Оглавление
Введение …………………………………………………… 3
1.Теоретическая часть
1.1 Как мы слышим …………………………………………… 4
1.2 Влияние шума и звуков на организм человека ………. … 4
1.3 Основные методы борьбы с шумом …………………....... 5
2. Практическая часть
2.1 Анкетирование обучающихся 2-3 классов
МБОУ «Приволжская ООШ» ……………………………. 5-6
2.2 Эксперимент……………………………………………….. 6-7
3. Заключение …………………………………………………. 7
4. Список источников информации…………………………… 7
Приложения
Введение
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Способность слышать помогает нам общаться с окружающим миром. С помощью слуха мы не только получаем наслаждение от прослушиваемой музыки, пения птиц, шороха листьев, но и массу полезной информации, необходимой нам повседневно. Я живу в городе. Это постоянное движение множества людей и автомобилей. Шум – извечный спутник большого города. Человек привыкает его не замечать. Однако гораздо чаще шум негативно влияет на организм человека, вызывая ухудшение сна, слуха и нервные расстройства.
Актуальность. Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на организм человека. Здоровье человека зависит от условий его жизни. В наше время звуки природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами. И я стал замечать, что мой организм от шума в школе, на улице устает все больше и больше. Поэтому я решил изучить эту проблему: неужели окружающие нас звуки так сильно влияют на состояние человека? Своими исследованиями я решил поделиться со своими одноклассниками. Полученные знания, учащиеся могут использовать в повседневной жизни для организации правильного звукового режима.
Объект исследования. Обучающиеся 2-3 классов МБОУ «Приволжская ООШ»
Предмет исследования. Влияние шума на организм человека.
Цель работы: выяснить, как разные звуки влияют на организм человека.
Гипотеза. Предположим, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но существуют звуки, положительно влияющие на самочувствие людей.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи: 1. изучить научно-популярную литературу по теме исследования;
2. выявить, какие звуки окружают нас и какое влияние они оказывают;
3. предложить меры по защите от «вредных» звуков.
В своей работе я использовал следующие методы:
-
Изучение имеющихся сведений
-
Анкетирование
-
Эксперимент
-
Анализ и систематизация
-
Обобщение
Этапы исследовательской работы
I этап – подготовительный
ΙI этап – практический
ΙIΙ этап – заключительный
В подготовительный этап вошли:
-
обзор источников информации: литературы и Интернет-ресурсов
-
обоснование актуальности темы
-
постановка цели и задач
-
определение объекта и предмета исследования
-
выбор методов исследования
Практический этап
В заключительный этап вошли обсуждение, систематизация собранных сведений, оценка полученных результатов исследования, формулирование выводов, разработка мер по защите от «вредных» звуков.
-
Теоретическая часть
-
Как мы слышим
Основной способ восприятия звуковой энергии - через уши.
Ухо - это орган слуха и равновесия. Его составные части обеспечивают прием звуков и сохранение равновесия. Орган слуха делится на 3 части: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо (Приложение 1).
Функция наружного уха - улавливание звуков и их проведение к барабанной перепонке. Ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, богатого железами, выделяющими ушную серу, которая скапливается в наружном ухе и с которой выводится наружу пыль и грязь.
Среднее ухо представляет собой полость, расположенную внутри височной кости. Оно сообщается с носоглоткой с помощью слуховой (евстахиевой) трубы и имеет молоточек, наковальню и стремечко, которые передают колебания барабанной перепонки до тонкой овальной пластинки диаметром 1 см во внутреннем ухе.
Во внутреннем ухе имеется полость в виде спирали - улитка. Когда ушная раковина собирает звуковые волны, они проникают в наружное слуховое отверстие и ударяются о барабанную перепонку. Перепонка начинает колебаться. Молоточек, стремечко и наковальня усиливают колебания и передают во внутреннее ухо. С помощью улитки слуховые ощущения передаются в головной мозг.
1.2. Влияние шума и звуков на организм человека
Где бы мы ни находились, что бы ни делали — нас всюду сопровождают самые различные звуки. Каждое наше движение вызывает звук — шорох, шелест, скрип, стук. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 20 до 20 000 колебаний в секунду). Звук может распространяться в газообразной, жидкой и твердой средах.
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Источники звуков и шума можно разбить на 2 группы: природные и технические. В городе основным источником звуков и шума является транспорт, который составляет восьмую часть всех шумов.
Воздействие звука, шума на организм изучает целая отрасль науки – аудиология. Шум – такой же медленный убийца, как и химическое отравление.
Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. Шум, даже когда он невелик, создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Это особенно часто наблюдается у людей, занятых умственной деятельностью.
Один из важнейших органов чувств является слух. Слух всегда бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне. При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1-2 года. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.
Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания. Группа ученых обследовала молодежь, часто слушающих громкую современную музыку. У пятой части юношей и девушек, которые увлекались рок-музыкой, слух оказался сниженным так же, как и у 85-летних стариков. Скандинавские учёные пришли к выводу, что каждый пятый подросток плохо слышит, хотя и не всегда об этом догадывается.
Шум, музыка, пусть даже совсем тихая, снижает внимание, существенно влияет на трудоспособность и результативность труда – это следует учитывать при выполнении домашней работы. Ощутимый шум снижает работоспособность людей умственного труда более чем в два раза, а у занятых физическим трудом — почти на одну третью часть. При этом информация, полученная в шуме, долго не может храниться в памяти человека. Вот почему нельзя делать уроки под музыку, злоупотреблять прослушиванием музыки через телефон на уроках, лекциях, а также бесконтрольно пользоваться ими на улице и в транспорте.
Когда звук нарастает, организм производит много гормонов стресса, например, адреналин. При этом сужаются кровеносные сосуды, замедляется работа кишечника. В дальнейшем всё это может привести к нарушениям работы сердца и кровообращения. Эти перегрузки – причина каждого, по крайней мере, десятого инфаркта.
Одним из видов шума является так называемый «школьный шум». От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с большой наполняемостью классов, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие.
Итак, я выделил следующие негативные последствия влияния шумов на человека:
-
понижение слуха;
-
преждевременное старение (в тридцати случаях из ста шум сокращает продолжительность жизни людей в крупных городах на 8-12 лет);
-
снижение уровня внимания и как следствие – снижение результативности работы;
-
угнетение нервной системы, неврозы;
-
болезни желудочно-кишечного тракта (у эстрадных музыкантов язва желудка - профессиональное заболевание); болезни сердца.
1.3. Основные методы борьбы с шумом
Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незаметно, и человеческий организм против шума практически беззащитен.
Источники шума весьма разнообразны и нет единого способа, метода борьбы с ними. Тем не менее, наука может предложить эффективные средства борьбы с шумом. В настоящее время в ряде стран установлены предельно допустимые уровни шума для предприятий, отдельных машин, транспортных средств. Кроме того, государство создаёт законы, запрещающие шум в ночное время. При застройке жилых районов для защиты населения от шума жилые дома строят на расстоянии не менее 25-30 м от автомагистралей.
Но существуют звуки, которые положительно влияют на состояние организма человека. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Поэтому в последнее время для снятия нервного напряжения, усталости широко используются аудиозаписи звуков природы в сочетании с музыкой.
Отсюда можно сделать вывод: от чрезмерного шума страдают не только органы слуха, но и другие органы и системы (кровеносная, пищеварительная, нервная т.д.), нарушаются процессы жизнедеятельности, что приводит к преждевременному старению организма. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Существуют звуки, положительно влияющие на человека: негромкая музыка, звуки природы.
-
Практическая часть
2.1 Анкетирование обучающихся 2-3 классов МБОУ «Приволжская ООШ»
С помощью анкетирования я попытался выявить, какие звуки окружают нас в повседневной жизни и наше к ним отношение. Для проведения этой части практической работы мною разработаны вопросы (Приложение 2). Анкетирование, в котором приняли участие ученики, выявил следующие факты.
