МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГРАМОТНЫМ БЫТЬ МОДНО!
Исследовательский проект
Выполнила работу:
ученица 5 класса
Макарова Марина
Руководитель:
Атанасова О. И.
учитель
русского языка
и литературы
с. Эдиссия
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………с. 2 – 5
Письменность и литература Древней Руси………………………...с. 5 –8
Становление письменности…………………………………………..с. 8 - 9
Почему надо быть грамотным?............................................................с. 9 - 12
Выводы………………………………………………………………....с. 12 - 13
Литература……………………………………………………………..с.14
Введение
В настоящее время остро встаёт проблема грамотности. К сожалению, уже не редкость, когда дикторы центральных каналов телевидения делают ошибки в словах, а страницы газет, в том числе, и центральных, пестрят грамматическими ошибками.
Задача каждого, кто считает себя носителем языка, - осваивать его самостоятельно и пользоваться богатством языка в полной мере.
Я знаю, что многие дети не любят учить правила. Часто на уроке русского языка можно услышать от учеников: «И кто придумал эти правила? И откуда они взялись?»
Мне стало интересно: «Откуда пришли правила?» Я провела опрос среди своих одноклассников, спросив у них: «Для чего нам нужны правила?», «Учите ли вы правила?», «Грамотным быть модно?» «Что нужно сделать, чтобы стать грамотным человеком?», «В чём бы вы хотели быть грамотным?». Оказалось, что некоторые мои друзья не смогли ответить на первый вопрос, да и правила не все учат, а вот ответ на последние вопросы некоторых почему-то поставил в тупик. И я решила провести своё исследование.
(слайд 2)
Я задумалась, если учить правила и читать больше полезных книг (классическую художественную литературу, энциклопедии, словари, справочники и другую подобную литературу), то можно ли стать образованным и грамотным человеком, а значит, открыть дорогу к образованию и постижению общекультурных ценностей.
Цель проекта - выявление и развитие потенциала грамотного отношения к жизни обучающихся нашей школы.
(слайд 3 - 4)
Задачи проекта:
Иметь представление в развитии письма и грамотности людей Древней Руси;
Изучить историю правописания русской письменности;
Провести опрос среди одноклассников; принять участие в акции «Всероссийский словарный диктант» среди учащихся с целью выявления самого грамотного ученика в школе.
Провести беседу с одноклассниками о пользе изучения правил русского языка.
Создать творческую команду неравнодушных учеников из класса, готовых оказывать поддержку всем желающим грамотно жить и говорить на русском и иностранных языках.
Привлечь к участию в проекте учащихся и учителей школы.
(слайд 5)
Методы исследования:
социологический опрос реди учащихся школы, чтобы узнать, как они считают, для чего нужно знать правила по русскому языку, и учат ли они их;
проанализировать результаты опроса;
собрать и обобщить информацию по теме.
Быть грамотным и начитанным было модно и востребовано всегда. Но, к сожалению, этот тренд обошел XXI век стороной. Настало время техники. Отныне она решает за нас практически все. А зачем, собственно говоря, нужно думать, если всё может проверить интернет? Интернет погряз в дебрях орфографических ошибок, люди перестали его использовать в учебных целях. Что же делает человечество? Смотрит видео милых котят в сети в то время, когда доступна целая онлайн-библиотека! Когда-то СССР был самым читающим государством в мире! Куда делась жажда знаний? Ответ прост: избыток информации погубил тягу к ней!
Слово человека красит... Грамотное владение русским языком важно для любого человека, проживающего на территории Российской Федерации.
По тому, как человек говорит, о нем составляют мнение. С грамотным человеком приятнее общаться и сотрудничать. Красивый и чистый русский язык является «мостом дружбы и взаимопонимания» различных культур.
Знание родного языка позволяет человеку понять и принять собственные исторические корни, а владение иностранными языками помогает открыть и узнать мир.
(слайд 6)
Работа над проектом состоит из следующих этапов:
1 этап
На первом этапе проекта при помощи социального опросая определила, кого считают грамотным в нашей школе. Исходя из этих данных, мы выстроили примерный маршрут грамотного человека (в чём хотят быть грамотными современные школьники).
2 этап
На втором этапе проекта мною был произведен замер грамотности учащихся нашей школы при помощи устных и письменных тестов. Исходя из этих данных, я попробовала составить схематичный речевой портрет современного школьника.
3 этап
На третьем этапе проекта я провела информационную минутку на уроках русского языка и литературы о грамотности. Там я рассказывала интересные факты о языке, о словарях.
(слайд 7)
Планируемые результаты проекта:
объединение детей разных классов и появление заинтересованности в саморазвитии и самосовершенствовании;
улучшение взаимоотношений среди обучающихся разных классов;
повышение уровня грамотности среди участников проекта;
улучшение грамотности речи, увеличение словарного запаса участников проекта.
Письменность и грамотность Древней Руси
Сохранилось предание, что первая фраза, которую перевёл в IX веке с греческого языка создатель славянской азбуки, гласила: «Вначале было слово…».
Так начинался библейский рассказ о сотворении мира, о появлении первого человека на нашей планете и о том, как он стал говорящим, откуда взялись самые первые слова на Земле. Из этого рассказа следует, что слово – это дар Бога, дар, которым сумел воспользоваться человек.
Многие учёные пытались разгадать тайну удивительной способности человека говорить и понимать речь другого.Оказывается, на Земле есть языки, которые значительно старше, древнее, чем человеческий язык.
Что такое «русский язык» представляет себе каждый: он звучит вокруг нас и внутри нас – русских и нерусских его носителей, он заключён в миллионах текстах, написанных за тысячелетие существования русской письменности и литературы.
Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Считается, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Эта официальная версия просуществовала очень долгое время. Но есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до принятия христианства Русью.
(слайд 8) В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла, позднее ставшего вместе с братом Мефодием, основоположником славянской азбуки. Во время пребывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами.
(слайд 9)Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси: так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий».
Что интересовало людей Древней Руси? Какие книги они читали?
(слайд 10) В основном, это духовная литература. Богослужебные книги, евангелия, жизнеописания святых, духовные наставления. Но была и светская литература. Одной из древнейших дошедших до нас книг является «Изборник» 1073 года. По сути, это не просто словарь, это малая энциклопедия, основу которой составляют исторические хроники византийских авторов. Но среди более чем 380 текстов есть трактат о стилистике, статьи о грамматике, логике, статьи философского содержания, притчи и даже загадки. Кроме этого, в силу того, что не существовали тогда авторские права, в большом количестве переписывались летописи, свидетельствующие, русские люди отнюдь не были Иванами, не помнящими родства, они живо интересовались тем, «откуда есть пошла русская земля».
(слайд 11) Существовала и научная литература. В 1136 году Кирик Новгородец написал «Учение о числах» - математический и астрономический трактат, посвященный проблемам летоисчисления. До нас дошли четыре «противени» (копии). Значит, копий этого сочинения было много.
«Моление Даниила Заточника» с элементами сатиры, направленное против духовенства и бояр, - это не что иное, как публицистика XIII века.(слайд 12)
И, конечно же, «Слово о полку Игореве»! Даже если «Слово» было единственным творением автора (в чем можно сомневаться), у него, наверняка, были и предшественники, и последователи.
Как книги попадали на Древнюю Русь?
Установлено, что целый ряд рукописей X-XI веков является списками с болгарских оригиналов. Историки давно подозревают, что библиотека болгарских царей оказалась на Руси. Она могла быть вывезена как военный трофей князем Святославом в 968 году.
Басурманская речь (или знание иностранных языков)
Отец Владимира Мономаха владел пятью языками. Мать Мономаха была греческой царевной, бабушка - шведской принцессой. Наверняка мальчик, живший с ними до подросткового возраста, знал и греческий, и шведский. Владение как минимум тремя иностранными языками в княжеской среде было нормой. Но это княжеская фамилия, теперь спустимся по социальной лестнице вниз.
В Киево-Печерской лавре один одержимый бесом чернец заговорил на нескольких языках. Стоящие рядом монахи свободно могли определить какой это язык: латынь, древнееврейский, греческий, сирийский.
Поэтому попавшая в Древнюю Русь с Запада или Востока книга, или рукопись не пропадала - ее читали, переводили и переписывали. Как видим, Русь не была ни темной, ни забитой. И читали на Руси не только Библию и Евангелие.
Становление письменности
Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Поэтому письменность, как и отношение к грамотному письму, видоизменялась: уходили в прошлое одни нормы грамотного письма и речи, на смену им приходили другие.
(слайд 12)
Наибольшие изменения в русское правописание внесли реформы Петра I 1708– 1710 гг. Ломоносов писал о новой азбуке: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». Первый академический словарь русского языка был издан в 1784—1794 гг. Позднее изменения внесли правительственные декреты 1917–1918 гг. В результате были изъяты из алфавита «лишние» буквы, т.е. передающие одни и те же звуки. Были устранены устаревшие формы (типа краснаго, синяго), Конечно, те и другие правила с течением времени по разным причинам изменялись. Изменились со временем и правила употребления знаков препинания. (слайд 13)
В 1956 г. впервые вышел единый обязательный для всех свод «Правил орфографии и пунктуации», подготовленный группой крупнейших языковедов страны. В этом своде были уточнены и дополнены существовавшие правила, регламентировано употребление написаний, установлено в словарном порядке написание тех слов, которые не подпадали под действие принятых правил.
Почему надо быть грамотным?
(слайд 14)
Грамотность, грамотный человек. Эти понятия давно у всех на слуху. И, казалось бы, зачем уделять особое внимание тому, что само собой должно быть…. Словарь Ожегова гласит – «грамотный человек – это человек, умеющий читать и писать», а также «умеющий писать грамматически правильно». Вот с грамматикой на уроках русского языка школьники воюют всерьёз. Мягкие и твердые звуки, однокоренные слова- путь к грамотности для людей нелёгок.
Способность чётко и грамотно выражать свою мысль - важнее этого ничего нет. Когда ребёнок начинает писать в тетради свои первые буквы, школа и родители пытаются научить его писать без ошибок. Но кто-то хорошо пишет сложные обороты, а кто-то не может писать без ошибок, даже самые простые слова. Как ребёнку научиться писать без ошибок?
Раньше грамотным называли человека, который хорошо владеет родным языком, то есть может взять в руки книгу и увлечься ею. Или обратиться к справочнику и почерпнуть для себя что-нибудь полезное. Ведь грамотность -это ещё и знания, причем в совершенно разных областях.
Грамотный психолог, грамотный врач - это, скорее, те люди, которые очень хорошо разбираются в своей области знаний. В обычной жизни грамотность начинается со школьной скамьи с уроков русского языка .Грамотных людей, то есть умеющих без ошибок писать и говорить, во все времена было мало.
Общаться с грамотным человеком всегда приятно. Правильная речь ласкает слух и вызывает чувство расположения к грамотному человеку. Поэтому выбор, с кем общаться и дружить, мы делаем, обращая большое внимание на уровень грамотности окружающих нас людей.
Не секрет, что современные подростки много времени проводят в социальных сетях, общаясь между собой. Я специально обратилавнимание: за 5 минут в одной из групп ВК я заметила несколько ошибок!
(слайд 15)
10% – ошибки с мягким знаком: «что делаеш?», «ты не чего не видеш» и т.д.
50% – ошибки в словах: «падари падарок», «хачу на дескатеку», «ок, понел»
и т.д.
40% – неправильное составление предложений .
Про запятые лучше промолчать. В Интернете их вообще никто не ставит. Вот и наглядный пример того, как «хорошо» подростки знают наш могучий русский язык.
(слайд 16)
Или вот маленький, но, думаю, значимый пример
(слайд 17)
Самым грамотным классом нашей школы по итогам словарного диктанта можно считать:
Безграмотность наступает. Может, это и звучит вызывающе, но это правда. С каждым днём мы делаем всё больше ошибок. Мои одноклассники в соцсетях пишут ещё безграмотней, чем в школе. Интересная фраза, согласитесь. Но почему же так происходит? А зачем думать, когда, как многие считают, любезный текстовый редактор выделит красненьким или зелененьким орфографические и пунктуационные ошибки, и даже предложит правильные варианты написания. А стилистика – это уже дело третье. Разве кто-нибудь потерял здоровье от каких-то неточностей в тексте?
Как бы там ни было, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что грамотность неизбежно вымирает. Не модным стало быть грамотным. Но мода - это проходящее, а грамотность - навсегда!
Современное поколение школьников, да и не только они, мало читает и много общается в сети, где не нужно быть грамотным, нужно уметь быстро печатать ответ на пост оппонента. Ну и что, что с ошибками и описками? – так даже интереснее и удобнее. Многие слова, употребляемые в сети для удобства, становятся нормой. Не трудно предположить, что вскоре будет сложно найти «своих» — грамотных людей, для того чтобы насладиться общением с ними, чтобы получить удовольствие от искусства грамотности, чтобы насладиться жизнью и в этом ее проявлении.
«Грамоте учиться-всегда пригодится», - говаривали в старину. А уж предки наши знали, что говорили. Безграмотность как глухота. Только к слову. А слово, бывает, и лечит, и греет...
Но возможно, не всё так плохо? И грамотность, как модный тренд, однажды займёт своё законное место! Придём ли мы к этому? Хочется надеяться, что – да. И это дело чести нашего поколения, поколения современных подростков.
Выводы
(слайд 18)
Если вы хотите быть культурным человеком, то умение грамотно писать и говорить для вас обязательно.
Если учить правила, то можно стать не просто образованным, но и культурным человеком.
Наряду с национальностью, язык - это то, что делает вас представителем той страны, той нации, к которой вы себя относите.
ЛИТЕРАТУРА
Беднарская, Л. Д. Грамотный человек [Текст]: учеб. пособие/ Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова. – М.: Флинта, 2009. – 168 с.
Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно[Текст]: пособие по русскому языку/ Л.А.Вербицкая. – М.: Высшая школа, 2003. – 239 с.
Иванова, М.В. Историческая грамматика русского языка [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/М.В. Иванова. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 128 с.
Розенталь, Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно [Текст]: учеб. пособие / Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 256 с.
Трофимович, Т. Историческая грамматика русского языка[Текст]: учеб. пособие/Т. Трофимович. – М.: ТетраСистемс, 2011.- 208 с.
9