Просмотр содержимого документа
«Исследовательские проекты по теме "Народный костюм"»
Исследовательская работа
«Народный костюма – история народов нашей страны»
Составила: Пасынкова С.Б., ПДО
Краткое описание исследовательского проекта
- Данный проект связывает духовно-нравственное, художественно-эстетическое воспитание с духовными корнями, историей народной культуры и традициями нашей страны.
- История любого костюма является зеркалом истории человечества. Интерес детей к этой теме объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.
- Прикасаясь к этим истокам прикасаешься к духовному источнику, дающему пищу для души.
- Темы творческих исследовательских проектов были подобраны с учетом социального заказа учащихся школы№157 (использование материалов проекта на на уроках окружающего мира, краеведения, истории, литературе, классных часах)
Содержание
- актуальность и обоснование проблемы и потребности;
- цель и задачи исследования;
- гипотеза;
- ожидаемые результаты проекта.
- Система мер исследовательского проекта
- этапы проекта
- Историческая справка
- Эскизы народного костюма в рисунках
- Анкетирование
- Заключение
- Использованная литература
Актуальность и обоснование проблемы и потребности
- В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
- Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей. Нравственное воспитание подрастающего поколения – главная и первостепенная задача в обществе. Патриотическое воспитание школьников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени. Изучение курса дополнительной общеобразовательной программы "Путешествие в страну экологию" для патриотического воспитания уделяется совсем незначительное место, но именно на этих уроках можно развить у школьников уважение к традициям народов, проживающих на территории России, узнать их быт, обычаи.
- Использование краеведческого материала в обучении на этих уроках помогает формированию духовно богатой личности, осознающей ценности родного края, страны и бережно к ним относящейся.
- Думается, если таких работ наших учащихся со временем будет больше, то и общество наше станет духовно чище.
Цель и задачи исследования
- Цель исследования - вызвать интерес к народному искусству, к культуре народов нашей страны, развить художественный вкус и творческое отношение к выполняемой работе, расширить возможности в области исследовательской проектной деятельности на примере изучения народного костюма народов нашей страны.
- Задачи:
обучающиеся :
- знакомство с историей народного творчества,
- направлениями народного творчества, приобщение учащихся к культуре народа нашей страны через изучение народного декоративно- прикладного искусства (народного костюма);
- ознакомление с особенностями исследовательской проектной деятельности;
- выявление особенностей костюмов народов нашей страны;
- умение работать в микрогруппе (умение корректировать недочеты, правильно реагировать на замечания);
развивающиеся :
- развитие умения работать с текстом, рисунком.
- развитие практических трудовых навыков учащихся.показать всю красоту национальной одежды через народный костюм;
- развитие навыков работы с новой литературой научного характера.
- воспитательные: воспитание уважительного отношения к национальным традициям народов нашей страны через изучение народного костюма.
- -
Гипотеза
- Несмотря на то, что традиционный народный костюм давно ушел из повседневного обихода, этнический, фольклорный стиль занимает достойное место в коллекциях Высокой Моды, в иные годы он становится ведущим направлением, а порой спокойно стоит в общем ряду модных тенденций. Наверное, потому, что в народном костюме воплощены представления многих поколений о красоте, гармонии, целесообразности. Здесь веками, как в природе, отбирались, отшлифовывались формы, покрои, декоративные элементы. Народный костюм часто вдохновлял и вдохновляет по сей день и русских и зарубежных модельеров. История не прерывается, каждая новая её страница неизменно связана с другой - из прошлого в будущее. Костюм - часть материальной культуры народа, красноречивым и понятным языком рассказывает о народе, создавшем его.
- И всегда встает вопрос: как должнен быть одет современный человек? Должны ли в современной одежде присутствовать элементы традиций народного костюма? Поэтому, предлагаю стать мастерами и изготовить свой костюм-модель (рисунок на бумаге), особенный, неповторимый, вложить в него свою душу, свое настроение.
Ожидаемые результаты проекта
- Использование педагогом новых технологий в своей работе
- Использование национальных костюмов на уроках объединения «Путешествие в страну Экологию», окружающего мира, краеведения, истории, литературе, на классных часах
- Повышение интереса к проблемам популяризации технологического образования в обществе
- Доступная для широкого круга педагогов и учащихся база материалов по духовно-нравственному, художественно-эстетическому образованию и воспитанию (Интернет - ресурсы, печатные материалы, статьи в периодических педагогических изданиях, презентации)
Система мер исследовательского проекта Этапы проекта
№
Этапы проекта
1.
сроки
Организационный
2.
3.
Содержание
20.11.- 30.11.17.
Основной
Итоговый
Организация творческих групп, выбор темы для исследования, оформление творческой лаборатории
01.12.-22.12.17.
Сбор материалов по выбранной теме
25.12.-28.12.17.
Презентация. Защита проекта
I этап Творческая лаборатория. Историческая справка-1
- Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Традиции народного костюма складывались веками, бережно сохранялись и передавались из поколения в поколение, оставаясь неиссякаемым источником для творческого вдохновения. Колорит народного костюма, его декоративность, оригинальность и сейчас заставляют нас восхищаться.
- Принципы композиционного построения народного костюма, четкость форм, линий, продуманная конструкция, взаимосвязь декора с конструкцией и формой, соответствие материала и формы назначению костюма являются для современных специалистов примером дизайнерского подхода к созданию новых образцов. Все эти черты костюма составляют содержание понятия “народные мотивы”. Первое с чего мы начали свою работу, это со сбора информации об истории и культуре народов нашей страны, костюмы народов, которые выбрали для исследовательской работы учащиеся: русский, татарский, башкирский, украинский, бурятский .
- Откуда и когда взяла свое начало Древняя Русь?
- На эти вопросы до сих пор нет точных и однозначных ответов, ибо складывание этнической карты нашей страны началось в столь отдаленную эпоху первобытнообщинного строя, когда еще не появилась письменность, а археологические памятники (древние предметы, сооружения, изображения, погребения и т.п.) не дают сведений о языке - важнейшем этническом признаке. Нашими далекими предками были славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. IX век, время становления Древнерусского государства.
I этап Творческая лаборатория. Историческая справка-2
- Народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?
- Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.
- После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство. Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение, головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII — XIX вв. Во второй половине XIX — начале XX в. крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви, а затем уже в изменении самих форм одежды.
- Общий характер народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа нашей страны.
I этап Творческая лаборатория. 1.На примере русского костюма
- Каким же он был, русский национальным костюм?
- Важною «павой», «душой голубицей» Издавна так называли девицу. Девичьи руки в труде и заботе С ранней поры привыкали к работе: Ткали и пряли, вязали и шили, Сеяли, жали и тесто месили. В трудной работе сгибалась спина... Но выходила на праздник она
- В дивном наряде крестьянской одежды, Где весь узор о мечте и надежде: Красным расшиты запон и рубаха (Черное — скорбь, что на родине свято), По подолу, как на вспаханном поле, Ромбы узорной легли полосою; Символы солнца и знаки земли. Матери-жизни и птицы любви. Шею украсили бусы, мониста, Бисер, кораллы, янтарь золотистый. Всех драгоценней убор головной – Жемчугом шитый и битью златой:
I этап Творческая лаборатория. 2. На примере русского костюма
- Это собирательный образ женского костюма.
- Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир. Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.
- Основные виды и формы костюма
- Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей содержит общие основные черты, причем в мужском костюме больше общности, в женском — различий.
- Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном — поневы. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.
I этап Творческая лаборатория. 3. На примере русского костюма
- По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно. Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.
- В одежде Русского Севера от древнерусского костюма сохраняются «епанечки» и душегреи, стеганные на вате, с рукавами. На рис. слева — костюм крестьянки Тверской губернии:сарафан,«епанечка»,парчовая рубаха и нарядный кокошник.
- По конструкции понева представляет собой три — пять полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вздержки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Понева могла быть глухой и распашной. Распашные поневы иногда носили «с подтыком подола». В этом случае поневу орнаментировали с изнанки. В поневе женская фигура утрачивала величавую стройность, придаваемую ей сарафаном. В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки — оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего — в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники (рис. слева) «сороки» (рис. справа), разнообразные повязки и венцы.
- Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.
-
II этап. Эскизы народного костюма в рисунках
- Работы обучающихся четвертого класса объединения «путешествие в страну экологию». Раскраски.
II этап.Анкетирование
- Нужно ли нам знать во что одевались наши предки? Для чего?
- В анкетировании участвовало 56 человек.
Вот какие ответы мы получили:
- Нам, россиянам, историю русского костюма полезно знать!
- Костюм призывает подумать о людях, может рассказать о быте, нравах.
- История любого костюма вообще, является зеркалом истории человечества.
- Прикасаясь к этим истокам прикасаешься к духовному источнику, дающему пищу для души.
III этап. Заключение
- Приступая к исследовательской работе «В истории костюма – история народа» мы выдвинули гипотезу о том, что несмотря на то, что традиционный народный костюм давно ушел из повседневного обихода, этнический, фольклорный стиль занимает достойное место в коллекциях Высокой Моды.
- Иногда он становится ведущим направлением, а порой спокойно стоит в общем ряду модных тенденций.
- Мы сделали вывод о том, что в русском костюме таится загадочная русская душа. Костюмы в стиле «гжель» или в стиле «дымковской игрушки», или с аппликациями «русская березка, «православный храм» - отражение наших национальных традиций, истинно российские мотивы. Ощущение чистоты и свежести, звон бубенцов летящей по первому снегу тройки… И легкий холодок от радостного предчувствия чего-то необычного.
- Сегодня такие вещи мы приобретаем не для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень. Россия – как из песни слово. Любите всё то, что называют одним широким словом – Русь. Собранные материалы полностью подтвердили нашу гипотезу. Мы создали выставку своих моделей - работ.