СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность в образовательном процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование – один из основных видов деятельности наравне с проектированием, конструированием, управлением.

Исследовательский метод – метод привлечения обучающихся к самостоятельным непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений, делают выводы, познают закономерности. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность в образовательном процессе.»

Элементы исследовательской деятельности в образовательном процессе.



Тезисы: Элементы исследовательской деятельности в образовательном процессе.

Обучая других, обучаешься сам…

Ян Коменский

Для чего нужна исследовательская деятельность? Что она дает педагогу, обучающимся?

Исследование – один из основных видов деятельности наравне с проектированием, конструированием, управлением.

Исследовательский метод – метод привлечения обучающихся к самостоятельным непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений, делают выводы, познают закономерности.

Исследовательский метод обеспечивает:

  • глубинное понимание, а не просто знание материала;

  • овладение методами научного познания;

  • наличие творческой деятельности;

  • мотивацию, активизацию всех участников процесса.

 

Педагогу на заметку!

Известно, что умственная деятельность ученого, сделавшего открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое идентичны по своей внутренней механике.

В случае с ученым главное – само новое знание

Для обучающегося главное – исследовательский опыт. Опыт творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребенка.

В современной педагогике выделяется три уровня реализации исследовательского обучения:

  • педагог ставит проблему, намечает стратегию и тактику ее решения, учащийся ищет решение самостоятельно;

  • педагог ставит проблему – метод ее решения ищет учащийся самостоятельно (коллективный поиск);

  • высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее решения определяет учащийся самостоятельно (педагог – координатор).

Плюсы” исследовательской деятельности:

  1. Размышление над общественными проблемами, социально значимая деятельность;

  2. Развитие интеллектуальных умений (аналитические навыки, наблюдательность, конструктивность, критичность мышления)

  3. Формирование значимых качеств личности (познавательный интерес, самостоятельность, коммуникабельность).

  4. Совместное творчество и сотрудничество педагога и детей.

Виды учебного исследования:

 

Экспресс-исследование:

  • предполагает массовое участие детей (разного уровня способностей);

  • кратковременные оперативные исследования (эмпирические, теоретические , фантастические;

  • возникающая проблема - поиск источников информации.

Микроисследование:

- разработка анкет, интервью, проведение опросов, анализ полученных данных.

 

 

Долговременные исследования:

- наличие проблемы, этапов, защиты результатов исследования.

Исследовательская деятельность младших школьников

Младшие школьники уже по природе своей исследователи (любознательность, желание экспериментировать, искать истину)

Особенности работы с младшими школьниками:

  • преимущество кратковременным исследованиям (эмпирического характера);

  • доступность проблемы, темы , источников информации;

  • использование мини- проектов, игровых методик;

  • практическая направленность исследовательской деятельности;

Активные методы обучения

1. Проблемная лекция

Объяснительно-иллюстративный метод (трансляция знаний) - через знанияк умениям

Проблемная лекция – через уменияк “открытию” знаний

Основной прием “включения” мышления обучающихся на проблемной лекции – создание проблемной ситуации, в форме задачи, имеющей противоречия.

Две особенности проблемной лекции:

  • постановка проблемных задач;

  • наличие диалога, общения.

2. Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся.

Виды ситуаций:

- ситуация-проблема (в большей степени стимулирует самостоятельность);

- ситуация-оценка;

- ситуация-иллюстрация;

- ситуация-упражнение (развивает навыки и умения).

! Метод анализа конкретных ситуаций стимулирует обращение к источникам информации, развивает аналитические способности обучающихся.

3. Дискуссия (от лат. “исследование”)

“Круглый стол” - метод активного обучения, сочетание дискуссии с групповой консультацией.

Цели: как чисто познавательные, так и коммуникативные.

Три стадии дискуссии:

- ориентация (постановка проблемы, выступление всех участников);

  • оценка (обмен мнениями);

  • консолидация (выработка общих решений или мнений, поиск компромисса, оценка дискуссии)

Важная часть дискуссии - процедура вопросов и ответов (источник информации, уточнение позиции выступающего).

В процессе дискуссии педагог выполняет функции координатора и участника (не руководителя).

Навыки рефлексии могут быть представлены в Методике “Пять шляп” (ролевой игре).

Упрощенный ( адаптированный) вариант для детей младшего возраста и подростков.

  • ведущий (координатор);

  • оппонент – рецензент (понимание позиции докладчика, “плюсы” и “минусы”, ошибки);

  • логик (поиск противоречий и логических ошибок в рассуждениях и защите доклада, анализ хода доказательств);

  • психолог (отвечает за продуктивное общение, добивается взаимодействия, доброжелательной атмосферы);

  • эксперт (оценивает продуктивность дискуссии, вклад участников, общее решение)

4. Конференция. Данная методика является частью Дальтон–технологии – очень популярной в зарубежной системе образования.

Отличительная черта – обсуждение теоретического вопроса. Особое значение – человеческим проблемам и ценностям.

Игра в мини-конференцию может стать подготовкой к защите исследовательской работы, как подготовительный этап (выступление в форме доклада, высказывание собственного мнения, культура ведения дискуссии).

5. Метод “мозгового штурма”

Один из эффективных методов активного обучения, образец коллективной “мыследеятельности”

Условия:

  • отсутствие критики;

  • принятие любых решений.

1 этап – сформулировать проблему, сформировать рабочие группы, набросать как можно больше идей

2 этап – проверка и выбор оптимального решения, работа в группах, выступление экспертов (обоснование и защита идей)

3 этап – подведение итогов, общая оценка деятельности участников.





Различия между исследовательской и учебно-исследовательской деятельностью.



Учебно-исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность

Методология исследования как основа.

Модель исследования, использование упрощенных методик обработки и сбора данных.

Стандартная, более жесткая форма,

наличие этапов.

 

Цель: приобретение исследовательского опыта как более современного способа получения новых знаний (процесс “открытия” новых знаний, самостоятельность).

 

Одна из целей: производство новых знаний в общекультурном значении.

 

 

 

Важен процесс

Важен и процесс, и результат.

Данные работы являются “упражнениями” по формированию исследовательских знаний и умений.

Работы подразумевают самостоятельность учащихся при выборе методик, при обработке собранного материала.

Педагог – наставник. Работа под контролем педагога.

Педагог- консультант (помощь на разных этапах). Деятельность на основе сотрудничества (смена позиции педагога)

Подразумевает ознакомление с различными методиками работ, способами сбора, обработки и анализа материала.

Направлена на развитие умений обобщать данные и формулировать результаты.

Подразумевает наличие некоторого опыта, деятельности, самостоятельности, самооценки своих возможностей в выполнении работы.

Уровень обобщения итогов не претендует на выявление научных закономерностей, отличается простотой оформления.

Результаты исследовательской деятельности часто известны педагогу заранее

Результаты могут быть неизвестны руководителю (непредсказуемы).

Оценка результатов включает:

- соответствие проблемам образования;

- научную обоснованность;

Прикладной характер исследования (практическая значимость). Направленность на цели и задачи совершенствования учебно- воспитательного процесса.

Обобщение и оформление отличается простотой.

Востребованность результатов

Практическое значение

Этапы исследовательской деятельности обучающихся

Этапы деятельности

Роль педагога, форма работы

Поиск проблемы

Анализ литературы и практики

Выбор темы

Определение задач

Формулировка гипотезы

Цели и задачи исследовательской деятельности определяет педагог

Проблемная подача материала

Методы активного обучения

Коллективные формы деятельности(“мозговой штурм”, дискуссия)

Самостоятельная работа обучающихся

План исследования

Выбор методов исследования

Сбор и анализ информации

Оформление результатов

Совместная работа педагога и учащихся

Организация условий исследования

Анализ конкретной ситуации (диалог, общение, творчество)

Обязательный этап - защита результатов,

Внедрение в практику

Конференция

Дискуссия (“круглый стол”)

Афиширование работ

Конкурс, олимпиада

Консультация педагога при подготовке защиты исследовательской работы



 

 

Методы научного исследования

Метод (от греч. — путь исследования или познания)

В любой науке или профессиональной практической деятельности есть совокупность методов и технологий - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые в дальнейшем для построения научных теорий, выработки практических рекомендаций.

В педагогике дополнительного образования детей используется комплекс научно-исследовательских методов и методик. Можно выделить следующие подгруппы:

Общенаучные методы: анализ и синтез, обобщение, индукция, дедукция, сравнение, противопоставление, проектирование, моделирование, контент-анализ литературных источников.

Анализ – условное или реальное разделение объекта на составные части с целью его более глубокого познания.

Синтез – условное объединение составных частей предмета или объекта.

Сравнение – установление сходства и различия явление действительности.

Обобщение /лат. – выделение/ - мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов, переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.

Индукция – вид умозаключения от частного к общему, от отдельных фактов к обобщениям.

Дедукция – вид умозаключений от общего к частному, от обобщений к конкретным частным утверждениям.

Моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях.

Контент-анализ (англ.) – метод выявления и оценки специфических характеристик носителей информации, текстов, когда в результате анализа текстов выявляется тенденция развития темы.

Исторические методы: сравнительно-исторический метод (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический метод (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой) и др.

Социологические методы: анкетирование и интервью; социометрия; мониторинг.

Интервью – наиболее гибкий метод сбора информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанный на непосредственном, личном контакте.

Анкетирование – метод сбора исследованных данных, основанный на изучении анкет.

Метод опроса - (включая беседу) предполагает использование диалогов, проблемных обсуждений и дискуссий, анкетирование. Метод характеризуется использованием деятельности, когда человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Мониторинг - постоянное отслеживание ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.

Психологические методы: тестирование; тренинг.

Тесты (в переводе с английского тест – “проба”, “испытание”) – это специализированные методы психологического диагностического исследования, применение которых позволяет получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.

Методы математической статистики: ранжирование; шкалирование; индексирование.

Собственно педагогические методы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения; психолого-педагогическое просвещение и консультирование, педагогический консилиум; методы организационно-педагогической деятельности (диагностирование, проектирование, планирование, координирование, анализ, текущий, промежуточный и итоговый контроль, инструктирование и др.).

Эмпирические методы: наблюдения; эксперимент; научная экспедиция.

Наблюдение – изучение явления в различных условиях без активного вмешательства извне.

Эксперимент есть активное вмешательство в естественный процесс.

Педагогическое наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие явления, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Эксперимент – метод проверки выдвинутой идеи, гипотезы, разработанных новшеств.

Источниками исследования, таким образом, выступают: документы, книги, журналы, газеты; люди (дети, социальные, научные работники, преподаватели, члены семьи и другие); технико-информационные системы (радио, телевидение, компьютерные сети); традиции учреждений; жизненный опыт исследователя и др.

 

Проектно – исследовательская деятельность

 

Метод проектов и обучение в сотрудничестве (cooperative learning) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько:

 

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

 

• значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами (собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения).

Исследовательские проекты часто основаны на интеграции знаний из разных областей и ориентированы на практическую деятельность.

 







Типы проектов исследовательской направленности

Исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает:

- аргументацию актуальности взятой для исследования темы;

- формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта;

- обозначение задач исследования в последовательности принятой логики;

- определение методов исследования; источников информации, выбор методологии исследования;

- выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в числе экспериментальных, опытных;

- обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования;

- обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные)

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:

- цель проекта, его актуальность;

- источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение “мозговой атаки” и пр.) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);

- результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.);

- презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и т.п.).

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью, описанной выше:

• предмет информационного поиска;

• поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;

•аналитическая работа над собранными фактами;

• выводы;

• корректировка первоначального направления (если требуется);

• дальнейший поиск информации по уточненным направлениям;

• анализ новых фактов; обобщение;

• выводы;

•заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

 

Роль педагога в организации исследовательской деятельности учащихся.

Педагогов по их отношению к исследовательской деятельности условно можно разделить на несколько групп:

  • инициативные участники экспериментальной работы с устойчивой внутренней мотивацией, высоким уровнем креативности;

  • добросовестные исполнители, побуждаемые внешним воздействием, которое может перерасти и во внутреннюю потребность;

  • исполнители конкретных творческих заданий, время от времени проявляющие интерес к микроисследованиям и эпизодически занимающиеся данной работой;

  • педагоги, не знакомые с данным видом деятельности.

Педагогу, желающему заниматься исследовательской практикой, необходимо знать следующее:

  • исследовательская работа традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей и аналитических навыков;

  • учебные исследования зарекомендовали себя в работе не только с одаренными, но и хорошо смотивированными детьми;

  • форма организации исследования предполагает не только индивидуальное, но и групповое (массовое) участие детей;

  • исследовательская деятельность применима в обучении не только старшеклассников и подростков, но и младших школьников, обладающих любознательностью, жаждой новых впечатлений и желанием экспериментировать.

  

Общие правила для педагогов

Приобщение детей к исследовательской деятельности требует от педагога неординарных усилий. Известный специалист в области исследовательского обучения Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила:

  • Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

  • На основе наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

  • Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

  • Научите детей прослеживать межпредметные связи.

  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

  • Подходите ко всему творчески.

Обязанности руководителя ученической исследовательской работы:

  • совместный выбор темы;

  • составление рабочей программы исследования;

  • текущее руководство, методическая, консультационная, организационно-техническая помощь;

  • оказание помощи юным исследователям перед участием в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах, в публикации результатов исследования

 

Вывод:

Чтобы процесс обучения стал более эффективным, ему необходимо придать творческий, исследовательский характер.

Исследовательской деятельностью могут заниматься не только одаренные, но и хорошо мотивированные дети.

Исследовательская деятельность может быть не только индивидуальной, но и коллективной.

Исследовательская деятельность предполагает особую психологическую атмосферу на занятиях, в создании которой важная роль принадлежит педагогу.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический климат в коллективе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности поискового, творческого характера.

Список литературы

  1. Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения. / Управление школой.- 2006.- 1-15 янв.

  2. Организация научно- исследовательской деятельности учащихся. Сборник статей и материалов. /Сост. Е.И. Дмитриева.- Набережные Челны, 2002.

  3. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе.- / Начальная школа, 2000.- №12.

  4. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Учебное пособие.- М.: Пед. об-во России, 1999.

Материалы подготовлены Н.А. Ялфимовой –

методистом отдела научно-методической работы РЦДОД