Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………………………. 3 - 4
Основная часть:
Глава 1…………………………………………………………………………………………… 5
1. Скелет и его значение………………………………………………………………………… 5
2. Осанка…………………………………………………………………………………………. 5
3. Всё о портфелях, ранцах и рюкзаках, то есть школьных сумках…………………………... 6
4. Заглядывая в будущее………………………………………………………………………… 7
Глава II: «Исследовательская работа»………………………………………………………….. 8
1. Тест «Правильная ли у тебя осанка?» ……………………………………………………….. 8
2. Влияние тяжелых школьных сумок (портфелей, рюкзаков, ранцев) на здоровье школьника…………………………………………………………………………………………. 8
2.1. Масса школьных сумок и соответствие их санитарным
нормам для школьников…………………………………………………………………………. 8
2.2. Масса школьных учебников и соответствие их санитарным нормам для школьников… 9
2.3. Итоги наблюдения за изменением массы школьной сумки в связи
с учебными нагрузками в течение недели……………………………………………………….. 10
3. Итоги исследования. Рекомендации ученикам, родителям, учителям и администрации
школы……………………………………………………………………………………………….11
III. Заключение…………………………………………………………………………………….. 11
IV. Список литературы……………………………………………………………….. ………….. 12
V. Приложения.
Введение.
Актуальность темы.
Личность – это не только внутреннее состояние человека, это еще и красота внешняя, это состояние его здоровья, физические данные.
Каждый хочет быть здоровым и красивым. Красивая осанка - это не только красота тела, но, прежде всего, твоё здоровье. Большое влияние на формирование осанки школьников оказывает много факторов и один из них: ношение тяжелых ранцев, рюкзаков и особенно
портфелей - школьных сумок .
Я хочу с этим разобраться, провести своё исследование и выяснить, насколько влияет масса школьной сумки на осанку школьника и его здоровье.
Считаю эту тему наиболее актуальной, ведь моё здоровье, здоровье моих одноклассников напрямую зависит от правильности выбора школьной сумки и массы учебных принадлежностей, которые мы должны в ней носить.
Постановка проблемы.
Выяснить на самом ли деле масса школьной сумки влияет на осанку школьника, а значит и на его здоровье.
Цель:
Привести обоснованные доказательства о влиянии школьных сумок на здоровье учащихся для создания рекомендаций родителям, учащимся, учителям и администрации школы.
Объект исследования: ученики 5 класса МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Предмет исследования: влияние массы школьной сумки на осанку учащихся 5 класса.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать теоретический материал по теме исследования.
Провести тест «Правильная ли у тебя осанка?»
Доказать влияние тяжелых школьных сумок на здоровье школьника.
3.1. Измерить массу школьных сумок и установить соответствие санитарным нормам для школьников.
3.2. Измерить массу школьных учебников и установить соответствие санитарным нормам для школьников.
3.3. В течение недели наблюдать за изменением массы школьной сумки в связи с учебными нагрузками.
Подвести итоги исследования.
Разработать рекомендации для учащихся, родителей, учителей и администрации школы с целью сохранения здоровья учащихся.
Методы исследования: анализ литературы по теме, сбор информации, тестирование, наблюдение, эксперимент, анализ.
Практическая значимость исследования: В процессе исследовательской работы ученики:
- учатся пользоваться знаниями, полученными из разных источников;
- знакомятся с рекомендациями по выбору школьной сумки;
- учатся контролировать массу школьной сумки, её правильного ношения;
- получают рекомендации по сохранению здоровой осанки, а значит и своего здоровья.
Новизна работы: лично для себя я выяснил, что моё здоровье напрямую зависит от правильности выбора школьной сумки и массы учебных принадлежностей, которые я должен в ней носить, что и отобразил в рекомендациях для учащихся, родителей, учителей и администрации МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Основная часть.
Глава 1.
1. Скелет и его значение.
Все кости вместе составляют скелет. Зачем он нужен? Скелет – это «доспехи», внутри которых спрятаны наши органы. «Доспехи» защищают органы от ударов и других вредных воздействий. Скелет – это опора, в некотором роде «вешалка», необходимая для того, чтобы тело не выглядело бесформенной массой.
