Содержание
Введение…………………………………………………………………....3
1. Анализ социологического опроса…………………………………5
2. Бумага. Общие сведения……………………………………………....7
2.1. История создания бумаги…………………………………..........7
2.2. Как делают бумагу на фабрике………………………………........9
3. Изготовление бумаги в домашних условиях……………………….10
3.1. Практическая часть « Исследование изготовления бумаги в
домашних условиях»…………................................................................. ..10
3.2. Сравнение этапов изготовления бумаги в домашних усло-
виях и на производстве………………………………………………..14
3.3.Практическое применение бумаги, изготовленной в домаш-
них условиях…………………………………………………………...15
Выводы……………………………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………….......17
Литература………………………………………………………………....18
Приложение……………………………………………………………......19
Актуальность темы
Каждый день мы сталкиваемся с бумагой, используем ее - пишем, рису-ем, читаем, клеим, режем.
Бумага - это листовой материал из натуральных растительных либо искусственных волокон.
Это волокно называется целлюлозой, и получают его из древесных растений [5].
С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают – уменьшаются [3].
Экологи подсчитали, что 100 кг макулатуры спасают 1 дерево.
Используя макулатуру, можно сберечь леса [4].
Проблема: У нас дома скапливается много различных бумажных отходов
.
Введение
Можно ли попробовать в домашних условиях использовать эти отходы для вторичного получения бумаги?
Ответ на этот вопрос я хочу найти, выполнив данное исследование.
Цель: исследовать способ получения бумаги в домашних условиях из бумажных отходов (макулатуры).
Задачи исследования:
изучить историю возникновения бумаги;
познакомиться со способами получения бумаги из древесины;
опробовать способ получения бумаги в домашних условиях, показать применение полученной бумаги.
Объект исследования: ненужная бумага (макулатура).
Предмет исследования: возможность вторичного использования бума- ги.
Гипотеза исследования: если бумагу, бывшую в употреблении, подвер-гнуть вторичной обработке, то можно получить бумагу, пригодную для использования.
Методы исследования:
Значимость и прикладная ценность работы: научить школьников бережно относиться к природным ресурсам, привить им навыки ручного труда, расширить знания об истории изготовления бумаги.
1.Анализ социологического опроса
С целью выявления практического использования бумаги я провёл
анкетирование среди моих одноклассников.
Участникам анкетирования были заданы следующие вопросы:
1. Знаете ли вы, из чего изготавливают бумагу?
2. Где используют бумагу?
3. Что чаще родители покупают школьнику начальных классов:
учебники? тетради? альбомы? цветную бумагу?
4. Скапливаются ли у вас дома различные бумажные отходы?
5. Можно ли в домашних условиях изготовить бумагу?
В ходе проведения анкетирования было опрошено 11обучающихся.
В результате анкетирования было выявлено, что:
Бумагу изготавливают из дерева -100%
Всем известно, где используют бумагу.
Родители покупают школьнику начальных классов:
учебники – 0%
тетради - 18% (2)
альбомы -0%
цветную бумагу – 82% (9)
Скапливаются дома различные бумажные отходы - 100%
В домашних условиях изготовить бумагу:
можно – 0%
нельзя – 55% (6)
не знаю – 45% (5)
Анкетирование показало, что проблема скапливания различных бумажных отходов существует. Выявлено, что школьникам начальных классов нужно много цветной бумаги, и одноклассники считают, что нельзя изготовить бумагу в домашних условиях. По этому поводу необходимо провести просветительскую работу. Я надеюсь, что моя работа может в этом помочь.
2. Бумага. Общие сведения
2.1. История создания бумаги
Я решил обратиться к литературе и ответить на интересующие меня вопросы:
Кто впервые изобрёл бумагу?
Из чего и где получают бумагу?
Бумагу изобрели в Китае. Секрет изготовления бумаги хранился там почти пять столетий.
Цай Лунь усовершенствовал способ изготовления бумаги и впервые открыл технологическое производство бумаги. Он изобрёл первую, настоящую бумагу, напоминающую современную из пеньки (конопли) и коры шелковичного дерева. Согласно легенде, император поручил ему найти материал для письма не хуже шелка, но гораздо дешевле. Поиски привели Цай Луня к осам. Он заинтересовался тонким, но прочным материалом, из которого были сделаны осиные гнезда. Проведя сотни опытов, ученый пришел к выводу, что получить похожее можно из коры тутового дерева, конопляного лыка, изорванных рыболовных сетей и ветхих тканей. Все это надо перетереть и проварить, смешав с жидкостью, похожей на слюну насекомых. Полученную массу нужно зачерпнуть ситом из шелковых нитей, закрепленных на бамбуковой рамке. Когда вся вода стечет, оставшийся влажный листок следует пропитать секретным составом, затем высушить и разгладить его между каменными плитами [6].
