СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Берегите воду!"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа посвящена охране воды, заботе о ней.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Берегите воду!"»

СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________4

I ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Вода источник жизни на Земле ________________________________7

1.2 Интересные факты для детей и взрослых _________________________8

1.3 Причины загрязнения воды __________________________________10

1.4 Охрана воды_______________________________________________12

II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Наши исследования _________________________________________15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________20

ЛИТЕРАТУРА __________________________________________________21

ПРИЛОЖЕНИЕ_________________________________________________22


















Аннотация.

Тема исследовательской работы «Берегите воду!»

Цель исследования: уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ. Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты.

Предмет исследования: реки Дагестана.

Размышляя над темой нашего проекта «Берегите воду», мы задумались о судьбе малой родины, о её природных ресурсах, бережном отношении и охране природы.Наша исследовательская работа основана на изучении вопросов бережного отношения именно к водным ресурсам в нашем городе. Проблема защиты и бережного отношения к воде сегодня очень важна и актуальна.







ВВЕДЕНИЕ

Вода составляет большую часть любых организмов, как растительных, так и животных, в частности, у человека на её долю приходится 60-80% массы тела. Вода является средой обитания многих организмов, определяет климат и изменение погоды, способствует очищению атмосферы от вредных веществ, растворяет, выщелачивает горные породы и минералы и транспортирует их из одних мест в другие и т.д. Для человека вода имеет важное производственное значение: она и транспортный путь, и источник энергии, и сырье для получения продукции, и охладитель двигателей, и очиститель и т.д. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!

Проблема сохранения качества воды является на данный момент самой актуальной. Науке известно более 2,5 тыс. загрязнителей природных вод. Это пагубно влияет на здоровье населения и ведет к гибели рыб, водоплавающих птиц и других животных, а также к гибели растительного мира водоёмов. При этом не только ядовитые химические и нефтяные загрязнения, избыток органических и минеральных веществ, поступающих со смывом удобрений с полей, опасны для водных экосистем. Размышляя над темой нашего проекта «Берегите воду», мы задумались о судьбе малой родины, о её природных ресурсах, бережном отношении и охране природы.

Актуальность.

Наша исследовательская работа основана на изучении вопросов бережного отношения именно к водным ресурсам в нашем городе. Проблема защиты и бережного отношения к воде сегодня очень важна и актуальна.

Цель исследования.

Уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ. Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты.

Задачи исследования.

– Проанализировать научную информацию по теме;

– описать причины загрязнения водоемов;

– познакомиться с мерами охраны водоемов от загрязнения;

– доказать необходимость бережного отношения к воде;

– выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.

Объект исследования: экология;

Предмет исследования: реки Дагестана;

База исследования: учащиеся, их родители.

Гипотеза исследования.

Если человек продолжит загрязнять воду и не экономить её, то на Земле значительно сократится количество чистых источников.

Методы исследования:

– анализ;

– наблюдение;

– опрос;

– сбор информации из книг, журналов, газет, интернета;

– анкетирование;

– сравнение;

__обобщение.

I ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Вода источник жизни на Земле

Обоснование выбора: Мы живем в уникальной республике - Дагестан. В нашей республике через центральную часть протекают реки Терек и Сулак. В Дагестане протекает 6255 рек (в том числе 100 главных, имеющих длину более 25 км и площадь водосбора более 100 км, 185 малых и более 5900 мельчайших), наиболее крупными из них являются Терек, Сулак, Самур, Рубас с притоками. Все реки относятся к бассейну Каспийского моря, однако в море впадает только 20 из них. Мы решили рассмотреть реку Манас, находящуюся ближе остальных к нашему селу.

Мы считаем, что самый главный враг природы – это сам человек, если он относится к ней жестоко и бездушно! Вода – источник жизни. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

С развитием человечества от самых древних времен до наших дней вода приобретала все большее значение. И вот она уже вращает турбины современных гидростанций, несет на себе гигантские корабли…

1.3 Причины загрязнения воды

Вода в опасности! В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями и т.д., возникла проблема коммунального, промышленного, сельскохозяйственного загрязнения воды.

Чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако, это не потому, что запасы воды

истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют воду и одновременно загрязняют ее различными отходами. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают разные ядовитые вещества. Все живое погибает в такой воде.

