МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лицей (эколого-биологический)»
Исследовательская работа
Удивительные свойства воды
Выполнила:
ученица 1 класса «А»
Кузнецова Анна
Руководитель:
учитель начальных классов
Романова Наталья Ивановна
Кузнецова Кристина Александровна
Магадан 2021 год
Содержание
Введение ………………………………………………………………….3
Актуальность исследования……………………………………………….….................4
Цель исследования …………………………………………………………....................4
Задачи исследования ………………………………………………………….................4
Гипотеза исследования………………………………………………….…….................4
Свойства воды……………………………………………………….......5
Практическая часть…………………………………………………....6-11
3.1. Опыт № 1……………………………………………………………………………….6-7
3.2. Опыт № 2………………………………………………………………………………. 8
3.3. Опыт № 3………………………………………………………………………………. 9
3.4. Опыт № 4……………………………………………………………………………...10-11
4. Заключение.……………………………………………………………..12
5. Список литературы............................………………………..………..13
Введение
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое» - писал Антуан де Сент-Экзюпери французский автор всеми любимой сказки «Маленький принц».
Вода — самое простое, на первый взгляд, вещество на Земле, но когда начинаешь её изучать, то оказывается что это самое удивительное, что создала природа. Сама природа, жизнь на нашей планете не может существовать без воды, без питьевой воды. Ни какие биологические, и технологические процессы, а также химические реакции, не могут протекать без воды. Вода является единственным веществом на нашей планете Земля, существующим в жидком, твёрдом и газообразном состояниях. Облака, снег и дождь представляют собой различные состояния воды.
Твердое состояние воды – это лёд, который сохраняет свою форму и объём.
Жидкое состояние – всем известная вода не имеет своей формы, принимает форму сосуда, но сохраняет свой объём.
Газообразное состояние – туман, пар не имеют ни своей формы, ни объёма.
Вода - колыбель нашей жизни. Если бы небыло воды, наша планета Земля так бы и осталась куском безжизненного камня. Все растения, микро- и макроорганизмы не могут жить без воды. Вода - одно из самых важных для человека веществ. Она существует повсюду: в океанах и морях, реках и озёрах, под землёй и над землёй, в почве. Много воды содержится в атмосфере - это облака, туман, пар, дождь, снег. Вода занимает три четверти поверхности нашей планеты.
Понимая важность воды в жизни человека, русский народ свой опыт и наблюдательность выражал в устном творчестве в виде пословиц и поговорок о воде:
"В решете воду не удержишь";
"Вода себе путь найдёт"
"Пролитую воду не соберёшь";
"Не зная броду, не суйся в воду";
"Это вилами на воде писано";
"Воды жалеть, кашу не сварить";
"Вода камень точит";
"Под лежачий камень вода не течёт";
"Тихие тёмные воды глубоки".
Актуальность работы: Вода присутствует в жизни человека с самого рождения, мы даже не замечаем, как в повседневной жизни постоянно проводим опыты над ней используя её свойства. Когда мы придя с улицы моем руки мылом, оно растворяясь в воде, очищает нашу кожу. Затем мы ставим кипятиться чайник и нагревшись до определенной температуры вода начинает испаряться. Затем завариваем чай, а это окрашенная вода, которая переняла цвет, запах и вкус от настоявшихся в ней купажа различных растений с добавлением фруктов. Когда мы в школе протираем мокрой тряпкой исписанную мелом школьную доску, а она потом высыхает и на ней снова уже можно писать, то есть вода испаряется с поверхности доски. И много других повседневных способов использования воды в нашей жизни. Удивительное рядом, надо просто уметь это замечать. Осознание этого меня потрясло и мне захотелось узнать о воде чуточку больше.
Цель - самостоятельно исследовать некоторые свойства воды и понять как влияют на неё температурное и механическое воздействие.
Задачи:
• найти информацию в различных источниках,
• провести опыты, наблюдения,
• сделать выводы.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что свойства воды можно исследовать в быту.
Свойства воды
Под свойствами воды обычно понимают совокупность биохимических, органолептических, физико-химических, физических, химических и других свойств воды. Среди этих свойств есть «простые» и «сложные». В своих опытах я не исследовала сложные свойства воды, таких как – химическую активность, биохимические процессы в разных организмах, анализ растворяющей способности воды, её способность долго удерживать тепло, то есть – теплоемкость. Эти свойства воды обычно изучают в старших классах школы с использованием специального оборудования.
Для доказательства широко используемых свойств воды, мы с мамой решили провести «простые» опыты с водой в домашних условиях. Нами исследовались основные свойства воды, такие как:
- прозрачность и бесцветность;
- отсутствие запаха и вкуса,
- текучесть и как следствие отсутствие собственной формы;
- способность испаряться и замерзать при воздействии различных температур;
- способность растворять многие вещества.
Для того, чтобы доказать наличие этих свойств воды мы провели следующие опыты:
Исследования свойств воды
Опыт № 1
Цель опыта: Исследовать воду на прозрачность (необходимые предметы: питьевая вода, молоко, два стакана, две чайные ложки).
Описание опыта: В первый стакан я наливаю молоко, во второй - питьевую воду. Нюхаю обе жидкости в стакане, вода ничем не пахнет, а молоко имеет тонкий молочный аромат. Затем опускаю в каждый стакан по чайной ложке. В стакане с водой ложка видна четко и ясно, а в стакане с молоком – её не видно совсем, так как оно насыщенно-белого цвета.
Вывод: Вода прозрачная, она не имеет ни цвета, ни запаха.
Опыт № 2
Цель опыта: Исследовать воду на вкус (необходимые предметы: питьевая вода, три стакана одинакового объёма, сахар, лимон).
Описание опыта: Я наливаю питьевую воду в три стакана до половины их объёма. В первый стакан я добавляю один пакетик сахара и размешиваю его, во второй - одну чайную ложку сока лимона и размешиваю сок, в третий стакан я не добавляю ничего. Затем пробую на вкус содержимое стаканов. В первом стакане содержимое имеет сладкий вкус, во втором - кислый вкус, а в третьем – не имеет никакого вкуса.
Вывод: Вода не имеет вкуса.
Опыт № 3
Цель опыта: Узнать о свойстве воды превращаться в лёд (необходимые предметы: питьевая вода комнатной температуры, контейнер и морозильная камера бытового холодильника).
Описание опыта: Я налила из крана воду в специальный контейнер для льда и поставила заполненный контейнер в морозильное отделение холодильника, температура в нём установлена -15º Цельсия. Открыв дверцу морозилки через 25 минут я увидела, что на поверхности ячеек заполненных водой появился тонкий слой льда, а через 1 час вода полностью превратилась в лёд.
Вывод: Вода имеет свойство превращаться в лёд при отрицательных значениях температуры.
Опыт № 4
Цель опыта: Узнать является ли вода растворителем (необходимые предметы: вода, 2 стакана, чайная ложка, соль для ванны и шампунь).
Описание опыта: В оба стакана, до половины их объема, я наливаю воду из крана и в первый стакан насыпаю 1 ложку соли для ванны, в другой стакан наливаю ложку шампуня. Тщательно перемешиваю содержимое каждого стакана. В первом стакане кристаллики соли начинают постепенно исчезать, а вода приобретает легкий оттенок. Во втором стакане шампунь тоже начинает растворяться в воде с появлением обильной пены, вода становится мутной.
Вывод: Вода может растворять многие твердые и жидкие химические вещества. Но из повседневных наблюдений могу сказать, что камни и масла в воде не растворяются.
Выводы и практическое применение:
Мы доказали, что основные свойства воды действительно можно исследовать в быту:
Вода прозрачна. Свойство прозрачности воды используется человеком очень широко: например, аквариумы с диковинными рыбками и водорослями, бассейны и фонтаны с красивым дизайном дна и стен освещаемые разноцветными световыми эффектами.
Дистилированная вода не имеет вкуса и запаха. Благодаря этому наша пища, приготовленная с использованием очищенной воды, имеет разный вкус и запах который вода приобретает от взаимодействия с другими продуктами (компоты из различных фруктов, чаи с разными добавками и травками, различные сорта кофе, какао, супы, борщи и др.).
Вода имеет свойство превращаться в лёд при низкой (отрицательной) температуре. Поэтому мы можем приготовить фруктовый лёд, кататься на коньках по льду, а также на лыжах по снежному покрову, ведь снег – это огромное скопление снежинок, то есть льдинок. Значит снег это "пушистый" лёд.
Вода является растворителем для многих веществ. Она используется для гигиены как самого человека и его одежды, так и дома, школы, различных объектов человеческой деятельности. Вода используется как растворитель в промышленности. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни пластмассу, ни лекарств - ничего не сделать без воды! И наш организм тоже не может существовать без воды, так как в ней растворяются все питательные вещества, которые кровь разносит по всем нашим клеточкам организма, которые являются строительным материалом для нашего тела.
Вода – наиболее важное, и вместе с тем самое распространенное, доступное и дешевое вещество. Именно эти качества - доступность и незаменимость обусловили ее широкое применение в быту, промышленности и сельском хозяйстве, медицине – во всех сферах человеческой деятельности. В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с водой постоянно. При этом можно сказать, что мы «воду пьем» и «воду льем». И, хотя вода - сама по себе она не имеет питательной ценности, но у нее далеко не маленький перечень «обязанностей» в нашем организме: регулирует температуру тела, доставляет в клетки организма питательные вещества и витамины, защищает жизненно важные органы, помогает преобразовать пищу в энергию, выводит шлаки. Вода хозяйственно-бытовая не менее важный фактор в жизнедеятельности человека: питье и приготовление пищи, личная гигиена, мытье посуды, поливка цветов и домашние питомцы, промышленность и производство – ничто невозможно без воды.
Список литературы
1. Аксёнова М.Д. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. – 5-е издание. – М.: Аванта+, 2001. – 704 с.: ил.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 1 класса. В 2-х частях, ч.1. Учебное издание «Школа России». – 12-е изд., перераб. – М.: «Просвищение», 2019. – 96 с.: ил.
3. Сборник пословиц и поговорок о воде. http://sbornik-mudrosti.ru › poslovicy-i-pogovorki-o-vode
4. Электронный ресурс «Интересные факты о воде для детей». https://vseznaesh.ru/interesnye-fakty-o-vode-dlya-detej
13