СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Труженики тыла"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа. Труженики тыла своего села.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Труженики тыла"»

Министерство образования РБ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Имянликулево

муниципального района Чекмагушевский район


Республиканский конкурс юных экскурсоводов

«По малой родине моей»



Номинация : Труженики тыла.



«Солдатки нашего села»


Подготовила:

Князева Миляуша

обучающаяся 9 класса МБОУ СОШ

с. Имянликулево МР Чекмагушевский район

Руководитель:

Муратова Фагимя Раиловна

учитель географии и истории

МБОУ СОШ с. Имянликулево

МР Чекмагушевский район

Контактный телефон: 89373512367

e-mail :








2022


Введение

Наша страна готовится к 77 - летию Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. На уроках истории, литературы мы очень много времени уделяли изучению материала о Великой Отечественной войне. И совсем немного касались темы: «Труженики тыла в годы войны».

Меня заинтересовала это тема, и я решила взять ее для своей работы. Я очень много узнала о военном времени, о людях, которые внесли бесценный вклад в победу над фашизмом. Я считаю, что мы ничего не знали о жизни людей в военное и довоенное время, об их судьбах, хоть и живем с ними рядом. Все это повлияло на мое желание узнать о жизни народа в годы Великой Отечественной войны. В этом заключается практическое значение моей исследовательской работы.

В художественной и научной литературе имеется много произведений и работ по данной проблеме, которые я исследовала. Просмотренные книги о войне мне очень понравились. В них показана вся Великая Отечественная война, жизнь в военные годы. Многие стихи переложены на песни. Эти песни пели на фронтах и в тылу. Их поют и сейчас. Например: «Священная война», «В землянке», «Враги сожгли родную хату». Эти песни о смелых людях, их героизме, о страданиях по погибшими о тяжелых испытаниях, которые легли на плечи этих героев. Мужествам и смелостью этих людей восхищаться без конца. Слушая о жизни тружеников тыла защемляет сердце, на глазах наворачивается слезы и становится страшно, что это происходило всего 68 лет тому назад. Их судьбы - яркое отражение истории нашей страны.

Цель работы: через изучение литературы, беседы с родственниками тружеников тыла передать историю военных лет в тылу, доказать что мужество женщин, в начале войны оставшихся без мужей, есть отражение судьбы страны.

Этапы работы:

  1. Знакомства, беседы и встречи с родственниками тружеников тыла.

  2. Изучение периодической печати.

  3. Работа с музейными материалами.

4. Оформление работы.

Поставленные задачи:

1.Изучить условия жизни и судеб тружеников тыла.

2.Указать, как отразилась война на их судьбах, какой ценой заплатили они, приближая страну к победе.

Объект исследования: подвиг солдаток в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: тяжелые условия жизни, героический труд солдаток способствовали победе над врагом.

Гипотеза: распространение материалов, собранных в поисковой работе будут успешным, если:

-материалы будут содержать информацию о людях, проживающих в нашем селе;

-участников трудового фронта – солдаток – будут наравне отмечать с ветеранами войны.

Достижения: самое главное я поняла, что все уходит в историю. Я почувствовала благодарность поколению ветеранов, которых уже осталось немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу от иноземных захватчиков. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях свидетелей. Это я хочу показать в своей работе. Глава 2. Методы исследования:

I. Теоретические:

- изучение материалов музея школы, информационных источников, фотодокументов;

- систематизация и обобщение материалов.

II. Практические:

-опрос родственников;

- анализ и обработка материалов.


Глава 3.Результаты собственных исследований.

В селе Имянликулево эта не большая улица появляется только перед войной. Совсем молодые, только начинавшие счастливую жизнь люди строят новые дома, обживаются. Но внезапная страшная новость преграждает дорогу к осуществлению их планов. Мужчины из этой не большой улицы уходят на фронт. Из них многие погибают на поле боя. Шесть девушек, совсем молодые с детьми остаются сиротами. Долгими зимними вечерами женщины сушили для солдат хлеб, вязали для бойцов теплые вещи. И с надеждой опускали в варежку трогательные записки, каждая верила, что получит ее отец, муж. Эти солдатки, испытывают на себе все тяготы жизни, без устали работают в колхозе, растят детей. Состарились, молодые, красивые девушки, превратились в пожилых людей. Про каждую из них я и хочу рассказать.


Мусина Рахиля.

Ее муж с самых первых дней войны уходит на фронт и погибает. Она всю свою жизнь работала в колхозе. Долгие годы в телеге на лошади эта женщина возила на поле воду и удобрения.

Р ахиля Лотфулловна с раннего утра до позднего вечера работала на комбайне, водила трактор. Когда она возила на поле отару воды, старалась как можно побольше привести воды.

Но дорога была плохой и долгой, поэтому содержимое выплескивалось и уменьшалось. Трактора, комбайны работали с пробитыми радиаторами.

Из-за этого воды не хватало.

Когда Рахиля Лотфулловна состарилась, жила под присмотром у своей дочери Халиды. Дочь появляется на свет после того, как отец уходит на фронт. Халида была долгие годы передовиком колхоза, за старание и добросовестный труд награждается орденом «Знак Почета» в 1976 году. Старшая дочь Мусиной Рахили Лотфулловны Зульфа живет в Дюртюлинском районе.













Катиба Рашитова.

Е е муж Габдрахман участвовал в гражданской войне. Из села Имянликулево в Дюртюлинские края в отряд Чеверева отправляются парни, мужчины. Оттуда возвращаются живыми лишь Габдрахман и Гимазетдин.

Габдрахман до войны работает бригадиром. В 1941 году отправляется на фронт. По книге «Память» известно, что лишь в феврале тысяча девятьсот сорок четвертого года дети узнают о гибели своего отца. До этого не приходило никаких вестей.

Катиба Рашитова выполняет разную работу в колхозе, куда направляет

бригадир, туда и шла. До последних дней жизни она живет под присмотром у младшего сына Раиса.

Раис Рашитов – передовой механизатор, Халя, сноха – передовая доярка. Оба были награждены орденами «Знак Почета». Им дано звание - Почетный гражданин Чекмагушевского района.

Дочь Венера живет в деревне, ее муж Машаих Исламов – работал главным инженером в РТП. Тоже носит звание Почетного гражданина Чекмагушевского района.





Ф атима Мигранова.

Муж Фатимы Габдрахман исходит из рода Шариповых. Она остается с двумя детьми на руках совсем одна. Умерла в двух тысяч первом году.

Когда она заболела, старший сын Фани, переезжает со своей семьей из Уфы, чтобы присматривать за мамой.

Фатима Мигранова была мастером слова. Писала красивые стихи. В школе на разных мероприятиях часто читала их школьникам.

Вот строки стихотворения, которое она посвятила своему мужу:

Месяцы прошли, пришли уже года

Отчужденные от родной страны.

Я жду всегда о тебе весть,

Вернешься ль с мест войны.

Фатима Мигранов, узнав о гибели мужа, каждый раз, садясь за стол, ставила стул, говоря, «для него». Посвящая этому, она пишет стихотворение «Пустой стул».











Сабира Гиззатова.

Муж Сабиры Гиззатовой – Гиният в самом начале войны уходит на фронт. Младшей дочери Януфе в это время было лишь десять дней от роду. Средней дочери Фине было три года, а старшей Фирузе – шесть лет. С маленькими детьми на руках, Сабира Гиззатова остается один на один со всеми бедами.

От мужа приходит ей только одно письмо, в котором лишь одно предложение: «Добрались до фронта, вступаем на войну».

В первые дни войны фашисты обстреливали наших с мощной силой.
Солдаты попали под вражеский огонь и навечно остались лежать на поле боя. Вскоре после этого Сабира Гиззатова получает известие, что ее муж пропал без вести. В двадцать шесть лет она становится вдовой.

Еще бабушка вспоминала, что самым страшным в годы войны были не тяжелая работа, или ожидание весточки с фронта, а голод, который вынуждал женщин красть горстку зерна с деревенского амбара для своих голодных детей. По суровым законам военного времени эти крупицы зерна очень часто стоили им свободы. Выстояли, пережили женщины эти страшные годы.

Старшая дочь Фируза подросла, но умерла от тяжелой болезни. Средняя Фина работала на ферме дояркой, всегда была в рядах передовиков.

А ее жизненный спутник – Нагим всегда был похвальным трактористом.

Он награжден за труды орденом Ленина и орденом Трудовой Славы.

Вместе они воспитывали троих детей.

Януфа со своей семьей живет в городе Октябрьске. С мужем Раисом вырастили двоих сыновей. Очень хорошо она ухаживала за своей мамой. Сабира Гиззатова ушла из этой жизни в двух тысяч шестом году.


Тайфа Фаттахова.

Тайфа Фаттахова несколько лет назад ушла из жизни. Старший сын Халяф со своей семьей проживает в этом же построенном доме. Второй сын Роберт тяжело заболел и ушел из жизни. Был передовым шофером и за добросовестный труд награжден двумя орденами.

Тайфа Фаттахова выполняла разную работу в колхозе, доила коров. Глава семьи Гилемжан до начала войны смотрел и ухаживал за лошадьми. В то время лошади были самой дорогой и основной силой, а тот кто за ними следил, считался самым почетным и уважаемым человеком.

Муж Тайфы Фаттаховой Гилемжан погиб на войне в тысяча девятьсот сорок третьем году.














Зухра Нафикова.

Зухра Нафикова умерла в девяносто семь лет в двух тысяч втором году. Дети, родные, сельчане с почетом проводили ее на тот свет.

Зухра Нафикова была очень старательной. В селе Верхний Манчар она получает образование у муллы. Даже состарившись читала Коран без ошибки и без запинки. В 1913 году из Дюртюлей в село Имянликулево приезжает просвещенная женщина Гульсум. Она собирала девушек для обучения. Нафикова Зухра у нее получает образование.

Несмотря на трудности, на невзгоды, до последних дней своей жизни она сохранила чистоту души, любовь к жизни.

Для того, чтобы и ее дети не остались безграмотными, она вложила очень много сил. Старший сын Нашат в течении трех лет получает среднее неполное образование в соседней деревне Новокутово. Это время приходится на годы Великой Отечественной войны. Долгие годы в Кушнаренково преподает математику. Очень умный и эрудированный человек. Во многих журналах часто выходят его статьи.

Дочери Нафиковой Зухры живут в Старом Калмашево. Младшая Илюса проживает в поселке Субханкул. Вспоминая о ее детях, невозможно забыть про мужа Насыра. До войны он работал секретарем в сельском совете. С первых дней войны ушел на фронт и пропал без вести.

Зухра Нафикова осталась вдовой и одна вырастила троих детей.


Вот и рассказала я коротко о жизни шести солдаток. О них можно было бы писать целые книги. Их жизнь - целый подвиг.



Выводы:

1.Эти женщины прошли нелегкий путь в жизни, но остались верны своим мужьям.

2.В честь этих солдаток в деревне появилось новое название улицы – улица солдаток. Они не покинули родную деревню, трудились не покладая рук на стройках и колхозных полях. И все это делали ради своих детей и внуков, во имя светлого будущего.

Короткие рассказы о солдатках – это наглядные примеры для нас, для молодых, начинающих жизнь. Мы должны уяснить, что страна без уважения к прошлому, это дерево без корней.



Заключение

Эти женщины прошли через все тяготы жизни. О том, как тяжело одной, в военное и послевоенное время хорошо знают старшие люди. А жить в деревне тяжело даже мужчинам, не то, что женщинам. В зимние холода даже лишь согреть дома, чего стоит? Для заготовки дров в нашей местности нет леса.

Кормить детей в голод, нет ничего тяжелее. А ведь еще надо было платить налоги, каждый год мясо, масло, молоко, меха, яйца и другие продукты, платить деньги, запись на заем. Даже ночами не знали они сна и покоя.

Что только не пришлось им испытать. То, что видели они, не дай бог пройти через это еще кому-то. Говоря о солдатках, вспоминаются слова одной песни:

Отсоединились яблоки – упали,

Осиротела яблоня одна.

Расстается моя душа ли,

Трудности все преодолевая.

Война сломила их крылья, поломала надежды. Но не смогла сломить их дух. Овдовевшие женщины не растеряли качества красивой женщины, не потеряли веру. Оставшись одни, молодые, пронесли через всю жизнь любовь к своим мужьям. Вырастив детей, некоторые остались совсем одни на старости лет. Но они не покинули родную деревню.

Их дети часто приезжали проведать своих мам, помогали им. Дети сами стали родителями, прошли жизнь.

Учитель – поэт Явдат Исмагилов из Федеровского района написал очень чуткое, содержательное стихотворение «Овдовевшая женщина». Оно – точное посвящение нашим женщинам – солдаткам.

Эти шесть солдаток в двадцать с лишним лет, оставшись одни, воспитали на всех около двадцати детей. Среди них нет ни одного ребенка, который бы пошел по неверному пути. Все выросли достойными людьми, нашли свое место в жизни. Сослужили хорошую службу своей стране – это ведь тоже еще один подвиг солдаток.

В 2002 году улицам деревни дали названия. И у улицы, которая возникла перед Великой отечественной войной - есть имя. Но все равно в прямом смысле она остается улицей солдаток. Также в деревне и в других местах живут и жили овдовевшие, мужественные женщины.

В нашей деревне, в центре поставлен памятник, памяти погибшим на войне. Думаю, что необходимо также установить памятник или мемориал с именами солдаток. Они же, проводившие на фронт мужей, потерявшие их – мужественные женщины. Солдатки – матери, воспитавшие хороших детей. Рабочие, служившие добросовестно стране. Поэтому их имена должны помнить, знать все! Мы - жители деревни, преклоняем головы перед солдатками. С достоинством, с душевной человечностью нужно поименно вспомнить всех женщин, всех, до единой! Без них не выстояли бы мы в те ужасно – огненные годы, не сберегли бы Родину – Мать!

Моя работа – призыв, это напоминание о том, чтобы больше внимание уделяли своим бабушкам и дедушкам, прабабушкам и прадедушкам, учились у них силе и твердости духа, активной жизненной позиции, любви к Родине.
















Использованная литература:

1. А.З.Асфандияров «История сел и деревень Башкортостана»

2.Муратов Нагим «История деревни Имянликулево»

3.Муратов Нагим «Архивные материалы из Республиканского архива, начиная с 17 века»














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!