СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект по математике "Старинные меры длины"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читая сказку «Конёк – горбунок»  Ершова, возникает вопрос: А какого же роста конек-горбунок? И какой длины у него уши? Ответить на эти вопросы и  побольше узнать о  старинных мерах длины поможет этот исследовательский проект «Старинные  меры длины».

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект по математике "Старинные меры длины"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жирновская СОШ







Исследовательский проект

тема:

Старинные меры длины






Автор: Козлов Артем, 5а класс,

Руководитель: Волкова Татьяна Валентиновна, учитель математики












п. Жирнов


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………… 3

Глава 1. Человек - мера всех вещей……………….…………… 4

    1. Что такое измерения?................................................................. 4

    2. Какие старинные меры длины существовали? ……………….4

Глава 2. Где встречаются старинные меры длины?…………...7

2.1. Применение старинных мер длины.……………………………7

2.2. Старинные меры длины в пословицах и поговорках………….7

2.3. Старинные меры длины в художественной литературе………9

Глава 3. Практические работы………………………………….. 12

3.1. Социологический опрос……………………………………….. 12

3.2.Измерение членов семьи ……………………………………… 12

3.3. Измерение в старинных мерах длины…………………..……… 12

Заключение………………………………………………………… 13

Приложение………………………………………………………… 14

Литература …………………………………………………………. 15









































Введение

«Наука начинается с тех пор,

как начинают измерять.

Точная наука немыслима без меры».

Д.И.Менделеев

Изучая авторские сказки на уроках литературы в 5 классе, мы читали сказки Пушкина, Аксакова и Ершова. Когда я читал сказку «Конёк –горбунок» Ершова:

Ростом только в три вершка

На спине с двумя горбами,

Да с аршинными ушами,

Меня заинтересовал вопрос: А какого же роста конек-горбунок? И какой длины у него уши?

При чтении и другой литературы, мне также встречались произведения, в которых упоминались старинные меры длины. Меня они очень заинтересовали. И у меня появилось желание побольше узнать об этих мерах длины. Так началась работа над проектом «Старинные меры длины».

Свой проект я разбил на несколько этапов.

1 этап. Подготовительный. Это определение темы проекта, выдвижение цели и задачей проекта.


Цель моей работы:


Создание целостного представления о старинных мерах длины. Выяснить чем и как измеряли в старину, изучить наиболее распространенные старинные меры длины.

Задачи:


1) Познакомиться с измерительной системой, которая существовала в старину.

2) Выяснить, почему в настоящее время измерения производятся по-другому.

3) Собрать пословицы и поговорки, содержащие упоминания о различных мерах длины.

4) Установить длины старинных русских мер опытным путем.


2 этап - Реализация проекта.

Поиск и сбор информации, изучение русского фольклора и художественной литературы, опрос учащихся и их родителей, практическая работа (измерение расстояний, членов семьи) и создание презентации.

3 этап – заключительный:

Защита проекта и выступление на конференции.


Глава 1. Человек – мера всех вещей.

    1. Что такое измерения?


В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений.

Измерения — одно из важнейших дел в современ­ной жизни. Но не всегда было так. Когда первобытный человек убивал медведя в неравном поединке, он, конечно, радовался, если тот оказывался достаточно большим. Это обещало сытую жизнь ему и всему племени на долгое время. Но он не тащил тушу медведя на весы: в то время никаких весов не было. Не было особой нужды в измерениях, когда этот человек делал каменный топор: технических условий на такие топоры не существовало и все определялось размером подходящего камня, который удавалось найти. Все делалось на глаз, так, как под­сказывало чутье мастера.

Когда наш предок – древний, но уже мыслящий человек – попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение – сравнение неизвестной величины с однородной ей величиной, принятой за единицу. Наш предок располагал только собственным ростом, реальной длиной рук и ног.

Первые измерения были антропометрическими измерениями. [2]


    1. Какие старинные меры длины существовали?


Изречение древнегреческого философа Протагора гласит :«Человек – мера всех вещей». И этому подтверждение – сохранившиеся названия мер.

Так, в Киевской Руси мерами (единицами) длины служили: вершок (верх перста) – длина фаланги указательного пальца; пядь (от «пятерни») – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев; локоть – расстояние от локтя до конца среднего пальца;

сажень (от «сягать», достигать) – предел того, что может достать человек. При этом различали маховую сажень – расстояние между концами средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук; косую сажень – расстояние от пятки одной ноги до конца пальцев разжатой ладони другой поднятой вверх руки. [2]

В Древнем Риме расстояния оценивали переходами – длиной пути, проходимого человеком за день; в земледелии применялся акт - длина борозды, которую пара быков пропахивала без понуканий. Исходными мерами у римлян служили стопа (фут), локоть. [3]

В английской системе мер и сейчас присутствует фут. Длина фута уточнена англичанами с введением такой единицы длины, как шток – это «длина ступней 16 человек, выходящих из храма от заутрени в воскресенье». Деля длину штока на 16 равных частей, получали среднюю длину ступни, ибо из церкви выходили разные люди различного роста. Длина фута «устоялась» в размере 30,48 см. [2]

Английский ярд тоже связан с размерами человеческого тела, но уже конкретного лица – короля Англии Генриха I (1101 г.). Это расстояние от кончика носа этого монарха до конца среднего пальца вытянутой им вперед руки. Романтическая версия: ярд – длина меча этого же короля. 1 ярд = 0,9144 м. Многие авторы утверждают, что за дюйм была принята длина второго сустава большого пальца руки человека. Но более вероятно, что это ширина большого пальца (приложите свой палец к линейке и Вы убедитесь, что размеру дюйма 25,4 мм соответствует именно этот параметр пальца). [3]

Длина дюйма была уточнена в Англии, где в 1324 г. королем Эдвардом II был установлен «законный дюйм», равный длине трех ячменных зерен, вынутых из средней части колоса и приставленных друг к другу своими концами. Приверженность англичан к ячменным зернам видна и в попытке определить с их помощью и фут. Они условились считать геометрическим футом ширину 64 ячменных зерен (ширина зерен более стабильна).

Во многих странах и сейчас не отказались от мили (различая при этом милю морскую и милю сухопутную), а ведь по-латински milia – это тысяча; и в случае сухопутной мили – это тысяча двойных человеческих шагов. Локоть, или по-персидски арш, т.е.аршин, – расстояние от локтевого сустава до конца среднего пальца вытянутой руки. [2]

Исследователи подчеркивают, что затруднительно установить точное значение меры, изменявшееся в разных странах в разное время. Например, английский локоть в XIV в. равнялся 1,37 м в Шропшире; 1,22 м в Джерси; 0,95 м в Шотландии; в Австрии локоть в XIX в. приближал ся к 80 см; во Франкфурте существовал локоть всего Колос 54,7 см. Аршин в Московском государстве в XIV в. равнялся 70,9 см, позже – 72 см и, наконец, 71,1 см. Сажень в XIII в. составляла 152 см, затем – 180 см, в XV в. – 216 см, а в XIX в. – 213,36 см. [2]

У славян, например, была мера длины «вержение камня» – бросок камнем, «перестрел» – расстояние, которое пролетала стрела, выпущенная из лука. Расстояния измерялись и так: «Печенегия отстояла от хазар на пять дней пути, от алан на шесть дней, от Руси на один день, от мадьяр на четыре дня и от болгар дунайских на полдня пути» («Слово о полку Игореве»). В старинных русских грамотах о пожаловании земли можно прочитать: «От погоста во все стороны на бычачий рев», т.е. на расстояния, с которых еще можно услышать рев быка. У других народов отмечают аналогичные меры – «коровий крик», петушиный крик. Мерой могло быть время «пока закипит котел воды». Эстонские моряки могут и сейчас сказать, что до берега еще «три трубки» (время на выкуривание набитых табаком трубок). «Пушечный выстрел» – тоже мера расстояния. В Японии одно время не знали подков для лошадей и обували их соломенными подошвами, отсюда появилась мера расстояния – «соломенный башмак» – расстояние, на котором этот башмак изнашивался. В Сибири употреблялась мера расстояния – «бука». Это расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка. Почти у всех народов расстояние измерялось шагами, но для измерения полей и других больших расстояний шаг был слишком малой мерой, поэтому была введена мера трость или двойной шаг, а затем и двойная трость, или перша. В морском деле трость называлась штоком. [2]






































Глава 2. Где встречаются старинные меры длины?

2.1. Применение старинных мер длины.


Самой маленькой старинной единицей длины считается линия. Она равна ширине пшеничного зерна и составляет 2,54 мм. До сих пор такой единицей измерения пользуются часовые заводы. Только размер принимается швейцарский – 2,08 мм. Например, величина мужских часов «Победа» составляет 12 линий, а женских «Заря» - 8.

В Росси линиями измеряли два видов предметов. Первый - диаметр нижней части (горловины) стакана керосиновой лампы. Еще 50 лет назад керосиновая лампа освещала многие деревенские дома. Многие из нас даже не видели её. Но лампы еще сохранились у многих жителей деревень. И даже сейчас их продают в магазинах.

На каждую лампу сверху надевалось стекло - без него лампой нельзя было пользоваться. Как и все стеклянные вещи, ламповые стекла разбивались, поэтому их делали в больших количествах. Размер стекол - нижний диаметр - измерялся в линиях. Были маленькие лампы - с пятью - или восемьюлинейными стеклами, а были большие - двадцатьюлинейными.

Второй вид предметов, измерявшихся линиями - это огнестрельные оружия. В линиях измеряли калибр винтовки или пулемета: диаметр канала, по которому движется пуля до вылета из ствола.

Винтовки появились в русской армии более ста лет назад. Сначала они были шести линейными. Пули трудно было носить из-за их тяжести - диаметр каждый был больше полутора сантиметров. Поэтому шести линейную винтовку заменили четырёх линейной берданкой. В 1891 году на смену берданке пришла знаменитая русская трёх линейная винтовка. Такой же калибр имели автоматы.

Шаг, как мера длины, используются и в настоящее время. Существует так же специальный прибор - шагомер, который автоматически отсчитывает число пройденных шагов.

Дюйм - основная мера длины в технике. В наши дни мы покупаем телевизоры, мониторы 40 дюймов, 19 дюймов. В строительстве диаметр труб так же измеряется в дюймах.

Старинные меры длины, хотя используются редко, но все же применяются в нашей современной жизни.

2.2. Старинные меры длины в пословицах и поговорках.

В своей работе я подобрал пословицы и поговорки с использованием старинных мер длины и попробовал перевести на современный язык.

«Один, как перст» - человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей.

«Не указывай на людей перстом! Не указали бы на тебя шестом!» - Если будешь кого-то обвинять (показывать на него пальцем), то тебя могут обвинять в чем-то худшем или сделать это в еще более грубой манере.

«От горшка два вершка, а уже указчик» - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.

«У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла» – о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.

«Ни пяди» (не отдать, не уступить) — даже самой малой части; ("чужой земли - не надо, но и своей не отдадим ни пяди").

«Семи пядей во лбу» (разг.) — когда хотят сказать об очень умном человеке.

«На аршин голова, да ума на пядь» - о взрослом, но глупом человеке.

«Косая сажень в плечах» – говорят о широкоплечем человеке.

«Полено к полену – сажень» – о накоплении запасов, богатства путем экономии.

«Видит на три аршина под землю» - об очень проницательном человеке.

Когда хотят сказать о человеке, который обо всём судит по себе, употребляют выражение: «Меряет на свой аршин»,« На свой аршин не меряй».

О маленьком, но длиннобородом человеке говорят: «Старичок с кувшин, борода с аршин».

«Сидит как аршин проглотил» - т. е. прямо.

«Пишешь аршинными буквами» – крупно.

«На аршин голова, да ума на пядь» - о взрослом, но глупом человеке.

«Близок локоть да не укусишь», « Близок локоток, да ум короток» - о каком-нибудь простом, но невыполнимом деле.

«Сам с ноготок, а борода с локоток» - до Петра 1 борода, особенно у бояр, служила признаком знатности рода и происхождения.

«Нос с локоть, а ум с ноготь» - говорили о глупом человеке.

«Жили с локоть, а жизнь с ноготь» - т. е. жили долго, а жизнь оказалась короткой.

«Сам с ноготок, а борода с локоток» - о человеке незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму, социальному положению или жизненному опыту.

«Шагнул и царство покорил», т. е. получил то, что хотел.

«Ни шагу назад», т. е. не отступать.

«Семимильными шагами» (т.е. гигантскими) – когда хотят сказать о достижении крупного успеха в течение короткого времени.

«Москва верстой далека, а сердцу рядом» – так русские люди характеризовали свое отношение к столице.

«Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк» - расстояние не может быть препятствием для любви.

«На версту отстанешь – на десять догоняешь» - даже небольшое отставание очень трудно преодолевать.

«За семь верст киселя хлебать». Ехать, идти далеко без особой надобности.

«Мерить версты» - ходить на большое расстояние.

«Коломенская верста» - шутливое прозвище для высокого человека. [1]


Я познакомился с пословицами и поговорками с использованием старинных мер длины и попытался их понять, что они буквально обозначают сейчас.

  • Два вершка (или полвершка) от горшка, а уже указчик — 0,888 м (или 0,222 м) от горшка, а уже указчик.

  • У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла — у нее суббота через пятницу на 0,888 м вылезла.

  • Не уступишь не пяди — не уступишь не 27 см.

  • Уступишь на пядь, потеряешь сажень — уступишь 27 см, потеряешь 2,13 м.

  •  Семь пядей во лбу — 189 см во лбу.

  • Сам с ноготок, а борода с локоток — сам с локоток, а борода 38—46 см.

  • Шагнул и царство покорил — на 71 см шагнул и царство покорил.

  • Ни шагу назад! — ни 71 см назад.

  • Каждый купец на свой аршин меряет — каждый купец на свои 71 см меряет.

  • На аршин борода, да ума на пядь — на 71 см борода, а ума на 27 см.

  • Косая сажень в плечах — 2,13 м в плечах.

  •  Москва верстой далека, а сердцу рядом — Москва на 1,067 км далека, а сердцу рядом.

  • Любовь не верстами меряется — любовь не 1,067 км меряется.

  •  От слова до дела — целая верста — от слова до дела — 1,067 км.

  • Верстой ближе, пятаком дешевле — 1,067 км ближе, пятаком дешевле.

  • Семь верст молодцу не крюк — 7,469 км молодцу не крюк.

  • Его за версту видно — его видно за 1,067 км. [1]


В результате проделанной работы, я понял значение слов, которые встречаются в пословицах и поговорках, связанных со старинными мерами длины. Чаще встречаются в пословицах и поговорках аршин и верста, а редко встречаются вершок, сажень и локоть.


2.3. Старинные меры длины в художественной литературе.


Познакомившись со старинными мерами длины в пословицах и поговорках, я решил найти произведения, в которых встречаются упоминания о старинных мерах длины. Это мне помог сделать наш учитель литературы.

В «Му-Му» И.С. Тургенева. Своего героя в начале рассказа описывает так: «Из числа всей ее (барыни) челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения».

Д. Мамин – Сибиряк в «Серой шейке»:

«Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажень».

Г.Х.Андерсен. «Дюймовочка».

«… в чашечке цветка сидела хорошенькая крошечная девочка ростом не больше дюйма.»

А.С.Пушкин в «Зимней дороге» пишет

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег.... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне...

В «Сказке о царе Салтане»

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин,…

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай м зайцы»:

Вижу один островок небольшой —

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

В былине «Илья Муромец и Тугарин Змей»

Наехал Илья в чистом поле на шатер белополотняный;

Стоит шатер под великим сырым дубом,

И в том шатре кровать богатырская не малая:

Долиной кровать десять сажень,

Шириной кровать шести сажень.

В былине «Алеша Попович и Тугарин»

Гой вы еси, удалы добры молодцы!

Видел я Тугарина Змеевича,

В вышину ли он, Тугарин, трех сажень...

У А.С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане»:

«Царь с женой простился,

На добра коня садился,

Ей наказывал себя

Поберечь его любя

Между тем как он далеко

Бьется долго и жестоко

Наступает срок родин

Сына Бог им дал в аршин».

П.П. Ершов «Конек – горбунок»

Ростом только в три вершка

На спине с двумя горбами,

Да с аршинными ушами

Я конечно же посчитал рост Конька – горбунка. Оказывается при определении роста человека или животного счет велся после двух аршин. Конек – горбунок ростом три вершка, значит надо 2 аршина + 3 вершка.

Решение: 2 аршина = 2*71,12см = 142,24см

3 вершка = 4,45*3=13,35см 142,24см + 13,35см = 155,59см – рост Конька – горбунка.

Длина ушей – аршин. Это 71,12см


В стихах и произведениях русских писателей наиболее часто я встретил аршин и сажень.

































Глава 3. Практические работы.


3.1. Социологический опрос.


Я провел опрос на знания старинных мер длины. Было опрошено 74 человека, среди них 31 учащийся нашей школы и 43 взрослых. Каждому из них я задавал 3 вопроса. Затем я построил диаграммы, сравнил ответы учащихся и старшего поколения.

1 вопрос: Встречались ли вы в своей жизни со старинными мерами длины? Да -62. Нет – 12.

Взрослые лучше знают старинные меры длины, чем учащиеся.

2 вопрос: Назовите старинные русские меры длины, которые вы знаете?

Аршин – 11 человек, Сажень – 14 человек, Дюйм - 23 человека. Миля -12 человек, Верста -13 человек. Не знаем – 12 чел.

Учащиеся хорошо знакомы с такими старинными мерами длины как: миля и дюйм.

Взрослые хорошо знают такие меры длины как: аршин, верста, сажень, дюйм.

3 вопрос: Понимаете ли вы смысл пословиц и поговорок в которых встречаются старинные меры длины?

Да – 27 человек, Нет - 12 человек, Не всегда – 35 человек.

Взрослые лучше учащихся понимают старинные меры длины.

В ходе опроса было выявлено, что нынешнее поколение утратило интерес к старинным мерам длины, хотя знают некоторые из них и встречают в своей жизни.


3.2.Измерение членов семьи.


Я измерил пядь, локоть, маховую сажень, косую сажень, ладонь и дюйм всех членов моей семьи и данные занес в таблицу, а затем вычислил среднее значение и сравнил со старинными мерами.

Вывод: Косая сажень, ладонь, фут оказались ниже у всех измеряемых нами людей, а дюйм и аршин выше у всех измеряемых. Пядь, локоть, вершок, маховая сажень в среднем почти равны со старинными мерами.


3.3. Измерение в старинных мерах длины.


Так же я измерил расстояние до почты, до магазина «Пятерочка» и до школы в аршинах (шагах) и перевел их в метры.

До почты – 784 шага - 557 м.

До магазина «Пятерочка» - 1295 шагов - 919 м.

До школы – 2076 шагов – 1474 м.

Вывод: Наиболее точно и удобно можно измерить в современных единицах измерения: в метрах.

С развитием общества возникла потребность в создании единой системы мер.  Каждая мера должна была иметь  определенную величину и эталон. Так появился эталон  метра.

Единая международная система единиц SI (System International) – в русской транскрипции – СИ, была принята XI ГКМВ (Генеральная конференция по мерам и весам) в 1960 г. На территории нашей страны СИ действует с 1 января 1982 г.

В качестве основной единицы СИ принят метр. Метр – длина пути, проходимого светом в вакууме за интервал времени 1/299 792 458 с (XVII ГКМВ, 1983, Резолюция 1).


Заключение.


В ходе работы я узнал, какие старинные меры длины существовали в давние времена, и сравнил их с новой системой измерений. Подобрал пословицы, и поговорки с использованием старинных мер длины и перевел на современный язык. Узнал сколько шагов (аршин) от дома до почты, магазина, школы, какая длина шага, ладони, пяди, локтя у моих членов семьи. Узнал, какого роста был Конек – горбунок, и какой длины у него были уши.

При выполнении практической работы в старинных мерах, получаются результаты менее точные, чем в современных единицах измерения.

Я понял, как нелегко приходилось людям в прошлые века производить измерения, и почему возникла необходимость перехода от старинных мер к единой метрической системе.

Актуальность моего исследования подтвердили результаты опроса, проведенного с учащимися и их родителями нашей школы. Большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но их нередко можно встретить в художественной литературе, в пословицах и поговорках.

Моя работа актуальна и интересна потому, что заставляет нас не только обратиться к истории языка и освоить простейшие навыки экспериментальной работы, но и использовать полученные знания при изучении не только математики, но и таких предметов как, русский язык, литература. Материал работы и презентация могут быть использованы на уроках и внеурочных занятиях по математике в 4-5 классах. С результатами работы я выступил перед учениками 5а и 5б классов нашей школы; и на школьной конференции 23 января;








Приложения.

Таблица измерений всех членов моей семьи.


Пядь (см)

Фут (см)

Локоть (см)

Вершок (см)

Маховая сажень (см)

Косая сажень (см)

Ладонь (см)

Дюйм (см)

Аршин (см)

Старинные меры

17,78

30,48

45

4,5

176

248

10,159

2,54

71

Папа

19,5

26

48

5,2

185

222

8,8

4

74,5

Мама

19

24

42

4,8

167

211

7

3

70

Бабушка Лена

17,5

26

45,5

5

172

214

8

3,8

76

Тетя Юля

16,5

24

44

4,3

172,5

217

7

3

71

Татьяна Валентиновна

17

25,7

43,5

4,7

173,5

217

8,5

3,2

72

Среднее

17,9

25,14

44,6

4,8

174

216,2

7,86

3,4

72,7

Сравнение

=

=

=



Диаграммы:



Литература.


1.Ермаков Н.Я. Пословицы русского народа. – СПб, 1984 – 52с.

2.Ординарцева, Н. П. МЕТРОЛОГИЯ + СТАНДАРТИЗАЦИЯ + СЕРТИФИКАЦИЯ: учебное пособие / Н. П. Ординарцева. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2010 –134 с.

3.Шабалин С. А. Измерения для всех. М. Изд-во стандартов. 1991 – 560с.

Интернет ресурсы:

 http://fb.ru/article/225613/starinnyie-meryi-izmereniya-dlinyi-ploschadi-massyi-znachenie-starinnyih-mer-izmereniya-velichin-na-rusi



18