СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность школьников при изучении русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Навыки исследовательской деятельности школьников при изучении русского языка и литературы формируются как в урочной, так и во внеурочной работе.

Основой урочной исследовательской деятельности является самостоятельная работа обучающихся по решению проблемных задач урока, поставленных учителем. Существуют различные виды нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение обучающимися учебного исследования или его элементов, которые позволяют повысить результативность урока: урок-исследование, урок-лаборатория, урок-презентация, урок-путешествие и т.д. Выполняют школьники и домашние задания исследовательского характера.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность школьников при изучении русского языка и литературы»

«Организация научно-исследовательской работы со школьниками в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей»: Материалы VII областной научно-практической конференции работников образования «Путь в науку». Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2013.


Исследовательская деятельность школьников при изучении русского языка и литературы

Воробьева О.И.

Навыки исследовательской деятельности школьников при изучении русского языка и литературы формируются как в урочной, так и во внеурочной работе.

Основой урочной исследовательской деятельности является самостоятельная работа обучающихся по решению проблемных задач урока, поставленных учителем. Существуют различные виды нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение обучающимися учебного исследования или его элементов, которые позволяют повысить результативность урока: урок-исследование, урок-лаборатория, урок-презентация, урок-путешествие и т.д. Выполняют школьники и домашние задания исследовательского характера.

Внеурочная исследовательская деятельность обучающихся представлена следующими формами участия в ней школьников: научное общество обучающихся «Эксперимент»; объединение дополнительного образования «Юный исследователь»; олимпиады, конкурсы; проектная деятельность; интеллектуальные марафоны; научно-практические конференции.

В процессе исследовательской работы проявляется и формируется самостоятельная мыслительная деятельность: обучающимся приходится сравнивать, анализировать, делать выводы. Школьники готовят исследовательские работы разнообразной тематики. Особенно актуальным является краеведение. Занятия литературным краеведением позволяют обучающимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучать его методы, вкусы и пристрастия. Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы имеет личность педагога, который выступает не только в роли учителя-предметника, но в первую очередь в качестве пропагандиста знаний о родном крае.

Школьники ежегодно принимают активное участие в конкурсах, конференциях разных уровней: Областной научной конференции школьников «Путь в науку»; Областной открытой научно-практической конференции «Грани творчества»; Областной научно - практической конференции учащихся профильных 9-11 классов «Личность и общество»; научно-практической конференции студентов и аспирантов МичГАУ; Всероссийском конкурсе творческих работ «Моя малая Родина».

В 2012 году пятиклассница Прорешная Дарья подготовила исследовательскую работу, направленную на изучение истории местного православного храма, и стала победителем заочного регионального конкурса православных видеофильмов «Божий мир глазами детей». Девятиклассник Грязнев Илья вошел в число победителей районного конкурса детского и юношеского литературно-художественного творчества с исследованием, посвященным творчеству С. Михалкова.

Привлечение обучающихся к исследовательской деятельности не связано с тем, чтобы настраивать их на обязательное открытие чего-то совершенно нового в области человеческих знаний. Главная задача состоит в том, чтобы привить вкус к исследовательской деятельности, потребность в серьезной и долгосрочной мыслительной работе, требующей усердия, старательности, самостоятельности мышления. Такой подход к организации участия школьников в исследовательской деятельности способствует пониманию школьниками необходимости развития своих способностей для дальнейшего личностного роста, успешного профессионального становления.


Литература


  1. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. – М.: 5 за знания, 2008 г. – 224 с. – (Методическая библиотека)

  2. Завуч: научно-практический журнал/ учредитель Центр «Педагогический поиск». – 2007. – 144 с. (с.109 -115)

  3. «Организация научно-исследовательской работы со школьниками в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей»: Материалы VI областной научно-практической конференции работников образования «Путь в науку». Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2012.

  4. Портфолио ученика средней школы / авт. – сост. И.Г. Юдина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 223 с. (с.53-64)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!