СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Герб моей семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект "Герб моей семьи"

Просмотр содержимого документа
«проект Панасенко Настя»

XVI научно-практическая конференция

школьников Амурской области

«Человек в современном образовательном пространстве»











ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Герб моей семьи»






Автор:

Панасенко Анастасия, обучающаяся 6 класса

МОАУ «Первомайская СОШ»

Руководители:

Соломонова Т.В, учитель обществознания

МОАУ «Первомайская СОШ»,













с. Первомайское

2018 г.






Оглавление

Разделы

Страницы

I.

Введение

3-4

II.

Основная часть


2.1.

Понятия «герб», «геральдика», история появления герба.


5-6

2.2.

Виды гербов, правила составления гербов.


6-11

2.3.

Создание герба семьи Панасенко.


11-12

2.4.

Анализ социологического опроса одноклассников.


12-13

III.

Заключение

14

IV.

Список литературы

15

V.

Приложения

16- 24
















I. Введение.

На уроках обществознания мы изучали тему «Государственные символы России» и узнали, что ни одно государство мира немыслимо без государственных символов – герба и флага. Каждый человек испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. Олицетворяют родную землю и ее символы. Наше государство имеет свою символику, свои символы имеет и каждый субъект нашей страны. Помимо государственных символов страны и символов субъектов Российской Федерации активно создаётся символика городов, районных центров, поселений. Эта тема меня стала для меня интересной, и я решила узнать о том, как правильно составляются гербы и создать герб семьи Панасенко.

Актуальность исследования.

На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Судьба родителей, предков, их заслуги перед Родиной, подвиги служили примером, как нужно и как не нужно поступать, были предметом особой гордости за свой род. Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своей фамилии, желание стать такими же, как деды. В детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью своих предков. Причем стремление «не огорчить маму», «не опозорить свою фамилию, свой род» является более эффективным сдерживающим началом, нежели любые наказания. А родителям изучение прошлого может рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть у их детей, по какому пути лучше их направить. Поэтому поддерживать интерес людей к своей семье очень важно, чтобы с уверенностью смотреть в будущее. Исследование истории своей семьи способствует духовному росту личности, укреплению семьи и самосознания нации в целом. Кроме того, генеалогические исследования и составление герба семьи - это еще и крайне увлекательный процесс. Создав свой герб сейчас, мы продолжим или начнем историю своей семьи, если она была утрачена или неизвестна нашим родителям.

Гипотеза: нужно ли знать правила и историю геральдики, чтобы создать семейный герб?

Цель проекта – познакомиться с историей и основными правилами составления гербов, создать герб семьи Панасенко.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Узнать, что обозначают понятия «герб», «геральдика», изучить историю появления герба.

2. Познакомиться с языком геральдики, узнать о видах гербов, правилах составления гербов.

3. Создать герб своей семьи.

4. Провести социологический опрос одноклассников о том, знают ли они о семейных гербах и правилах составления.

5. Создать информационный буклет «Как создать герб своей семьи».

6. Оформить результаты в виде презентации и рассказать о них одноклассникам.

Методы исследования:

- изучение литературы;

- работа с Интернет- ресурсами;

- социологический опрос;

- практическая работа.

Продукт проекта – герб семьи Панасенко, информационный буклет, мультимедийная презентация.

Этапы проведения проекта:

- выбор темы исследования;

- составление плана работы;

- выбор возможных источников информации;

- проведение социологического исследования;

- создание герба семьи;

- создание информационного буклета и мультимедийной презентации;

- выступление на уроке обществознания – защита герба;

- презентация проекта на школьной научно-практической конференции;

- оценка результатов работы

Сроки проведения проекта:

Проект является практико-ориентированным, краткосрочным, длительность работы над проектом – 4 недели.











II. Основная часть.

2.1. Понятия «герб», «геральдика», история появления герба.

Герб – это изобразительный опознавательный знак, составленный по определённым правилам, также это отличительный знак государства, города или рода, изображаемый на флагах, монетах и других официальных документах. Наука, изучающая гербы называется – геральдика, она хранит и развивает язык символов.

Древнейшим прообразом герба были тотемические изображения животных, покровителей племени или рода в первобытном обществе. Зачатки герба видят в многочисленных символических изображениях, существовавших у народов древнего мира. Непосредственными предшественниками герба были родовые и семейные знаки собственности («знамена», «рубежи», «метки» у славян, «тамги» у тюрков и монголов и т.п.).

Первыми гербами были эмблемы, постоянно повторявшиеся на монетах, медалях и печатях Древнего мира. Уже в III тыс. до н.э. существовал герб шумерских государств — орёл с львиной головой.

Гербы родов, в близкой к современной форме, появились в Средние века в западной Европе, в Англии и Франции. Первым гербом считается щит с шестью золотыми львами в лазоревом поле, который Жоффруа V Анжуйский получил в 1127 или 1128 году от своего тестя, короля Англии Генриха I по случаю женитьбы на его дочери Матильде, вдове императора Генриха V.