1. Где наибольшее шумовое загрязнение?
Вывод: большинство опрошенных считают, что наибольшее шумовое загрязнение на улице.
-
Составьте список звуков, окружающих вас на улице.
Вывод: по мнению одноклассников, основным источником звуков и шума в городе является транспорт.
-
Составьте список звуков, которые вам нравятся.
Вывод: большинству опрошенных нравятся звуки природы и тихой спокойной музыки.
-
Какие звуки действуют на вас негативно (не нравятся)?
Вывод: шум автомобиля, крик оказывают наибольшее негативное влияние на человека.
-
В каких «звуковых» условиях вы делаете уроки?
Вывод: всего 10 человек выполняют домашнее задание в тишине.
Анализ полученных результатов показал, что шумовое влияние наш организм в большей степени испытывает на улице. Причем, основным источником шума в городе является транспорт, а также сам человек: разговоры, топот, крик. Человеку нравятся звуки природы и музыки, а не нравятся – шум, крик. К сожалению, меньше половины класса делает уроки в тишине.
2.2 Эксперимент
Для проведения экспериментам нам потребовались компьютер с колонками, карточки с примерами, часы и аудиозапись рок- музыки.
Нашим ученикам (23 ученика) были даны карточки с примерами и предложено решить их за 10 минут в тишине. Результаты получились следующие:
Вывод: в тишине примеры решили без ошибок 19 учеников (почти весь класс).
На следующий день в это же время было предложено решить похожие примеры за 10 минут. Но условия изменились: была включена громкая музыка. В первые минуты ребятам нравилось выполнять задание под громкую музыку, но через несколько минут многим шум стал мешать. Одноклассники отметили, что громкий звук мешал им сосредоточиться.
В итоге результаты следующие:
Вывод: с шумовым сопровождением без ошибок решили на 7 человек меньше, чем в тишине, с одной ошибкой - на 2 человека меньше, с двумя ошибками- на 2 человека меньше, три человека сделали больше двух ошибок. Следовательно, шум негативно влияет на человека, снижает работоспособность, притупляет внимание. После эксперимента многие почувствовали усталость.
Анкетирование и эксперимент подтвердили гипотезу: шум негативно влияет на организм человека, но моим одноклассникам нравятся звуки природы и тихая спокойная музыка.
-
Заключение
Перед началом проведения исследования по указанной проблеме я предположил, что человек, как любой живой организм на земле находится в многообразном мире звуков и, что разные звуки оказывают разное влияние на человека. Наибольший вред на здоровье оказывает шум.
В соответствии с гипотезой было проведено исследование. На основании полученных результатов выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась, были сделаны следующие выводы:
-
шум оказывает негативное влияние на здоровье человека;
-
основным источником звуков и шума в городе является транспорт;
-
наибольшее шумовое влияние мы испытываем на улице и в школе;
-
от чрезмерного шума страдают органы слуха, кровеносная, пищеварительная, нервная системы, нарушаются процессы жизнедеятельности, энергетический обмен, что приводит к преждевременному старению организма;
-
в повседневной жизни человек является источником шума и сам вредит своему здоровью;
-
существуют звуки, которые оказывают положительное влияние на человека.
На основании проделанной работы я составил памятку по самозащите от «вредных» звуков в повседневной жизни (Приложение 3).
Кроме этого данный материал можно использовать для проведения классных часов и родительских собраний.
-
Список источников информации
-
Все обо всем. – М., АСТ, 2000г.
-
Кузнецов В.Н. Экология - М., Дрофа 2002г.
-
Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации. - Волгоград: Учитель, 2010 г.
-
http://tmn.fio.ru/works/40x/311/p02.htm
-
http://schools.keldysh.ru/labmro/web2002/proekt1/zaklych.htm