МАОУ Гостиловская основная общеобразовательная школа
Жуковский район, Брянская область
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ТЕМА:

(Народные умельцы п. Гостиловка)
Выполнили:
Шишкова Алина,
Афанасьева Кристина.
Руководитель: учитель географии
Дорошина Лидия Александровна
Введение
Я хочу умыться утренней росой,
Побежать без устали туда,
Где туман ложится над рекой
И рассыпана до капли красота.
Сергей Сиверин.
У нас, россиян, одна Родина – Россия. Но как у каждой реки есть питающие её ручейки, так и наша великая страна состоит из деревушек и посёлков, больших и малых городов. Это то, что мы называем малой родиной, которая у каждого своя, и тем она бесконечно мила и дорога сердцу. Это место, где мы родились, где проходило наше детство, место, где наши родовые могилы, и куда всегда, как бы далеко не занесла нас судьба, хочется возвращаться. Ибо родная земля – надёжный причал в штормовом житейском море, источник новых сил и вдохновения
Иногда приходится слышать, что в наших местах нет ничего интересного. Но ведь история страны создаётся из истории вот таких малых мест, как, например, посёлок Гостиловка. Его история уходит своими корнями в самую глубину веков. В прошлом нашего посёлка отразилось прошлое всей страны.
Знать историю страны, не зная истории малой родины, невозможно – это основная гипотеза исследования. Данная работа поможет молодому поколению найти пути решения проблемы: современное поколение мало знает историю своей родины.
Ещё римский оратор Цицерон говорил: «Не знать, что случилось до твоего рождения, значит, всегда оставаться ребёнком». Каждый человек должен знать прошлое своего края. Не зная прошлого, нельзя построить настоящее, и тем более мечтать о будущем.
Главная цель этой работы – рассказать современникам о том, что происходило
задолго до их рождения, что было создано и хранилось нашими земляками, чтобы новые поколения продолжили славную историю родного края, проникнувшись уважением к его традициям, к его людям, научились ценить добытое и завоёванное нашими предками.
Предметом исследования в данной работе является история поселка Гостиловка.
Объект исследования - изучение творчества народных мастеров.
При сборе материала, его обработке использовались методы наблюдения: фотосъёмки, изучение документов, беседы со старожилами, с народными умельцами.
Творчество Антоновой А. С. - вышивка по ткани.
В последнее время все больше ощущается растущий интерес к искусству и духовным ценностям, созданным нашим народом в далеком прошлом. Не обошла эта тенденция и нас. Искусство русской вышивки возникло в незапамятные времена и передавалось от матери к дочери. Изучать же работы стали сравнительно не давно - в советский период. С вышивкой крестом и гладью мы познакомились на примере творчества Антоновой (в девичестве Бариновой) Александры Сергеевны. (См. приложение 1)
Александра Сергеевна родилась в 1926 году в п. Большак Жуковского района.
В большой крестьянской семье росли пять дочерей и два сына. Тяжело было растить детей, но родители старались дать детям образование. Маленькая Саша ходила в школу в д. Балтика за 7 км. от дома и в зимнюю стужу и по весенней распутице. Девочка отличалась аккуратностью, старательностью. Но грянула война и пятнадцатилетняя девочка вместе со своими сверстниками погнала скот в Поволжье. После войны Саша вернулась в родную деревню. Пришли с фронта мужчины, и Александра в 19 лет вышла замуж. Дружно прожили они с Николаем Антоновичем 55лет, пока в 2000году смерть мужа не разлучила их. У четы Антоновых пять сыновей и одна дочь, девять внуков и семь правнуков. Николай Антонович работал в животноводстве, Александра Сергеевна в полеводстве. Дома держали большое хозяйство: две коровы, свиньи, утки, куры.
При такой большой нагрузке на работе и дома супруги находили время для занятия любимым делом. Николай Антонович увлекался резьбой по дереву. Своими руками построил большой дом, украсил его резными наличниками. (См. приложение 1) Дом, украшенный нарядным и запоминающимся резным декором, сразу преображается, становится непохожим на другие. Выделяют его, прежде всего общий стиль оформления, и конечно, индивидуальность работы мастера.
Александра Сергеевна занималась рукоделием: не было ей равных в поселке в искусстве вышивки. В доме было как в музее: белоснежные занавески, покрывала, полотенца, даже половики были белыми и все это сделано руками Александры Сергеевны. (См. приложение 2) Как только эта хрупкая женщина успевала еще обстирать, накормить, обшить всю свою большую семью?! Александра Сергеевна шила детям не только одежду, но и обувь. И на протяжении всей жизни от девичества до последнего времени занималась рукоделием: вышивала, ткала половики, ткани.
Но на всю округу славились ее вышивки. Александра Сергеевна сама придумывала рисунки, делала разметку на ткани. Предпочитала вышивку «крестом», известного как «болгарский» – стежки кладутся короткими перпендикулярными штрихами, стыкуясь «в крест» (См. приложение3), но работала и в технике « крестьянской глади» - коротких лицевых стежек в плотный подбор ( См. приложение3). Некоторые рисунки до сих пор никто не может повторить. Вышивку решилье (См. приложение 4) делала шилом, затем аккуратно вырезала и обметывала вручную.
