Олимпиада – 2018
Министерство образования Республики Мордовия
Государственная бюджетная организация
дополнительного образования Республики Мордовия
«Республиканский Центр дополнительного образования детей»
XVIII Республиканская олимпиада по школьному краеведению
Номинация «Этнография. Культурное наследие»
Тема работы:
«Праздничные традиции нашего села (традиции ушедшие и сохранённые)»
Подготовили:
Нерсесян ЕленаГагиковна
Сафронов Александр Владимирович
Шатрова Елена Вячеславовна
Учащиеся _ 9 класса
МОБУ «Пермеевская ООШ»
431645, РМ, Ичалковский р-н, с. Пермеево, ул.Садовая,д.5
431645, РМ, Ичалковский р-н, с. Пермеево, ул. Ленина, д.71
Контактный телефон:88343328135
e – mail:pohs28135@yandex.ru
Руководитель:
Мишина Татьяна Павловна
Учитель, руководитель кружка «Краеведение»
431645, РМ, Ичалковский р-н, с. Пермеево, ул.Садовая,д.5
Контактный телефон: 88343328135
e – mail: pohs28135@yandex.ru
С.Пермеево, 2018г.
Содержание
Введение……………………………………………………………..........с.3-4
Праздничные традиции нашего села (ушедшие и сохранённые)
Глава I Какие бывают праздники………………………………………..с.5-6
ГлаваII Праздники в культурной жизни нашего села. Традиции
ушедшие и сохранённые………………………………………………..с.7-11
Заключение………………………………………………………………с.12
Список используемых источников……………………………………..с.13
Приложение
Введение
«Человек живет не только в природной среде, но и среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды народа задача не менее важная…», - считал известный российский учёный и общественный деятель Д.С.Лихачёв. [1.]
Традиции народа полнее всего отражают духовный облик и внутренний мир нации. Это не застывшие обряды, а живая национальная память народа, пройденный им путь и неповторимый духовный опыт. Традиции хранят человека от обезличивания, позволяют ощутить связь времен и поколений, получить в трудную минуту поддержку и необходимую жизненную опору.
Обряды, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Бережно передаваемые из рода в род традиции осуществляли связь поколений.
Для сегодняшнего времени очевиден интерес к прошлому, к его культурным ценностям. Современные этнические процессы, происходящие в стране, республике, сопровождаются возрождением культурных традиций народа, делают особенно актуальными исследования исторических корней, календарно-праздничной обрядности, занимающей важное место в духовной жизни народа.
Праздничный календарь складывался на протяжении длительного периода времени. Первоначально основой его была трудовая деятельность наших предков, прежде всего земледельческая практика, связанная с цикличностью природы и соответствующими этапами с/х работ. Воплотив в себе всё ценное, народные праздники и обряды до настоящего времени продолжают занимать определённое место в жизни народа, а именно жителей нашего села. Простой народ сохранил обычаи и поверья предков и слил их со своими привычками.
Но все ли традиции сохранены, или многое уже ушло в прошлое, если «да», то каковы причины . В своей исследовательской работе «Праздники нашего села» мы попытались ответить на эти вопросы.
Актуальность работы связана с сохранением традиций русского народа и необходимостью приобщения к истории и культуре своего края. Но мы должны не только знать историю всего, что нас окружает, но и хранить эту историю, всё ценное из народной культуры, его материальное и духовное наследие. Как важно задуматься об этом сейчас, когда нить, соединяющая поколения между собой, становится всё тоньше и тоньше.
Проблема: многие традиции, обычаи, по которым велась жизнь наших предков, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения или были утрачены. Нельзя допустить их полного забвения, мы должны их сохранить, развивать и передавать следующим поколениям.
Объект исследования: культурная жизнь села в прошлом и сегодня.
Предмет исследования: праздничные традиции жителей нашего села разных поколений, их сравнительная характеристика( традиции ушедшие и сохранённые).
