СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский метод. Проекты.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжаю публиковать работы учащихся. В рамках исследовательского метода. Работы были подготовлены к ученической научной конференции. Конференция проходит в нашей школе каждый год. Ребята выбирают тему, работают с ней. В апреле защищают проект по математике. С проектами по математике работают все учащиеся с 5 по 11 класс. У нас небольшая частная школа, поэтому все вовлечены в проектную деятельность. Работы не редактировала. Это детское творчество)

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский метод. Проекты.»

Вероятность и окружающие предметы

Вероятность и окружающие предметы

Почему на клавиатуре компьютера буквы расположены не в порядке алфавита?

Почему на клавиатуре компьютера буквы расположены не в порядке алфавита?

Гипотеза.  Часто встречающиеся буквы расположены на самых удобных местах клавиатуры, встречающиеся редко – на менее удобных.

Гипотеза.

Часто встречающиеся буквы расположены на самых удобных местах клавиатуры, встречающиеся редко – на менее удобных.

Как подтвердить или опровергнуть эту гипотезу?    Провести исследование!!!

Как подтвердить или опровергнуть эту гипотезу?

Провести исследование!!!

 Программа исследования. Мы взяли страницу текста на русском языке. Вычислили частоту встречаемости различных букв в тексте.

Программа исследования.

  • Мы взяли страницу текста на русском языке.
  • Вычислили частоту встречаемости различных букв в тексте.
Метод.    Мы использовали формулу для вычисления вероятности случайного события .

Метод.

Мы использовали формулу для вычисления вероятности случайного события .

Формула. P (A) - вероятность случайного события A ( от англ. probability – «вероятность» ) A – выбранная наугад буква алфавита (например, буква «а») N  - количество типографических знаков в тексте N (A) – количество выбранных букв в тексте (букв «а»)

Формула.

  • P (A) - вероятность случайного события A ( от англ. probability – «вероятность» )
  • A – выбранная наугад буква алфавита (например, буква «а»)
  • N - количество типографических знаков в тексте
  • N (A) – количество выбранных букв в тексте (букв «а»)
Исследование.  Что выбрать в качестве объекта исследования?..

Исследование.

Что выбрать в качестве объекта исследования?..

… Учебник?  Нецелесообразно использовать в качестве объекта, так как здесь много специальных терминов.

… Учебник?

Нецелесообразно использовать в качестве объекта, так как здесь много специальных терминов.

… Модный журнал?  Нецелесообразно, сленговый язык не подходит для проводимого исследования.

… Модный журнал?

Нецелесообразно, сленговый язык не подходит для проводимого исследования.

… Письма друзей в Контакте?  Нецелесообразно, слишком много орфографических и грамматических ошибок…

… Письма друзей в Контакте?

Нецелесообразно, слишком много орфографических и грамматических ошибок…

 Объектом нашего исследования стал текст классического произведения «Мастер и Маргарита».

Объектом нашего исследования стал текст классического произведения «Мастер и Маргарита».

Ход исследования. Возьмём страницу текста. Подсчитаем вероятность для буквы «о» : N  =  56*38=2128 N(O)  =19 2 P(O)  =19 2 /2128=0,090 Устойчивая частота появления буквы «о» 0,090

Ход исследования.

Возьмём страницу текста. Подсчитаем вероятность для буквы «о» :

  • N = 56*38=2128
  • N(O) =19 2
  • P(O) =19 2 /2128=0,090

Устойчивая частота появления буквы «о»

0,090

Получение и обработка данных. Маша вычисляла частоту гласных букв в тексте.

Получение и обработка данных.

  • Маша

вычисляла

частоту

гласных

букв в тексте.

Ваня, Артём, Андрей подсчитывали частоту согласных букв.
  • Ваня, Артём,

Андрей

подсчитывали

частоту

согласных

букв.

Ваня, Артём, Андрей подсчитывали частоту согласных букв.
  • Ваня, Артём,

Андрей

подсчитывали

частоту

согласных

букв.

Иван считал частоту знаков и пробелов.
  • Иван считал

частоту знаков

и пробелов.

Устойчивая частота появления букв в тексте. Знак Частота пробел 0,175 Знак о е,ё  0, 090 л Частота 0,035 0,072 Знак а к 0,028 0,062 Частота б м и 0,014 0,026 0,062 д г т 0,025 н 0,053 ч п 0,013 0,053 0,023 0,012 с у й я 0,01 0,021 х 0,045 р 0,009 0,04 0,018 в ы ж з 0,038 0,016 ю,ш 0,007 0,006 0,016 ц ь,ъ 0,004 щ 0,014 0,003 э,ф 0,002

Устойчивая частота появления букв в тексте.

Знак

Частота

пробел

0,175

Знак

о

е,ё

0, 090

л

Частота

0,035

0,072

Знак

а

к

0,028

0,062

Частота

б

м

и

0,014

0,026

0,062

д

г

т

0,025

н

0,053

ч

п

0,013

0,053

0,023

0,012

с

у

й

я

0,01

0,021

х

0,045

р

0,009

0,04

0,018

в

ы

ж

з

0,038

0,016

ю,ш

0,007

0,006

0,016

ц

ь,ъ

0,004

щ

0,014

0,003

э,ф

0,002

Устойчивая частота появления букв в тексте.

                                          Устойчивая частота появления букв в тексте.

                                          Результаты исследования. Вероятность того, что наугад выбранная буква алфавита окажется, например, буквой «а», примерно равна 0,062 , а вероятность того, что мы таким же случайным способом выберем букву «э», равна всего 0,002 . Самая часто встречающаяся буква алфавита – «о». Самые редко встречающиеся буквы в тексте - буквы «э» и «ф». Гласные буквы встречаются чаще согласных. Чаще всего в тексте встречается пробел.

                                          Результаты исследования.

                                          • Вероятность того, что наугад выбранная буква алфавита окажется, например, буквой «а», примерно равна 0,062 , а вероятность того, что мы таким же случайным способом выберем букву «э», равна всего 0,002 .
                                          • Самая часто встречающаяся буква алфавита – «о».
                                          • Самые редко встречающиеся буквы в тексте - буквы «э» и «ф».
                                          • Гласные буквы встречаются чаще согласных.
                                          • Чаще всего в тексте встречается пробел.
                                          Вывод.  Буквы с наиболее высокой устойчивой частотой появления в тексте («о», «е», «а», «и», «т», «н») находятся в центре клавиатуры. «Под рукой»!

                                          Вывод.

                                          Буквы с наиболее высокой устойчивой частотой появления в тексте («о», «е», «а», «и», «т», «н») находятся в центре клавиатуры.

                                          «Под рукой»!

                                          Зона ближайшего исследования.  В языке можно обнаружить и другие вероятностные закономерности. Эти закономерности изучает специальная наука – математическая лингвистика.  Можно так же определить наиболее часто встречающиеся слоги («на», «по»). А наиболее часто встречающееся слово?...

                                          Зона ближайшего исследования.

                                          В языке можно обнаружить и другие вероятностные закономерности. Эти закономерности изучает специальная наука – математическая лингвистика.

                                          Можно так же определить наиболее часто встречающиеся слоги («на», «по»).

                                          А наиболее часто встречающееся слово?...

                                          Раскрываем секреты истории.

                                          Раскрываем секреты истории.

                                          Первыми обнаружили устойчивость частоты появления букв в тексте арабские учёные ( I тыс. н.э.). Они использовали это для чтения зашифрованных сообщений. Для хранения и передачи секретных текстов использовались шифры замены.
                                          • Первыми обнаружили устойчивость частоты появления букв в тексте арабские учёные ( I тыс. н.э.).
                                          • Они использовали это для чтения зашифрованных сообщений.
                                          • Для хранения и передачи секретных текстов использовались шифры замены.
                                          Метод шифровки. Чтобы зашифровать сообщение, каждая буква исходного текста заменялась какой-нибудь другой буквой (символом). Одинаковые буквы заменялись одинаковыми символами (разные - разными).

                                          Метод шифровки.

                                          • Чтобы зашифровать сообщение, каждая буква исходного текста заменялась какой-нибудь другой буквой (символом).
                                          • Одинаковые буквы заменялись одинаковыми символами (разные - разными).
                                          Метод дешифровки. Предложен арабским учёным Аль-Кинди в IX в. н.э. Основан на частотных свойствах букв.

                                          Метод дешифровки.

                                          • Предложен арабским учёным Аль-Кинди в IX в. н.э.
                                          • Основан на частотных свойствах букв.
                                          Для чтения шифрованных текстов необходимо:  Для каждого символа шифрованного текста посчитать его частоту. Расположить символы в порядке убывания частоты. Буквы алфавита данного языка расположить в порядке убывания частоты. Заменить символы текста буквами алфавита так: 1-й символ 1-ой буквой, 2-й символ – 2-й буквой и т.д.

                                          Для чтения шифрованных текстов необходимо:

                                          • Для каждого символа шифрованного текста посчитать его частоту.
                                          • Расположить символы в порядке убывания частоты.
                                          • Буквы алфавита данного языка расположить в порядке убывания частоты.
                                          • Заменить символы текста буквами алфавита так: 1-й символ 1-ой буквой, 2-й символ – 2-й буквой и т.д.
                                          Это изобретение очень сильно упростило работу по расшифровке и заставило создателей шифров искать новые пути…

                                          Это изобретение очень сильно упростило работу по расшифровке и заставило создателей шифров искать новые пути…

                                          Исследование провели учащиеся 9-го класса.

                                          Исследование провели учащиеся 9-го класса.


                                          Скачать

                                          Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

                                          Вебинар для учителей

                                          Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!