МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ «ШКОЛЫ №1 ИМЕНИ В.И. МУРАВЛЕНКО»
Научно-исследовательская работа
на тему:
Страхи у детей и подростков и помощь при их возникновении
Автор: Кулагина Е.А,
Ученица 10 «М» класса
МБОУ «Школа №1 им. В.И. Муравленко»
Научный руководитель:
Кинзябулатов А.Ф.,
Учитель истории и обществознания
Муравленко, 2015
Оглавление.
I. Введение………………………………….……………………………3
II. Основная часть:
1. Страхи, их виды и особенности…………………….……………....4
2. Характеристика опроса………………………………………….....9
3. Помощь подростку при страхах .……...………………………....13
III. Заключение…………….………………………………….………...14
IV. Список литературы….……………………………………….…….15
V. Приложение………….……………………………………………...16
Введение.
Страх – это эмоциональная реакция на опасность, это естественная реакция, и она свойственна каждому нормальному человеку. Именно страх за свою жизнь вызывает желание действовать во имя собственного спасения, страх обостряет реакцию, активизирует мышление. Но если человек не представляет, что нужно предпринять, то страх может привести к нарушению сна, депрессии. Данная тема актуальна, так как чувство страха испытывают все, независимо от пола и возраста. Чувство страха не позволяет нам делать многое. Страх позора, страх «потерять лицо», утратить авторитет, быть некрасивым, глупым и несостоятельным. Все эти страхи мешают человеку жить полноценной жизнью. По-настоящему хорошая жизнь – это жизнь, свободная от страха.
Практическая значимость: работа поможет детям и подросткам адекватно воспринимать возникающие у них страхи.
Объект исследования - страх и его последствия
Предмет исследования - виды страха, преобладающие у детей и подростков, их причины, последствия и помощь при его возникновении.
Цель: помочь детям и подросткам адекватно воспринимать чувство страха,
С учетом поставленной цели решались следующие задачи:
провести опрос учащихся разных возрастных групп;
на основе анализа материалов опроса выявить виды страха, их причины, последствия;
выявить различия между показателями и интерпретировать их;
определить пути помощи для преодоления страха.
Гипотеза. Если выявить виды страха и их причины у детей и подростков, то будет проще помочь ребенку или подростку справиться с его страхом.
Методы данного исследования:
1. Теоретическое обоснование проблемы, рассмотренное в работах В.Г. Казанской, О.О. Петровой, Т.В Умновой, А. Курпатова.
2. Практические методы:
- опрос учащихся разных возрастных групп МБОУ Школа №1 им. В.И. Муравленко и многопрофильного лицея г. Муравленко;
- выявление различий между показателями и их интерпретирование.
Основная часть.
1. Страхи, их виды и особенности.
«Одно их проявлений эмоционально-волевой деятельности подростков – тревоги и страхи, которые они испытывают в определенных жизненных ситуациях. Уровень тревожности и напряженности характеризует нестабильность, невротика. У него отмечается нестабильность настроения, эмоционально неадекватные реакции, страх. Страх – это психологическое состояние преувеличенной опасности. Страх сопровождается выработкой корой надпочечников норадреналина. Как известно, норадреналин понижает жизненный тонус, приводит к пассивности оборонительным реакциям и вызывает стремление к безопасности.
С одной стороны, человек становится более осторожным в сложных, опасных для существования ситуациях. С другой – необоснованная тревога и страх мешают, приводят к нестабильности, личность дезорганизуется и неспособна контролировать себя». 1
Психологи выделяют четыре вида страха, вызываемого факторами различного характера: биологический, социальный, моральный и дезинтеграционный.
«Биологический страх возникает при угрозе жизни человека. Опасность может вызывать что угодно: другие люди, силы природы или машины, а также внутреннее состояние человека.
Социальный страх характеризует зависимость от общественной среды. Он складывается из двух слоев: опасения перед общественным порядком и при взаимодействии и контакте с другими людьми. Источниками его возникновения является общение с ровесниками и собственная личность (опасение своих реакций, вызывающих общественное невосприятие).