Изначально герб – это атрибут рыцаря, появившийся в Средние века в западной Европе. Он нужен был для внешних различий рыцарей, закованных в доспехи. Герб был отличительным знаком рыцаря и рассказывал о его заслугах. Распространение гербов связано с расцветом боевой техники, прежде всего с появлением шлема, закрывающего лица воинов. Первоначально содержание рисунков на щите рыцарь выбирал произвольно. По мере распространения обычая эмблемы становились наследственными. Со временем гербы стали появляться на монетах, медалях, печатях. Гербы помещались в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, домашней утвари, предметах вооружения, произведениях искусства, рукописях, книгах. Например, змея - в Египте, в Древней Греции - сова в Афинах, крылатый конь в Коринфе. Российский герб - двуглавый орел – это заимствованный Герб Византии.

Предполагается, что слово « герб» пришло в русский язык в XVIXVII вв. В его основе лежит немецкое «ebre», что означает «наследство». Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны. Герб может также указывать на земельные владения. Поэтому он официально утверждается высшей властью. Герб может считаться гербом только тогда, когда он используется на протяжении длительного времени. Так, изображение двуглавого орла в качестве государственного символа России ведёт свой отчёт с XVI века. С этого времени и началась история российского государственного герба.

У дворян в России также имелось право создавать родовой герб, это была дворянская привилегия. Три столетия назад родовые гербы в России были лишь гербами иностранного происхождения. Но в ходе реформ Петра I гербы становятся необходимой принадлежностью дворянина. В конце XVII века были разработаны общие правила их составления и употребления. В 1686 - 1687 годах был составлен сборник первых родовых гербов. Герб, принятый кем-либо (или пожалованный ему), переходил ко всем его потомкам по мужской линии, т.е. от отца к сыновьям, реже к дочерям лишь в виде исключения, обычно в дополнение к передаче фамилии.

Герб семьи, рода – это фамильная символика, веками служившая таким целям. И правильное создание такого символа – это, наверное, самый верный и быстрый способ красиво рассказать о личности его владельца, создать нравственное родовое наследие.

Герб всегда являлся символом достоинства и чести, поэтому надругательство над гербом расценивается как оскорбление его владельца. Это относится и к государственным, и к любым другим гербам.

2.2. Виды гербов, правила составления гербов.

Изучив различную литературу узнала, что все гербы можно разделить на группы: государственные, земельные (городов, областей, губерний, провинций , территорий, входящих в состав государства), корпоративные, родовые, гербы клубов, гербы организаций, воинских подразделений, фирмы, герб родовой и т.д.

Герб, обычно, состоит из следующих элементов:

- геральдического щита;

- геральдического шлема;

- намёта (шлемового покрывала, изорванного в клочья; обычно имеет верхнюю сторону в цвет главной финифти герба, а подкладку — в цвет главного металла);

- короны;

- нашлемника;

- щитодержателей (изображения людей, аллегорических фигур или «геральдических зверей», стоящих на задних лапах);

- мантии;

- девиза.

Гербы различаются по следующим рангам:

- герб большой — со всеми элементами;

- герб средний — основные элементы;

- герб малый — только щит или щит с короной.

Самая главная часть герба - геральдический щит – основа герба. Можно выделить девять основных форм геральдических щитов: немецкий, английский, испанский, французский, итальянский, польский, ромбический, круглый, квадратный. Самым удобным с точки зрения свободного места является французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной. Он представляет собой прямоугольник с основанием, равным 8/9 высоты, с выступающим в средней нижней части остриём и закруглёнными нижними углами.

Поле щита может быть поделено на части - одноцветным или поделенным на сектора разных цветов. Каждый цвет имеет определенное значение:

- Белый - благородство, откровенность, чистота и правдивость, невинность.

- Золотой или желтый - могущество, богатство и христианские добродетели: вера, справедливость, милосердие, самостоятельность, верность, постоянство.

- Чёрный - постоянство и мудрость, ученость, печаль.

- Голубой или синий - красота, величие, верность, честность, доверие, движение вперед и надежда на лучшее.

- Зелёный - изобилие, радость, свобода, надежда.

- Красный - любовь, мужество, смелость, храбрость, неустрашимость.

- Бордовый- могущество.

Если выбирается поле, разделенное на две части, то можно посвятить одну часть отцовской ветви рода относительно ребенка, а вторую – материнской.

Над щитом помещается шлем и нашлемник. Форма геральдического шлема менялась со временем, в зависимости от моды и усовершенствования доспехов. Золотой шлем с решётчатым забралом, повёрнутый прямо - для гербов суверенов и принцев королевской крови. Серебряный шлем с золотым решётчатым забралом, повёрнутый вправо - для пэров. Серебряный шлем с поднятым забралом, повёрнутый прямо - для баронетов и рыцарей. Серебряный турнирный шлем, повёрнутый вправо - для эсквайров и джентльменов. Постепенно были выработаны правила, по которым шлем изображался в соответствии с титулом, достоинством или званием владельца герба.