Цель данной работы:
-нахождение общего и выявление отличий современных праздничных традиций и
традиций прошлого,
-изучение и сохранение народных традиций и обычаев,
-развитие интереса и уважения к своим духовным корням.
Исходя из целей работы, были определены следующие задачи:
-собрать и проанализировать материал по теме;
-опросить жителей села (разных возрастов), на предмет знания местных
праздничных традиций ;
-сравнить , какие из них сохранились, а какие были утрачены;
-выяснить причины этих процессов;
-систематизировать полученный материал.
При создании работы использовались основные исследовательские методы:
-теоретический(изучение литература по теме работы)
-опрос (интервьюирование жителей села)
-аналитический.
Для достижения поставленных целей выбран следующий ход исследования:
-подбор имеющихся материалов по данной теме, интернет ресурсов;
- изучение и отбор нужного материала;
-изучение материалов краеведческого уголка школы и опрос жителей села;
- подбор фотоматериалов;
-анализ собранного материала и его систематизация;
- оценка полученных результатов и формирование выводов.
Исследование проводилось в течение полугода.
В результате создана работа, в которой есть ответы на интересующие нас вопросы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть
использованы в школьном курсе истории родного края, на занятиях по краеведению, во
внеклассной работе, так как не все школьники знают историю праздников и обычаев.
Наша поисковая деятельность помогла нам по- новому посмотреть на людей, живущих с
нами рядом, на окружающую нас природу. Работа по теме «Культурное
наследие жителей нашего села» будет продолжена.
Праздничные традиции нашего села( традиции ушедшие и сохранённые).
ГлаваI Какие бывают праздники.
Праздники – это такие замечательные дни, в которые, в соответствии с той или иной традицией, например народной или религиозной, принято проводить время весело, устраивая вечеринки с застольями, торжественные церемонии. Одним словом - выделять этот день из череды будней, какими-либо действиями, способствующими праздному времяпровождению, отдыху или отданием почестей и повышенному вниманию к какому-либо событию.
Календарь праздников может включать в себя как выходные дни, если праздники соответствуют очередности выходного дня в месяце, на который назначен праздник (обычно это профессиональные праздники), так и рабочие дни, если праздник соответствует определенной дате.
Также в календарь праздников входят религиозные праздники, международные праздники, профессиональные праздники, государственные официальные праздники, праздники неофициальные и личные праздники, касающиеся только конкретного человека, его семьи, или определенного круга лиц, друзей и знакомых. Самое большое количество праздников приходится на международные праздники, популярные и не очень, каждый из которых, в разных странах имеет разный приоритет и соответственно известность.
В России, являющейся оплотом православия во всем мире, особо почитаемы религиозные праздники, причем, не только верующими, но и обычными гражданами. Об этом свидетельствует тот факт, что буквально каждый православный по своему рождению житель нашей страны знает и отмечает праздник Пасхи, Рождества Христова (7 января), который, кстати, имеет еще и статус государственного праздника. Мусульмане России широко отмечают свои традиционные религиозные праздники – Навруз (весенний мусульманский праздник равноденствия) и Ураза-Байрам (завершение поста в месяце Рамадан).
В нашей стране, самые известными и строго отмечаемыми международными праздниками являются: международный женский день (8 марта), международный день защиты детей (1 июня), день учителя (5 октября). В последние годы в России начали отмечать всемирный день здоровья (7 апреля), международный день борьбы за права инвалидов (5 мая), международный день пожилых людей (1 октября) и множество других. Вторыми по своему количеству, у нас являются профессиональные праздники, некоторые, из которых широко известны и отмечаются повсеместно, например уже упомянутый день учителя, день космонавтики (12 апреля), день радио (7 мая), день милиции (10 ноября). А так же и такие, которые известны не всем и отмечаются лишь теми, кто имеет непосредственное отношение к той или иной профессии, например, день банковского работника (10 мая) или день маркетолога (25 октября).
Но существуют масса профессиональных праздников, о существовании которых многие даже не догадываются. Например – Международный День Стоматолога – это одновременно и профессиональный и международный праздник. Отмечается он 9-го февраля, а традиция праздновать его связана с историей о святой Апполонии. Аполлония, жившая в III веке н.э., была дочерью александрийского чиновника. Уверовав в Христа в то время, когда остальные ее соотечественники были язычниками, вызвала гнев города. Требуя от неё отречения от христианства, девушку подвергли пыткам, в том числе вырвали все зубы, а потом хотели сжечь ее живьем. Но Аполлония не испугалась перед лицом смерти, а попросила ее развязать, и затем сама бросилась в огонь. Это настолько потрясло людей, что впоследствии родилась история о том, что стоит произнести имя святой Аполлонии, и зубная боль пройдет.
Что же до личных праздников, то это естественно дни рождения, годовщины свадеб и многие другие, которые отмечаются в кругу семьи и друзей, либо праздники, касающиеся определенной группы людей, например какая-нибудь годовщина восхождения группой товарищей на высочайшую вершину в районе города Урюпинска. Так что, если вам не хватает официальных праздников, создавайте свои и празднуйте, этим вы только увеличите количество позитива и положительных эмоций в своей жизни.
Государственные праздники России включают в себя официальные праздничные дни, объявляющиеся выходными днями, такие как, например День Победы (9 мая) или День России (12 июня), и официальные рабочие праздничные дни, в которые проводятся торжественные мероприятия, такие как день российского студенчества - Татьянин день (25 января) или День знаний (1 сентября). Неофициальные праздники устанавливает сам народ, они невероятно любимы, а их проведение давно уже стало доброй неизменной традицией, достаточно упомянуть Старый новый год (14 января) или день смеха (1 апреля).
В России, являющейся оплотом православия во всем мире, особо почитаемы религиозные праздники, причем, не только верующими, но и обычными гражданами. Об этом свидетельствует тот факт, что буквально каждый православный по своему рождению житель нашей страны знает и отмечает праздник Пасхи, Рождества Христова (7 января), который, кстати, имеет еще и статус государственного праздника. Мусульмане России широко отмечают свои традиционные религиозные праздники – Навруз (весенний мусульманский праздник равноденствия) и Ураза-Байрам (завершение поста в месяце Рамадан).
http://literia.ru/canonical/2/2168/feeds.html
У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности- несколько столетий или даже тысячу лет назад. Всё вокруг : сёла, вещи, одежда, природа, - меняется, а народные праздники продолжают и продолжают жить. Так как праздники - это душа народа, живой организм, плоть от плоти социально-культурной жизни общества. Праздники позволяют людям почувствовать свою сопричастность к жизни страны, приобщиться к тем или иным традициям, которые они отражают. Поскольку праздники - это коллективное мероприятие, то они носят характер массового действия и помогают осознать людям основную цель коллектива, нормы его жизни, единого духовного подъёма. Каждый праздник имеет свою особенность и тематику, потому что он посвящён какому либо конкретному событию в жизни страны или отдельного населённого пункта. Есть такие народные праздники и в нашем селе.
ГлаваII Праздники в культурной жизни села Пермеево. Традиции ушедшие и сохранённые
Село Пермеево- наше родное село, образовано в устье рек Вад и Реуч в 1623 году . Поначалу село было мордовским, но приблизительно в конце 17 века мордва с этих земель постепенно уходит и правительство и помещики переселяют на мордовские земли русских крестьян. Постепенно село становится русским. Возможно, поэтому мордовские праздничные обряды и обычаи в нашем селе не сохранились, не повлияло на их появление и соседство с мордовским селом Лобаски. Крестьяне, переехав из других мест , бережно сохранили традиции , обряды своих предков, «перевезли» их на новое место. Пермеевцы отмечали праздники религиозные, связанные с церковными традициями ; праздники народные , уходящие своими корнями в язычество. Иногда они тесно переплетались между собой, накладывались один на другой, впитывая традиции, обряды друг друга.
