«Килемарский центр детского творчества»
Районный конкурс краеведческих
исследовательских работ
Номинация «Судьба семьи – судьба России»
Учительская династия семьи Суриновых
Выполнил:
Суринов Роман, обучающийся
7 класса МОУ «Визимьярская средняя
общеобразовательная школа»
Килемарского района РМЭ
Руководитель:
Демакова Евгения Александровна,
педагог дополнительного
образования «Килемарский центр
детского творчества»
Килемарского района РМЭ
Килемары, 2017 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………… 3-4
1. История жизни Суриновой Зои Ананьевны.………………… 5-8
2. Педагогическая деятельность Суринова Игоря Валерьевича….. 8-9
3.Продолжении династии. Суринов Евгений Валерьевич ……….. 10
4. Моя мама Суринова Татьяна Сергеевна………………………… 10-11
Выводы………………………………………………………………. 12
Заключение ………………………………………………………… 12-13
Список литературы ………………………………………………… 14
Приложение…………………………………………………………
Введение.
Мир профессий разнообразен. Каждая профессия по- своему трудна и интересна, важна и необходима. Одной из первых профессий, с которой встречается маленький человек - это учитель. Имя учителя – свято. Для любого человека учитель – это память о детстве, о школе, которая остается на всю жизнь. Профессия учитель с одной стороны древнейшая, а с другой самая современная. Никогда не была спокойной эта мирная профессия. Никогда она не давала возможности приостановиться, передохнуть. Для меня профессия учителя памятна и понятна вдвойне, ведь многие мои родственники работают учителями, я живу в семье учителей. Моя работа актуальна, так как посвящена моим предкам, внёсшим свой вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения. И я чувствую огромную радость и гордость оттого, что след, оставленный ими, сохранится в памяти многих людей на долгие годы. [2] Объектом данной исследовательской работы является родословная моей семьи. Предмет исследования: – изучение конкретных фактов из жизни моих родственников. Цель: выяснить, кто в нашей семье работал учителем, и собрать материал для составления данных об учительской династии моей семьи.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Собрать и систематизировать материал семейного архива.
Показать, как важен труд учителя через трудовую династию нашей семьи
Методы:
Беседы с родственниками.
Изучение семейного архива (фотографии, документы).
Подготовка наглядного материала и презентации для исследовательской работы.
Гипотеза моей работы заключается в том, что каждый человек должен знать историю своей семьи, поддерживать семейные традиции, все это делает семьи крепче, дружнее и, конечно же, передается потомкам.
Моя бабушка Суринова (Иванова) Зоя Ананьевна.
Родилась 31 марта 1949 года в с. Юксары в одном из красивейших мест нашего края. Юксары в переводе с марийского языка означает "лебяжье озеро". В 1956 году пошла учиться в Ершовскую начальную школу. Среднее образование получила в Ардинской школе. В школе училась легко и с удовольствием терпеливо помогала всем отстающим. Одноклассникам было ясно, Зоя - прирожденный учитель. (Приложение1) А примером для нее был её дядя Колосов Федор Михайлович, бывший учитель математики Юксарской школы. И его жена Лукашук Лидия Иосифовна, учитель биологии и химии, а затем завуч, позже директор Юксарской средней школы. [1,6] (Приложение2) В 1982 г. бабушка поступила в Оршанское педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов». И по направлению Министерства образования начала работать учителем начальных классов в Борской восьмилетней школе Килемарского района. Сначала всё казалось легко. Было огромное желание трудиться, молодость, задор, любовь к детям. И она была уверена, что всё сумеет, всё сможет. Вскоре пришла к выводу, что не хватает знаний и опыта. На помощь бабушке пришли коллеги - профессионалы: Нина Михайловна Нагорова, Ирина Петровна Гараева. Бабушка до сих пор благодарна им за поддержку в трудную минуту, внимание и заботу. [1,6] (Приложение3) В 1973году переехала в посёлок Визимьяры и стала работать в Визимьярской средней школе, сначала библиотекарем, учителем музыки и руководителем хора, воспитателем группы продленного дня, а после окончания (заочно) в 1982 году Марийского педагогического института им. Н.К.Крупской - учителем начальных классов. Сейчас Зоя Ананьевна на заслуженном отдыхе. Работая с детьми, она всё чаще задавала себе вопросы: «С чего начать?», «Как стать нужной детям?» Со временем пришла к выводу: «Надо было понять мир семилетнего ребёнка, и не просто понять, а войти в этот мир. Не играть с детьми в детство, а прожить все радости и огорчения, успехи и неудачи вместе с ними». Работая в школе, поняла, что это ее призвание. (Приложение 5) С тех пор прошло более 40 лет. Шли годы, менялись человеческие ценности, но одно осталось неизменным: входя в класс, всматриваясь в лица детей, понимала, что им нужны любовь и забота, участие и понимание. А результатом будет то, что она могла им дать. И все огрехи и ошибки будут только ее, делить их не с кем, вину переложить не на кого, поэтому она чувствовала огромную ответственность за всё, что делала. Всегда добиваться поставленной цели ей помогали упорство и трудолюбие. (Приложение 4) Бабушка старалась заложить в детях основы духовности - доброту, совестливость, милосердие, учила их быть внимательнее и терпимее друг к другу и к окружающим. Она мне всегда говорит, что учитель начальных классов должен уметь защитить ребёнка и создать все условия для свободного развития его духовных и физических сил. [3] (Приложение 14) Моя Зоя Ананьевна была требовательным и строгим учителем. На её уроках была идеальная дисциплина, потому что ученики очень уважали её. И за это многие ребята от души благодарны ей. Работала с полной отдачей, с энтузиазмом, с большим желанием. [1,5,6] (Приложение4) За многолетний и добросовестный труд бабушка награждена почетными грамотами РОО, Администрации Килемарского района, Министерства образования РМЭ, Областного комитета профсоюзов работников образования и науки МАССР, медалью «Ветеран труда», нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ». (Приложение14) Бабушка считает себя счастливым человеком. И у нее большая замечательная семья: любящий муж, два взрослых сына - Евгений и Игорь, сноха Татьяна. У нее трое внуков – Надя, Рома и Артемка. Бабушка старается, чтобы в нашей семье всегда было взаимопонимание. Сама бабушка выросла в семье, где было трое детей. Самое главное, чему научили родители, это - взаимопомощь и поддержка друг друга. Они и сейчас все вместе. Что бы ни случилось, каждый знает, что на свете есть родной человек, который помнит о тебе, любит и всегда окажется рядом в трудную минуту. В 1973 году бабушка встретила свою судьбу. Когда она собиралась замуж, то спросила у любимого человека: «Хочешь, ли ты иметь жену-учителя, у которой на семью никогда не будет времени?» И он, не задумываясь, ответил: «Вместе мы все преодолеем». Сейчас очень рада, что этот человек идет рядом по жизни, он ее поддержка и опора. В воспитании своих сыновей бабушка использовала те методы воспитания, которыми пользовалась в своей работе. «Сыновья всегда приносили мне только радость. Я старалась жить их интересами и проблемами. И довольна тем результатом, который имею сейчас», - с гордостью говорит бабушка.
Самым главным считает, что с раннего детства детей надо готовить к жизни, и не только в плане быта, но и в плане формирования личностных качеств: уважение к родителям и окружающим людям, любовь к природе и труду, ответственности и исполнительности. Для мальчиков всегда был очень важен авторитет отца. Он всегда воспитывал словом и примером и ни разу ни на одного из них не поднял руки. Старший сын теперь сам папа у него трое детей. Это внуки, которых она очень любит. Для неё это лучшее лекарство от всех стрессов. Они поднимают настроение за секунду. Внуки - это огромное счастье. Недаром поется в песне: «...ведь внучат любят больше детей». Часто все вместе выезжаем на природу. Бабушка очень любит эти часы отдыха. Она обожает путешествовать. Путешествие - это еще и новые встречи, и общение с интересными людьми. Любит родной край, ведь краше нашей родины нет на свете.
Еще одно увлечение Зои Ананьевны- цветоводство. В ее доме цветы можно увидеть разные и повсюду: в палисаде, в саду, в огороде среди грядок, на подоконнике. Она считает что цветы - это символ красоты, любви и жизни. Возле бабушкиного дома есть сад, огород. Там больше всего она любит проводить свободное время. Выращивать фрукты, овощи, цветы, ягоды. Как любая женщина очень любит готовить, консервировать. Делать домашние заготовки. Бабушка очень гостеприимная, любит принимать гостей и угощать их чем-то вкусненьким. [1,6] (Приложение5) Бабушка мне часто напоминает слова своего отца: « Если кто-то обидел, или случилась беда, старайся сдержать себя, чтобы не сделать больно другому человеку». Она уверена, что такая установка помогает жить, быть счастливым и чувствовать себя честно перед самой собой. Еще Зоя Ананьевна очень любит петь, когда мы собираемся все вместе обязательно поем ее любимые песни. Бабушка для меня - это авторитет и гордость. Она не только мудрый наставник, но и строгий и требовательный человек не только к себе, но и к своим детям, и внукам.
Мой дядя - Суринов Игорь Валерьевич тоже работает учителем. Он говорит: «С самого раннего детства авторитетом и примером для подражания была моя мама и первая учительница. Мне было интересно наблюдать, как мама вечерами проверяла тетради своих учеников, готовилась к урокам, внеклассным мероприятиям. Я видел всю работу учителя изнутри. И вопроса, куда пойти учиться после школы перед выпускником не стоял, конечно, в пединститут. В то время считалось, что работа учителя нужная, престижная и важная. Но, не добрав по конкурсу всего одного балла, в 1994 году он поступает в Оршанский педагогический колледж по специальности учитель начальных классов, учитель ИЗО. По окончании колледжа в 1997 году поступает в Марийский педагогический институт им Н.К.Крупской на факультет дошкольной педагогики и психологии. [1,7] (Приложение1)
Свою педагогическую карьеру начал в 2000 году, совмещая учебу и работу в школе №5 «Обыкновенное чудо» педагогом-организатором. (Приложение 8). Эта работа была для него интересна, он ей был увлечен. Еще учась в школе, Игорь был организатором всевозможных конкурсов, концертов, которые они проводили по улицам нашего поселка. На протяжении всех лет учебы и сейчас является активным участником конкурсов художественной самодеятельности, концертов, всевозможных спектаклей. Учась в институте в составе ансамбля ездил на конкурс «Славянский базар» г.Витебск. [1,7] (Приложение6).
В 2002 году Игорь заканчивает институт с красным дипломом. (Приложение6). С 2003 года и по сей день, Игорь работает воспитателем и учителем ИЗО в Семеновской школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья. [1,7] (Приложение7). Талантливый методист, всегда работает с огоньком, поддерживает фантазию и самостоятельность учащихся. Игорь Валерьевич постоянно находится в окружении детей. Ученики отзываются об Игоре Валерьевиче, как о своем любимом, требовательном, добром наставнике. (Приложение7) Он часто проводит открытые нестандартные уроки и интересные мероприятия для своих коллег, для коллег из других школ и для слушателей курсов Марийского института образования. (Приложение 9) Опыт работы Игоря Валерьевича как учителя отражен в учебнике "Изобразительное искусство.1 класс" для учащихся с нарушениями слуха. Авторы: М.Ю.Рау М.А.Зыкова И.В.Суринов. Издательство "Просвещение" 2017г. С 2014 по 2016 Игорь Валерьевич был председателем первичной профсоюзной организации ГБОУ РМЭ "Семеновская школа-интернат". Участвовал в Республиканском конкурсе на лучшее сочинение-эссе «Я и моя семья в истории Профсоюза» и стал Дипломантом 3 степени. За многолетний добросовестный труд, за инициативу и творческое отношение к делу награжден различными Почетными грамотами. В 2015 г Почетной грамотой Министерства образования и науки РМЭ. [1,7] (Приложение 14)
В свободное время Игорь любит заниматься дизайном, ремонтом, мастерить, делать различные поделки, летом помогает бабушке выращивать красивые, необыкновенные цветы, увлекается электроникой. [1,7] (Приложение 8)
Мой папа Суринов Евгений Валерьевич родился 10 февраля 1974 года. После службы в армии он поступил на работу в органы Министерства Внутренних Дел, где проработал 21 год. Дважды он уезжал в командировку в Чеченскую Республику. [1,8] (Приложение10) Но в 2015 году потомственна династия Суриновых пополняется еще одним учителем. Выйдя на пенсию, папа переходит на работу в МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа» на должность педагога-организатора, учителя ОБЖ. Мы были очень рады это событию, потому что у папы появилось больше свободного времени, мы стали чаще видеть его дома. Да и часть маминого груза, как директора школы, он возложил на свои мужские плечи. Кроме уроков Евгений Валерьевич ведет занятия Военно-патриотического клуба «Виктория». Много времени и сил отдает ученикам. Ездит с ними на различные конкурсы, соревнования. (Приложение 11) Он всегда радуется успехами своих учеников, гордится ими. Папа очень скромный человек, никогда не думает о карьере, о своем благополучии, о наградах и званиях. [1,7] (Приложение11)
Моя мама Суринова Татьяна Сергеевна родилась 15 ноября 1977 года. [1,7] (Приложение12) После окончания школы она переехала жить из Чебоксар в Визимьяры и вышла замуж за папу. В 1998 году она поступила учиться заочно в Чувашский государственный университет им И.Я. Яковлева на филологический факультет. Свою педагогическую карьеру мама начала в Визимьярской школе временно учителем русского языка и литературы. Затем она была педагогом-организатором. А в 2005 году ей предложили стать директором Визимьярской школы. После долгих убеждений, уговоров Петровой Татьяной Алексеевной, она становится совсем молодым директором школы. [1,7] (Приложение 12) Как говорят коллеги о маме, что за время работы директором ни разу Татьяна Сергеевна не пожаловалась, что трудно, хотя порой было невыносимо. Она интересный собеседник, очень целеустремленный и энергичный человек, умелый организатор. Работает с увлечением и азартом. [1,7] (Приложение13) В настоящее время работа директора больше заключается в хозяйственной деятельности, улучшении материальной базы. Её добросовестный труд был отмечен наградами: грамотами Отдела образования и молодежи Килемарского района, Администрацией Килемарского муниципального района, Министерства образования РМЭ, Почетной грамотой Республики Марий Эл. Грамотами и благодарственными письмами за сотрудничество и содействие в проведении профориентационной работы, развитие и совершенствование профильного обучения от Марийского радиомеханического техникума, Марийского государственного педагогического института им. Н.К.Крупской, Государственного комитета РМЭ по профобразованию. В 2005 году Татьяна Сергеевна принимала участие в республиканском конкурсе «Предприниматель года». [1,7] (Приложение14) Татьяна Сергеевна не только хороший директор, как говорят педагоги нашей школы, но и замечательная мама: она воспитывает дочь и двоих сыновей. Мы стараемся помогать ей во всех домашних делах. А она, каждую свободную минутку уделить нам. Мне она помогает в подготовке к урокам, занимается, играет с Артемом. Татьяна Сергеевна с улыбкой говорит: "Дома у нас частенько проходят малые "педсоветы", потому что школьные проблемы нас волнуют не меньше домашних". Вся жизнь педагогов Суриновых является ярким примером преданности школе, своему выбранному пути. Кроме этого у бабушки 3 племянницы работают учителями: Иванова Валентина Юрьевна, Иванова Наталья Юрьевна, Иванова Елена Юрьевна [1,5] (Приложение1)
Вывод:
Проведя исследование по изучению нашей педагогической династии, удалось выяснить:
1. Педагогической деятельностью в нашей семье занималось, и продолжают заниматься три поколения.
2. Педагогов в нашей семье 9 человек. Это учителя математики, литературы, изобразительного искусства, биологии и химии, учителя начальных классов, директора школ.
3. Почти все педагоги нашей семьи только со стороны моего папы Суринова Евгения Валерьевича.
Подводя итог ко всему сказанному об учительской династии моей семьи, можно сделать вывод, что действительно любовь к детям в нашей семье передалась по наследству.
Заключение
Когда я начал исследование учительской династии своей семьи, я не предполагал, как это интересно и увлекательно. К работе привлёк родителей, родственников. Но, несмотря на трудности, несмотря на сложнейшие профессиональные задачи, люди из поколения в поколение идут работать с детьми. Удивительное это явление - династии педагогов! [4] Люди, связанные родственными отношениями, выбирают одну и ту же профессию. Что это: гены, «зов крови», дар учить, переданные по наследству?[2] Или нечто полученное свыше, определяющее судьбу? Невозможно стать учителем, просто следуя по стопам родителей, на то необходимо веление души.
Преподавание в моём роду - это уже не просто профессиональное занятие, это культурное явление. Когда я был маленький, мне всегда казалось, что мои мама, бабушка и дядя родились учителями. Теперь я в этом не сомневаюсь. В дальнейшем, обязательно продолжу исследовательскую работу. Кроме того, данная работа - это способ выразить огромную благодарность не просто отдельным людям, а целой семье, посвятившей жизнь воспитанию, образованию, педагогике, науке и просвещению. Рассказ о педагогической династии - лишний повод задуматься о том, что Учитель - это больше, чем просто профессия, это великая миссия, вечная и гуманистическая!
Список используемой литературы.
Архив семьи Суриновых
Варанкина Л.И. Моя родословная-Курганск:КРПО, 2001 – 233 с.
Интервью Суриновой З.А.
Кочевых С.В. Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий. С.-Петербург.2006.-210-216с.
Шарафутдинова Г Моя классная самая классная//Восход. – №54 2008г
Фотографии из семейного архива Суриновой З.А.
Фотографии из семейного архива Суринова И.В.
Фотографии из семейного архива Суринова Е.В.