СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Влияние шума на организм человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на организм человека. Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на организм человека.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Влияние шума на организм человека"»

Оглавление



Введение …………………………………………………… 3

1.Теоретическая часть

1.1 Как мы слышим …………………………………………… 4

1.2 Влияние шума и звуков на организм человека ………. … 4

1.3 Основные методы борьбы с шумом …………………....... 5

2. Практическая часть

2.1 Анкетирование обучающихся 2-3 классов

МБОУ «Приволжская ООШ» ……………………………. 5-6

2.2 Эксперимент……………………………………………….. 6-7



3. Заключение …………………………………………………. 7

4. Список источников информации…………………………… 7

Приложения




















Введение

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Способность слышать помогает нам общаться с окружающим миром. С помощью слуха мы не только получаем наслаждение от прослушиваемой музыки, пения птиц, шороха листьев, но и массу полезной информации, необходимой нам повседневно. Я живу в городе. Это постоянное движение множества людей и автомобилей. Шум – извечный спутник большого города. Человек привыкает его не замечать. Однако гораздо чаще шум негативно влияет на организм человека, вызывая ухудшение сна, слуха и нервные расстройства.

Актуальность. Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на организм человека. Здоровье человека зависит от условий его жизни. В наше время звуки природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами. И я стал замечать, что мой организм от шума в школе, на улице устает все больше и больше. Поэтому я решил изучить эту проблему: неужели окружающие нас звуки так сильно влияют на состояние человека? Своими исследованиями я решил поделиться со своими одноклассниками. Полученные знания, учащиеся могут использовать в повседневной жизни для организации правильного звукового режима.

Объект исследования. Обучающиеся 2-3 классов МБОУ «Приволжская ООШ»

Предмет исследования. Влияние шума на организм человека.

Цель работы: выяснить, как разные звуки влияют на организм человека.

Гипотеза. Предположим, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но существуют звуки, положительно влияющие на самочувствие людей.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи: 1. изучить научно-популярную литературу по теме исследования;

2. выявить, какие звуки окружают нас и какое влияние они оказывают;

3. предложить меры по защите от «вредных» звуков.

В своей работе я использовал следующие методы:

  1. Изучение имеющихся сведений

  2. Анкетирование

  3. Эксперимент

  4. Анализ и систематизация

  5. Обобщение

Этапы исследовательской работы

I этап – подготовительный

ΙI этап – практический

ΙIΙ этап – заключительный

В подготовительный этап вошли:

  • обзор источников информации: литературы и Интернет-ресурсов

  • обоснование актуальности темы

  • постановка цели и задач

  • определение объекта и предмета исследования

  • выбор методов исследования

Практический этап

  • изучение литературы по данному вопросу

  • подбор вопросов и проведение анкетирования

  • проведение эксперимента

В заключительный этап вошли обсуждение, систематизация собранных сведений, оценка полученных результатов исследования, формулирование выводов, разработка мер по защите от «вредных» звуков.



  1. Теоретическая часть

    1. Как мы слышим

Основной способ восприятия звуковой энергии - через уши.

Ухо - это орган слуха и равновесия. Его составные части обеспечивают прием звуков и сохранение равновесия. Орган слуха делится на 3 части: наружное ухо, среднее ухо и внутрен­нее ухо (Приложение 1).

Функция наружного уха - улавливание звуков и их проведе­ние к барабанной перепонке. Ухо состоит из ушной раковины и наружного слу­хового прохода, богатого железами, выделяющими ушную серу, которая скапливается в наружном ухе и с которой выводится наружу пыль и грязь.

Среднее ухо представляет собой полость, расположенную внутри височной кости. Оно сообщается с носоглоткой с помо­щью слуховой (евстахиевой) трубы и имеет молоточек, наковальню и стремечко, которые передают колебания барабанной пере­понки до тонкой овальной пластинки диаметром 1 см во внут­реннем ухе.

Во внутреннем ухе имеется полость в виде спирали - улитка. Когда ушная раковина собирает звуковые волны, они проникают в наружное слуховое отверстие и ударяются о барабанную перепонку. Перепонка начинает колебаться. Молоточек, стремечко и наковальня усиливают колебания и передают во внутреннее ухо. С помощью улитки слуховые ощущения передаются в головной мозг.

1.2. Влияние шума и звуков на организм человека

Где бы мы ни находились, что бы ни делали — нас всюду сопровождают самые различные звуки. Каждое наше движение вызывает звук — шорох, шелест, скрип, стук. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 20 до 20 000 колебаний в секунду). Звук может распространяться в газообразной, жидкой и твердой средах.

Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие  звуки  редки, шум относительно слаб  и  непродолжителен. Источники звуков и шума можно разбить на 2 группы: природные и технические. В городе основным источником звуков и шума является транспорт, который составляет восьмую часть всех шумов.

Воздействие звука, шума на организм изучает целая отрасль науки – аудиология. Шум – такой же медленный убийца, как и химическое отравление.

Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. Шум, даже когда он невелик, создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Это особенно часто наблюдается у людей, занятых умственной деятельностью.

Один из важнейших органов чувств является слух. Слух всегда бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне. При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1-2 года. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.

Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания. Группа ученых обследовала молодежь, часто слушающих громкую современную музыку. У пятой части юношей и девушек, которые увлекались рок-музыкой, слух оказался сниженным так же, как и у 85-летних стариков. Скандинавские учёные пришли к выводу, что каждый пятый подросток плохо слышит, хотя и не всегда об этом догадывается.

Шум, музыка, пусть даже совсем тихая, снижает внимание, существенно влияет на трудоспособность и результативность труда – это следует учитывать при выполнении домашней работы. Ощутимый шум снижает работоспособность людей умственного труда более чем в два раза, а у занятых физическим трудом — почти на одну третью часть. При этом информация, полученная в шуме, долго не может храниться в памяти человека. Вот почему нельзя делать уроки под музыку, злоупотреблять прослушиванием музыки через телефон на уроках, лекциях, а также бесконтрольно пользоваться ими на улице и в транспорте.

Когда звук нарастает, организм производит много гормонов стресса, например, адреналин. При этом сужаются кровеносные сосуды, замедляется работа кишечника. В дальнейшем всё это может привести к нарушениям работы сердца и кровообращения. Эти перегрузки – причина каждого, по крайней мере, десятого инфаркта.

Одним из видов шума является так называемый «школьный шум». От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с большой наполняемостью классов, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие.

Итак, я выделил следующие негативные последствия влияния шумов на человека:

  1. понижение слуха;

  2. преждевременное старение (в тридцати случаях из ста шум сокращает продолжительность жизни людей в крупных городах на 8-12 лет);

  3. снижение уровня внимания и как следствие – снижение результативности работы;

  4. угнетение нервной системы, неврозы;

  5. болезни желудочно-кишечного тракта (у эстрадных музыкантов язва желудка - профессиональное заболевание); болезни сердца.

1.3. Основные методы борьбы с шумом

Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незаметно, и человеческий организм против шума практически беззащитен.

Источники шума весьма разнообразны и нет единого способа, метода борьбы с ними. Тем не менее, наука может предложить эффективные средства борьбы с шумом. В настоящее время в ряде стран установлены предельно допустимые уровни шума для предприятий, отдельных машин, транспортных средств. Кроме того, государство создаёт законы, запрещающие шум в ночное время. При застройке жилых районов для защиты населения от шума жилые дома строят на расстоянии не менее 25-30 м от автомагистралей.

Но существуют звуки, которые положительно влияют на состояние организма человека. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Поэтому в последнее время для снятия нервного напряжения, усталости широко используются аудиозаписи звуков природы в сочетании с музыкой.

Отсюда можно сделать вывод: от чрезмерного шума страдают не только органы слуха, но и другие органы и системы (кровеносная, пищеварительная, нервная т.д.), нарушаются процессы жизнедеятельности, что приводит к преждевременному старению организма. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Существуют звуки, положительно влияющие на человека: негромкая музыка, звуки природы.

  1. Практическая часть

2.1 Анкетирование обучающихся 2-3 классов МБОУ «Приволжская ООШ»

С помощью анкетирования я попытался выявить, какие звуки окружают нас в повседневной жизни и наше к ним отношение. Для проведения этой части практической работы мною разработаны вопросы (Приложение 2). Анкетирование, в котором приняли участие ученики, выявил следующие факты.

1. Где наибольшее шумовое загрязнение?


Вывод: большинство опрошенных считают, что наибольшее шумовое загрязнение на улице.

  1. Составьте список звуков, окружающих вас на улице.


Вывод: по мнению одноклассников, основным источником звуков и шума в городе является транспорт.

  1. Составьте список звуков, которые вам нравятся.

Вывод: большинству опрошенных нравятся звуки природы и тихой спокойной музыки.

  1. Какие звуки действуют на вас негативно (не нравятся)?



Вывод: шум автомобиля, крик оказывают наибольшее негативное влияние на человека.

  1. В каких «звуковых» условиях вы делаете уроки?


Вывод: всего 10 человек выполняют домашнее задание в тишине.

Анализ полученных результатов показал, что шумовое влияние наш организм в большей степени испытывает на улице. Причем, основным источником шума в городе является транспорт, а также сам человек: разговоры, топот, крик. Человеку нравятся звуки природы и музыки, а не нравятся – шум, крик. К сожалению, меньше половины класса делает уроки в тишине.

2.2 Эксперимент

Для проведения экспериментам нам потребовались компьютер с колонками, карточки с примерами, часы и аудиозапись рок- музыки.

Нашим ученикам (23 ученика) были даны карточки с примерами и предложено решить их за 10 минут в тишине. Результаты получились следующие:

Вывод: в тишине примеры решили без ошибок 19 учеников (почти весь класс).

На следующий день в это же время было предложено решить похожие примеры за 10 минут. Но условия изменились: была включена громкая музыка. В первые минуты ребятам нравилось выполнять задание под громкую музыку, но через несколько минут многим шум стал мешать. Одноклассники отметили, что громкий звук мешал им сосредоточиться.

В итоге результаты следующие:







Вывод: с шумовым сопровождением без ошибок решили на 7 человек меньше, чем в тишине, с одной ошибкой - на 2 человека меньше, с двумя ошибками- на 2 человека меньше, три человека сделали больше двух ошибок. Следовательно, шум негативно влияет на человека, снижает работоспособность, притупляет внимание. После эксперимента многие почувствовали усталость.

Анкетирование и эксперимент подтвердили гипотезу: шум негативно влияет на организм человека, но моим одноклассникам нравятся звуки природы и тихая спокойная музыка.

  1. Заключение

Перед началом проведения исследования по указанной проблеме я предположил, что человек, как любой живой организм на земле находится в многообразном мире звуков и, что разные звуки оказывают разное влияние на человека. Наибольший вред на здоровье оказывает шум.

В соответствии с гипотезой было проведено исследование. На основании полученных результатов выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась, были сделаны следующие выводы:

  1. шум оказывает негативное влияние на здоровье человека;

  2. основным источником звуков и шума в городе является транспорт;

  3. наибольшее шумовое влияние мы испытываем на улице и в школе;

  4. от чрезмерного шума страдают органы слуха, кровеносная, пищеварительная, нервная системы, нарушаются процессы жизнедеятельности, энергетический обмен, что приводит к преждевременному старению организма;

  5. в повседневной жизни человек является источником шума и сам вредит своему здоровью;

  6. существуют звуки, которые оказывают положительное влияние на человека.

На основании проделанной работы я составил памятку по самозащите от «вредных» звуков в повседневной жизни (Приложение 3).

Кроме этого данный материал можно использовать для проведения классных часов и родительских собраний.

  1. Список источников информации

  1. Все обо всем. – М., АСТ, 2000г.

  2. Кузнецов В.Н. Экология - М., Дрофа 2002г.

  3. Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. - Волгоград: Учитель, 2010 г.

  4. http://tmn.fio.ru/works/40x/311/p02.htm

  5. http://schools.keldysh.ru/labmro/web2002/proekt1/zaklych.htm



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс