуку, учились писать и говорить буквы, дальше составляли, а уже потом учились читать.

- С течением времени стали открываться учебные заведения, где обучали грамоте. (СЛАЙД)

- (СЛАЙД) Образование всегда ценилось. Люди - и богатые, и бедные - стремились обучиться грамоте, познать мир. Народ создал множество пословиц и поговорок об обучении.

- А какие пословицы и поговорки знаете вы?

( «Грамоте учиться - всегда пригодится».

«Ученье - красота, неученье – слепота».

«Учёный водит, а неучёный следом ходит».

«Корень учения горек, а плоды его сладки».

«Кто в грамоте горазд, тому не пропасть».)

- Грамотность - это критерий культурности и образованности. Взаимопонимание, независимость, возможности для развития и много другое даёт нам грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре. (СЛАЙД)

8 сентября весь мир празднует День грамотности. Этот день призван активизировать усилия общества по распространению грамотности.

- (СЛАЙД) В современной России популярность грамотности с каждым годом растёт, и теперь быть грамотным – это действительно модно. Политики и «звёзды», блогеры и журналисты пишут о том, что «…правильная устная и письменная речь - не менее важная черта, чем умение одеваться, хороший стиль и т.п.» (З. Прилепин).

- Грамотность внедряется также с помощью социальной рекламы и искусства.

- А формируется грамотность умением читать, понимать, интерпретировать и оценивать тексты, - особенно художественные.

- Писать с ошибками, коверкая слова, немодно и непрестижно.


3.Заключительная часть.

- Давайте подведём итоги нашей беседы

- Что такое грамотность?

- Модно ли быть грамотным сегодня? Почему, как вы считаете?

- Не забывайте о собственной грамотности, повышайте её. Если видите ошибки у других, учитесь исправлять их корректно.

- Грамотность - это «лицо» человека. В обществе всегда будут цениться грамотные люди. Быть грамотным - значит, быть престижным.

- Мы предлагаем создать плакат на тему «Быть грамотным - модно!»





Приложение 8


Плакат «Грамотным быть модно!»


Приложение 9


Рис. 6. Что такое грамотность?

Приложение 10


Рис. 7. Зачем нужна грамотность

Приложение 11


Рис. 8. Грамотный человек

Приложение 12


Рис. 9. Как стать грамотным

Приложение 13


Рис. 10. Модно ли быть грамотным сегодня




Приложение 14


Буклет-памятка «Как повысить свой уровень грамотности»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!