09.11.2007 год
Педсовет
Тема: «Самообразование – один из путей повышения профессионального мастерства педагога».
Содоклад
«Исследовательская деятельность
младших школьников как фактор самореализации личности»
Галактионовой Жанны Анатольевны
учителя начальных классов
МОУ СОШ № 9 г. Благовещенска
г. Благовещенск, 2007 год.
(1слайд) Говорят, что настоящего исследователя отличает от всех других людей особого рода голод – к поиску, парадоксам и решениям! Уже расхожей в педагогике стала притча о голодном человеке и ловле рыбы. Важно не просто накормить голодного рыбой, главное – научить его её ловить! Если мы дадим ему рыбу, то поможем только один раз, а если научим ловить, то накормим на всю жизнь.
Тема моего доклада (нашей презентации): «Исследовательская деятельность младших школьников как фактор самореализации личности».
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для её реализации. Учёные и методисты отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Педагоги испытывают большие сложности в активизации внимания школьников к обучению. До сих пор учителя находятся в постоянном поиске новых методов, приёмов и форм организации обучения, потому что многие проблемы в рамках классно-урочной системы не решаются.
Вместе с тем современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массовости образования. Именно поэтому поиски и достижения специалистов способствуют открытию новых идей. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Данная форма распространена в основном в старших классах, но целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы.
(2 слайд) Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. В современном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребёнка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.
(3 слайд) Перед вами фамилии лишь некоторых педагогов, дидактов, методистов, которые занимались проблемой исследовательской деятельности. Я в своей работе опираюсь на теорию Александра Ильича Савенкова – доктора педагогических и психологических наук, профессора психологии развития Московского педагогического государственного университета, действительного члена Академии педагогических и социальных наук.
(4слайд) Главной целью исследовательской деятельности является формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
(5 слайд) Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:
формирование внутренней мотивации учащихся к исследовательской деятельности через понимание возможности реализации собственных талантов;
формирование основных исследовательских умений и навыков через систему упражнений и заданий;
развитие интереса к исследовательской работе через создание творческой среды.
(6 слайд) По каким критериям можно отслеживать результаты работы? В первую очередь это внутренняя мотивация (гиперссылка), затем идёт навык публичного выступления (гиперссылка), развитие творческих способностей (гиперссылка), учебные достижения (гиперссылка).
(7 слайд) Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели. А условия формирования исследовательских умений младших школьников таковы:
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творчеству. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учёт возрастных особенностей. Так как речь идёт об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учёте их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
(8 слайд) Система работы по исследовательской деятельности может строиться из разных форм занятий. К ним относятся нетрадиционные формы уроков: урок-исследование, урок-открытие, дискуссия, конференция; а также создание проектов, кружковая работа, спецкурс «Я – исследователь» (автор А.И.Савенков), использование ИКТ – технологии.
(9 слайд) Завершая своё выступление, хочу сказать, что занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают в учащихся не только аналитические способности, но и смелость в принятии решений, повышают их конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в не давнем прошлом многие умники и умницы, изобретатели и рационализаторы, не всегда могли должным образом оформить своё «детище». А в современном мире без подобных умений просто не обойтись!
Различные конференции для учащихся старших классов называют «стартом в науку», а подготовку к этому старту нужно начинать не в среднем звене, а в начальной школе.