Работы Антоновой А.С. приобрел областной музей. Вышивки Александры Сергеевны можно сравнить с художественной графикой акварели, настолько мягко здесь передаются тона и полутона. Ее работы отличаются полнотой художественного вкуса, своеобразной живописностью.
В вышивках мастера хорошо прослеживается «геометрический», «растительный», «звериный» орнамент, (См. приложение4) берущий свое начало еще с языческих времен. Геометрические узоры вышивки, набранные полосой или в шахматном порядке, наиболее характерны для всех рукодельниц нашего края. Такие узоры четко указывают на влияние северорусской культуры. Не менее популярны были на Брянщине и ромбовидные узоры, набиравшиеся в горизонтальном порядке с однородной схемой, а порой и разными по величине. Такие ромбовидные узоры специалисты относят к Центральным районам России. Брянская народная вышивка очень разнообразна. В ней смешались традиции русской и белорусской геометрической вышивки вместе с орнаментальной украинской. Поэтому при изучении этого искусства следует учитывать пограничное положение Брянщины.
Рассматривая творчество Антоновой А. С., невольно задаешься вопросом: чем вызван тот или иной орнамент? Ведь хорошо известно, что в народном искусстве нет «немых» элементов, все они активно « говорят», своеобразным, не всегда понятным нам языком. Вышивать в древности значил «строчить письмо», т. е. изображать ряд символических знаков, которые можно расшифровать. В наше время ученые восстанавливают семантическую нагрузку древнего орнамента. ( См. приложение5) Оказывается круг считался символом хранителя очага, ромб обозначал Солнце и отождествлял в ранней древнерусской культуре птицу счастья - «Сирин»- символ любви и мира, ромбы с перекрещенными краями – символ строительства, параллельные красные и черные линии отождествлялись с образом древней языческой богини « Мать- Сыра- Земля». Таким образом, на полотенце можно прочесть фразу « Строю дом на родной Земле на счастье».
Полотенца имели у крестьян особую обрядовую значимость. Их вышивали к календарным праздникам или семейным датам. Например, ко дню свадьбы девушки готовили до ста полотенец и одаривали ими родственников жениха. (См. приложение 6)
Искусство вышивки передавалось в народе по наследству от матери к дочери. Девушка-невеста по старинному народному обычаю должна была выдержать перед свадьбой своеобразный экзамен на мастерство - вышить для жениха традиционный подарок: рушник от себя и рубашку от матери. Эта традиция существует и сейчас в несколько видоизмененном виде, когда мать преподносит зятю белую праздничную рубашку.
Современное назначение вышивки потеряло обрядовый смысл, сохранив только декоративную функцию. Чаще стали использовать шитье по шаблонам-прорисовкам, при этом теряется индивидуальность мастериц.
Творчество Серяковой В.П.- вязание крючком.
Серякова Валентина Петровна ( см. приложение6) родилась в Трубчевском районе в д. Груздово в 1941 году. Закончила 7 классов Радчинской школы, 8-10 классы-в Трубчевской школе N1 им. Ленина в 1958 году. Хотела поступать в Новозыбковский пединститут, но заболела. Поступила в сельскохозяйственный техникум ,но проучившись год, поняла, что это не её призвание . В1960 году поступила в Новозыбковский пединститут на филологический факультет. После окончания получила направление в Жуковский район в Гостиловскую школу. Стала работать учителем немецкого и русского языков. Валентина Петровна проработала 37 лет в школе. В 1971 году была назначена завучем школы и проработала в этой должности до ухода на пенсию.
Валентина Петровна разносторонне развитый человек: пишет прекрасные стихи, увлекается вышивкой, вязанием, хорошо рисует. С детства увлекалась декоративно- прикладным искусством: вышивала, вязала кружева для украшения обоя и подзора на кроватях, салфетки, потом и большие вещи, скатерти, одежду.
( См. приложение 7,8) Любовь к этому передалась от тетей по маминой линии. Валентина Петровна научила внучек Сашу и Оксану вязать крючком, спицами, вышивать крестом. Внук Владимир в 10 лет вязал коврик крючком, шарф на спицах. Умение за плечами не носить. Традиции русского прикладного искусства должны продолжаться, ведь в нем выражена душа русского народа. Но наибольший интерес вызывает у Валентины Петровны вязание крючком, так как только этот вид творчества дает истинный полет фантазии. Ведь, до сих пор не создана вязальная машина, которая имитировала бы вязку крючком.
Великолепные старинные кружева вызывают восторг у сегодняшних поклонников моды. Кружевной воротник, маленькая сумочка, платок, шляпка, связанные крючком, пользуются большим успехом и в наши дни.