Секрет производства бумаги узнали в Корее, Японии.
В 650 году бежавшие из китайского плена воины, работавшие на бумажных «фабриках», привезли секрет в Испанию, а уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру.
За несколько столетий японцы изменили китайскую технологию и создали
собственные способы производства бумаги. Оказывается, что бумагу можно использовать дважды. Интересно, что начали производство бумаги из вторичного (уже использованного) сырья именно в Японии [7].
Лучшие сорта бумаги научились делать в XVI веке. В 1798 году во Франции изобрели станок для выпуска бумаги. Этот станок делал длинные и очень тонкие листы. Продукция, которая вырабатывалась на бумажных фабриках в то время, стоила дорого, ведь каждый лист приходилось высушивать и отжимать вручную.
Также бумагу изготавливают из соломы, из лоскутков ткани, изо льна, и даже… из старой бумаги [2].
В наши дни бумагу делают чаще всего из дерева [5].
2.2. Как делают бумагу на фабрике
На бумажную фабрику привозят из леса брёвна – в основном, сосновые и еловые. На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки.
Щепки сортируют по размеру на специальных ситах. Эту массу просеивают и промывают, очищают от грязи, и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах. Очищенная и разваренная древесина отбеливается, чтобы напечатанные или написанные на ней знаки были лучше видны.
Затем её взбивают в специальной машине и смешивают с водой, превращая в однородную массу. Для получения качественной бумаги добавляют крахмал, глину и другой материал.
Бумажная масса попадает в бумагоделательную машину, в которой вода уходит через сито, а влажная масса проходит под круглым валиком. Он приглаживает ее, разравнивает и превращает в гладкий лист. Но все равно этот лист еще не похож на бумагу.
Он проходит под множеством других разглаживающих валиков, которые выжимают из него воду и делают бумагу плотной и гладкой. Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.
Далее листы сушат и сворачивают в большие рулоны. Вот теперь это уже настоящая бумага. Рулоны подравнивают, придавая им нужную ширину.
Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы. И вот уже из этих листов сшивают тетради, печатают книги, газеты [5].
Таким образом, производят бумагу на бумажных фабриках.
А я решил попробовать сделать бумагу в домашних условиях.
3. Изготовление бумаги в домашних условиях
Изучив литературу [8], в ней я нашёл объяснение, как сделать бумагу самому. Мне хотелось как можно быстрее получить результат, и я решил упростить и ускорить способ изготовления бумаги.
3.1. Практическая часть
«Изготовление бумаги в домашних условиях» (эксперимент)
Цель: показать, что в домашних условиях из использованных и исписанных тетрадных листов можно получить бумагу.
Для реализации поставленной цели была проведена следующая работа.
Я приготовил материалы и оборудование:
Бывшую в употреблении бумагу. (Это может быть писчая бумага или газета, но не глянцевая.)
Ёмкость – глубиной примерно 25-30 см.
3.Металлическая сетка
4.Кусок ткани
5.Утюг
6.Вода
Эксперимент 1.
Я упростил и ускорил процесс на втором этапе работы. Вместо тёплой воды добавил горячей и оставил всего на 10 минут, а не на несколько часов.
1 Собираем старую бумагу(приложения 1)
2 Нарываем бумагу на мелкие кусочки(приложения 2)
3 Заливаем части бумаги водой (приложения 3)
4 Мешаем до однородной массой(приложения 4)
5 отделяем воду от бумаги(приложения 5)
6 Выкладываем бумагу на ровную поверхность выравниваем и сушим (приложения 6)
7 Бумага готова( приложения 7)
Этапы выполнения работы:
| |
Приложения 1 | Приложения 2 |
Приложения 2 | Приложения 3 |
| |
| |
Приложения 4 | Приложения 5 |
приложения 7 | |
Приложения 8 | |
Результат: если бумагу, бывшую в употреблении, подвергнуть вторич-ной обработке, то можно получить бумагу, пригодную для использования.
Упрощённый и ускоренный процесс позволил получить результат быстрее. Оказалось, это не очень трудно.
Эксперимент 2.
На 4 этапе работы, для получения белой бумаги, в часть полученной массы я добавил белизны. Чтобы окрасить бумагу, я в эту же часть массы добавил краситель.
Наблюдения и результаты эксперимента:
При добавлении белизны в бумажную массу наблюдались следующие изменения.
1. Бумажная масса стала белее, и лист получился белый.
2. При добавлении в эту же массу (где содержится белизна) красителя, цвет массы не изменился.
Я понял, чтобы получить белую бумагу, можно добавить в массу белизны.
