Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
.....
Секция : «Учебные проекты»
Номинация : Я люблю русский язык
Исследовательская работа по тебе:
«Словарные слова»
Участник конкурса:Гятова Алина Руслановна,
ученица 4 класса
Руководитель:Хажнагоева Фатима Арабиевна,
учитель начальных классов
2019г
Паспорт проектной работы
Автор проекта: Гятова Алина Руслановна
Руководитель проекта: Хажнагоева Фатима Арабиевна
Название проекта: "Словарные слова"
Продолжительность проекта:3 года
Учебная дисциплина: "Учебные проекты"
Номинация: "Я люблю русский язык"
Актуальность. Словарные слова приходится заучивать наизусть. Многие из них запоминаются с трудом.
Проблема. Каким способом запоминать словарные слова легче?
Цель: доказать эффективность способа запоминания словарных слов в виде ассоциативных картинок.
Задачи.
-
Найти информацию о способах запоминания словарных слов в виде ассоциативных картинок.
-
Сделать подборку изображений словарных слов.
-
Проверить эффективность способа запоминания словарных слов в виде картинок.
Гипотеза. Мы предполагаем, что способ представления словарных слов в виде ассоциативных картинок поможет ученикам лучше их запомнить.
Результат: создать книгу- папку " Словарные слова"
Если вы будете пополнять свой словарь пятью новыми словами в месяц, то уже через год ваши друзья скажут: а кого он, собственно, из себя корчит?
Неизвестный американец
Введение
На уроках русского языка мы учимся грамотно писать. В этом нам помогают знания правил. Но не все слова можно проверить. Есть такие слова в русском языке, написание которых нужно запомнить. Это словарные слова. Их достаточно много. Все 4 года мы усердно учили их, в каждом нашем уроке есть работа со словарными словами, но при написании диктанта, все - таки допускаем в них ошибки . Мы решили найти способ, как лучше запомнить эти слова. Принялись изучать литературу по данному вопросу и опыт других ребят.
Актуальность. Словарные слова приходится заучивать наизусть. Многие из них запоминаются с трудом.
Проблема. Каким способом запоминать словарные слова легче?
Цель. Доказать эффективность способа запоминания словарных слов в виде ассоциативных картинок.
Задачи.
-
Найти информацию о способах запоминания словарных слов в виде ассоциативных картинок.
-
Сделать подборку изображений словарных слов.
-
Проверить эффективность способа запоминания словарных слов в виде картинок.
Гипотеза. Мы предполагаем, что способ представления словарных слов в виде ассоциативных картинках поможет ученикам лучше их запомнить.
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный орфографический словарь. Написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Работа по правописанию словарных слов трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок. И чтобы запоминание словарных слов было легче, на уроках наш учитель часто использует занимательные задания: ребусы, загадки, картинки, стихи и т. д.
Из всех таких заданий я выбрала для себя слова, представленные в виде необычных картинок, в такой форме мне словарные слова запоминались лучше всего. Такие картинки есть в наших рабочих тетрадях по русскому языку. И я решила сама делать такие картинки со словарными словами. И первой моей работой была картинка, со словом в котором я часто делала ошибку - это помидор. Так и с другими словами, и я выбрала себе подходящую «зацепку» для памяти.
Принесла несколько своих работ на урок русского языка и поделилась своим опытом, объяснила одноклассникам, что такие слова гораздо удобнее запомнить. Поэтому мы стали искать дополнительную информацию о таком способе запоминания словарных слов.
И мы выяснили, что легче всего запоминать словарные слова, если трудную орфограмму связать с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова.
Ассоциация подбирается так, чтобы она была связана со словарным словом каким-то общим признаком: цветом, формой, действием, материалом, количеством, звучанием, назначением, местом расположения и т.д.
Чтобы ассоциация запомнилась еще лучше, нужно ее изобразить графически.
Графический метод запоминания правописания слов состоит в обыгрывании запоминаемой буквы в рисунке. То есть для запоминания сложного слова нужно нарисовать картинку, на которой будет изображено само запоминаемое слово и "проблемная" буква.
Итак, изучая теоретическую информацию, мы нашли подтверждение, что метод запоминания словарных слов в картинках эффективен.
Как запоминаются словарные слова в картинках (исследовательская часть)
В интернете мы нашли карточки с изображениями разных словарных слов для начальной школы в готовой презентации, которую решили использовать для мини-эксперимента в нашем классе
Из всех найденных картинок со словами мы выбрали слова, которые связаны с едой:
Мы сформировали две примерно равные по знаниям русского языка группы учеников в составе 11 человек каждая. Всем ребятам мы предложили запомнить слова в течение 5 мин. Но первая группа просто их читала с листа, а вторая группа смотрела в картинках на экране. Затем ребята писали слова под диктовку.Проверка работ показала: дети первой группы написали 11 слов неверно, а второй группы - только 5 неверных слов.
Затем мы предложили для запоминания другие слова: Но группам поменяли способ запоминания. Первая группа теперь запоминала правописание слов в картинках, а вторая читала слова с листа. Проверка работ показала: дети первой группы 6 слов неверно, а второй группы - 9 неверных слов.
Результаты мы занесли в таблицу:
Таким образом, мы пришли к выводу: запоминание слов в виде картинок дало лучший результат. Наша гипотеза о том, что «способ представления словарных слов в виде ассоциативных картинках поможет ученикам лучше их запомнить» нашла свое подтверждение.
Словарные слова в нашем исполнении (практическая часть)
Увидев подтверждение хорошего результата, мы решили продолжить поиск других слов в картинкахЕще мы прочитали, что большое значение имеет тот факт, что ребенок рисует картинку самостоятельно. Нам стало интересно самим попробовать нарисовать словарные слова так, чтобы их легче было запомнить.
Мы посмотрели рекомендации, как правильно изображать слова. В статье Никитиной Т.Б. мы нашли несколько советов. На картинке проблемная буква или буквы должны быть хорошо видны. Их выделяют различными шрифтами, более жирными линиями, буквы могут быть большие и маленькие, округлые и заостренные, печатные и прописные. И еще советуют обратить внимание на слова с прописными буквами «а» и «о», по своей форме они явно похожи. Чтобы не запутаться, лучше использовать печатную заглавную букву А.
Таким образом, зная об эффективности запоминания словарных слов в виде картинок, мы стали этот способ использовать на уроках русского выбирает себе группу словарных слов. Теперь каждый ученик нашего класса чтобы получилась такая папка -книга как у нас. Ведь то,что делаешь сам запоминается легче и откладывается в памяти на всю жизнь.
Скажи, и я забуду.
Покажи, и я запомню.
Вовлеки, и я научусь.
Древняя китайская мудрость
Заключение
Начиная работать над проектом, мы задали себе проблемный вопрос: каким способом запоминать словарные слова легче? Поэтому нашей целью стал поиск эффективного способа запоминания словарных слов.Мы достигали свою цель постепенно.
Работая над теоретической частью, мы нашли информацию о способе запоминания словарных слов в виде картинок.
В исследовательской части мы,проведя небольшой эксперимент с двумя группами обучающихся, проверили эффективность способа запоминания словарных слов в виде картинок и подтвердили свою гипотезу.
В практической части мы выполнили творческие работы по изображению новых слов и поделились ими друг с другом.
Таким образом, поставленную перед собой цель мы достигли, проектная работа выполнена успешно.
Мы планируем продолжить накопление материала, чтобы использовать его на уроках русского языка.