Моральный страх вызывается опасениями самого страха и его последствий. В сознании человека нарушаются общественные системы норм и этических принципов, разрушаются собственные идеалы и образы.
Дезинтеграционный страх появляется при появлении внезапного и непредвиденного раздражителя. Например, реакция на внезапный резкий звук.
Конечно, не всегда перечисленные страхи встречаются в чистом виде. Состояние человека может стать смесью нескольких видов страха. Значение страха в жизни отдельного человека зависит и от напряженности этого переживания, и от умения овладевать им».2
2. Характеристика опроса.
В данной работе было проведено психологическое исследование, в ходе которого было опрошено 86 учащихся МБОУ Школа №1 им. В.И. Муравленко и многопрофильный лицей г. Муравленко. В опросе участвовало 30 учащихся младших классов, 32 ученика среднего звена и 24 старшеклассника.
Ребята должны были ответить на вопросы:
1. Что такое страх?
2. Чего вы боитесь? Почему?
3. Как страх влияет на ваше поведение?
4. Как вы боритесь со страхом?
Результаты исследования показали, что у детей и подростков преобладают биологические и социальные страхи.
В младшей школьной возрастной группе были опрошены учащиеся 3-4 классов 9-11 лет. В данной возрастной группе преобладают биологические страхи, связанные с инстинктом самосохранения жизни, безопасности, особенно ярко они выражены у девочек.
1.На вопрос «Чего вы боитесь?» они отвечали: темноты, замкнутого пространства, животных (собак, волков и т.д.), ведьм, привидений, монстров (это результат воображения детей).
Подобные страхи, опасения являются отражением зарождающейся тревожности, мнительности, внушаемости.
У мальчиков чувство страха менее выражено. Из 16 опрошенных мальчиков 8 написали, что не испытывают чувство страха и связывают это состояние с трусостью, позором. Это является тревожным сигналом для родителей и учителей, так как это обманчивое чувство бесстрашия ребенка может привести к необдуманным, непредсказуемым поступкам и последствиям.
В данной возрастной группе отмечено низкая социальная позиция, так из 30 учащихся только пятеро указали такие социальные страхи: одиночество (1 ученик), наказания родителей за полученную двойку (4 ученика).
2. На вопрос «Почему вы этого боитесь?» они отвечали, что им кто-то рассказывал историю, они где-то слышали, увидели, или же сами пережили что-то подобное. Так, например, многие дети говорят, что боятся собак. Им кажется, что собака набрасывается и кусает, даже если этого нет на самом деле. Или же самого ребенка или его родственников, друзей когда-то укусила собака.
Многие специфические страхи, связанные с ведьмами, вампирами, привидениями, монстрами связаны с частным просмотром видеофильмов, телевидения. Иногда виноваты и сами родители, когда из добрых побуждений бабушки и мамы начинают запугивать своих детей всевозможными страхами, чтобы полностью подчинить ребенка себе, сделать его послушным. У таких детей могут начаться галлюцинации, они с трудом засыпают, становятся пугливыми. Эти состояния сопровождаются физическими симптомами: учащенным сердцебиением, головокружением, обмороками или удушьем. Это показываю и результаты опроса.
3. На вопрос «Как страх влияет на ваше поведение?» - дети ответили, что они испытывают ужас, учащенное сердцебиение, хочется бежать, плакать.
Очевидно, что показ фильмов с убийствами, кровью, льющейся рекой, не добавляет гуманизма учащимся. Поэтому дети нуждаются в передачах, которые учили их противостоять страху и разбою, быть добрыми, любить жизнь,
4. И, наконец, на вопрос «Как вы боритесь со страхом?» - ученики ответили: «Я бегу», а страх – это действительно инстинктивная команда к бегству при появлении в поле нашего зрения опасности. Правда у нас есть и разум, здравомыслие, мы способны оценить ту или иную ситуацию с помощью своих знаний, логики, просчитать варианты и понять, как мы должны поступить, чтобы добиться желаемого.