Очень часто люди бросают в водоёмы мусор, не понимая, что совершают страшное зло. Под водой оказываются разбитые бутылки, консервные банки с острыми краями и многое-многое другое.

Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Однажды ученые исследовали участок речного дна длиной 5 км и обнаружили:

14 крупных железобетонных плит,16 больших труб, 34 куска рельсов, 9 мотков колючей проволоки,27 изогнутых железных листов, 43 огнетушителя, 18 пил, 31 топор, 112 санок, 36 сковородок, 108 котелков, чайников и кастрюль, 27 утюгов, 2486 разбитых бутылок, 814 разбитых стеклянных банок, 2214 консервных банок и много другого мусора.

Мы поинтересовались и узнали что, в 2013 году более трехсот молодых специалистов - газпромовцев в рамках запланированной экологической акции убрали от мусора большую территорию в районе поселка Манаскент, известной большой рыночной площадью сильно замусоренной в течении многих лет. 
От мусора также очищали территорию у реки Манас - озень. Отходов было столько, что лопата и грабли не помогали, и на некоторых участках верхний слой почвы не был виден, из-за   мусора и с этой проблемой справлялась спецтехника. 
Территорию реки Манас-озень компания выбрала не случайно. Здесь проходит газопровод. Всю береговую зону реки поделили на семь участков. В уборке люди использовали лопаты, грабли и самодельные средства в виде штыков для сбора пластиковых бутылок. Работали практически полный день несмотря на жару, собирали мусор в мешки и подносили к дороге. 
Жителям южных районов республики хорошо известна стихийная свалка жителей поселка Манас. Чтобы справиться с ней, от компании была направлена «тяжелая артиллерия»: бульдозеры, экскаватор и самосвалы. 
Начальник управления УУТ СТ ООО «Газпром трансгаз Махачкала» Расул Умаракаев сообщил, что в рамках акции было задействовано более 30 автомобильной техники.  

Вывод: Необходимо каждому из нас – людей – изменить своё отношение к воде, иначе через несколько десятков лет мы можем остаться без чистой пресной воды. Надо бережно относиться к имеющимся водоёмам, охранять их, содержать в чистоте берега, сажать деревья для укрепления берегов, строить очистные станции.

II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Наши исследования

Мы решили исследовать воду в реке Манас - озен. Набрали воды из речки и решили проверить её на цвет и запах, а также определить возможность очистки в домашних условиях.

Мы пришли к выводу: интенсивность запаха отчётливый, неприятный, обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья, характер запаха плесневый, травянистый.

В наше время вода не столь чиста, что бы ее можно было без всякой предварительной обработки использовать для приготовления пищи или питья. Чаще всего качество воды оценивается просто, мы знаем, что чистая вода должна, как минимум быть прозрачной, бесцветной и без посторонних запахов. Но наличие опасных примесей, микробов может никак не отразиться на внешнем виде воды, поэтому сырую воду, так же как и воду из-под крана пить опасно. Чтобы быть уверенным, что вода чистая, нужно фильтровать воду. Способы фильтрации воды в домашних условиях разные, но все они сводятся к одному, они очищают воду от опасных примесей. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Наши опыты.

Отстаивание - самый простой и эффективный метод, идеально подходит для очистки воды, в которой нужно убрать только остаточный хлор.

Вымораживание - удаляет из воды все посторонние примеси, очень эффективный способ очистки любой воды.

Кипячение - подходит для воды взятой из открытых источников, а так же воды с повышенным содержание солей жесткости.

Обеззараживание - способ удаления из воды микробов и бактерий.Мы попробовали пропустить воду через сделанный своими руками фильтр.Вода осталась мутной с неприятным запахом.

Вывод: Мы пришли к выводу, что в домашних условиях очистить воду из нашей речки невозможно.Для очистки воды необходимо применять специальные системы очистных сооружений. Благодаря специальным мерам охраны обеспечивается экологическое благополучие водных ресурсов.

Изучив соответствующую литературу по данной проблеме, а также, узнав о водоочистных сооружениях, мы провели игру-интервью среди родственников. Проанализировав ответы наших родных, мы составили бланки-анкеты с аналогичными вопросами, чтобы узнать отношение учащихся нашего класса и их родителей к данной проблеме.

Опрос. В опросе участвовало 28 человек: 16 детей и 12 взрослых.

Вопросы: 1) Опасно ли загрязнение воды для человека?

2) Знаете ли вы о водоочистных сооружениях в нашем городе?

3) Есть ли у вас в семье собственная система очистки воды?

4) Должен ли каждый человек беречь воду?

Вопросы:

Ответы:

Участники

Взрослые

(12 чел.)

Дети

(16 чел.)

1

Да

12

4

Нет

0

3

Не знаю

0

9

2

Да

8

4

Нет

0

2

Не знаю

4

10

3

Да

12

10

Нет

0

6

Не знаю

0

0

4

Да

12

14

Нет

0

0

Не знаю

0

2



Из результатов таблицы мы сделали вывод, что взрослые и большинство учащихся осознают опасность загрязнения воды для жизни человека и необходимость бережного отношения к главному богатству Земли. В большинстве семей имеются собственные системы очистки воды. Но не все участники опроса знают о водоочистных сооружениях нашего города. В связи с тем, что пресной воды становится всё меньше и меньше, мы решили выяснить, где мы теряем воду, определить, как устранить потери воды.

С этой целью мы провели наблюдение в одном из школьных кабинетов за краном, который неплотно закрыт. В результате мы выяснили количество воды, вытекаемой из неплотно закрытого крана.

Время Количество воды

1 минута 18 капель

1 час 720 капель = 70мл

1 сутки 1680мл

1 месяц 50л 400 мл

Вывод: оказалось, что из неплотно закрытого крана вытекает воды в месяц 50л 400мл, и это только в одном кабинете! А в школе их много, да ещё и в столовой несколько кранов. Получается очень большая цифра. А сколько на это затрачивается средств!

Выводы:В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.

Не станем без надобности держать открытым водопроводный кран, не будем загрязнять водоемы мусором, будем беречь и экономить каждую каплю воды!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как интересно и точно определил значимость воды для человека Антуан де Сент-Экзюпери. Он писал: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца».

В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее. Выявили отношение взрослых и детей к данной проблеме и составили памятку для детей и взрослых «Экономь воду!». Наша гипотеза подтвердилась. Если человек продолжит загрязнять воду и не экономить её, то на Земле значительно сократится количество чистых источников.

Собранная информация доказывает, что водоёмы загрязняются не только химическими отходами, синтетическими средствами, кислотными дождями, но и мусором, который выбрасывают люди в реки.

В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти. Это позволило на многих реках уменьшить опасность загрязнения, улучшить санитарное состояние городов и посёлков. Но проблема охраны вод по-прежнему остра.









ЛИТЕРАТУРА

1. Энциклопедия "Мир вокруг нас". М., 2011.

2. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б./ Жизнь вокруг нас.– Ярославль: Академия развития, 2009

3. Алексеева Е.Н., Экология – здоровье // Школьное воспитание. – 2010. –

№ 7. – с. 15-20.

4. Аксенова З. Ф. «Войди в природу другом». Издательство: Сфера , 2012.

5. Бобылева Л.К. Экологические знания – школьникам. – 2009 № 7. с. 16-19.

6.Бухин А. П. «В дружбе с людьми и природой». – М.: Просвещение, 1991г. – 61 стр.

7.Экологическое воспитание/ В.С.Варивода.-4-е изд.- Мозырь: Белый ветер, 2013.- 122

8. Воробьев Г.А., Исследуем малые реки. - Вологда: ВГПУ, 2007.

9. Владимиров А.М. и др. Охрана окружающей среды. - Л.: Гидрометеоиздат, 2000

10. Соколова Е.И., Ларина Т.И., Загадки мудрой совы. - Ярославль, 2000.

11 . Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.С-Пб.: "Детство-пресс". 2011.

12 .С.Н. Николаева. Воспитание экологической культуры .М.: Просвещение, 2002. - 144 с.

13 . Н.А.Рыжова Наш дом – природа./ Волшебная вода. Москва, 2011.

14. Колесникова Г. И.«Экологические экскурсии с младшими школьниками». // Начальная школа, 2001г, №5. – 50 – 51 стр.

15.Черняев А., Белова Л., Прохорова Н., Пупова Е. Кратко о водах России. Изд. "Виктор", Екатеринбург, 1997.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/

2. http://ofiltrah.ru/analiz_vody_v_domashnih_usloviyah

Приложения

Фотографии реки, рисунки детей





Рисунки одноклассников