Для того чтобы стать надежной опорой, скелет должен быть крепким. Новорожденный младенец не может не только ходить, но и сидеть, и ползать. Косточки еще мягкие, а мышцы слабые. Пройдет много месяцев, прежде чем малыш научится всему этому. Но и потом, до 18-20 лет, кости и мышцы будут развиваться, крепнуть.
За это время со скелетом могут произойти неприятные вещи. Если позвоночник приобретает изгибы в правую или левую стороны, врач поставит диагноз: сколиоз, т.е. искривление. И это плохо не только потому, что некрасиво.
«Позвоночный столб состоит из отдельных позвонков. В центре каждого есть отверстие. Отверстие каждого нижележащего позвонка находится точно под отверстием предыдущего. Все вместе они образуют канал, в котором размещен спинной мозг. Позвонки, как бусинки, нанизаны на «ниточку» - спинной мозг. Только эта «ниточка» достаточно толстая и прочная. Вправо и влево от неё парами отходят нервы, как ветви от ствола дерева. Между позвонками есть дырочки, через которые проходят нервы, устремляясь к внутренним органам, и, внедряясь в каждый орган, регулируют его работу. А когда возникает ненужный или искусственный (приобретенный) изгиб позвоночника, позвонки смещаются». Позвонки сместились – дырочка сузилась. Дырочка сузилась – нерв пережался. И вот нормальная регуляция органа, к которому направлялся этот нерв, нарушена. В нем возникает болезнь. Как же этого избежать? Прежде всего – держать спину величественно прямо. Это, конечно, трудно. Помочь могут сильные, крепкие мышцы, став настоящим корсетом для позвоночника. А для тренировки мышц необходимы физические нагрузки и тренировки, нужно много двигаться, заниматься спортом. Очень важно следить за осанкой, т.е. положением позвоночника.
2. Осанка.
Что такое осанка? Это привычная поза тела человека в вертикальном положении. Она может быть правильной и неправильной. Почему так важно иметь правильную осанку? При правильной осанке позвоночник и стопы обладают наилучшими возможностями пружинить, смягчать толчки и сотрясения в таких движениях как бег, прыжки, ходьба.
Все органы в грудной и брюшной полости тела занимают положение, наиболее удобное для их деятельности, улучшается самочувствие и настроение.
При неправильной осанке движения человека становятся неловкими, так как внутренние органы смещаются, что приводит к нарушению их деятельности: возникают боли в суставах, мышцах, стопах, пояснице.
Родители и учителя постоянно напоминают, что нужно ходить и сидеть прямо, не горбясь. Они, конечно, совершенно правы, поскольку это имеет важное значение для правильного развития позвоночника.
Позвоночник может искривиться и под влиянием постоянной нагрузки на одну сторону, например, при постоянном ношении тяжелых предметов в одной руке или при увеличении допустимой нагрузки за плечами (превышение нормы веса школьного ранца). Регулярная ассиметричная или превышающая норму веса нагрузка на неокрепший позвоночник также влияет на осанку.
3. Всё о портфелях, ранцах и рюкзаках, то есть школьных сумках.
Когда появился портфель? Наверное, вместе с тетрадками и книжками. Но ведь и до появления тетрадей люди на чем-то писали. Портфелей сначала, конечно, не было. Какие портфели, если записывали все нужное прямо на стенках пещер! Сначала только цифры. Потом уж, конечно, и истории всякие - про охоту, про праздничные пляски. А если нужно было передать послание куда-нибудь? Тут и пришла первобытным людям в голову мысль писать на костях животных. Лопатка баранья, например, плоская и широкая - много не напишешь, но все-таки хоть самое главное изобразишь острым камнем. А черепаший панцирь – он больше, на нем много чего можно нацарапать.
Самые древние из китайцев ухитрились на них целую библиотеку разместить – двадцать тысяч черепашек пожертвовали своими панцирями, чтобы на них древними иероглифами нацарапали сказки и поучения, медицинские рецепты и правдивые истории. А потом китайцы еще и пронумеровали их все и сложили по темам. В какой портфель может влезть «черепашья» тетрадка?
В Древнем Шумере было легче. Там все записи выдавливали на мокрых глиняных табличках острыми палочками. И понятно, как они до этого додумались. Каждую весну главная река Шумера Евфрат разливалась и покрывала землю слоем вязкого ила. Стоило в него наступить - и след застывал, как камень. "О! – подумали шумеры. – Водой не мочить – так это ж навеки!" И изобрели письменность на глине. А хранили свои таблички в громадных сундуках и здоровенных глиняных сосудах, - какие уж тут портфели!
Древние египтяне изобрели папирус. Не портится, легкий, тонкий, можно склеивать в длинные свитки. А делать не так уж и трудно: расщепляется тростник-папирус вдоль и из него плетется что-то вроде коврика, как в детском саду. Потом – под пресс, и пиши кисточкой (перья тоже изобрели позже)! Египетские иероглифы хоть и были очень трудные, зато писать ими можно было хоть слева направо, хоть справа налево, хоть сверху вниз. А если очень распишешься - свернул потом длинный папирус в свиток, да спрятал, нет, не в портфель. В специальный круглый пенал, который носили на шнурке у пояса.
Китайцы уже в начале нашей эры пожалели бедных черепашек и все-таки изобрели бумагу. А уж от них бумага попала и в Европу, так примерно лет 800 назад.
Европейцам принадлежит заслуга изобретения сумки для ношения бумаги. Портфель слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную.
Сегодня дети предпочитают носить ранец или рюкзак. Разница между ранцем и рюкзаком — в том что, у первого корпус твердый, у второго, наоборот, мягкий. Жесткий корпус защищает одновременно и ребенка, и содержимое ранца. Твердая спинка не позволяет содержимому давить на спину ребенка. Кроме того, благодаря твердым стенкам и дну школьные принадлежности в ранце можно разместить правильно: тяжелые предметы ближе к спине, легкие — спереди, левая и правая сторона нагружены одинаково. Жесткий корпус сбережет содержимое ранца в случае, если ребенок его уронит или бросит.
И тем не менее, большая часть ранцев и портфелей учеников причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела.
Как правильно выбрать?
Выбирать школьный ранец, или рюкзак родители должны вместе с самим ребенком, чтобы он сразу мог его примерить. Его ширина не должна превышать ширину плеч ребенка, а высота - 30 см. Пустой школьный ранец должен быть легким - не более 400 граммов для учащихся 5 класса. Для хорошей осанки рекомендуется выбирать ранец с твердой спинкой. Лямки и ремешки обязательно должны регулироваться, чтобы ранец одинаково удобно надевался и на легкое платье, и на пуховую куртку. Перед тем, как выбирать ранец, также необходимо проверить, линяет он или нет. Для этого вполне достаточно влажной салфеткой провести по его поверхности - если нет следов, все хорошо. В противном случае одежда ребенка будет постоянно окрашена в цвет ранца. Все рюкзаки и портфели должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение (гигиенический сертификат), подтверждающее безопасность для здоровья ребенка тех материалов, из которых они изготовлены. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим свойством, мягко подвергаться мытью. Кроме того, ранец должен быть с двумя отделениями, с карманами и вкладышами. Для безопасности при переходе проезжей части дороги ремни на портфеле должны быть яркими, бросаться в глаза.
4. Заглядывая в будущее.
Компьютерная ассоциация TCA из Тайваня создала группу, цель которой способствовать распространению в стране и за рубежом электронных школьных ранцев – компьютеров , которые должны объединить в себе школьные учебники, тетради, дневники и все другое, необходимое школьнику для учебы. Многие эксперты, и не только на Тайване, предсказывают, что эти устройства постепенно заменят традиционные печатные книги. Их преимущества не столько в малом весе (10-дюймовый планшетный ПК имеет массу лишь чуть больше 1 кг), но и в том, что переход на них создаст новую, с несравнимо большими возможностями среду обучения. Кроме того, что в таком компьютере можно хранить несколько десятков учебников с картинками, учителя могут централизованно проверять выполненные на них работы и раздавать материалы и домашние задания или, используя электронные доски, передавать свои лекции. Да и сами ученики смогут легко и быстро обмениваться между собой любой сохраненной в «рюкзаке» информацией (учитывая это, задания им придется давать только индивидуальные). Ну что ж! Будем ждать и мы чудо-ранец, ведь нам детям жить в век новых технологий.
Глава 2. Исследовательская работа.
1. Тест «Правильная ли у тебя осанка?»
Простейший способ оценить свою осанку заключается в следующем: необходимо встать вплотную спиной к стене, посмотреть прямо вперед (голова должна касаться стены), руки по швам. Если кулак не проходит между поясницей и стеной - осанка хорошая; если же мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперед – осанка неправильная.
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | норма | не норма |
1 | Орлов Олег | + | нет |
2 | Гурулёв Никита | + | нет |
3 | Авдеева Прлина | + | нет |
4 | Иванов Илья | + | нет |
5 | Рахвалов Иван | + | нет |
6 | Григорьев Сергей | + | нет |
В результате исследования выяснил: у всех моих одноклассников правильная осанка.
2. Доказать влияние тяжелых школьных сумок на здоровье школьника.
2.1. Измерить массу школьных портфелей, рюкзаков, ранцев (далее – школьная сумка) и установить соответствие санитарным нормам для школьников.
Изучив СанПиН 2.4.2.2821-10, установил, что масса школьной сумки не должна превышать 700 г. для учащихся 1 – 7 классов.
Измерил массу школьной сумки учеников нашего класса и установил соответствие/не соответствие нормам СанПиН методом сравнения. Данные занёс в таблицу.
№ п/п | Фамилия, имя ученика | масса школьной сумки по СанПину, г | реальная масса школьной сумки ранца, г | соответствует /не соответствует СанПиН |
1 | Орлов Олег | до 700 | 850 | не соответствует |
2 | Гурулёв Никита | до 700 | 650 | соответствует |
3 | Авдеева Прлина | до 700 | 560 | соответствует |
4 | Иванов Илья | до 700 | 420 | соответствует |
5 | Рахвалов Иван | до 700 | 310 | соответствует |
6 | Григорьев Сергей | до 700 | 570 | соответствует |
По результатам исследования из 6 учащихся школьная сумка, не соответствующая нормам СанПиН, оказалась у 1 – го учащегося.
2.2. Измерить массу школьных учебников и установить соответствие санитарным нормам для школьников.
В соответствие с СанПиН 2.4.7.1166 – 02 «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и профессионального начального образования» регламентирована масса учебного издания для каждой возрастной группы, она не должна превышать для учащихся: 5 - 6-х классов – 400 г. Допустимо увеличение массы учебника максимум на 10 %.
№ п/п | наименование учебника | масса учебника (г) по СанПиН 2.4.7.1166 – 02 | масса учебника, г | соответствует/не соответствует СанПиН |
1 | математика | не более 400 г + 10 % | 450 | не соответствует |
2 | русский язык | не более 400 г + 10 % | 250 | соответствует |
3 | английский язык | не более 400 г + 10 % | 300 | соответствует |
4 | литература | не более 400 г + 10 % | 450 | не соответствует |
5 | биология | не более 400 г + 10 % | 220 | соответствует |
6 | история | не более 400 г + 10 % | 360 | соответствует |
7 | музыка | не более 400 г + 10 % | 250 | соответствует |
8 | физическая культура | не более 400 г + 10 % | 250 | соответствует |
9 | технология | не более 400 г + 10 % | 360 | соответствует |
10 | география | не более 400 г + 10 % | 360 | соответствует |
11 | изо | не более 400 г + 10 % | 250 | соответствует |
В результате исследования выявлено: масса 2 - х учебников не соответствует гигиеническим требованим к изданиям учебников.
2.3. В течение недели наблюдать за изменением массы школьной сумки в связи с учебными нагрузками.
СанПиН 2.4.2.2821-10 рекомендует для каждого возраста свои нормативы.
Так, общая масса учебников, в комплекте с письменными принадлежностями (без массы школьной сумки), не должна превышать для учащихся:
- 1-2-х классов - более 1,5 кг,
- 3-4-х классов - более 2 кг;
- 5-6-х - более 2,5 кг,
- 7-8-х - более 3,5 кг,
- 9-11-х - более 4,0 кг.
масса школьных принадлежностей в кг, согласно расписания уроков. |
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
2,06 | 1,89 | 2,06 | 1,87 | 1,36 |
не соответствует нормам СанПиН | соответствует нормам СанПиН | не соответствует нормам СанПиН | соответствует нормам СанПиН | соответствует нормам СанПиН |
Вывод: масса школьных принадлежностей не соответствует нормам СанПиН для 5 класса в понедельник и среду.
Массу «правильной» школьной сумки (вместе со школьными принадлежностями), которую ученик может носить ежедневно, не перегружая позвоночник, можно рассчитать по формуле:
масса ученика (в килограммах) умноженное на 10 и разделенное на 100.
Для выяснения массы «правильной» школьной сумки, я провел исследования:
1. С помощью весов, я измерил массу каждого ученика, и по формуле рассчитал массу школьной сумки. Данные занёс в таблицу.
2. Измерял реальную массу школьной сумки учеников нашего класса в течение недели. Данные занёс в таблицу.
3. Выполнил анализ между массой «правильной» школьной сумки и реальной массой школьной сумки.
№ п/п | Фамилия, имя ученика | масса тела в кг | масса «правильного» ранца, кг | реальная масса ранца, кг |
пон | вт | ср | чет | пят |
1 | Орлов Олег | 38 | 3,8 | 4,11 | 3,34 | 4,1 | 3,15 | 3,41 |
2 | Гурулёв Никита | 55 | 5,5 | 4,8 | 3,1 | 4,75 | 3,9 | 4,01 |
3 | Авдеева Прлина | 43 | 4,3 | 3,0 | 3,05 | 3,2 | 2,43 | 3,72 |
4 | Иванов Илья | 41 | 4,1 | 3,88 | 3,71 | 3,19 | 2,79 | 3,68 |
5 | Рахвалов Иван | 39 | 3,9 | 3,17 | 3,15 | 3,77 | 2,68 | 3,3 |
6 | Григорьев Сергей | 31 | 3,1 | 3,93 | 2,9 | 3,87 | 2,7 | 2,95 |
Вывод: В результаты взвешивания школьных сумок, следует: «правильную» школьную сумку носят 4 учащихся. В понедельник тяжёлая школьная сумка у 2 –х учащихся, в среду – у 2-х учащихся, т.е. реальная масса школьной сумки не соответствует «правильной» массе.
Возникает вопрос: почему не у всех учащихся «правильная » школьная сумка?
Для ответа на вопрос сравнил их содержимое. Оказалось, что я и Орлов Олег носим кроме нужных вещей ещё и лишние предметы.
Вывод: Необходимо ежедневно проверять школьные сумки и вынимать из него все лишние предметы.
4. Итоги исследования. Рекомендации учащимся, родителям, учителям и администрации.
В результате изучения литературы по теме и проведенного исследования я могу сделать выводы:
1. Тяжелая школьная сумка является одним из факторов нарушения осанки.
2. Необходим ежедневный контроль за содержимым портфеля, так как это снижает риск возникновения нарушения осанки.
На основании сделанных выводов я бы посоветовал для сохранения осанки ученикам, родителям, учителям и администрации выполнять несколько рекомендаций (Приложение 2.).
III. Заключение
Проанализировав различные источники по данной теме, можно с уверенностью сказать, что за осанкой нужно следить постоянно и в школе, и дома, и на улице. То как мы сидим, лежим, стоим, ходим – все влияет на здоровье нашего позвоночника. Сохранить осанку здоровой несложно. Достаточно просто соблюдать простые правила для правильной осанки.
В данной исследовательской работе я рассмотрел только один фактор, влияющий на искажение осанки. И по результатам исследования можно утверждать, что мы сами вполне можем сохранить свою форму, соблюдая ряд необходимых рекомендаций.
Я – человек, я - личность, поэтому я должен быть личностью не только внутри, но и снаружи.
IV. Литература.
1. Красикова И.С. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки./ И.С. Красикова.- СПб ; КОРОНА принт, 2001.-173с.
2. Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей: программы диагностики и коррекции нарушений /Л.А. Потапчук, М.Д. Дидур._ СПб. : Речь, 2001.-164с.
3. Халемский, Г.А. Коррекция нарушений осанки у школьников: методические рекомендации.- СПб. : Детство - Пресс, 2001.-63с.
4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29.12.2010 г. № 189 (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993)
5. СанПиН 2.4.7.1166 – 02 «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и профессионального начального образования»
11