СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа " Получение бумаги в домашних условиях"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа " Получение бумаги в домашних условиях"»

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………....3

    1. Анализ социологического опроса…………………………………5

2. Бумага. Общие сведения……………………………………………....7

    2.1. История создания бумаги…………………………………..........7

    2.2. Как делают бумагу на фабрике………………………………........9

3. Изготовление бумаги в домашних условиях……………………….10

    3.1. Практическая часть « Исследование изготовления бумаги в

     домашних условиях»…………................................................................. ..10

    3.2. Сравнение этапов изготовления бумаги в домашних усло-

    виях и на производстве………………………………………………..14

    3.3.Практическое применение бумаги, изготовленной в домаш-

    них условиях…………………………………………………………...15

Выводы……………………………………………………………………..16

Заключение…………………………………………………………….......17

Литература………………………………………………………………....18

Приложение……………………………………………………………......19

 

 

 

 

 





Актуальность темы

        Каждый день мы сталкиваемся с бумагой, используем ее - пишем,  рису-ем, читаем, клеим, режем.

       Бумага - это листовой материал из натуральных растительных либо искусственных волокон.

       Это волокно называется целлюлозой, и получают его из древесных растений [5].

С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают – уменьшаются [3].

        Экологи подсчитали, что 100 кг  макулатуры спасают 1 дерево.

       Используя макулатуру, можно сберечь леса [4].

       Проблема: У нас дома скапливается много различных бумажных отходов























.

 Введение


Можно ли попробовать  в домашних условиях использовать эти отходы для вторичного получения бумаги?

        Ответ на этот вопрос я хочу найти, выполнив данное исследование.

Цель: исследовать способ получения бумаги в домашних условиях из бумажных отходов (макулатуры).

Задачи исследования:

  • изучить историю возникновения бумаги;

  • познакомиться со способами получения бумаги из древесины;

  •   опробовать способ  получения бумаги в домашних  условиях, показать применение полученной бумаги.

Объект исследования: ненужная бумага (макулатура).

Предмет исследования: возможность вторичного использования бума-   ги.

Гипотеза исследования: если  бумагу, бывшую в употреблении, подвер-гнуть вторичной обработке, то можно получить бумагу, пригодную для использования.

       Методы исследования:

  • опрос;

  • изучение литературы;

  • экспериментальное исследование.

       Значимость и прикладная ценность работы: научить школьников бережно относиться к природным ресурсам, привить им навыки ручного труда,  расширить знания об  истории  изготовления бумаги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Анализ социологического опроса

        С целью выявления практического использования бумаги я провёл

анкетирование среди моих одноклассников.


             Участникам анкетирования были заданы следующие вопросы:

        1.  Знаете ли вы, из чего изготавливают бумагу?

2.  Где используют бумагу?

3.  Что  чаще родители покупают школьнику начальных классов:

             учебники?  тетради?  альбомы?  цветную бумагу?

        4.  Скапливаются ли у вас дома различные бумажные отходы?

5.  Можно ли в домашних условиях изготовить бумагу?

             В ходе проведения анкетирования было опрошено 11обучающихся.

         В результате анкетирования было выявлено, что:

  1. Бумагу изготавливают из дерева -100%

  2. Всем известно, где используют бумагу.

  3. Родители покупают школьнику начальных классов:

        учебники – 0%

        тетради   - 18% (2)

        альбомы -0%

        цветную бумагу – 82% (9)

  1. Скапливаются дома различные бумажные отходы  - 100%

  2. В домашних условиях изготовить бумагу:

  • можно – 0%

  • нельзя – 55% (6)

  • не знаю – 45% (5)

           Анкетирование показало, что проблема скапливания различных бумажных отходов существует. Выявлено, что школьникам начальных классов нужно много цветной бумаги, и одноклассники считают, что нельзя   изготовить бумагу в домашних условиях. По этому поводу необходимо провести просветительскую работу. Я надеюсь, что моя работа может в этом помочь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Бумага. Общие сведения

2.1. История создания бумаги

          Я решил обратиться к литературе и ответить на интересующие меня вопросы:

  1. Кто впервые изобрёл бумагу?

  2. Из чего и где получают бумагу?

  Бумагу изобрели в Китае. Секрет изготовления бумаги хранился там почти пять столетий.

  Цай Лунь усовершенствовал способ изготовления бумаги и впервые открыл технологическое производство бумаги. Он изобрёл первую, настоящую бумагу, напоминающую современную из пеньки (конопли) и коры шелковичного дерева. Согласно легенде, император поручил ему найти материал для письма не хуже шелка, но гораздо дешевле. Поиски привели Цай Луня к осам. Он заинтересовался тонким, но прочным материалом, из которого были сделаны осиные гнезда. Проведя сотни опытов, ученый пришел к выводу, что получить похожее можно из коры тутового дерева, конопляного лыка, изорванных рыболовных сетей и ветхих тканей. Все это надо перетереть и проварить, смешав с жидкостью, похожей на слюну насекомых. Полученную массу нужно зачерпнуть ситом из шелковых нитей, закрепленных на бамбуковой рамке. Когда вся вода стечет, оставшийся влажный листок следует пропитать секретным составом, затем высушить и разгладить его между каменными плитами [6].