И это показывают ответы учащихся. В случае страха темноты, одиночества в доме они включают свет, телевизор, музыку, рисуют, читают, занимаются самовнушением, самоуспокоением, настраивают себя на положительные эмоции.
В среднем звене были опрошены учащиеся 5-9 классов 12-15 лет.
В данной возрастной группе страх воспринимается как одиночество, ужас, неразрешимые проблемы, незнание, как неприятные чувство, испуг, шок.
В 5-7 классах очень часто сочетаются как биологические, так и социальные страхи.
На вопрос «Чего вы боитесь?» очень часто отвечали: смерти, собак, темноты, высоты, болезни, Фреди Крюгера, привидений. Наряду с биологическими страхами отмечаются и социальные страхи: одиночества, чужих людей, смерти бабушки – потерять близких, плохих оценок, наказания родителей, учителей. В 8-9 классах в ответах преобладают социальные страхи, связанные со школьной жизнью, успеваемостью. Очень часто подростки говорили, что боятся наказания родителей за полученные двойки, плохо закончит четверть, что оценки и знания могут повлиять на дальнейшую жизнь, потерять доверие окружающих, быть неудачником. Мы видим, у подростков на первый план выступает страх перед авторитарными личностями – родителями, учителями, директором. Возникает страх не соответствовать требованиям, надеждам близких, друзей, окружающих. Это психологически угнетает подростка, делает его несвободным.
Страхи родителей за будущее своих детей приводят к возникновению страха за свое будущее у детей. Возможно, это и положительный фактор в жизни детей и об этом говорят ответы подростков. Они пишут, что под страхом получить двойку они стараются учиться лучше, страх воспитывает силу воли, развивает чувство самосохранения, любовь к жизни. Но постоянное чувство страха может привести и к стрессам, неадекватному поведению, панике. Подростки пишут, что во время чувство страха испытываю дискомфорт, неприятное ощущение, начинается истерика. Школьные страхи проявляются как страх оценки знаний, страх несоответствия оценке и требованиям окружающих. Видимо, школьные страхи возникают чаще всего из-за чрезмерных требований учителя или недостаточной зрелости подростка.
Подростки не любят отвечать у доски, потому что на них смотрят сверстники, боятся, что скажут глупость, которая вызовет их смех.
Девочка-подросток сообщает, что, как только начинается опрос и проверка домашнего задания, у нее холодеют и становятся мокрыми руки, потом дрожат коленки.
Страх ситуации проверки знаний, несоответствия ожиданиям окружающих, могут привести к уклонению от посещения школы, от общественных обязанностей. Все эти страхи могут спровоцировать расстройство психики. А страх наказания может привести к девиантному поведению.
Среди старшеклассников были опрошены учащиеся 10-11 классов 15-17 лет.
Одни страх рассматривают как защитную реакцию организма, другие как ожидание нехорошего, непоправимого события, как чувство, сковывающее сознание. Такое восприятие страха говорит о преобладании чувства тревоги, неуверенности в себе. Это доказывает и преобладание таких социальных страхов как страх одиночества, предательства, потери близких людей, неизвестности, неопределенности в будущем, в выборе профессии, страх остаться без поддержки родителей. Эти страхи понижают уверенность подростков в себе, без которой невозможна адекватная самооценка, полноценное общение со сверстниками.
Человек, как известно, существо социальное. Общение – одно из наиважнейших составляющих нашей жизни. Очень часто подросткам не хватает этого общения, поощрения, одобрения, поддержки со стороны родителей, близких, учителей. А это приводит к страху одиночества, неуверенности в жизни подростка. В вышеизложенных страхах подростков виноваты не только родители, но в целом и общество, государство. Социальная фобия это результат плохих материальных условий жизни, недостаточной социальной поддержки семьи государством.
Следующая группа социальных страхов связана со школьными проблемами. Это страх перед предстоящими контрольными работами, экзаменами, окончить школу не так, как хотелось бы, гнева родителей.
Подростки испытывают трудности и проблемы в школе.
Потому, чтобы уберечь подростков от школьных фобий необходимо продумать взаимоотношения учителя, ученика и родителей, меры профилактики в школе и в семье.
Особо хотелось бы остановиться на проблеме страха публичных выступлений со сцены, на внеклассных мероприятиях, на уроках.
Этот страх присущ для всех возрастных групп. Подростки боятся выглядеть глупыми, неинтересными, некрасивыми, очень сильно начинают краснеть, пропадает голос, дрожат руки. Ребята начинают избегать ситуаций, где они могут стать предметом внимания со стороны других людей. Их охватывает страх позора, страх «потерять лицо», утратить авторитет.
Из-за чего этот страх возникает?
Сами страдающие этой проблемой считают свой страх абсолютно оправданным, поскольку ощущают себя глупыми, некрасивыми, несостоятельными, а, по сути, просто на самих себя клевещут.
Реальными причинами могут быть недальновидное родительское воспитание, когда родитель в педагогических целях акцентирует внимание подростка на его недостатках, последствия некой незначительной, на первый взгляд, неудачи подростка, грубость, черствость со стороны окружающих, банальное отсутствие навыков общения.
Главное подростку помочь выяснить, что ему мешает разрешить данную проблему и выяснить, что волнение, неловкость, смущение – чувства, которые испытывает каждый нормальный человек, впервые оказавшийся в подобных обстоятельствах.
3. Помощь детям и подросткам в борьбе со страхами.
Помощь подросткам в совладании со страхом должна быть комплексной. Родители и учителя должны предполагать, когда и в каких случаях может возникнуть эмоция страха, и предупреждать это переживание. От взрослых зависит многое, в том числе и то, как они способны объяснить своим детям пользу и вред от излишних опасений, к чему приводит неконтролируемый страх. Все переживания и страхи можно уменьшить, если научить подростка помогать себе самому. Необходимо научить ребенка физическим и дыхательным упражнениям, которые помогут ему противостоять страху.
«Страх – это эмоция, а любая эмоция состоит из трех компонентов – психологического, мышечного и телесного. И если мы хотим предупредить возникновение страха, нужно блокировать работу каждого их этих трех компонентов. Для этого потребуются психотерапевтические техники мышечной релаксации и дыхательные упражнения.»1
В ситуации страха мышечное напряжение возникает у нас автоматически: поднимаются плечи, шея втягивает в них голову, напрягаются руки и ноги. И до тех пор, пока мы напряжены, мы будем продолжать бояться. Наша задача – научиться справляться с мышечным напряжением с помощью упражнения «Расслабление через напряжение».
«Сначала следует разучить то положение тела, в котором можно добиться напряжения всех его мышц. Поэтому сначала нужно проделать каждое из заданий по отдельности, а затем научиться соединять их вместе.
• Напряжение мышц кисти – с силой сожмите пальцы в кулак.
• Напряжение мышц предплечья – до максимума согните кисти в лучезапястном суставе.
• Напряжение мышц плеча и надплечий – разведите руки в стороны на уровне плеч и согните их в локтях.
• Напряжение мышц лопаток – сведите лопатки вместе и из этого положения потяните к низу, прогнувшись в пояснице.
• Напряжение мышц лица – нахмурьте брови, зажмурьте глаза и сведите их к переносице, наморщите нос, сожмите челюсти и разведите углы рта в стороны.
• Напряжение мышц шеи – представьте себе, что вы наклоняете голову вперед, но не можете это сделать, поскольку упираетесь в воображаемое непреодолимое препятствие: шея напряжена, а голова в положении ни вперед, ни назад.
• Напряжение мышц пресса – максимально втяните живот, сделайте его плоским.
• Напряжение мышц ягодиц – сядьте на жесткую поверхность, почувствуйте, что сидите на ягодицах.
• Напряжение мышц бедра – из положения сидя вытяните ноги вперед под прямым углом.
• Напряжение мышц голени – подайте стопы на себя и чуть-чуть к центру (изобразите косолапость).
• Напряжение мышц стопы – согните пальцы стоп.
• После того, как научитесь делать каждое из этих упражнений отдельно, а также совмещать их одновременно, создайте максимальное напряжение во всех указанных мышцах. Мысленно сосчитайте до десяти, концентрируясь не на счете, а на напряжении. На счет «десять» резко расслабьтесь, откиньтесь назад и сделайте глубокий, спокойный выдох. При необходимости можно сделать дополнительно 2-3 глубоких вдоха и выдоха.
Отдохните в течении минуты, концентрируясь на ощущении расслабления, возникающего в теле.
Упражнение следует повторять не мене 7-10 раз в день до тех пор, пока вы не научитесь расслабляться произвольно, быстро и полноценно. Физиология страха не исчерпывается одними мышечными напряжениями. Вторую скрипку здесь играет состояние дыхательной функции. Дыхательное упражнение, способствующее успокоению нервов, заключается на очень простом психическом механизме. Во время вдоха происходит активизация психического состояния человека, а во время выдоха наступает успокоение и расслабление всего организма. Для того, чтобы воспользоваться указанным механизмом, хорошо подходит следующая процедура. Заключается она в увеличении времени, которое вы тратите на третью фазу дыхательного цикла и сокращении времени, которое вы тратите на паузу (пауза – это задержка дыхания). Последовательность фаз: вдох – пауза – выдох.
Начать нужно с 5 секунд, затрачиваемых на каждую из трех фаз. Медленный вдох в течении 5 секунд, пауза 5 секунд, выдох 5 секунд. Дальше переходим к изменению ритма: вдох 5 секунд, пауза 4 секунды, выдох 6 секунд. И так на каждый следующий цикл отнимайте по одной секунде на паузе и добавляйте по одной секунде на выдох. Так что еще через четыре цикла у вас приходится 5 секунд на вдох и 10 секунд на выдох. Подышите так две-три минуты, и ваше состояние полностью нормализуется: уйдет напряжение и страх».2
Большую роль в решении данной проблемы играет психологическая помощь специалиста. В данной ситуации подросток, принимающий помощь, выступает как активный субъект своей жизни, иначе помогающая деятельность положительного эффекта не принесет.
«Психологическая помощь основывается на главных принципах.
1. Принцип создания гуманистических и демократических отношений между специалистами, оказывающими помощь и подростками. Это гуманное поведение взрослых по отношению к детям и подросткам, очеловечивание среды, уважение личности подростка, терпение в учебно-воспитательном процессе. Гуманна та помощь, где взрослые опираются на стремлении подростка к развитию, взрослению, свободе.
2. Принцип безопасности и надежности. Он заключается в том, что помогающий специалист должен принимать все проблемы нуждающегося в поддержке, соблюдая профессиональную этику и главное правило – «не навреди». Скажем, школьник, приходя к психологу, должен быть уверен в том, что его тайны относительно неприятностей с другими одноклассниками и учителями останутся тайнами для других. Другими словами, он должен быть уверен в Ом, что все сообщенное им не будет разглашено без его согласия и не принесет ему вреда.
3. Принцип комплексности означает, что психологическая помощь будет эффективной тогда, когда одновременно в помогающей деятельности будет участвовать не только один специалист, но и родители, педагоги, сверстники, социальный психолог, врачи.
4. Принцип мониторинга. Это постоянное комплексное внимание к личности, нуждающейся в психологической помощи. Особенно подросткам, испытывающим трудности в обучении, межличностных отношениях и с проблемами здоровья.
5. Принцип позитивной активности подростка, которому требуется помощь. Изменения подростка возможны только на основе его собственной деятельности.
Активность – это динамическое условие становления, реализации и видоизменения деятельности, которая и позволяет добиться эффекта помощи человеку.
6. Принцип общения. Это означает, что только благодаря совместной деятельности с подростком можно оказать на него положительное воздействие. Это происходит благодаря тому, что принимающий помощь чувствует поддержку, а причины и результаты всех его трудностей становятся понятными».
В данной работе мы отметили, что подростки часто испытывают школьные страхи получить двойку, при опросе домашнего задания, страхи перед учителями. Авторитарная личность учителя внушает страх и ужас. Поэтому, чтобы избежать данной проблемы отношения между учителями и учениками должны строиться на основе сотрудничества Учащихся нужно принимать такими, как они есть. Учителю необходимо сделать все, чтобы снизить страх. Например, учитель, которого боится подросток, в контакте с ним сообщает о себе аналогичные ситуации и то, как он преодолевал страхи. Такая методика называется контактным взаимодействием. «Учитель и ученик» договариваются о том, что последний сообщает педагогу о конкретной причине своего страха. О боязни подростка сообщают его родителям. Совместно с учителем родители выстраивают схему преодоления страха. Например, родители сообщают, что подросток боится отвечать у доски. При этом учитель в присутствии родителей опрашивает ученика у доски. Страх у подростка проходит, появляется уверенность. Естественно, надо принимать во внимание, какими знаниями обладает учащийся. Порой страх возникает в том случае, когда знаний нет. Здесь в первую очередь родители должны понимать причины появления страхов – психологические или неврологические.
Психологические страхи связаны с общением учителей и учащихся, с особенностями личности педагогов. В данной ситуации учителям необходимо пересмотреть свои отношения с подростками, сделать их более демократическими и гуманными.
Неврологические страхи связаны с нервной системой и имеют генетическую природу. Если неврологические страхи становятся патологией, необходимо обратиться к врачу-специалисту. К врачу обращаются в следующих случаях:
- при чрезмерной интенсивности страхов и их чрезмерном повторении;
- при необычности объектов, вызывающих страх;
- при неадекватности реакции и предмета, внушавшего страх;
- при неумении подростка самостоятельно справляться с переживаниями;
- при существенном ущербе, наносимом подростку страхом». 2
Во многих ситуациях подростки самостоятельно могут справиться с чувством страха. Главное учителю или психологу необходимо объяснить подростку, что страхи преувеличены. Страхи подростка – скорее всего вымышленная им же самим реакция на обстоятельства, которые на самом деле не настолько опасны, как ему представляются. Иначе говоря, у страха глаза велики. Психолог или педагог делает акцент на том, что опасность
преувеличена, помогает подростку более адекватно увидеть действительность, снижает его мнительность. Психологическая поддержка подростка, испытывающего страх, может сопровождаться и другими приемами, например, арт-терапией, разыгрыванием различных панических ситуаций. Все, что способствует успокоению, осознанию самого себя человеком, способным преодолеть многие неприятные ситуации, имеет большое значение в оказании психологической помощи и поддержки подростку.
Заключение.
Результаты исследования разных возрастных групп учащихся показали огромное разнообразие страхов, при этом дети и подростки одновременно испытывают несколько видов страха. Если в младших классах преобладают биологические страхи, связанные с инстинктом самосохранения жизни, безопасности, то в среднем звене и в старших классах с ростом самосознания, социальной позиции происходит уменьшение биологических и увеличение социальных страхов.
Самыми распространенными биологическими страхами являются страх темноты, животных, воды, высоты, привидений, ведьм, монстров. Среди социологических страхов чаще упоминается страх одиночества, потери близких, наказания со стороны родителей, публичных выступлений. Особо выделяются страхи, связанные со школьной жизнью, успеваемостью.
Все эти страхи приводят к изменениям в личности.
Во-первых, из-за переживаний возникает напряженность.
Во-вторых, изменяется поведение: подросток избегает пугающих и травмирующих моментов. А это может привести к девиантному поведению.
В-третьих, происходят физиологические изменения: учащается пульс, изменяется дыхание, нарушается сон, начинается депрессия.
Поэтому взрослым необходимо быть внимательными, чуткими во взаимоотношениях с детьми и подростками, использовать все виды помощи при преодолении страха у детей.
Родителям и учителям хотелось бы пожелать терпения, твердости, обдуманных требований, любви и контакта с подростками.
Список источников и литературы.
Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. – С.П.б. Питер.2006 г.
Курпатов А. Средство от страха… Москва. 2003 г.
Петрова О.О., Умнова Т.В. Возрастная психология. Ростов-на-Дону. Феникс. 2005 г.
http://festival.1september.ru/articles/525819/
http://psychlib.ru/mgppu/pri/PRI-001-.HTM#
Приложение.
Приложение 1.
Рекомендации «Как научиться справляться со страхами»
1.В ситуации страха у нас автоматически возникает мышечное напряжение. И до тех пор, пока мы напряжены, мы будем продолжать бояться, поэтому важно научиться справляться с мышечным напряжением с помощью упражнения «Расслабление через напряжение».
Сначала следует разучить то положение тела, в котором можно добиться напряжения всех его мышц. Поэтому сначала нужно проделать каждое из заданий по отдельности, а затем научиться соединять их вместе.
• Напряжение мышц кисти – с силой сожмите пальцы в кулак.
• Напряжение мышц предплечья – до максимума согните кисти в лучезапястном суставе.
• Напряжение мышц плеча и надплечий – разведите руки в стороны на уровне плеч и согните их в локтях.
• Напряжение мышц лопаток – сведите лопатки вместе и из этого положения потяните к низу, прогнувшись в пояснице.
• Напряжение мышц лица – нахмурьте брови, зажмурьте глаза и сведите их к переносице, наморщите нос, сожмите челюсти и разведите углы рта в стороны.
• Напряжение мышц шеи – представьте себе, что вы наклоняете голову вперед, но не можете это сделать, поскольку упираетесь в воображаемое непреодолимое препятствие: шея напряжена, а голова в положении ни вперед, ни назад.
• Напряжение мышц пресса – максимально втяните живот, сделайте его плоским.
• Напряжение мышц ягодиц – сядьте на жесткую поверхность, почувствуйте, что сидите на ягодицах.
• Напряжение мышц бедра – из положения сидя вытяните ноги вперед под прямым углом.
• Напряжение мышц голени – подайте стопы на себя и чуть-чуть к центру (изобразите косолапость).
• Напряжение мышц стопы – согните пальцы стоп.
• После того, как научитесь делать каждое из этих упражнений отдельно, а также совмещать их одновременно, создайте максимальное напряжение во всех указанных мышцах. Мысленно сосчитайте до десяти, концентрируясь не на счете, а на напряжении. На счет «десять» резко расслабьтесь, откиньтесь назад и сделайте глубокий, спокойный выдох. При необходимости можно сделать дополнительно 2-3 глубоких вдоха и выдоха.
Отдохните в течении минуты, концентрируясь на ощущении расслабления, возникающего в теле.
Упражнение следует повторять не мене 7-10 раз в день до тех пор, пока вы не научитесь расслабляться произвольно, быстро и полноценно. Физиология страха не исчерпывается одними мышечными напряжениями.
2. Немаловажным является состояние дыхательной функции. Дыхательное упражнение, способствующее успокоению нервов, заключается на очень простом психическом механизме. Во время вдоха происходит активизация психического состояния человека, а во время выдоха наступает успокоение и расслабление всего организма. Для того, чтобы воспользоваться указанным механизмом, хорошо подходит следующая процедура. Заключается она в увеличении времени, которое вы тратите на третью фазу дыхательного цикла и сокращении времени, которое вы тратите на паузу (пауза – это задержка дыхания). Последовательность фаз: вдох – пауза – выдох.
Начать нужно с 5 секунд, затрачиваемых на каждую из трех фаз. Медленный вдох в течении 5 секунд, пауза 5 секунд, выдох 5 секунд. Дальше переходим к изменению ритма: вдох 5 секунд, пауза 4 секунды, выдох 6 секунд. И так на каждый следующий цикл отнимайте по одной секунде на паузе и добавляйте по одной секунде на выдох. Так что еще через четыре цикла у вас приходится 5 секунд на вдох и 10 секунд на выдох. Подышите так две-три минуты, и ваше состояние полностью нормализуется: уйдет напряжение и страх».2
3. Большую роль в решении данной проблемы играет психологическая помощь специалиста. В данной ситуации подросток, принимающий помощь, выступает как активный субъект своей жизни, иначе помогающая деятельность положительного эффекта не принесет.
«Психологическая помощь основывается на главных принципах.
1. Принцип создания гуманистических и демократических отношений между специалистами, оказывающими помощь и подростками. Это гуманное поведение взрослых по отношению к детям и подросткам, очеловечивание среды, уважение личности подростка, терпение в учебно-воспитательном процессе. Гуманна та помощь, где взрослые опираются на стремлении подростка к развитию, взрослению, свободе.
2. Принцип безопасности и надежности. Он заключается в том, что помогающий специалист должен принимать все проблемы нуждающегося в поддержке, соблюдая профессиональную этику и главное правило – «не навреди». Скажем, школьник, приходя к психологу, должен быть уверен в том, что его тайны относительно неприятностей с другими одноклассниками и учителями останутся тайнами для других. Другими словами, он должен быть уверен в Ом, что все сообщенное им не будет разглашено без его согласия и не принесет ему вреда.
3. Принцип комплексности означает, что психологическая помощь будет эффективной тогда, когда одновременно в помогающей деятельности будет участвовать не только один специалист, но и родители, педагоги, сверстники, социальный психолог, врачи.
4. Принцип мониторинга. Это постоянное комплексное внимание к личности, нуждающейся в психологической помощи. Особенно подросткам, испытывающим трудности в обучении, межличностных отношениях и с проблемами здоровья.
5. Принцип позитивной активности подростка, которому требуется помощь. Изменения подростка возможны только на основе его собственной деятельности.
Активность – это динамическое условие становления, реализации и видоизменения деятельности, которая и позволяет добиться эффекта помощи человеку.
6. Принцип общения. Это означает, что только благодаря совместной деятельности с подростком можно оказать на него положительное воздействие. Это происходит благодаря тому, что принимающий помощь чувствует поддержку, а причины и результаты всех его трудностей становятся понятными».
Приложение 2.
Рекомендации учителям.
1. Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
2. Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”).
Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.
4. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”. Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
5. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.
6. Развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка.
Такие дети очень зависимы от мнения значимых для них взрослых, и эта зависимость делает их крайне неуверенными, несамостоятельными. Они выполняют подробные распоряжения взрослых, но теряются и волнуются при предоставлении им права самостоятельного решения (“А вдруг я сделаю неправильно?”). Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким детям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять возможность творчества. Но ребенок должен при этом знать, что взрослые рядом и всегда придут на помощь. Детей следует учить находить выходы из создавшихся ситуаций.
7. Будьте самими собой при общении с подростком, говорите то, что вы действительно думаете и чувствуете (в разумных пределах), искренность и естественность — лучшие помощники в налаживании хороших взаимоотношений с любым, даже очень сложным человеком.
Приложение 3.
Ребенок 10-ти лет в состоянии страха.
Подросток 14-ти лет в состоянии страха.
Подросток 17-ти лет в состоянии страха.
Приложение 4.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение
6.
1 Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. – СПб.: Питер. 2006 г. С.129
2 Петрова О.О., Умнова Т.В. Возрастная психология. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2005 г. С.202
21 Курпатов А. Средство от страха. Москва. 2003 г. С.41.
2 Курпатов А. Средство от страха. Москва. 2003 г. С. 45.
3 Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. – СПб.: Питер. 2006 г. С.156-159.
25