СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательские проекты по теме "Народный костюм"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект связываетдуховно-нравственное, художественно-эстетическое воспитание обучающихся с духовными корнями, историей народной культуры и традициями нашей страны

Просмотр содержимого документа
«Исследовательские проекты по теме "Народный костюм"»

Исследовательская работа «Народный костюма – история народов нашей страны»    Составила: Пасынкова С.Б., ПДО

Исследовательская работа

«Народный костюма – история народов нашей страны»

Составила: Пасынкова С.Б., ПДО

Краткое описание исследовательского проекта Данный проект связывает духовно-нравственное, художественно-эстетическое воспитание с духовными корнями, историей народной культуры и традициями нашей страны. История любого костюма является зеркалом истории человечества. Интерес детей к этой теме объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.  Прикасаясь к этим истокам прикасаешься к духовному источнику, дающему пищу для души. Темы творческих исследовательских проектов были подобраны с учетом социального заказа учащихся школы№157 (использование материалов проекта на на уроках окружающего мира, краеведения, истории, литературе, классных часах)

Краткое описание исследовательского проекта

  • Данный проект связывает духовно-нравственное, художественно-эстетическое воспитание с духовными корнями, историей народной культуры и традициями нашей страны.
  • История любого костюма является зеркалом истории человечества. Интерес детей к этой теме объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа.
  • Прикасаясь к этим истокам прикасаешься к духовному источнику, дающему пищу для души.
  • Темы творческих исследовательских проектов были подобраны с учетом социального заказа учащихся школы№157 (использование материалов проекта на на уроках окружающего мира, краеведения, истории, литературе, классных часах)
Содержание Пояснительная записка - актуальность и обоснование проблемы и потребности; - цель и задачи исследования; гипотеза; ожидаемые результаты проекта. Система мер исследовательского проекта этапы проекта Историческая справка Эскизы народного костюма в рисунках Анкетирование Заключение Использованная литература

Содержание

  • Пояснительная записка

- актуальность и обоснование проблемы и потребности;

- цель и задачи исследования;

  • гипотеза;
  • ожидаемые результаты проекта.
  • Система мер исследовательского проекта
  • этапы проекта
  • Историческая справка
  • Эскизы народного костюма в рисунках
  • Анкетирование
  • Заключение
  • Использованная литература

Актуальность и обоснование проблемы и потребности

  • В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
  • Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится ведущей. Нравственное воспитание подрастающего поколения – главная и первостепенная задача в обществе. Патриотическое воспитание школьников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени. Изучение курса дополнительной общеобразовательной программы "Путешествие в страну экологию" для патриотического воспитания уделяется совсем незначительное место, но именно на этих уроках можно развить у школьников уважение к традициям народов, проживающих на территории России, узнать их быт, обычаи.
  • Использование краеведческого материала в обучении на этих уроках помогает формированию духовно богатой личности, осознающей ценности родного края, страны и бережно к ним относящейся.
  • Думается, если таких работ наших учащихся со временем будет больше, то и общество наше станет духовно чище.

Цель и задачи исследования

  • Цель исследования - вызвать интерес к народному искусству, к культуре народов нашей страны, развить художественный вкус и творческое отношение к выполняемой работе, расширить возможности в области исследовательской проектной деятельности на примере изучения народного костюма народов нашей страны.
  • Задачи:

обучающиеся :

  • знакомство с историей народного творчества,
  • направлениями народного творчества, приобщение учащихся к культуре народа нашей страны через изучение народного декоративно- прикладного искусства (народного костюма);
  • ознакомление с особенностями исследовательской проектной деятельности;
  • выявление особенностей костюмов народов нашей страны;
  • умение работать в микрогруппе (умение корректировать недочеты, правильно реагировать на замечания);

развивающиеся :

  • развитие умения работать с текстом, рисунком.
  • развитие практических трудовых навыков учащихся.показать всю красоту национальной одежды через народный костюм;
  • развитие навыков работы с новой литературой научного характера.
  • воспитательные: воспитание уважительного отношения к национальным традициям народов нашей страны через изучение народного костюма.
  • -