Секрет производства бумаги узнали в Корее, Японии.
          В 650 году бежавшие из китайского плена воины, работавшие на бумажных «фабриках», привезли секрет в Испанию, а уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру.

За несколько столетий японцы изменили китайскую технологию и создали

собственные способы производства бумаги. Оказывается, что бумагу можно использовать дважды. Интересно, что начали производство бумаги из вторичного (уже использованного) сырья именно в Японии [7].

        Лучшие сорта бумаги научились делать в XVI веке. В 1798 году во Франции изобрели станок для выпуска бумаги. Этот станок делал длинные и очень тонкие листы. Продукция, которая вырабатывалась на бумажных фабриках в то время, стоила дорого, ведь каждый лист приходилось высушивать и отжимать вручную.

        Также бумагу изготавливают из соломы, из лоскутков ткани, изо льна, и даже… из старой бумаги [2].

       В наши дни бумагу делают чаще всего из дерева [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Как делают бумагу на фабрике

                На бумажную фабрику привозят из леса брёвна – в основном, сосновые и еловые. На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки.

       Щепки сортируют по размеру на специальных ситах. Эту массу просеивают и промывают, очищают от грязи, и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах. Очищенная и разваренная древесина отбеливается, чтобы напечатанные или написанные на ней знаки были лучше видны.

       Затем её взбивают в специальной машине и смешивают с водой, превращая в однородную массу. Для получения качественной бумаги добавляют крахмал, глину и другой материал.

        Бумажная масса попадает в бумагоделательную машину, в которой вода уходит через сито, а влажная масса проходит под круглым валиком. Он приглаживает ее, разравнивает и превращает в гладкий лист. Но все равно этот лист еще не похож на бумагу.

        Он проходит под множеством других разглаживающих валиков, которые выжимают из него воду и делают бумагу плотной и гладкой. Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу.

        Далее листы сушат и сворачивают в большие рулоны. Вот теперь это уже настоящая бумага. Рулоны подравнивают, придавая им нужную ширину.

        Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы. И вот уже из этих листов сшивают тетради, печатают книги, газеты [5].

       Таким образом, производят бумагу на бумажных фабриках.

         А я решил попробовать сделать бумагу в домашних условиях.

 

 

 

 

 

 

3. Изготовление бумаги в домашних условиях

Изучив литературу [8],  в ней я нашёл объяснение, как сделать бумагу самому. Мне хотелось как можно быстрее получить результат, и я решил упростить и ускорить способ изготовления бумаги.

3.1. Практическая часть

«Изготовление бумаги  в домашних условиях»  (эксперимент) 

Цель: показать, что  в домашних условиях из использованных и исписанных тетрадных листов можно получить бумагу.

       Для реализации поставленной цели  была проведена следующая работа.

 

Я приготовил материалы и оборудование:

  1. Бывшую в употреблении бумагу. (Это может быть писчая                   бумага или газета, но не глянцевая.)

  2. Ёмкость – глубиной примерно 25-30 см.

3.Металлическая сетка

4.Кусок ткани

5.Утюг

6.Вода

Эксперимент 1.

      Я упростил и ускорил процесс на втором этапе работы. Вместо тёплой воды  добавил горячей и оставил всего на 10 минут, а не на несколько часов.

 

     1 Собираем старую бумагу(приложения 1)

 2 Нарываем бумагу на мелкие кусочки(приложения 2)

3 Заливаем части бумаги водой (приложения 3)

4 Мешаем до однородной массой(приложения 4)

5 отделяем воду от бумаги(приложения 5)

6 Выкладываем бумагу на ровную поверхность выравниваем и сушим (приложения 6)

7 Бумага готова( приложения 7)



Этапы выполнения работы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения 1

Приложения 2

  • Приложения 2



Приложения 3





Приложения 4

Приложения 5

 

 

 приложения 7

 

 

 

 


Приложения 8



 

 

Результат: если  бумагу, бывшую в употреблении, подвергнуть вторич-ной обработке, то можно получить бумагу, пригодную для использования.

      Упрощённый и ускоренный процесс позволил получить результат быстрее. Оказалось, это не очень трудно.

 

 

 

 

Эксперимент 2.

На 4 этапе работы, для получения белой бумаги, в часть полученной массы я добавил белизны. Чтобы окрасить бумагу, я в эту же часть массы добавил краситель.

Наблюдения и результаты эксперимента:

При добавлении белизны в бумажную массу наблюдались следующие изменения.

1. Бумажная масса стала белее, и лист получился белый.

2. При добавлении в эту же массу (где содержится белизна) красителя, цвет массы не изменился.

Я понял, чтобы получить белую бумагу, можно добавить в массу белизны.

Для получения цветной бумаги, добавляется краситель в массу без белизны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Сравнение этапов изготовления бумаги в домашних условиях и на производстве

 

Почитав книгу [5], я сравнил процесс изготовления бумаги в домашних условиях с процессом её изготовления на производстве.

Изготовление бумаги в домашних условиях

этапа

Изготовление бумаги на производстве

Исписанные листы отделяются от обложки

1

Дерево поступает на фабрику, очища­ется от ко­ры

Бумага рвётся на мелкие кусочки

2

Дерево превращается в древе­сную массу путём размалы­вания

 

Масса заливается водой

3

Масса варится в машинах в кислоте

Смесь стоит несколько минут, раз­мо­кает

4

Эта масса отбеливается, измель­чается, превращаясь в кашицу

Взбивается миксером. Получается густая масса

5

Взбивается в специальной машине и смешивается с водой

Готовится металлическая сетка – это сито

6

Мас­са пос­ту­пает в бу­ма­го­де­ла­тель­ну­ю ма­ши­ну

Масса перекладывается на сито, удаляется лишняя вода, превращается в лист

7

Влажная масса проходит под круг­лым валиком и пре­вра­щает­ся в лист

Лист разглаживается утюгом, бумага становится плотной

8

Лист разглаживается валиками, бумага становится плотной и гладкой

 

Бумага про­су­ши­вает­ся

9

Бумага про­су­ши­вает­ся и вы­хо­дит в ви­де ру­ло­нов

Просушенный лист подравнять, бумага готова

10

Рулоны подравнивают, от­прав­ля­ют в ти­по­гра­фи­ю или ре­жут на лис­ты

 

Вывод: я понял, что процесс изготовления бумаги в домашних усло-виях практически совпадает с процессом её изготовления на производстве.

 

3.3.Практическое применение бумаги, изготовленной в домашних

условиях.

         Бумага ручной работы – это средство самовыражения. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и выполняются в единственном экземпляре [1]. То же можно сказать и о бумаге ручного изготовления. Из неё можно сделать много красивых, полезных вещей, например, светильники, подставки для книг и коробки, рамки, открытки, различные аппликации, папье-маше.

          Белую бумагу  можно применять на уроках изобразительного искусства для рисования, на уроках трудового обучения, как картон, а окрашенную красителями, использовать как цветную бумагу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

       

       1. В результате проделанной работы я  изучил историю возникновения бумаги, познакомился с технологией производства бумаги на бумажном комбинате.

        2.  Изучив различные источники, я  опробовал один из методов  изготов-ления бумаги в домашних условиях.  Используя  исписанные тетрадные лис-ты,   мне удалось получить  бумагу, а при  помощи красителей, отбеливателя  я смог получить  бумагу разного цвета. 

      В ходе изучения литературы и исследовательской работы я  выяснил, что процесс изготовления бумаги в домашних условиях практически совпадает с процессом её изготовления на производстве.

       Таким образом, я подтвердил гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях.

        По результатам моего исследования  упрощённый и ускоренный процесс позволил получить результат быстрее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

         В конце своей работы я хочу сказать, что полученная бумага не похожа

на обычную. Она имеет свои особенности: неравномерная по толщине, менее гладкая, хрупкая. Но она привлекает своей необычностью. Работать с ней – удовольствие.

          В каждой семье обязательно что-то скапливается, а то и выбрасывается.

 Я нашёл новое применение бумажным отходам, которые скапливаются дома – это изготовление новой бумаги.

        Я рассказал одноклассникам всё, что сам узнал о бумаге и познакомил со способом  изготовления бумаги в домашних условиях.

        Я предложил использовать бумагу ручной работы  для детского творчества на уроках трудового обучения и занятиях кружка «Очумелые ручки», что позволит спасти жизнь деревьям и сэкономить семейный бюджет.

        Многие ребята увлекли этой работой и своих родителей.

         Мне и моим одноклассникам понравилось заниматься этим творческим процессом.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

  1. Алексин А. Г. Что такое. Кто такой. - М., Издательство педагогика, 1990. с.188-190

  2. Львов С. Книга о книге. – М.: Просвещение, 1980, с 15, с. 96

  3. Орлова Н. Д. Я познаю мир.-  М.: Издательство АСТ, 2000. с. 97

  4. Основы экологии – младшим школьникам: Практическое пособие.  

 Сост. Л.Д. Черемисина. – М.: Аркти, 2006. – с.35.

  1. Сквернюков П.Ф. Слово о бумаге. - М.: Московский рабочий, 1980 г. с 9-13, с. 79 – 92, с 150 – 208.

       6.  Шалаева Г. Всё обо всём. М.: 1993. с.200 – 201.

7.  Шалаева Г. Всё обо всём. М.: 1994. с.477 – 478.

 

Другие источники информации

 

     Интернет:

  8.www compuart/ru/articl – сайт журнала «КомпьюАрт»/Бумага ручного

     изготовления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ (