Элементы исследовательской деятельности в образовательном процессе.
Тезисы: Элементы исследовательской деятельности в образовательном процессе.
Обучая других, обучаешься сам…
Ян Коменский
Для чего нужна исследовательская деятельность? Что она дает педагогу, обучающимся?
Исследование – один из основных видов деятельности наравне с проектированием, конструированием, управлением.
Исследовательский метод – метод привлечения обучающихся к самостоятельным непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений, делают выводы, познают закономерности.
Исследовательский метод обеспечивает:
глубинное понимание, а не просто знание материала;
овладение методами научного познания;
наличие творческой деятельности;
мотивацию, активизацию всех участников процесса.
Педагогу на заметку!
Известно, что умственная деятельность ученого, сделавшего открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое идентичны по своей внутренней механике.
В случае с ученым главное – само новое знание
Для обучающегося главное – исследовательский опыт. Опыт творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребенка.
В современной педагогике выделяется три уровня реализации исследовательского обучения:
педагог ставит проблему, намечает стратегию и тактику ее решения, учащийся ищет решение самостоятельно;
педагог ставит проблему – метод ее решения ищет учащийся самостоятельно (коллективный поиск);
высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее решения определяет учащийся самостоятельно (педагог – координатор).
“Плюсы” исследовательской деятельности:
Размышление над общественными проблемами, социально значимая деятельность;
Развитие интеллектуальных умений (аналитические навыки, наблюдательность, конструктивность, критичность мышления)
Формирование значимых качеств личности (познавательный интерес, самостоятельность, коммуникабельность).
Совместное творчество и сотрудничество педагога и детей.
Виды учебного исследования:
Экспресс-исследование:
предполагает массовое участие детей (разного уровня способностей);
кратковременные оперативные исследования (эмпирические, теоретические , фантастические;
возникающая проблема - поиск источников информации.
Микроисследование:
- разработка анкет, интервью, проведение опросов, анализ полученных данных.
Долговременные исследования:
- наличие проблемы, этапов, защиты результатов исследования.
Исследовательская деятельность младших школьников
Младшие школьники уже по природе своей исследователи (любознательность, желание экспериментировать, искать истину)
Особенности работы с младшими школьниками:
преимущество кратковременным исследованиям (эмпирического характера);
доступность проблемы, темы , источников информации;
использование мини- проектов, игровых методик;
практическая направленность исследовательской деятельности;
Активные методы обучения
1. Проблемная лекция
Объяснительно-иллюстративный метод (трансляция знаний) - через знания – к умениям
Проблемная лекция – через умения – к “открытию” знаний
Основной прием “включения” мышления обучающихся на проблемной лекции – создание проблемной ситуации, в форме задачи, имеющей противоречия.
Две особенности проблемной лекции:
постановка проблемных задач;
наличие диалога, общения.
2. Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся.
Виды ситуаций:
- ситуация-проблема (в большей степени стимулирует самостоятельность);
- ситуация-оценка;
- ситуация-иллюстрация;
- ситуация-упражнение (развивает навыки и умения).
! Метод анализа конкретных ситуаций стимулирует обращение к источникам информации, развивает аналитические способности обучающихся.
3. Дискуссия (от лат. “исследование”)
“Круглый стол” - метод активного обучения, сочетание дискуссии с групповой консультацией.
Цели: как чисто познавательные, так и коммуникативные.
Три стадии дискуссии:
- ориентация (постановка проблемы, выступление всех участников);
оценка (обмен мнениями);
консолидация (выработка общих решений или мнений, поиск компромисса, оценка дискуссии)
Важная часть дискуссии - процедура вопросов и ответов (источник информации, уточнение позиции выступающего).
В процессе дискуссии педагог выполняет функции координатора и участника (не руководителя).
Навыки рефлексии могут быть представлены в Методике “Пять шляп” (ролевой игре).
Упрощенный ( адаптированный) вариант для детей младшего возраста и подростков.
ведущий (координатор);
оппонент – рецензент (понимание позиции докладчика, “плюсы” и “минусы”, ошибки);
логик (поиск противоречий и логических ошибок в рассуждениях и защите доклада, анализ хода доказательств);
психолог (отвечает за продуктивное общение, добивается взаимодействия, доброжелательной атмосферы);
эксперт (оценивает продуктивность дискуссии, вклад участников, общее решение)
4. Конференция. Данная методика является частью Дальтон–технологии – очень популярной в зарубежной системе образования.
Отличительная черта – обсуждение теоретического вопроса. Особое значение – человеческим проблемам и ценностям.
Игра в мини-конференцию может стать подготовкой к защите исследовательской работы, как подготовительный этап (выступление в форме доклада, высказывание собственного мнения, культура ведения дискуссии).
5. Метод “мозгового штурма”
Один из эффективных методов активного обучения, образец коллективной “мыследеятельности”
Условия:
отсутствие критики;
принятие любых решений.
1 этап – сформулировать проблему, сформировать рабочие группы, набросать как можно больше идей
2 этап – проверка и выбор оптимального решения, работа в группах, выступление экспертов (обоснование и защита идей)
3 этап – подведение итогов, общая оценка деятельности участников.
Различия между исследовательской и учебно-исследовательской деятельностью.
Учебно-исследовательская деятельность | Исследовательская деятельность |
Методология исследования как основа. Модель исследования, использование упрощенных методик обработки и сбора данных. | Стандартная, более жесткая форма, наличие этапов. |
Цель: приобретение исследовательского опыта как более современного способа получения новых знаний (процесс “открытия” новых знаний, самостоятельность). | Одна из целей: производство новых знаний в общекультурном значении. |
Важен процесс | Важен и процесс, и результат. |
Данные работы являются “упражнениями” по формированию исследовательских знаний и умений. | Работы подразумевают самостоятельность учащихся при выборе методик, при обработке собранного материала. |
Педагог – наставник. Работа под контролем педагога. | Педагог- консультант (помощь на разных этапах). Деятельность на основе сотрудничества (смена позиции педагога) |
Подразумевает ознакомление с различными методиками работ, способами сбора, обработки и анализа материала. Направлена на развитие умений обобщать данные и формулировать результаты. | Подразумевает наличие некоторого опыта, деятельности, самостоятельности, самооценки своих возможностей в выполнении работы. |
Уровень обобщения итогов не претендует на выявление научных закономерностей, отличается простотой оформления. Результаты исследовательской деятельности часто известны педагогу заранее | Результаты могут быть неизвестны руководителю (непредсказуемы). Оценка результатов включает: - соответствие проблемам образования; - научную обоснованность; |
Прикладной характер исследования (практическая значимость). Направленность на цели и задачи совершенствования учебно- воспитательного процесса. Обобщение и оформление отличается простотой. | Востребованность результатов Практическое значение |
Этапы исследовательской деятельности обучающихся
Этапы деятельности | Роль педагога, форма работы |
Поиск проблемы Анализ литературы и практики Выбор темы Определение задач Формулировка гипотезы | Цели и задачи исследовательской деятельности определяет педагог Проблемная подача материала Методы активного обучения Коллективные формы деятельности(“мозговой штурм”, дискуссия) Самостоятельная работа обучающихся |
План исследования Выбор методов исследования Сбор и анализ информации Оформление результатов | Совместная работа педагога и учащихся Организация условий исследования Анализ конкретной ситуации (диалог, общение, творчество) |
Обязательный этап - защита результатов, Внедрение в практику | Конференция Дискуссия (“круглый стол”) Афиширование работ Конкурс, олимпиада Консультация педагога при подготовке защиты исследовательской работы |
Методы научного исследования
Метод (от греч. — путь исследования или познания)
В любой науке или профессиональной практической деятельности есть совокупность методов и технологий - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые в дальнейшем для построения научных теорий, выработки практических рекомендаций.
В педагогике дополнительного образования детей используется комплекс научно-исследовательских методов и методик. Можно выделить следующие подгруппы:
Общенаучные методы: анализ и синтез, обобщение, индукция, дедукция, сравнение, противопоставление, проектирование, моделирование, контент-анализ литературных источников.
Анализ – условное или реальное разделение объекта на составные части с целью его более глубокого познания.
Синтез – условное объединение составных частей предмета или объекта.
Сравнение – установление сходства и различия явление действительности.
Обобщение /лат. – выделение/ - мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу предметов, переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.
Индукция – вид умозаключения от частного к общему, от отдельных фактов к обобщениям.
Дедукция – вид умозаключений от общего к частному, от обобщений к конкретным частным утверждениям.
Моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях.
Контент-анализ (англ.) – метод выявления и оценки специфических характеристик носителей информации, текстов, когда в результате анализа текстов выявляется тенденция развития темы.
Исторические методы: сравнительно-исторический метод (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический метод (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой) и др.
Социологические методы: анкетирование и интервью; социометрия; мониторинг.
Интервью – наиболее гибкий метод сбора информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанный на непосредственном, личном контакте.
Анкетирование – метод сбора исследованных данных, основанный на изучении анкет.
Метод опроса - (включая беседу) предполагает использование диалогов, проблемных обсуждений и дискуссий, анкетирование. Метод характеризуется использованием деятельности, когда человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
Мониторинг - постоянное отслеживание ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу.
Психологические методы: тестирование; тренинг.
Тесты (в переводе с английского тест – “проба”, “испытание”) – это специализированные методы психологического диагностического исследования, применение которых позволяет получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления.
Методы математической статистики: ранжирование; шкалирование; индексирование.
Собственно педагогические методы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения; психолого-педагогическое просвещение и консультирование, педагогический консилиум; методы организационно-педагогической деятельности (диагностирование, проектирование, планирование, координирование, анализ, текущий, промежуточный и итоговый контроль, инструктирование и др.).
Эмпирические методы: наблюдения; эксперимент; научная экспедиция.
Наблюдение – изучение явления в различных условиях без активного вмешательства извне.
Эксперимент есть активное вмешательство в естественный процесс.
Педагогическое наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие явления, результаты которого фиксируются наблюдателем.
Эксперимент – метод проверки выдвинутой идеи, гипотезы, разработанных новшеств.
Источниками исследования, таким образом, выступают: документы, книги, журналы, газеты; люди (дети, социальные, научные работники, преподаватели, члены семьи и другие); технико-информационные системы (радио, телевидение, компьютерные сети); традиции учреждений; жизненный опыт исследователя и др.
Проектно – исследовательская деятельность
Метод проектов и обучение в сотрудничестве (cooperative learning) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира. Причин тому несколько:
необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
• значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами (собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения).
Исследовательские проекты часто основаны на интеграции знаний из разных областей и ориентированы на практическую деятельность.
Типы проектов исследовательской направленности
Исследовательские
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает:
- аргументацию актуальности взятой для исследования темы;
- формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта;
- обозначение задач исследования в последовательности принятой логики;
- определение методов исследования; источников информации, выбор методологии исследования;
- выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в числе экспериментальных, опытных;
- обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования;
- обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные)
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом:
- цель проекта, его актуальность;
- источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение “мозговой атаки” и пр.) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
- результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.);
- презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и т.п.).
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
Структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью, описанной выше:
• предмет информационного поиска;
• поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;
•аналитическая работа над собранными фактами;
• выводы;
• корректировка первоначального направления (если требуется);
• дальнейший поиск информации по уточненным направлениям;
• анализ новых фактов; обобщение;
• выводы;
•заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).
Роль педагога в организации исследовательской деятельности учащихся.
Педагогов по их отношению к исследовательской деятельности условно можно разделить на несколько групп:
инициативные участники экспериментальной работы с устойчивой внутренней мотивацией, высоким уровнем креативности;
добросовестные исполнители, побуждаемые внешним воздействием, которое может перерасти и во внутреннюю потребность;
исполнители конкретных творческих заданий, время от времени проявляющие интерес к микроисследованиям и эпизодически занимающиеся данной работой;
педагоги, не знакомые с данным видом деятельности.
Педагогу, желающему заниматься исследовательской практикой, необходимо знать следующее:
исследовательская работа традиционно рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей и аналитических навыков;
учебные исследования зарекомендовали себя в работе не только с одаренными, но и хорошо смотивированными детьми;
форма организации исследования предполагает не только индивидуальное, но и групповое (массовое) участие детей;
исследовательская деятельность применима в обучении не только старшеклассников и подростков, но и младших школьников, обладающих любознательностью, жаждой новых впечатлений и желанием экспериментировать.
Общие правила для педагогов
Приобщение детей к исследовательской деятельности требует от педагога неординарных усилий. Известный специалист в области исследовательского обучения Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила:
Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
На основе наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
Научите детей прослеживать межпредметные связи.
Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
Подходите ко всему творчески.
Обязанности руководителя ученической исследовательской работы:
совместный выбор темы;
составление рабочей программы исследования;
текущее руководство, методическая, консультационная, организационно-техническая помощь;
оказание помощи юным исследователям перед участием в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах, в публикации результатов исследования
Вывод:
Чтобы процесс обучения стал более эффективным, ему необходимо придать творческий, исследовательский характер.
Исследовательской деятельностью могут заниматься не только одаренные, но и хорошо мотивированные дети.
Исследовательская деятельность может быть не только индивидуальной, но и коллективной.
Исследовательская деятельность предполагает особую психологическую атмосферу на занятиях, в создании которой важная роль принадлежит педагогу.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический климат в коллективе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности поискового, творческого характера.
Список литературы
Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения. / Управление школой.- 2006.- 1-15 янв.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся. Сборник статей и материалов. /Сост. Е.И. Дмитриева.- Набережные Челны, 2002.
Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе.- / Начальная школа, 2000.- №12.
Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Учебное пособие.- М.: Пед. об-во России, 1999.
Материалы подготовлены Н.А. Ялфимовой –
методистом отдела научно-методической работы РЦДОД