Нашлемник (навершие, клейнод) - укрепленное на верхушке шлема украшение. Этот элемент получил развитие во время рыцарских турниров. Он служил дополнительным опознавательным знаком, по которому можно было узнавать рыцаря в общей свалке турнирного побоища, так как издали эту фигуру было видно лучше, чем герб, изображённый на щите. Навершия делались из лёгкого дерева, кожи и папье-маше, но со временем их стали изготовлять и из более ценных материалов. Непременной частью герба навершия стали не сразу. В Англии герольды в XVI веке узаконили этот элемент, чтобы иметь возможность взимать за него дополнительную плату. В настоящее время навершие автоматически включается в новые гербы. Шлем и навершие должны быть повёрнуты в одну сторону. Само навершие представляет собой повторение главной фигуры герба, но часто может быть отдельным, самостоятельным знаком. Многие старинные гербы не имеют навершия, так как они были утверждены до того, как навершия вошли в моду. Навершия должны соответствовать по раскраске гербовому щиту.

Главные типы наверший следующие:

- Рога;

- Крылья;

- Перья и флаги;

- Естественные фигуры (человека или животных);

- Искусственные фигуры;

- Щитовые доски;

-Головные уборы.

Навершие укрепляется на шлеме обычно вместе с бурлетом.

Бурлетом (wreath, torse) называется предмет, похожий на жгут (венок) из разноцветной ткани, который надевается на шлем и обычно является переходным звеном от шлема к навершию. Так же, как и намёт, бурлет должен быть окрашен в основные цвета герба, причем первый виток должен быть металлическим, второй - финифтяным и далее в такой же последовательности. Обычно бурлет состоит из шести витков. 

Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе указывает на титул обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, и любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией. Можно выделить следующие типы геральдических корон: императорские, королевские и княжеские короны, которые изображаются в гербах монархов и в государственных гербах (а также в гербах административных областей), символизируя суверенитет; короны маркизов, графов, виконтов, баронов; дворянские диадемы; тиары, митры и шляпы духовенства; стенные короны, составленные из крепостных башен и стен, помещаемые в городских гербах.
Обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке. Шлемы с коронами носили во время турниров, особенно в Германии, где увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Использование короны для украшения щита и в качестве гербовой фигуры пришло, вероятно, от монет - при французском короле Филиппе VI начали чеканить монеты, на обратной стороне которых изображалась корона. Тогда только короли помещали короны в свои гербы, но с развитием феодализма даже самые мелкие феодалы начали носить короны и украшать ими гербы. Очень часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. В настоящее время геральдическая корона - это знак определенного достоинства и символ собственных прав (самоуправления - в случае с муниципалитетами, государственной власти - в случае с субъектами Федерации). 

Намёт (lambrequin, mantling), напоминающий целый или изорванный плащ, изображается в виде прикреплённой к шлему материи. Внешняя и внутренняя поверхности намёта должны быть окрашены переменно финифтью и металлом, причем в современной геральдике принято окрашивать поверхность намёта главным цветом щита, а изнанку (подбой) - главным металлом щита.

Таким образом, принципы классической геральдики не будут нарушены, если: 
а) поверхность намёта будет металлической, а подбой - финифтяным;
б) расцветка намёта не будет соответствовать расцветке гербового щита.

Намёт может быть раскрашен с использованием мехов. Иногда намёт покрывается щитовыми фигурами, вышитыми на его поверхности, а иногда поверхность намёта усеивается мелкими негеральдическими фигурами, например, липовыми листьями, звездами, сердцами и т.д.

Если в гербе используются два, три и более шлемов, у каждого из них должен быть персональный намёт. Намёт может быть раскрашен не в два, а в четыре цвета (особенно, когда щит составлен из двух гербов). В этом случае правая сторона намёта окрашивается в цвета более почетной части герба - правой, а левая - в цвета левой части герба.
Можно выделить следующие типы шлемового намёта: целый, с ровным или вырезанным краем, намёт с ровным краем, намёт с вырезанным краем, намёт в виде узких длинных полос материи, намёт в виде растительного орнамента, в виде мантии.

Щитодержателями называются фигуры, расположенные по сторонам щита и поддерживающие его. Как правило, это те же геральдические животные - львы, орлы, грифоны, единороги, или человеческие фигуры - дикари с дубинами, ангелы или воины. Впрочем, щитодержатели могут быть взяты не из классической геральдики, а выступать самостоятельными символами чего-либо. Например, во множестве государственных гербов относительно молодых стран Африки, Азии и Америки щитодержателями являются наиболее характерные представители местной фауны - кенгуру, страус (Австралия), антилопы, тигры, зебры. Выбор щитодержателей для герба не ограничивается каким-либо специальным правилом геральдики, хотя в российской геральдике принято, что щитодержателей могут иметь только представители высшей аристократии. В западной геральдике в отношении щитодержателей действует тот же принцип, что и в отношении девизов - они могут меняться по желанию владельца герба.

Основанием герба (подножие) называется платформа, на которой стоят щитодержатели и на которой располагается весь герб в целом. Это может быть холм или лужайка, как на гербе Великобритании, льдина, как на гербе Исландии, резная плита, как на гербах Греции и Швеции, горы, как на гербе Малави, или остров в море, как на гербе Мальты. Основанием может быть и причудливо изогнутая ветка, похожая на деталь чугунной решётки, как на гербе князей Барклай-де-Толли - Веймарн. Основание не является обязательным элементом герба, им часто служит девизная лента. Щитодержатели всегда должны стоять на основании, какой-бы формы оно ни было. Исключением являются только щитодержатели, парящие в воздухе, то есть летящие ангелы.

Девиз - краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Иногда девизы размещаются в гербе без ленты, если щит круглый, девиз обычно пишется вокруг щита. Очевидно, основой для девиза первоначально мог служить рыцарский боевой клич означающий "Кром (старый родовой замок) навсегда!", но девизом может быть короткое высказывание, напоминающее о каком-то важном историческом событии. или выражающее кредо владельца герба. Текст девиза может быть зашифрован и понятен только посвящённым. В западной геральдике было принято писать девизы на латыни, хотя это правило не обязательно. Смысл некоторых старинных девизов вообще невозможно понять - либо история не сохранила данных о событиях, о которых говорил девиз, либо в силу различных обстоятельств фраза искажалась, в неё вкрадывались ошибки. Девиз не является обязательной и постоянной частью герба, поэтому владелец может изменять его по своему желанию. При составлении новых гербов девиз всегда включается в их конструкцию. В государственных монархических гербах девиз иногда помещается на сени - шатре, располагающемся над мантией. Цвета ленты и букв должны соответствовать основным цветам и металлам герба. Вот пример геральдического девиза:
"С нами Бог" - государственный девиз Российской империи.
Девизная лента, как правило, расположена внизу герба, под основанием или на его фоне.

На поле щита изображаются различные символы или фигуры. Каждый символ или фигура имеет определенное значение. Геральдических фигур около двухсот видов.

Главные восемь фигур:

- глава, оконечность, пояс, перевязь, столб, стропило, крест и кайма.

Негеральдические фигуры:

- естественные (изображения живых существ, небесных светил и стихий);

- искусственные (изображения самых различных предметов, созданных человеком);

- легендарные (изображения существ, не имеющихся в природе).

Таким образом, изучив материал о правилах составления гербов, выяснила, что они составляются по определенным критериям, каждый элемент герба имеет определенное значение. В настоящее время многие гербы составляются лишь по некоторым правилам геральдики.

2.3. Создание герба семьи Панасенко.

Изучив специальную литературу о гербах и геральдике, узнав обозначение символов, я решила предложить членам моей семьи совместно создать фамильный герб. Герб семьи – это фамильная символика, нравственное родовое наследие. На нём обычно изображается то, чем гордится семья, её достижения и успехи, семейные традиции. Семейный герб должен рассказать обо всех членах нашей семьи. На нём нужно изобразить только самое нужное, самое главное! К тому же мы решили, что будем передавать герб из поколения в поколение! При работе над составлением герба, мы рассмотрели особенности членов нашей семьи, их характер, увлечения.

Мы решили, что герб по рангу будет малым, состоять из щита и короны. Выбрали французскую форму щита, так как самым удобным, по нашему мнению, с точки зрения свободного места является французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной. Он представляет собой прямоугольник с основанием, с выступающим в средней нижней части остриём и закруглёнными нижними углами. С формой было всё понятно. Но в какой цвет красить поле герба? Здесь же тоже существуют свои правила.

Символическое значение каждого цвета мне очень понравились, и казалось нашей семье подходят все семь цветов. Мы решили, что каждому члену семьи будет соответствовать свой определенный цвет. Для этого разделили щит на четыре части. Для себя я выбрала белый цвет, что означает благородство, откровенность, чистота и правдивость. Для брата – красный - цвет мужества, смелости, храбрости и неустрашимости. Для мамы – синий - верность, честность, доверие, движение вперед и надежда на лучшее. Для бабушки - золотой или желтый - богатство и христианские добродетели: вера, справедливость, милосердие, самостоятельность, верность, постоянство. Выбор цветов был не случаен, каждый цвет соответствовал характеру и качествам личности членов нашей семьи.

В каждую часть щита мы поместили негеральдические символы. Для брата символом выбрали меч. Меч означает силу и мужество, защиту. Символ связан с тем, что Иван единственный мужчина в нашей семье, он занимается спортом, силен и храбр. Для мамы, Натальи Витальевны символом стала роза - любовь, красота, радость, гордость, тайна. Для бабушки, Надежды Ильиничны выбор символа стал не случаен. Мы выбрали пчелу - трудолюбие, экономность, порядок,  общительность, чуткость, сдержанность, скромность. Для себя я выбрала ласточку – это вестник добра,
верность в дружбе, ласточка под крышей - символ домашнего уюта.

