МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
Городской конкурс исследовательских работ
дошкольников и младших школьников
«Я - исследователь»
Номинация: историческая
Тема: «Дети блокадного Ленинграда»
Автор:
Дубова Василиса,
3 Г класс,
МБОУ «СОШ № 5»
Руководитель:
Гараева Евгения Валерьевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 5»
Бийск 2025
Оглавление Введение 3
1. О блокадном Ленинграде 4
1.1 Дневник Тани Савичевой 5
1.2 Учеба в блокадном Ленинграде 6
2. Великий труд детей блокадного Ленинграда. 8
2.1. Культурная жизнь в блокадном Ленинграде 10
3. Дети блокадного Ленинграда в Алтайском крае 11
3. 1 Нина Смирнова 12
Заключение 13
Список источников и использованной литературы 14
Приложение 1 15
Приложение 2 16
Приложение 3 17
Приложение 4 18
Введение
Актуальность. Среди бесчисленных подвигов, совершённых в Великой Отечественной войне, оборона Ленинграда выделяется как ярчайший пример массовой стойкости и терпения, непобедимости духа русских людей. Практически каждая семья имеет связь с этим тяжелым периодом войны.
В настоящие время молодежь мало знает об истории своей страны. Но ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым днем становится все меньше и меньше, и если не записать и не сохранить их воспоминания, то мы можем потерять невосстановимые материалы о войне, они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив своего следа в истории.
Забывать об этих событиях и о людях, победивших в этой войне, мы просто не имеем права. В этом году 27 января исполнился 81 год со дня полного снятия блокады Ленинграда, а также президентом 2025 год в России объявлен Годом защитника отечества это поспособствовало выбрать тему моей работы.
Цель работы: создать условия для усиления мотивации учеников младших классов к изучению истории нашей страны, а в частности истории детей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в Алтайском крае.
Задачи:
Ознакомиться с исторической справкой о блокадном Ленинграде.
Найти и изучить информацию о детях блокадного Ленинграда в Алтайском крае.
Провести опрос «Что школьники знают о блокадном Ленинграде?»
В процессе выполнения работы я ознакомилась с историей блокады Ленинграда, которая длилась 872 дня: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года.
Объект исследования: блокада Ленинграда
Предмет исследования: дети блокады Ленинграда
Гипотеза: Изучение истории и биографии детей блокадного Ленинграда необходимо, чтобы донести до современного поколения события тех трагических дней и сохранить память о детях, у которых практически не было детства.
Участники исследования: одноклассники, учителя.
Методы исследования: Мною использовались такие методы исследования как: изучение литературных источников, анализ, сравнение, обобщение.
Практическая значимость: данная работа поможет больше узнать про историю блокадного Ленинграда
1. О блокадном Ленинграде Блокада Ленинграда – самая продолжительная и страшная осада за всю историю человечества. Она началась 8 сентября 1941 года, когда гитлеровцы захватили Шлиссельбург, окружив Ленинград в блокадное кольцо, 18 января 1943 года блокада была прорвана – войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление, а уже почти через год, 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден в этот день над Невой прозвучал салют из 24 залпов и 324 орудий.
Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось 400 тысяч детей. [3] Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети – особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети – герои, каждая судьба которых – горький отзвук тех страшных дней.
Блокадный Ленинград… 872 страшных дня город был отрезан от мира. 872 дня люди выживали, как могли. 872 дня костяная рука голода методично уносила жизни людей, не щадя ни старого, ни малого.
Самое страшное – это голод. Становится труднее двигаться, работать, думать.
По расчётам фашистов, жители города должны, обязаны были умереть вопреки всему, а они продолжали жить, работать, защищать свой город, проводить спортивные мероприятия и слушать музыку.
Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в таком малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг, наводило ужас на них, ведь всё это происходило у них на глазах. Пройдя от начала и до конца всю блокаду, некоторые их них получили ордена и медали за защиту города.
Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы.
Вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, ухаживали за раненными и больными, воевали в партизанских отрядах. Дети школьного возраста могут гордиться.
Тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Борьба ленинградцев за жизнь родного города равносильна подвигу.
1.1 Дневник Тани Савичевой На берегу Невы.
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
(С. Смирнов.)
Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И в друг началась война, враг окружал город.
Таня Савичева родилась 25 января 1930 года. Таня была пятым и самым младшим ребёнком в семье.
Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде и помогать фронту. Таня вместе с другими ребятами помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи.
Одиннадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник, в нем всего 9 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия – трагические «визиты смерти» в родной дом. Когда читаешь его, цепенеешь:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Таню, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходивших ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе с другими истощенными от голода детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне Нижегородская) область, поселок Шатки. Таня так и не поднялась.
Врачи в течении 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучали страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище. Рядом – стена с барельефом девочки и страничками из ее дневника.
Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. Завод, где работала Нина был срочно эвакуирован, написать родным Нина не могла , письма в блокадный Ленинград не ходили. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша. Его считали погибшим, когда узнали, что его отряд попал в окружение фашистов под Псковом.
.
1.2 Учеба в блокадном Ленинграде
Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тысяч учащихся 1-4 классов. Трудно было учиться изголодавшемуся ребёнку, но дети учились хорошо, хотя и быстро уставали, иногда кружилась голова.
В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, а другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее.
«К урокам готовились по новому, - писала осенью 1941года в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома, значит нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя».
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и измождённые лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.
Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату… Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно не возможно. Мы сидим в пальто, в галошах. В перчатках и даже в головных уборах…»
С началом действия Ладожской ледовой трассы десятки тысяч школьников были эвакуированы из города. Наступил 1942 год. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы.
2. Великий труд детей блокадного Ленинграда.
Существование в осажденном городе было не мыслимо без упорного , повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись распределять силы, что их хватало не только на семейные, но иные общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом.
Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Наравне со взрослыми школьники дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш».
Дети помогали на строительстве оборонительных рубежей.
Под Петергофом рыли противотанковые рвы. Рыть приходилось тяжело, солнце пекло, за водой надо было ходить далеко. Спать приходилось кое-где. Я спал две ночи в бане, а остальные в сене под открытым небом».
Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготавливали деревянные подставки.
Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала «Дорога жизни», проложенная через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге с сентября 1941 года по ноябрь 1943 года удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков.
21 октября 1941 года молодежная газета "Смена" опубликовала наказ Ленинградского обкома и горкома ВЛКСМ "К пионерам и школьникам Ленинграда" с призывом быть активными участниками обороны Ленинграда.
Делами ответили юные ленинградцы на этот призыв. Они вместе с взрослыми рыли окопы, проверяли светомаскировку в жилых домах, обходили квартиры и собирали цветной металлолом, необходимый для изготовления патронов и снарядов. Ленинградские заводы получили тонны цветного и черного металла, собранного школьниками. Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Для изготовления гранат с этой смесью потребовались бутылки. Школьники собрали за одну лишь неделю более миллиона бутылок.
Надвигались холода. Ленинградцы приступили к сбору теплых вещей для воинов Советской Армии. Им помогали и ребята. Девочки постарше вязали варежки, носки и свитера для фронтовиков. Сотни сердечных писем и посылок от школьников с теплыми вещами, мылом, носовыми платками, карандашами, блокнотами получили бойцы.
Многие школы были переоборудованы в госпитали. Ученики этих школ обходили близлежащие дома и собирали для госпиталей столовую посуду, книги. Дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли полы и убирали палаты. Чтобы поднять настроение раненых бойцов выступали перед ними с концертами.
Многие дети-подростки в годы блокады трудились на заводах. Так на весь мир прославилась фотография 15-летней девочки Веры Тихоновой, которая работала токарем на заводе и за свой рабочий день выполняла полторы взрослые нормы. «Блокадная Джоконда» - так называли получившийся на фото облик с загадочной сдержанной улыбкой.
2.1. Культурная жизнь в блокадном Ленинграде
Говорят, когда звучат пушки, музы молчат. В блокадном Ленинграде музы не молчали. Может быть, именно это помогло городу не только выжить, но и показать всему миру такую высоту человеческого духа, которая воплотилась в музыке Шостаковича.
Детский танцевальный ансамбль А. Е. Обранта – особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е. Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы!
Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстановить от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это не малое время ансамбль дал около 3000 концертов.
Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат. Вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями «За оборону Ленинграда».
Зимой 1941 года Ленинград был окружён фашистами. Не было хлеба, не было дров. Люди умирали от голода. Но город не сдавался. Он боролся днём и ночью. Штаб обороны города решил организовать новогодние ёлки в детских садах, в театрах. Из глубокого тыла накануне Нового года по Ладожскому озеру доставили муку для праздничного угощения, и даже мандарины.
Не было у ёлок прежнего веселья, но радость у детей была. Ёлки вселили веру в победу над врагом.
3. Дети блокадного Ленинграда в Алтайском крае
На Алтай в 1941-1942 годах свозили детей со всей страны: из Ростова, Крыма, Калинина, Смоленска, Грозного. Размещали детей в 19 районах края: Угловском, Баевском, Поспелихинском, Краснощековском, Усть-Калманском. На конец декабря 1942-го в край было привезено 88 детских домов, всего около 10 000 детей. Но больше всего малышей было именно из осажденного, голодающего, погибающего под бомбежками Ленинграда.
В декабре 1942 года на Алтай было эвакуировано больше 10 тысяч детей со всей страны. На долю Боровлянки достались самые маленькие и самые безнадежные детки.
– Первоначально в архивах загса мы нашли 65 фамилий детей, умерших здесь, потом еще 23. Большинству погибших было годик-два, – рассказывает Екатерина Анатольевна. – Сколько человек точно сюда привезли, сказать пока нельзя, у нас есть информация только по двум детским домам, а по третьему никак не можем найти материалы, куда только ни обращались. Поэтому можно лишь предполагать, что всего в Троицкий район привезли около двухсот человек.
По архивным документам Екатерина Березикова как могла реконструировала события того времени. Первый поезд привез детей 22 августа 1942 года из детского дома № 30 Ленинграда. Уже через четыре дня органы загса зарегистрировали первую смерть. С наступлением холодов малыши стали умирать массово.
23 октября 42-го в Боровлянку прибыл последний эшелон с детьми из блокадного Ленинграда. Привезли самых маленьких — годик, два, три... Очень старались спасти, вывезти их из блокадного кольца к нам: тыл, безопасно, хоть и голодно, и зимы военные выдались очень холодными. Но как раз из-за того, что в первую очередь спасали самых истощенных и самых маленьких деток, они первыми и умирали. Не выдерживали пути, — от Ленинграда до Барнаула поезд шел месяц. Умирали от тяжелейшей дистрофии, номы (это когда от отсутствия белков в рационе стремительно начинают разрушаться мягкие ткани щек и рта, дети просто не могли глотать даже жидкость), сильнейшей простуды. Эвакуировали и детей из детских домов, и детей, у которых погибли родители.
3. 1 Нина Смирнова
В алтайском селе Боровлянка до сих пор живёт единственный ребёнок блокадного Ленинграда. Нина Смирнова была эвакуирована в Боровлянку Троицкого района в числе 300 воспитанников детдомов. Детских фотографий у Нины Андреевны нет. Не знает, когда у неё день рождения и настоящая ли фамилия. Не знает, где дом, в котором они жили с родителями где-то на Васильевском острове в Ленинграде. Не знает, как зовут маму и как она выглядела. Когда началась война, ей шёл четвёртый год. Но хорошо помнит бомбёжки и как всё время хотела есть… В личном деле было написано, что отец погиб на фронте, мама – на обороне Ленинграда в окопах.
Маленькая Нина осталась одна в огромном городе. Её забрали в детский дом, и только спустя год блокады малышей смогли вывезти по Дороге жизни. Нина Андреевна до сих пор чистит картошку так тонко, как умеют только дети из блокадного города.
Заключение
Знать историю своей Родины важно. Помнить тех, кто ковал победу, кто шёл к ней и пал в борьбе за Родину. По изученному мною материалу, создано печатное издание для школьников младшего возраста о блокаде Ленинграда. Экземпляры моей работы отданы в школьную библиотеку.
Мы живём в мирное время. Нам нужно помнить, что такое война, блокада Ленинграда, чтобы не допустить повторения. История блокадного Ленинграда писалась кровью, и мы не должны забывать о ней, мы должны ПОМНИТЬ! Не измерить ничем героизм детей блокадного Ленинграда, не высказать никакими словами нашу признательность им. Их подвиг должен стать для нас ярким примером искренней и глубокой любви к своей стране. Жить по совести, жить сердцем – это их главный урок.
Забывать о блокаде, значит своё прошлое, свою историю. Об этом нужно помнить, чтобы этого не повторилось никогда. Блокадный дневник Тани Савичевой до сих пор волнует, людей он обжог и моё сердце.
Ленинград выжил благодаря своим героическим защитникам, - и тем, кто доблестно сражался с оружием в руках, и тем, кто помогал фронту и жителям осаждённого города самоотверженным кропотливым трудом. Все вместе они составили огромную силу, которая день за днём одолевала болезни и смерть, голод и холод, противостоя всем тяготам и невзгодам блокадных будней.
Список источников и использованной литературы
Асхудалина, А. Оскал войны – блокадный Ленинград // Контакт. – 2005. – 05.04. – С. 4
«Белое пламя седин» Коробова В.А. СПб.: Политехника-сервис, 2014. – 152 с.: ил.
Колетова, Т. Сто двадцать пять блокадных граммов // Контакт. – 2005. – 01.02. – С. 1
«Ленинградская зима» Ардаматский В.И. Лениздат, 1986г.- 270 с.
«Листки блокадного календаря» Новиков Н.К. Лениздат, 1988г. – 224с. ил.
Победа остаётся молодой: Сборник документальных материалов. Отв. Ред. Сергиенко В.А., Кемерово, 2006г., - 272с.
Памятные медали блокадникам // Контакт. – 2004. – 10.08. – С. 1
Тумакова, М. В последнюю блокадную неделю // Контакт. – 2003. – 31.01. – С. 4
Федорова, Т. Они сражались за Родину // Знамя шахтера в новом тысячелетии – 2004. – 29.01. – С. 8
«Эстафета вечной жизни» : Сборник воспоминаний уходящего поколения блокадников. – С-Пб.: Грифон, 1995г. «Жил был кот» (о детях блокадного Ленинграда).
Этот день мы приближали как могли: Сборник документальных материалов. Отв. ред. Сергиенко В.А., Кемерово, 2005г., - 458с.
Из блокадного 41-го: Библиографический указатель / Информационно-библиографический отдел Центральной городской библиотеки; Централизованная библиотечная система г. Междуреченска. – Междуреченск, 2005. – 37 с., ил.
Приложение 1
Норма выдачи хлеба в Ленинграде
На декабрь 1941г. |
Рабочие | Служащие | Иждивенцы | Дети |
250гр. | 125гр. | 125гр. | 125гр. |
С 24 января 1942г. |
400гр | 300гр. | 250гр. | 250г. |
С 11 февраля 1942г. |
500гр. | 400гр. | 300гр. | 300гр. |
Приложение 2
Дневник Тани Савичевой
Приложение 3
Учеба в блокадном Ленинграде
Приложение 4
Опрос «Что я знаю о блокадном Ленинграде?»
Анкета
Что я знаю о событиях жизни в блокадном Ленинграде?
Сколько дней шла блокада Ленинграда?
366 дней;
872 дня;
1024 дня
К какой войне имеет отношение блокада Ленинграда?
К Великой Отечественной войне;
Ко Второй мировой войне;
И к Великой Отечественной, и ко Второй мировой
Какой период блокады был самым тяжёлым для населения?
а) лето 1941 г.;
б) зима 1941-1942 гг;
в) осень 1942 г;
Сколько грамм хлеба выдавали в сутки рабочим после сокращения пайка?
500 грамм;
350 грамм;
250 грамм
«Дорога жизни» шла по:
а) Неве;
б) Ладоге;
в) Дону;
Кто из девочек вёл дневник во время блокады Ленинграда?
Таня Савичевой;
дневник Ульяны Громовой;
Зои Космодемьянской
Когда было прорвано блокадное кольцо?
18 января 1943 года;
19 декабря 1942 года;
9 мая 1945 года
Чем закончилась блокада Ленинграда?
Победой Красной армии и окончательным снятием;
Победой фашистов и проигрышем Красной армии;
Победила ни та, ни другая сторона