Гипотеза

  • Несмотря на то, что традиционный народный костюм давно ушел из повседневного обихода, этнический, фольклорный стиль занимает достойное место в коллекциях Высокой Моды, в иные годы он становится ведущим направлением, а порой спокойно стоит в общем ряду модных тенденций. Наверное, потому, что в народном костюме воплощены представления многих поколений о красоте, гармонии, целесообразности. Здесь веками, как в природе, отбирались, отшлифовывались формы, покрои, декоративные элементы. Народный костюм часто вдохновлял и вдохновляет по сей день и русских и зарубежных модельеров. История не прерывается, каждая новая её страница неизменно связана с другой - из прошлого в будущее. Костюм - часть материальной культуры народа, красноречивым и понятным языком рассказывает о народе, создавшем его.
  • И всегда встает вопрос: как должнен быть одет современный человек? Должны ли в современной одежде присутствовать элементы традиций народного костюма? Поэтому, предлагаю стать мастерами и изготовить свой костюм-модель (рисунок на бумаге), особенный, неповторимый, вложить в него свою душу, свое настроение.
Ожидаемые результаты проекта Использование педагогом новых технологий в своей работе Использование национальных костюмов на уроках объединения «Путешествие в страну Экологию», окружающего мира, краеведения, истории, литературе, на классных часах Повышение интереса к проблемам популяризации технологического образования в обществе Доступная для широкого круга педагогов и учащихся база материалов по духовно-нравственному, художественно-эстетическому образованию и воспитанию (Интернет - ресурсы, печатные материалы, статьи в периодических педагогических изданиях, презентации)

Ожидаемые результаты проекта

  • Использование педагогом новых технологий в своей работе
  • Использование национальных костюмов на уроках объединения «Путешествие в страну Экологию», окружающего мира, краеведения, истории, литературе, на классных часах
  • Повышение интереса к проблемам популяризации технологического образования в обществе
  • Доступная для широкого круга педагогов и учащихся база материалов по духовно-нравственному, художественно-эстетическому образованию и воспитанию (Интернет - ресурсы, печатные материалы, статьи в периодических педагогических изданиях, презентации)
Система мер исследовательского проекта  Этапы проекта № Этапы проекта 1. сроки Организационный 2. 3. Содержание 20.11.- 30.11.17. Основной Итоговый Организация творческих групп, выбор темы для исследования, оформление творческой лаборатории 01.12.-22.12.17. Сбор материалов по выбранной теме 25.12.-28.12.17. Презентация. Защита проекта

Система мер исследовательского проекта Этапы проекта

Этапы проекта

1.

сроки

Организационный

2.

3.

Содержание

20.11.- 30.11.17.

Основной

Итоговый

Организация творческих групп, выбор темы для исследования, оформление творческой лаборатории

01.12.-22.12.17.

Сбор материалов по выбранной теме

25.12.-28.12.17.

Презентация. Защита проекта

I этап Творческая лаборатория. Историческая справка-1

  • Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Традиции народного костюма складывались веками, бережно сохранялись и передавались из поколения в поколение, оставаясь неиссякаемым источником для творческого вдохновения. Колорит народного костюма, его декоративность, оригинальность и сейчас заставляют нас восхищаться.
  • Принципы композиционного построения народного костюма, четкость форм, линий, продуманная конструкция, взаимосвязь декора с конструкцией и формой, соответствие материала и формы назначению костюма являются для современных специалистов примером дизайнерского подхода к созданию новых образцов. Все эти черты костюма составляют содержание понятия “народные мотивы”. Первое с чего мы начали свою работу, это со сбора информации об истории и культуре народов нашей страны, костюмы народов, которые выбрали для исследовательской работы учащиеся: русский, татарский, башкирский, украинский, бурятский .
  • Откуда и когда взяла свое начало Древняя Русь?
  • На эти вопросы до сих пор нет точных и однозначных ответов, ибо складывание этнической карты нашей страны началось в столь отдаленную эпоху первобытнообщинного строя, когда еще не появилась письменность, а археологические памятники (древние предметы, сооружения, изображения, погребения и т.п.) не дают сведений о языке - важнейшем этническом признаке. Нашими далекими предками были славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. IX век, время становления Древнерусского государства.

I этап Творческая лаборатория. Историческая справка-2

  • Народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?
  • Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.
  • После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство. Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение, головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII — XIX вв. Во второй половине XIX — начале XX в. крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви, а затем уже в изменении самих форм одежды.
  • Общий характер народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа нашей страны.
I этап Творческая лаборатория.  1.На примере русского костюма  Каким же он был, русский национальным костюм? Важною «павой», «душой голубицей»  Издавна так называли девицу.  Девичьи руки в труде и заботе  С ранней поры привыкали к работе:  Ткали и пряли, вязали и шили,  Сеяли, жали и тесто месили.  В трудной работе сгибалась спина...  Но выходила на праздник она  В дивном наряде крестьянской одежды,  Где весь узор о мечте и надежде:  Красным расшиты запон и рубаха  (Черное — скорбь, что на родине свято),  По подолу, как на вспаханном поле,  Ромбы узорной легли полосою;  Символы солнца и знаки земли.  Матери-жизни и птицы любви.  Шею украсили бусы, мониста,  Бисер, кораллы, янтарь золотистый.  Всех драгоценней убор головной –  Жемчугом шитый и битью златой:

I этап Творческая лаборатория. 1.На примере русского костюма

  • Каким же он был, русский национальным костюм?
  • Важною «павой», «душой голубицей» Издавна так называли девицу. Девичьи руки в труде и заботе С ранней поры привыкали к работе: Ткали и пряли, вязали и шили, Сеяли, жали и тесто месили. В трудной работе сгибалась спина... Но выходила на праздник она
  • В дивном наряде крестьянской одежды, Где весь узор о мечте и надежде: Красным расшиты запон и рубаха (Черное — скорбь, что на родине свято), По подолу, как на вспаханном поле, Ромбы узорной легли полосою; Символы солнца и знаки земли. Матери-жизни и птицы любви. Шею украсили бусы, мониста, Бисер, кораллы, янтарь золотистый. Всех драгоценней убор головной – Жемчугом шитый и битью златой:

I этап Творческая лаборатория. 2. На примере русского костюма

  • Это собирательный образ женского костюма.
  • Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир. Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя.
  • Основные виды и формы костюма
  • Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей содержит общие основные черты, причем в мужском костюме больше общности, в женском — различий.
  • Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном — поневы. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. Самые сложные, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигуры, сказочные птицы, деревья), достигавшие в ширину 30 см, располагались по низу изделия. Для каждой части рубахи было свое традиционное орнаментальное решение.

I этап Творческая лаборатория. 3. На примере русского костюма

  • По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно. Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.
  • В одежде Русского Севера от древнерусского костюма сохраняются «епанечки» и душегреи, стеганные на вате, с рукавами. На рис. слева — костюм крестьянки Тверской губернии:сарафан,«епанечка»,парчовая рубаха и нарядный кокошник.
  • По конструкции понева представляет собой три — пять полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для вздержки шнурка (гашника), укрепляемого на талии. Понева могла быть глухой и распашной. Распашные поневы иногда носили «с подтыком подола». В этом случае поневу орнаментировали с изнанки. В поневе женская фигура утрачивала величавую стройность, придаваемую ей сарафаном. В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки — оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего — в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники (рис. слева) «сороки» (рис. справа), разнообразные повязки и венцы.
  • Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.
  •  
II этап.  Эскизы народного костюма в рисунках   Работы обучающихся четвертого класса объединения «путешествие в страну экологию». Раскраски.

II этап. Эскизы народного костюма в рисунках

  • Работы обучающихся четвертого класса объединения «путешествие в страну экологию». Раскраски.
II этап.Анкетирование   Нужно ли нам знать во что одевались наши предки? Для чего? В анкетировании участвовало 56 человек. Вот какие ответы мы получили:  Нам, россиянам, историю русского костюма полезно знать!  Костюм призывает подумать о людях, может рассказать о быте, нравах. История любого костюма вообще, является зеркалом истории человечества. Прикасаясь к этим истокам прикасаешься к духовному источнику, дающему пищу для души.

II этап.Анкетирование

  • Нужно ли нам знать во что одевались наши предки? Для чего?
  • В анкетировании участвовало 56 человек.

Вот какие ответы мы получили:

  • Нам, россиянам, историю русского костюма полезно знать!
  • Костюм призывает подумать о людях, может рассказать о быте, нравах.
  • История любого костюма вообще, является зеркалом истории человечества.
  • Прикасаясь к этим истокам прикасаешься к духовному источнику, дающему пищу для души.

III этап. Заключение

  • Приступая к исследовательской работе «В истории костюма – история народа» мы выдвинули гипотезу о том, что несмотря на то, что традиционный народный костюм давно ушел из повседневного обихода, этнический, фольклорный стиль занимает достойное место в коллекциях Высокой Моды.
  • Иногда он становится ведущим направлением, а порой спокойно стоит в общем ряду модных тенденций.
  • Мы сделали вывод о том, что в русском костюме таится загадочная русская душа. Костюмы в стиле «гжель» или в стиле «дымковской игрушки», или с аппликациями «русская березка, «православный храм» - отражение наших национальных традиций, истинно российские мотивы. Ощущение чистоты и свежести, звон бубенцов летящей по первому снегу тройки… И легкий холодок от радостного предчувствия чего-то необычного.
  • Сегодня такие вещи мы приобретаем не для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень. Россия – как из песни слово. Любите всё то, что называют одним широким словом – Русь. Собранные материалы полностью подтвердили нашу гипотезу. Мы создали выставку своих моделей - работ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!