Над щитом поместили корону, форма короны - античная. Корона выполняет чисто декоративную функцию, знак определенного достоинства нашей семьи. Снизу щита расположена лента, на которой написан краткий девиз семьи - «Семья – опора счастья».

Из источников Интернет я узнала, что в России сегодня владельцем герба может стать любое предприятие, учреждение, или любой человек или семья. Дается оно только тому, кто является собственником знака. Для этого необходимо разработать проект и узаконить свое право на него. Чтобы не нарушать действующего права, необходимо тщательно сравнить свой герб семьи, образцы других фамильных знаков и общий каталог, в котором собраны все существующие родовые и государственные символы.

Фамильный герб можно зарегистрировать. При желании нужно обратиться в специальную инстанцию, имея при себе необходимый пакет документов, закрепляющий право за вами на данный герб, который может передаваться из поколения в поколение вашей семьи.

2.4. Анализ социологического опроса одноклассников.

Узнав много нового о гербах и создав герб своей семьи, мне стало интересно, что по этому поводу думают мои одноклассники. Я провела опрос.

Проведение опроса обучающихся 6 класса

(опрос проведен у одноклассников в количестве 12 человек)

Проанализировав результаты опроса, я убедилась в том, что мои одноклассники знают, что такое семейный герб, практически у всех он отсутствует, но ребята хотели бы его создать, правила по которым создаются гербы, знает лишь небольшая часть класса. Поэтому я решила создать буклет, где разместила инструкцию, которая поможет при составлении семейного герба.

Инструкция:

1. Возможно, Вам не придется придумывать рисунки герба семьи самостоятельно. Если у Вас есть возможность, исследуйте свое генеалогическое дерево. Вполне вероятно, что у Вас были знатные предки в роду, которые уже имели фамильный герб.

2. Если Вы не хотите следовать геральдическим канонам, используйте вместо щита в качестве основания рисунка любой понравившейся Вам предмет – дерево, машину, туристический рюкзак, геометрическую фигуру, солнце. Предварительно решите вместе с Вашими близкими, какие символы станут знаковыми в Вашем роду. Это могут быть заглавные буквы имен супругов, роспись, первые буквы фамилий. В тех же целях можно использовать знак, обозначающий род Вашей деятельности, животный тотем, знак зодиака.

3. Прежде чем раскрашивать герб, поинтересуйтесь, что символизирует каждый цвет. Это достаточно важная деталь в геральдике, так как один и тот же символ, нарисованный разными красками, может обозначать совершенно противоположные вещи.

4. Часто картинки герба семьи изображают вместе с родовым девизом. Нужно использовать только те изречения, которые взаимосвязаны с владельцем – это могут быть его цитаты, жизненные принципы или позаимствованные афоризмы. 

5. Семейный герб – это символ Вашей семьи, не стоит относиться к нему пренебрежительно!

















III. Заключение.

Подводя итог данной работы, можно сказать, что поставленная цель - познакомиться с историей и основными правилами составления гербов, и создать герб семьи Панасенко выполнена, в полном объеме решены задачи.

Гипотеза: нужно ли знать правила и историю геральдики, чтобы создать семейный герб, доказана. Я считаю, что при составлении семейного герба необходимо знать геральдические каноны, в таком случае он может использоваться многими поколениями семьи.

Во время работы над проектом я узнала много нового и интересного о своих родственниках и очень горжусь тем, что я родилась в этой семье. Возможно, в дальнейшем я узнаю новые интересные факты о своей семье и тогда у меня будет возможность внести изменения в наш семейный герб. И вот теперь зная, что герб - это символ нашей семьи, мы его будем передавать и хранить.

Также во время работы над проектом я получила опыт работы с научной литературой, Интернет-ресурсами, изучила дополнительный материал к урокам обществознания, развивала творческие способности в изобразительном искусстве, получаю опыт выступления перед аудиторией. По окончании работы над проектом оценю результаты своей работы.
























IV. Список литературы

1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 5 класс.

2.Слейтер, С.Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. – 2-е издание, перераб. и допол. – М.: Эксмо, 2005. – 264 с.: ил.

3. Щелоков, А.А.Увлекательная геральдика/А. А. Щелоков. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.: ил.

4. Интернет – ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://heraldry.su/

http://geraldika66.ru/































Приложение

1

Основные части герба

Средний герб

Большой герб

Малый герб

Герб Российской Федерации

(малый)

Герб Амурской области

(малый)

Герб Тындинского района

(малый)




2

Формы щитов


3

Деление щита на части





4

Виды нашлемников и бурлет

Простые рога

Открытые рога

Олений рог

Утыканные рога

Рога с фигурой

Рожок

Простые крылья

Крылья с крестом

Раскрытые крылья

Усеянные крылья

Павлинье перо


Павлиньи перья


Страусовые перья

Перья в колчане




Флажки


Мавр


Лев


Голова собаки

Лапа


Шапка 

Бурлет, надетый на шлем.













5

Виды корон на гербах



 











6

Виды наметов

Целый намёт

Намёт с ровным краем

Намёт с вырезанным краем

Намёт в виде растительного орнамента



Намёт в виде узких длинных полос материи (XV век)

Мантия 














7

Геральдические фигуры на изображениях гербов




Негеральдические символы на гербах






Негеральдические символы на гербах

Аист

внимательное и душевное отношение к детям, 
почтительность к родителя, 
склонность к путешествиям, паломничеству

Бык

выносливость,сила, работоспособность, неутомимость, трудолюбие, 
прилежание, добросовестность, 
неустрашимость, непоколебимость.

Десница

защита, власть, благословение,
достоинство, авторитет, почет,
созидание, мастерство.

Дуб

твердость в вере и в добродетеле,
плодородие, благородство.

Единорог

осторожность, осмотрительность, благоразумие,
чистота, непорочность, 
строгость, суровость.

Факел

стремление к знаниям, желание творить, 
преемственность традиций, 
поиск практической достоверности", истины.

Голубь

мягкость характера, доброта, кротость, нежность, 
мир, покой — с оливковой ветвью.

Грифон

могущество, власть, бдительность, 
быстрота и сила.

Журавль

летящий журавль - символ высокой цели, 
журавль с камнем в поднятой лапе - символ бдительности.

Кабан

неустрашимая воинственность, 
сочетание свирепости и смелости.

Кадуцей

символ торговля и дипломатии, 
красноречие и рассудительность.

Конь

стремительность и неутомимость, 
бесстрашие и воинская слава.

Копье

мужское начало, дающую жизнь силу, 
воинская доблесть,
целеустремленность. 
Атрибут воинов и охотников.

Кошка

плодовитость и веселье, 
сверхъестественная живучесть, 

хранительница супружеского союза.

Крылья

одухотворенность, интеллект, вдохновение,
скорость, превосходство, свобода.

Ласточка

вестник добра, счастья, надежды,
верность в дружбе, ласточка под крышей - символ домашнего уюта.

Лебедь

гордое одиночество, непорочность, чистота отношений, верная и чистая любовь, пара лебедей - верность и неразлучность.

Лев

власть, сила, великодушие, храбрость,
справедливость, закон.

Леопард

стойкость, смелость и отвага в бою,
власть, доблесть и свирепость.

Меч

защита, неприкосновенность святынь, геройство, рыцарство, храбрость, мужество, отвага,
справедливость,  достоинство, присяга.

Медведь

добродушие, предусмотрительность, стойкость,
богатырская сила,материнская нежность,
в русской традиции медведь олицетворяет царя зверей, что на языке соревнований означает удачу и победу.

Олень

благородный воин, сильный идейной убежденностью,
высокие моральные качества,
изящество и умеренность.

Орел

уверенное поведение, прозорливость,
синоним прославленного человека, героя, патриота,
власть, независимость.

Овца

доброта и беззащитность,
символ кротости и сельской жизни.

Пчела

трудолюбие, экономность, порядок, 
общительность,
чуткость, сдержанность, скромность.

Пеликан

символ самоотверженной родительской любви,
бескорыстие, самопожертвование,
милосердие и кротость.

Петух

верный стражник,
символ боя, мужской принцип, активность, смелость, удаль,

Роза

красота, совершенство, изящество,
радость, любовь, чувственность, гордость,
тайна.

Руки

соединение рук - союз, брак, дружба, рука с мечом - верность воинскому долгу,  рука в латной перчатке - человек, готовый к военному делу, рука, возникающая из облака - божественную силу и приносит благо и величие, 
руки, вложенные в другие - обет службы, правой рукой дают обет по жизненно важным вопросам.

Сокол

солнечный символ победы, 
свобода и надежда для тех, кто в оковах.

Собака

верность, бдительность,охрана домашнего очага,
предупреждение об опасности.

Сова

проницательность, пророческий дар, ясновидение, предвидение,мудрость, эрудиция,
рациональное мировосприятие, рассудительность.

Свеча

материальный образ молитвы,
бескорыстное служение делу,
созидание и освобождение.

Виноград

жизненная сила и жизнерадостность,
привязанность к месту рождения,
плодородие,  изобилие.

Ворон

предусмотрительность и долголетие,
мудрость, способность предвидения,
хитрость, ловкость.

Змея

вернувшаяся кольцом — символ здоровья,
держащая во рту хвост— символ бессмертия, мудрость и предосторожность.

Яйцо

жизненная сила, плодовитость и возрождение,
надежда и новая жизнь.