К сожалению, в селе остаётся мало сторожил, пожилых людей, которые могли бы рассказать о праздничных традициях нашего села в прошлом, тем ценнее материалы, которые нам удалось собрать. В основном мы охватили период примерно с 30-х годов 20 века и до современности. Поколения пермеевцев сменяли друг друга. Некоторые из обрядов, обычаев с течением времени забылись , праздники менялись , менялись традиции их проведения, в связи с событиями в истории нашего государства. В первую очередь это коснулось религиозных праздников.
К числу самых почитаемых и отмечаемых религиозных праздников нашего села мы можем отнести следующие: Покрова Пресвятой Богородицы( 14 октября), Рождество (7 января), Крещение(19 января),Масленица, Пасха, Троица.
Праздник Покрова- престольный праздник.
В православном христианстве существует множество праздников и памятных дней. Особо почитаются даты важных событий библейской истории, память Божией Матери, ангелов или святых. Кроме этого, у каждого православного храма есть и свой отдельный престольный праздник.
В православии престольным (храмовым) праздником называют торжество, посвященное событию или личности, в честь которой освящен главный престол храма. Отсюда и такое название праздника.
Каждый православных храм освящается в честь какого-либо события или в память святого. Например, в России множество Успенских храмов. То есть главный престол освящен в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, поэтому в этом храме престольный праздник приходится на 28-е августа по новому стилю. Существуют храмы Рождественские, Преображенские и т.д. Богослужение в храме на престольный праздник отличается особой торжественностью и благолепием. Часто в такие дни приглашаются священники из ближайших городов для соборного служения. Уставная традиция приписывает на престольные праздники совершать крестные ходы вокруг храма с чтением отрывка из Священного Писания и окроплением верующих святой водой. Существует практика освящения воды на храмовый праздник.
В нашем селе престольным является праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Проводя опрос среди жителей нашего села, мы выяснили, что старшее поколение знает, что это за праздник и почему он у нас является престольным, чего не скажешь о молодом поколении. Возможно потому, что церкви в нашем селе сейчас нет. Была она разобрана ещё при советской власти, из неё построили первую школу. Но традицию отмечать этот праздник как престольный сломать не смогли. По воспоминаниям жителей села, к этому времени сельхоз работы закончены , начинается период свадеб и гуляний.
Делались помолвки, игрались свадьбы. В ходе беседы с жителями села выяснилось, что в советское время сохранился , хоть и был под запретом, и обряд венчания. Правда, венчали только после того, как получали официальный документ о регистрации брака. Интересный факт: молодых за стол не сажали, они сидели в чулане и выходили оттуда только «кланяться» за подарки. Но жили в то время не богато. Невеста получала в подарок чулки, шпульку ниток, мыло. Приданое (матрац, подушку , одеяло) она должна была приготовить сама.
В каждом доме на престольный праздник пекли пироги, ждали родственников в гости. Традиция эта сохранилась и по сей день. На Покров гуляли 3 дня.
Рождество.
Зимние праздники начинаются с празднования Рождества. Раньше праздник проходил с песнями, играми, в которых участвовала главным образом молодежь.
Особое место на рождество занимали игры ряженых. Большей частью наряжались парни и мужчины. Надевали они на себя вывороченные шубы, шапки, иногда просто мазали лицо сажей, пугали людей, заходили в дома, просили угощения. Одним из важнейших моментов было колядование накануне праздника. Ребятишки, юноши, девушки ходили по домам, пели песни, славили хозяев, желали им благополучия и просили у них угощение. Потом молодёжь собирались все вместе делились угощениями ,веселились. Сохранялась эта традиция до военных лет. «В войну-то, да и после уж не до веселья было, как-то забылось всё…», - вспоминают старожилы. Колядование и игры ряженых у нас в селе, к сожалению, не сохранились. А вот традиция славить Рождество не прерывалась и сохранилась до сегодняшних дней. На Рождество, как и сейчас, готовили разные угощения и ждали родных в гости.
Крещение
Крещение-праздник, связанный с освещением воды. На Крещение принято купаться в проруби. Хоть и вокруг нашего села прудов и много, но даже представители старшего поколения не помнят, чтобы у нас прорубали прорубь для купания. Возможно потому, что некому было проводить специальный для этого обряд. Для этого ходили и сейчас ходят в соседние села (Лобаски или Б.Осинки), где для этого имеется всё необходимое.
У нас в селе существует другая традиция, все приходят на Большой колодец, где читаются специальные молитвы и освещается вода. Хотя с каждым годом , к сожалению, людей приходит всё меньше и меньше. . Сохранилось и ещё одна традиция – хозяева рисуют крестики над входными дверями в доме и в хлеву, чтобы оградить дом от нечистой силы.
Завершающим зимним праздником является Масленица.
Наверное это не только один из самых любимых, самых весёлых, самых массовых праздников, но и один из самых древнейших. В нем как никогда соединились и переплелись традиции православные и языческие. В народе он имеет и другое название Проводы Зимы. Раньше Масленица справлялась в течении одной недели. В праздновании участвовало всё сельское население, но главная роль отводилась молодёжи. Начинался праздник в понедельник. Всю неделю на улице звон, шум, веселье. Парни и девушки ходили кататься на горку, скатывались на санях или на мешках с соломой, катались парами.
Особое место занимало катание на лошадях через всё село. Эта традиция сохранялась, пока в селе были лошади (сельхоз предприятия, а потом частные). К сожалению, этой традиции в селе больше нет. Ещё одна традиция, которая была утрачена после ВОВ –это кулачные бои.
Наумова Мария Михайловна вспоминает: «В этот день с утра все мужики от стара до мала собирались на «кулачный бой», проходил он на проулке. Улица на две части делилась и шли стенка на стенку, кто кого погонит . Сначала выходили на бой мальчишки, затем молодые парни, а потом и мужики собирались. Дрались по - настоящему. Моего свёкра все боялись, здоровый был , сильный. Женщины наблюдали в стороне. Кто одолеет, остальных с позором до колодца гонит. Проигравшим в след кричат, свистят». Но после боя организовывалось общее гулянье, во время которого пели песни под гармошку и балалайку, плясали. «Кулачные бои» прекратились после войны, так как многие с фронта не вернулись, да и те, кто вернулся, был не совсем здоров. Односельчане вспоминают о тех гуляньях с ностальгией, жили небогато, но радостно, весело.
Позже праздник приобрёл более театрализованный характер, не потеряв, однако, своей массовости. В 70- 80-е годы представление разворачивалось около сельского ДК только в последний день Масленицы. Перед собравшимися выступал ансамбль «Берёзка», проводились игры, конкурсы (поднятие гири, лазание на столб и др.). Местное сельхоз предприятие организовывало угощение (блины, шашлыки, чай) Кулачные бои были заменены перетягиванием каната. Это состязание является обязательным и самым зрелищным и сегодня.
В последний день праздника, в воскресенье , совершали обряд прощания с Масленицей. Молодёжь, закрепив пучок соломы или сноп на шесте, сжигала воображаемое изображение Зимы со словами «Зима уходи, весна приходи!» Традиция эта сохраняется и по сей день. А вечером того же дня зажигали костры около каждого дома, ребятишки надевали на палку консервную банку с тряпкой или старую галошу , поджигали их и бегали с ними по дороге. Сейчас костры зажигаются редко.
Раньше на Загванье перед Масленицей был ещё один обряд, связанный с молодожёнами. Свекровь пекла пирог и все отправлялись в гости к матери невесты. По дороге прохожие могли заставить молодых целоваться, отказываться было нельзя. В доме матери невесты копали в снегу яму. Когда гости приходили, то жениха бросали в эту яму и забрасывали снегом. После некоторого времени его выпускали и снова заставляли целоваться с женой на людях. Затем все шли в избу, отогревали жениха. Когда возвращались домой, то тёща тоже давала зятю уже свой испечённый пирог и его несли в дом жениха.
Весенне – летний цикл праздников не менее богат обычаями, чем зимний период.
За неделю до Пасхи праздник Вхождения Господня в Иерусалим. В народе оно получило название Вербное воскресенье. С этим праздником связан обычай приготовления веточек вербы, которые освещают в церкви, а затем хранят на Божнице (полочка в переднем углу, где ставили иконы). Этими веточками детей будят на утро Пасхи , слегка бьют ими , приговаривая «Верба –хлёст, бей до слёз, вставай ране, беги дале за красненьким за яйцом». Другая традиция- выгонять этими веточками первый раз скотину со двора в поле. Это действо должно было предотвратить всякое несчастье , защитить от сглаза.
Пасха, Христов День - праздник церковного православного календаря. Светлое Христово Воскресенье, самый торжественный и радостный христианский праздник. Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертие, добра и света над злом и тьмой. Этот праздник отмечали и отмечают у нас в селе так же, как везде. Хозяйки готовят традиционные угощения, красят яйца. Ребятишки ходят по селу, славят Христово Воскресенье и собирают яйца. Потом все садятся за праздничный стол, идут в гости к родным или ждут гостей к себе.
Пасха - время первого весеннего гулянья.
Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь. Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Сейчас уже мало кто следует этой традиции. Только некоторые бабушки в селе продолжают украшать наличники кустиками берёзки.
В истории переплетается православное начало и языческие корни. Троица – старинный славянский праздник, связанный с культом плодородной земли, живительной воды и предков «переселившихся» в мир иной. В субботу, накануне Троицы – поминовение усопших. В православном календаре он называется «Родительская суббота». Этот обычай посещать могилы родных жив и ныне. На кладбище в этот день приходят и дети за помином. У ворот они встречают всех приходящих, которые угощают их конфетами и другими сладостями. Считается, что так они угощают и своих умерших родственников.
Троица –не только религиозный праздник, это ещё и Праздник нашего села. Старожилы говорят, что он является ещё одним престольным праздником. Традиционно в этот день устраиваются различные игры, соревнования, гуляния, а вечером со сцены местного ДК звучат музыкальные поздравления жителям села.
Сейчас уже мало кто помнит, как в старину в нашем селе отмечали этот праздник. Некоторые из опрашиваемых вспоминали, как им рассказывали об этом их матери и бабушки. Шумно и весело проходила Троица. Утром все спешили в храм на праздничную службу. А после нее устраивали народное веселье с хороводами, играми, песнями.
«…Троица – один из любимейших праздников. В это время уже отсаживали огороды, можно было немного отдохнуть. Праздновали широко, красиво, массово. Березовые ветви были везде: в наличниках окон, в дверях, на крышах домов. Завораживающее зрелище. А во вторник, то есть на семик, сажали последние огородные культуры, к вечеру готовили угощения, выносили столы на улицу, объединялись между собой самые дружные соседи (семьями) и гуляли с гармошкой до утра». Праздник остается одним из самых любимых и сегодня.
Троица , Духов День и Проводы Весны венчают весенние праздники и знаменуют наступление лета.
Праздник Проводы Весны.
Этот праздник знаменует конец весны и наступление лета и отмечается через неделю после Троицы. Проводы Весны любит вся детвора. Вечером в ДК собирается народ, наряжаются: кто цыганкой, кто невестой с женихом, мужчины переодеваются женщинами, а женщины –мужчинами. Обязательный персонаж этого действа- пастух. Он плетью гоняет ребятишек по дороге, а они с криками, визгом стараются то него скрыться, не попасть под «обстрел». Кто посмелее подходят поближе, дразнят пастуха, которых иногда бывает и двое. Остальные ряженые идут по селу , поют под гармошку песни, частушки. К ним по ходу присоединяются и другие односельчане. Процессия доходит до конца седа, провожает Весну за околицу и возвращается обратно. Гулянья продолжаются около ДК.
Традиции проводов Весны сохранились в нашем селе с давних пор и практически не менялись. Конечно, любимым и сократилась численность население нашего села, но праздник остаётся по- прежнему любимым и массовым.
Троица , Духов День и Проводы Весны венчают весенние праздники и знаменуют наступление лета.
Заключение
В результате проведённых исследований мы пришли к выводу, что изменения, которые происходили в жизни и истории государства, влияли на культурную жизнь нашего села.
Каждый человек с той или иной мерой глубины осознаёт нужность сельских праздников, потому что мы живём в такое время, когда происходят разные события и изменения, как в истории страны, так и в жизни простых людей.
Человеку необходим обмен чувствами, идеями, переживаниями которые вызывает определённое событие в жизни страны или своего села. Праздники и традиции учат многому- нравственности, патриотизму, активной деятельности человека, духовным качествам, передают новому поколению бережное отношение старшего к добрым обычаям и традициям.
Мы видим, что жизнь в селе всегда была интересна, разнообразна. На всех проводимых праздниках было многолюдно, люди с патриотизмом и чувством долга к Родине и своему селу, приходили на все проводимые в селе праздники. Послевоенное время, кризис в экономике страны 90-х годов коснулся всех сторон жизни наших соотечественников и привёл к некоторому спаду культурной жизни в селе.
Но остались праздники , которые празднуют всем селом, на мероприятия, проводимые сейчас, по- прежнему ходят все жители. В проведении их участвуют и школьники, учителя и работники культуры.
Проведя свои исследования, мы получили удовлетворение от своей работы, потому что узнали, как жилось раньше людям, как они работали и умели отдыхать после тяжёлых трудовых дней, сколько было организовано и проведено в селе! А ведь многие сельские праздники проходили после работы, вечером, и все принимали активное участие во всех празднованиях и мероприятиях. Таким образом, праздник как социально-культурное явление имеет большой жизненный смысл.
Мы хотим, чтобы праздники возрождались в нашем селе, чтобы продолжались все хорошие традиции старшего поколения, которые объединяли бы жителей села, проводились бы все вместе и где участвовали бы все организации села.
Список используемых источников
1 Воспоминания.
1.1.Жигалиной Н.С.,1943 г.р., записаны обучающимися МОБУ «Пермевская ООШ», хранятся в краеведческом уголке школы.
1.2Ларина А.Д.,1938 г.р., записаны обучающимися МОБУ «Пермевская ООШ», хранятся в краеведческом уголке школы.
1.3.Мишиной А.И. ,1931 г.р.записаны обучающимися МОБУ «Пермевская ООШ», хранятся в краеведческом уголке школы.
1.4Мавриной Л.А, 1943 г.р. записаны обучающимися МОБУ «Пермевская ООШ», хранятся в краеведческом уголке школы.
1.5.Наумововой В.Ф, 1931 г.р.записаны обучающимися МОБУ «Пермевская ООШ», хранятся в краеведческом уголке школы.
1.6Наумовой М.М., 1935г.р. записаны обучающимися МОБУ «Пермевская ООШ», хранятся в краеведческом уголке школы.
1.7. Тычкова Т.И. 1922 г.р.записаны обучающимися МОБУ «Пермевская ООШ», хранятся в краеведческом уголке школы.
1.8 Житкова Е.А. 1947 г.р. записаны обучающимися МОБУ «Пермевская ООШ», хранятся в краеведческом уголке школы.
2.Личтые архивы жителей села.
3. Материалы краеведческого уголка МОБУ «Пермеевская ООШ»,ДК села Пермеево.
4. 3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Москва : Русский язык, 2014
Интернет-ресурсы:
http://www.abc-people.com/
http://angreal.info/post280841124/
http://ruvera.ru/uspenie_bogorodicyhttp://www.kakprosto.ru/kak-906190-chto-takoe-prestolnyy-prazdnik-pravoslavnogo-hrama#ixzz4Q3IKLeRk
: http://www.kakprosto.ru/kak-906190-chto-takoe-prestolnyy-prazdnik-pravoslavnogo-hrama#ixzz4Q3IAM800
http://fb.ru/article/197757/narodnyie-primetyi-na-troitsu
http://literia.ru/canonical/2/2168/feeds.html
17