Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский политехнический техникум»
(ГПОУ «СПТ»)
Республиканская научно-практическая конференция
«Слагаемые успеха – 2022»
Секция: Естественно – научные дисциплины и информационные технологии
Проект
на тему:
«История государства на уроках математики»
Выполнили:
Бабикова Е.В.
Кислякова С.В.
08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
2 курс
Руководитель:
Кузьбожева Т.М.
Сыктывкар 2022
Оглавление:
Введение ………………………………………………………….3
Основная часть ……………………….…………………………5
Заключение ……………………………………………………...14
Список использованных источников ………………………..14
Введение
В этом году исполняется 100 лет со дня образования СССР, который из-за возникших в период с 1985 по 1991 год экономических и политических проблем распался на отдельные суверенные государства.
К сожалению, сейчас мало кто из ребят знает названия всех союзных республик, входивших в состав СССР, а также названия их столиц.
Тема патриотизма уже на протяжении нескольких лет является приоритетным направлением в воспитании молодёжи. Понятие «патриотизм» имеет несколько составляющих: оно включает и любовь к тому месту, где человек родился, и связь с обществом вместе со своими правами и обязанностями, и поддержка человеком политики государства, в котором он живёт. Но без знания истории своего государства нельзя говорить о патриотизме.
В этом году, мы решили создать проект «История государства на уроках математики» и связать её со 100-летием образования СССР.
Работа проходила в несколько этапов. На первом этапе мы определили цель и основные задачи проекта:
Цель нашей работы – познакомиться с названиями союзных республик, входивших в состав СССР и их столиц через решение математических задач.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с названиями республик, входящих в состав СССР, и их столиц;
2. Составить задания для полученного материала;
3. Оформить задания для дальнейшего использования на уроках;
На втором этапе мы уточнили названия бывших республик СССР и название их столиц, а также посчитали, сколько заданий надо составить для данного проекта.
На третьем этапе мы составляли задания по теме «Формулы и правила дифференцирования».
И на завершающем этапе мы занимались обдумыванием способа подачи заданий, чтобы ребятам было интересно работать, и в тоже время, не утомительно. Мы решили сделать карточки, где написано название союзной республики, слева по количеству букв в названии её столицы даны функции, чьи производные необходимо найти. А справа – ответы, среди которых есть как правильные, так и неправильные, которые могут получиться при неправильном применении формул и правил дифференцирования, что способствует развитию внимания, сосредоточенности при выполнении заданий.
Основная часть.
Определение: Производной функции y = f(x) называется предел отношения приращения функции к приращению аргумента при △ x →0, если этот предел существует:
Если функция y = f(x) имеет производную в точке x, то её называют дифференцируемой в данной точке. Операция нахождения производной функции y =f(x) называется дифференцированием функции y=f(x).
Производные основных элементарных функций:
Правила дифференцирования:
Примеры:
1. ;
2. ;
3. ;
4. ;
5.
Карточки с заданиями
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) | функция | буква | | производная | буква | 1 | | | | 1 2х + 5 | е | 2 | | | | | о | 3 | | | | 5cosx | к | 4 | y = 5 + 8 | | | 3 – 2х | у | 5 | у = 6 – 2х | | | 6х + 5 | м | 6 | у = (4х – 1)3 | | | 5cosx + 8 | н | | | | | | в | | | | | | д | | | | | 12(4х – 1)2 | а | | | | | 3х2 + 5 | с | |
Украинская ССР | функция | буква | | производная | буква | 1 | | | | 12х2 – 18х | е | 2 | | | | | у | 3 | | | | -3sinx – 5ex | в | 4 | y = 3сosx – 5ex | | | 2х 4 | о | | | | | 10х - 4 | к | | | | | 3 – sinx – 5ex | y | | | | | | и | |
Белорусская ССР | функция | буква | | производная | буква | 1 | | | | | c | 2 | | | | | о | 3 | | | | | м | 4 | y = | | | 1 | л | 5 | у = | | | 18х2 – 1 | и | | | | | | к | | | | | | н | |
Молдавская ССР | функция | буква | | производная | буква | 1 | | | | | и | 2 | у = 4 – | | | | ш | 3 | y = 5 - 2x | | | | a | 4 | | | | | к | 5 | | | | | и | 6 | у = (9х + 4)5 | | | | е | 7 | | | | | в | | | | | | л | | | | | | н | | | | | 45(9х +4)4 | ё | | | | | | ч | | | | | | о | | | | | 5 - 2 | у | |
Туркменская ССР | функция | буква | | производная | буква | 1 | | | | | a | 2 | у = – | | | | х | 3 | y = 3 | | | | а | 4 | | | | | у | 5 | | | | | ш | 6 | | | | | е | 7 | | | | | д | | | | | | о | | | | | | м | | | | | 10х - 4 | а | | | | | | п | | | | | 2х | л | | | | | | б | | | | | | | |
Азербайджанская ССР | функция | буква | | производная | буква | 1 | | | | | к | 2 | | | | | и | 3 | | | | | в | 4 | y = | | | | с | | | | | | б | | | | | | а | | | | | | y | | | | | | т | |
Грузинская ССР | функция | буква | | производная | буква | 1 | | | | | м | 2 | у = – | | | | c | 3 | y = 5 | | | | и | 4 | | | | | н | 5 | | | | | у | 6 | | | | | т | 7 | | | | | и | | | | | | б | | | | | | и | | | | | | е | | | | | | о | | | | | | л | | | | | | к | | |
Латвийская ССР | функция | буква | | производная | буква | 1 | | | | | г | 2 | | | | | c | 3 | | | | | я | 4 | y =ln | | | | a | | | | | | р | | | | | | д | | | | | | и | |
Казахская ССР | функция | буква | | производная | буква | 1 | | | | | а | 2 | у = – | | | | и | 3 | y = -3 | | | | т | 4 | | | | | - | 5 | | | | | л | 6 | | | | | е | 7 | | | | | а | 8 | | | | | м | | | | | | д | | | | | | в | | | | | | а | | | | | | к | | | | | | о | | | | | | a | |
Армянская ССР | функция | буква | | производная | буква | 1 | | | | | а | 2 | | | | | в | 3 | | | | | р | 4 | y = | | | | a | 5 | | | | | к | 6 | у = | | | | e | | | | | | б | | | | | | н | | | | | | с | | | | | | - | | | | | | e | |
Узбекская ССР | функция | буква | | производная | буква | 1 | | | | | ю | 2 | у = | | | | н | 3 | | | | | ш | 4 | | | | | e | 5 | | | | | т | 6 | | | | | о | 7 | | | | | у | | | | | | a | | | | | | г | | | | | | в | | | | | | к | | | | | | с | | | | | | т | |
Киргизская ССР | функция | буква | | производная | буква | 1 | | | | | л | 2 | | | | | н | 3 | | | | | Р | 4 | y = | | | | в | 5 | | | | | у | 6 | у = | | | | ф | | | | | | о | | | | | | е | | | | | | п | | | | | | з | | | | | | а | |
Литовская ССР | функция | буква | | производная | буква | 1 | | | | | о | 2 | у = | | | | у | 3 | | | | | ь | 4 | | | | | н | 5 | | | | | и | 6 | | | | | л | 7 | | | | | в | | | | | | с | | | | | | м | | | | | | ю | | | | | | г | | | | | | л | | | | | | ё | |
Эстонская ССР | функция | буква | | производная | буква | 1 | | | | | н | 2 | | | | | л | 3 | | | | | о | 4 | y = | | | | и | 5 | | | | | у | 6 | у = | | | | к | | | | | | a | | | | | | т | | | | | | т | | | | | | е | | | | | | в | | | | | | л | |
Таджикская ССР | функция | буква | | производная | буква | 1 | | | | | о | 2 | у = | | | | б | 3 | | | | | a | 4 | | | | | н | 5 | | | | | д | 6 | | | | | л | 7 | | | | | з | | | | | | y | | | | | | ю | | | | | | e | | | | | | ш | | | | | | в | | | | | | ё | |
Заключение:
В ходе работы над проектом получили следующие результаты:
1. Заполнили пробелы в знаниях республик СССР и их столиц;
2. Закрепили умения нахождения производных;
3. Разработали задания по теме «Формулы и правила дифференцирования»
По данному принципу можно составлять задания и по другим темам математики, связывая их с различными дисциплинами: историей, географией, литературой, физикой.
Список использованных источников:
Алгебра и начала математического анализа 10-11 кл: учебник / [Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е Федорова, М. И. Шабунин]. – 7-е изд.- М.: Просвещение, 2019. – 463 с.
https://studfile.net/html/2706/327/html_XMpgVGQjHg.JNRw/img-QB2kTI.png
https://cf.ppt-nline.org/files/slide/9/9Av7d2niOHPEeJLc5T0VguFGt1XBkq3UarwNCo/slide-6.jpg