25


Просмотр содержимого презентации
«Герб моей семьи - Панасенко Анастасия»

XVI научно-практическая конференция школьников  Амурской области  «Человек в современном образовательном пространстве»       ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Герб моей семьи»     Автор: Панасенко Анастасия, обучающаяся 6 класса МОАУ «Первомайская СОШ» Руководители: Соломонова Т.В, учитель обществознания  МОАУ «Первомайская СОШ»,

XVI научно-практическая конференция школьников Амурской области «Человек в современном образовательном пространстве»  

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Герб моей семьи»

Автор:

Панасенко Анастасия, обучающаяся 6 класса

МОАУ «Первомайская СОШ»

Руководители:

Соломонова Т.В, учитель обществознания

МОАУ «Первомайская СОШ»,

На уроках обществознания мы изучали тему «Государственные символы России» и узнали, что ни одно государство мира немыслимо без государственных символов – герба и флага. Наше государство имеет свою символику, свои символы имеет и каждый субъект нашей страны. Эта тема меня стала для меня интересной, и я решила узнать о том, как правильно составляются гербы и создать герб семьи Панасенко.

На уроках обществознания мы изучали тему «Государственные символы России» и узнали, что ни одно государство мира немыслимо без государственных символов – герба и флага. Наше государство имеет свою символику, свои символы имеет и каждый субъект нашей страны. Эта тема меня стала для меня интересной, и я решила узнать о том, как правильно составляются гербы и создать герб семьи Панасенко.

Актуальность исследования.    На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Создав свой герб сейчас, мы продолжим или начнём историю своей семьи, если она была утрачена или неизвестна нашим родителям

Актуальность исследования.

На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Создав свой герб сейчас, мы продолжим или начнём историю своей семьи, если она была утрачена или неизвестна нашим родителям

Гипотеза: нужно ли знать правила и историю геральдики, чтобы создать семейный герб?  Цель проекта – познакомиться с историей и основными правилами составления гербов, создать герб семьи Панасенко.  Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Узнать, что обозначают понятия «герб», «геральдика», изучить историю появления герба. 2. Познакомиться с языком геральдики, узнать о видах гербов, правилах составления гербов. 3. Создать герб своей семьи. 4. Провести социологический опрос одноклассников о том, знают ли они о семейных гербах и правилах составления. 5. Создать информационный буклет «Как создать герб своей семьи». 6. Оформить результаты в виде презентации и рассказать о них одноклассникам.  Продукт проекта – герб семьи Панасенко, информационный буклет, мультимедийная презентация.

Гипотеза: нужно ли знать правила и историю геральдики, чтобы создать семейный герб?

Цель проекта – познакомиться с историей и основными правилами составления гербов, создать герб семьи Панасенко.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Узнать, что обозначают понятия «герб», «геральдика», изучить историю появления герба.

2. Познакомиться с языком геральдики, узнать о видах гербов, правилах составления гербов.

3. Создать герб своей семьи.

4. Провести социологический опрос одноклассников о том, знают ли они о семейных гербах и правилах составления.

5. Создать информационный буклет «Как создать герб своей семьи».

6. Оформить результаты в виде презентации и рассказать о них одноклассникам.

Продукт проекта герб семьи Панасенко, информационный буклет, мультимедийная презентация.

Этапы проведения проекта: - выбор темы исследования; - составление плана работы; - выбор возможных источников информации; - проведение социологического исследования; - создание герба семьи; - создание информационного буклета и мультимедийной презентации; - выступление на уроке обществознания – защита герба; - презентация проекта на научно-практической конференции; - оценка результатов работы

Этапы проведения проекта:

- выбор темы исследования;

- составление плана работы;

- выбор возможных источников информации;

- проведение социологического исследования;

- создание герба семьи;

- создание информационного буклета и мультимедийной презентации;

- выступление на уроке обществознания – защита герба;

- презентация проекта на научно-практической конференции;

- оценка результатов работы

Герб – это изобразительный опознавательный знак, составленный по определённым правилам. Наука, изучающая гербы называется – геральдика.   Средний герб Большой герб Малый герб Герб России (малый) Герб Амурской области (малый) Герб Тындинского района (малый)

Герб – это изобразительный опознавательный знак, составленный по определённым правилам. Наука, изучающая гербы называется – геральдика.

Средний герб

Большой герб

Малый герб

Герб России (малый)

Герб Амурской области (малый)

Герб Тындинского района (малый)

Первые Гербы возникли у народов Древнего мира  Герб Древнего Египта

Первые Гербы возникли у народов Древнего мира

Герб Древнего Египта

Изначально герб – это атрибут рыцаря. Он нужен был для внешних различий рыцарей, закованных в доспехи. Герб рассказывал о его заслугах.

Изначально герб – это атрибут рыцаря. Он нужен был для внешних различий рыцарей, закованных в доспехи. Герб рассказывал о его заслугах.

Со временем гербы стали появляться на монетах, медалях.

Со временем гербы стали появляться

на монетах, медалях.

Дворянские гербы знаменитых людей России.

Дворянские гербы знаменитых людей России.