Для получения цветной бумаги, добавляется краситель в массу без белизны.
3.2. Сравнение этапов изготовления бумаги в домашних условиях и на производстве
Почитав книгу [5], я сравнил процесс изготовления бумаги в домашних условиях с процессом её изготовления на производстве.
Изготовление бумаги в домашних условиях | № этапа | Изготовление бумаги на производстве |
Исписанные листы отделяются от обложки | 1 | Дерево поступает на фабрику, очищается от коры |
Бумага рвётся на мелкие кусочки | 2 | Дерево превращается в древесную массу путём размалывания |
Масса заливается водой | 3 | Масса варится в машинах в кислоте |
Смесь стоит несколько минут, размокает | 4 | Эта масса отбеливается, измельчается, превращаясь в кашицу |
Взбивается миксером. Получается густая масса | 5 | Взбивается в специальной машине и смешивается с водой |
Готовится металлическая сетка – это сито | 6 | Масса поступает в бумагоделательную машину |
Масса перекладывается на сито, удаляется лишняя вода, превращается в лист | 7 | Влажная масса проходит под круглым валиком и превращается в лист |
Лист разглаживается утюгом, бумага становится плотной | 8 | Лист разглаживается валиками, бумага становится плотной и гладкой |
Бумага просушивается | 9 | Бумага просушивается и выходит в виде рулонов |
Просушенный лист подравнять, бумага готова | 10 | Рулоны подравнивают, отправляют в типографию или режут на листы |
Вывод: я понял, что процесс изготовления бумаги в домашних усло-виях практически совпадает с процессом её изготовления на производстве.
3.3.Практическое применение бумаги, изготовленной в домашних
условиях.
Бумага ручной работы – это средство самовыражения. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и выполняются в единственном экземпляре [1]. То же можно сказать и о бумаге ручного изготовления. Из неё можно сделать много красивых, полезных вещей, например, светильники, подставки для книг и коробки, рамки, открытки, различные аппликации, папье-маше.
Белую бумагу можно применять на уроках изобразительного искусства для рисования, на уроках трудового обучения, как картон, а окрашенную красителями, использовать как цветную бумагу.
Выводы:
1. В результате проделанной работы я изучил историю возникновения бумаги, познакомился с технологией производства бумаги на бумажном комбинате.
2. Изучив различные источники, я опробовал один из методов изготов-ления бумаги в домашних условиях. Используя исписанные тетрадные лис-ты, мне удалось получить бумагу, а при помощи красителей, отбеливателя я смог получить бумагу разного цвета.
В ходе изучения литературы и исследовательской работы я выяснил, что процесс изготовления бумаги в домашних условиях практически совпадает с процессом её изготовления на производстве.
Таким образом, я подтвердил гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях.
По результатам моего исследования упрощённый и ускоренный процесс позволил получить результат быстрее.
Заключение
В конце своей работы я хочу сказать, что полученная бумага не похожа
на обычную. Она имеет свои особенности: неравномерная по толщине, менее гладкая, хрупкая. Но она привлекает своей необычностью. Работать с ней – удовольствие.
В каждой семье обязательно что-то скапливается, а то и выбрасывается.
Я нашёл новое применение бумажным отходам, которые скапливаются дома – это изготовление новой бумаги.
Я рассказал одноклассникам всё, что сам узнал о бумаге и познакомил со способом изготовления бумаги в домашних условиях.
Я предложил использовать бумагу ручной работы для детского творчества на уроках трудового обучения и занятиях кружка «Очумелые ручки», что позволит спасти жизнь деревьям и сэкономить семейный бюджет.
Многие ребята увлекли этой работой и своих родителей.
Мне и моим одноклассникам понравилось заниматься этим творческим процессом.
ЛИТЕРАТУРА
Алексин А. Г. Что такое. Кто такой. - М., Издательство педагогика, 1990. с.188-190
Львов С. Книга о книге. – М.: Просвещение, 1980, с 15, с. 96
Орлова Н. Д. Я познаю мир.- М.: Издательство АСТ, 2000. с. 97
Основы экологии – младшим школьникам: Практическое пособие.
Сост. Л.Д. Черемисина. – М.: Аркти, 2006. – с.35.
Сквернюков П.Ф. Слово о бумаге. - М.: Московский рабочий, 1980 г. с 9-13, с. 79 – 92, с 150 – 208.
6. Шалаева Г. Всё обо всём. М.: 1993. с.200 – 201.
7. Шалаева Г. Всё обо всём. М.: 1994. с.477 – 478.
Другие источники информации
Интернет:
8.www compuart/ru/articl – сайт журнала «КомпьюАрт»/Бумага ручного
изготовления.
ПРИЛОЖЕНИЕ (