Деление гербов на группы Земельный герб Архангельской области Земельный герб Хабаровского края  Герб организации ООН

Деление гербов на группы

Земельный герб Архангельской области

Земельный герб Хабаровского края

Герб организации ООН

Основные части герба

Основные части герба

Гербы различают по следующим рангам:  Средний герб Большой герб Малый герб Герб России (малый) Герб Амурской области (малый) Герб Тындинского района (малый)

Гербы различают по следующим рангам:

Средний герб

Большой герб

Малый герб

Герб России (малый)

Герб Амурской области (малый)

Герб Тындинского района (малый)

Самая главная часть герба - геральдический щит – основа герба.

Самая главная часть герба - геральдический щит – основа герба.

Поле щита может быть поделено на части.

Поле щита может быть поделено на части.

Над щитом помещается шлем и нашлемник. Постепенно были выработаны правила, по которым шлем изображался в соответствии с титулом, достоинством или званием владельца герба. Виды шлемов  Виды нашлемников (наверший) Павлинье перо Рога с фигурой Простые рога

Над щитом помещается шлем и нашлемник. Постепенно были выработаны правила, по которым шлем изображался в соответствии с титулом, достоинством или званием владельца герба.

Виды шлемов

Виды нашлемников (наверший)

Павлинье перо

Рога с фигурой

Простые рога

Бурлетом называется предмет, похожий на жгут (венок) из разноцветной ткани, который надевается на шлем и обычно является переходным звеном от шлема к навершию.   Бурлет, надетый на шлем .

Бурлетом называется предмет, похожий на жгут (венок) из разноцветной ткани, который надевается на шлем и обычно является переходным звеном от шлема к навершию.

Бурлет, надетый на шлем .

Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе указывает на титул обладателя герба. В настоящее время короны выполняет чисто декоративную, это знак определённого достоинства и символ собственных   ВИДЫ КОРОН

Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе указывает на титул обладателя герба. В настоящее время короны выполняет чисто декоративную, это знак определённого достоинства и символ собственных

ВИДЫ КОРОН

Виды наметов  Целый намёт Намёт с ровным краем   Намёт с вырезанным краем Намёт в виде растительного орнамента Намёт в виде узких длинных полос материи

Виды наметов

Целый намёт

Намёт с ровным краем

Намёт с вырезанным краем

Намёт в виде растительного орнамента

Намёт в виде узких длинных полос материи

Щитодержателями называются фигуры, расположенные по сторонам щита и поддерживающие его. Это - львы, орлы, грифоны, единороги, или человеческие фигуры.  Основанием  герба (подножие) называется платформа, на которой стоят щитодержатели и на которой располагается весь герб в целом.

Щитодержателями называются фигуры, расположенные по сторонам щита и поддерживающие его. Это - львы, орлы, грифоны, единороги, или человеческие фигуры.

Основанием герба (подножие) называется платформа, на которой стоят щитодержатели и на которой располагается весь герб в целом.

Девиз - краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Девиз не является обязательной и постоянной частью герба, поэтому владелец может изменять его по своему желанию

Девиз - краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Девиз не является обязательной и постоянной частью герба, поэтому владелец может изменять его по своему желанию

На поле щита изображаются различные символы или фигуры. Каждый символ или фигура имеет определенное значение. Геральдических фигур около двухсот видов.  Негеральдических фигур огромное множество   Геральдические символы на гербах Негеральдические символы на гербах

На поле щита изображаются различные символы или фигуры. Каждый символ или фигура имеет определенное значение. Геральдических фигур около двухсот видов. Негеральдических фигур огромное множество

Геральдические символы

на гербах

Негеральдические символы на гербах

Герб семьи Панасенко  Корона Роза Пчела Щит Меч Ласточка Девиз

Герб семьи Панасенко

Корона

Роза

Пчела

Щит

Меч

Ласточка

Девиз

Результаты опроса одноклассников. Проведение опроса обучающихся 6 класса  (опрос проведен у одноклассников в количестве 12 человек)

Результаты опроса одноклассников.

Проведение опроса обучающихся 6 класса

(опрос проведен у одноклассников в количестве 12 человек)

Заключение

Подводя итог данной работы, можно сказать, что поставленная цель - познакомиться с историей и основными правилами составления гербов, и создать герб семьи Панасенко выполнена, в полном объеме решены задачи.

Гипотеза: нужно ли знать правила и историю геральдики, чтобы создать семейный герб, доказана. Я считаю, что при составлении семейного герба необходимо знать геральдические каноны, в таком случае он может использоваться многими поколениями семьи.

Во время работы над проектом я узнала много нового и интересного о своих родственниках и очень горжусь тем, что я родилась в этой семье. Возможно, в дальнейшем я узнаю новые интересные факты о своей семье и тогда у меня будет возможность внести изменения в наш семейный герб. И вот теперь зная, что герб - это символ нашей семьи, мы его будем передавать и хранить.

Также во время работы над проектом я получила опыт работы с научной литературой, Интернет-ресурсами, изучила дополнительный материал к урокам обществознания, развивала творческие способности в изобразительном искусстве, получаю опыт выступления перед аудиторией. По окончании работы над проектом оценю результаты своей работы.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!