Истоки вязания крючком следует искать в истории иголочного и коклюшечного кружева, которые были настолько дорогостоящими, что только дворянство и духовенство могли позволить себе его приобрести. Люди других сословий пытались с имитировать эти дорогостоящие кружева. Так увидели свет кружева ручной вязки крючком. Исследователи говорят о том, что, вероятно, вязание крючком происходит от Китайского рукоделия. Эта методика основана на том, что ткань, называемую фоновой, упруго натягивали на основу. Рабочую нить держали под тканью. Иглой с крючком пронизывали ткань, захватывали петли рабочей нити, протягивали вверх через ткань. Пока петля находилась все еще на крючке, крючок вставляли вдоль чуть дальше и создавали другую петлю рабочей нити, которую пронизывали через первую петлю, для создания цепочки. Крючки были тонкими, как швейные иглы.
Наши предки использовали деревянную палочку с закругленным концом для лучшего обращения с нитью. Сегодня конструкция этого приспособления не изменилась, но стала более удобной, практичной и имеющей большее количество нюансов.
Сейчас в магазине можно найти металлические, пластмассовые, деревянные и костяные крючки. Валентина Петровна рекомендует с пластмассовой или деревянной ручкой, как более удобные. Толщина подбирается в зависимости от толщины нити: крючок должен быть в 1,5 -2 раза толще нити. Но если вы хотите получить ажурный рисунок ( См. приложение 9) – тонкие нити можно вязать толстым крючком, и наоборот - плотности изделия можно добиться, если вязать толстые нити тонким крючком.
Валентина Петровна советует: «Чтобы рука меньше уставала, а пряжа не растягивалась надо подбирать крючок со сплющенной частью и не слишком острой головкой. Пряжу же можно брать любую: из натуральной
( лен, хлопок) получаются плотные и экологически чистые вещи, синтетические материалы хороши своим разнообразием - ленточные, фасонные, вискоза… все они представляют свободу творчеству и экспериментам»»
«Начинать же следует с того, чтобы приобрести умение вязать петли: воздушные и простые, столбики и полустолбики»- рассказывает и показывает Валентина Петровна ( См. приложение 9).
Сначала вязаные кружева служили лишь для украшения одежды.
В наши дни искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Ручное вязание позволяет изготовить неповторимые, уникальные модели, позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.
Вязанные крючком вещи приобретают все большую популярность. Ведь это эксклюзивные изделия.
Творчество Евтихова Е.А.- резьба по дереву.
Традиция украшения мебели резным декором существует с давних времен. В наше время, когда можно приобрести мебель в магазине, все же не пропал интерес к изготовлению ее своими руками. Пользуясь самым доступным материалом, мастер – резчик по своему желанию может создать как самые простые, так и высокохудожественные предметы обихода и мебели, отражающие национальные черты, художественные вкусы и стили.
Особый интерес вызывает изготовление резных изделий и мебели для уголков отдыха. Здесь все идет в ход: обрезки досок и брусков, торцевые спилы деревьев, коряги и многое другое.
Несколько самодельных нестандартных изделий могут совершенно изменить облик типовой квартиры. Подтверждение этому - квартира Евтихова Е. А. ( См. приложение 10)
Евтихов Евгений Александрович родился в 1937 году в деревне Вышковичи Жуковского района ( См. приложение 11).
Там же встретил свою любовь на всю жизнь- жену Валентину Семеновну. В 1961 году в семье Евтиховых родился первенец- сын Виктор. В 1966 году родилась дочь Лиля. Сейчас в семье Евтиховых растут трое внуков и правнучка. Судьба забросила их семью на Украину, но родные места притягивали. И с 1968 года семья перебралась в п.Гостиловка. Евгений Александрович работал на стройке маляром, токарем на БМЗ, инженером- технологом на заводе в п. Меловка (филиал Брянского селикатного завода), который выпускал гипсовое литье. Но где бы он не работал, везде подходил к делу творчески. Через многие годы пронес увлечение резьбой по дереву, которым увлекается более 50 лет. К сожалению, передать свое мастерство резчика по дереву детям Евгений Александрович не смог: сын получил профессию водителя, дочь работает на Смоленском заводе бриллиантов, занимается огранкой камней, но привитие художественного вкуса - это заслуга отца.
Евгений Александрович начинал с геометрической резьбы, как наиболее простой. Несмотря на то, что она состоит из геометрических фигур, двух-, трех-, четырехгранных углублений, прямых и округлых линий, различные сочетания которых дают большое число разнообразных композиций. В работах мастера присутствует и скобчатая или ногтевая резьба. Она получила название от основного элемента- скобчатого углубления- ноготка, выполненного полукруглой стамеской. Это одна из разновидностей геометрической резьбы.
Изображения, выполненные контурной резьбой, похожи на гравированный рисунок. Орнамент контурной резьбы четок и суховат. Вместе с тем применение разнообразных порезок- прямых, параллельных, штриховых, округлых- дает возможность разнообразить композиционные решения. Евгений Александрович делится секретами своей работы: «В контурной резьбе много значит уверенное движение рук. Ошибки и огрехи в ней исправить трудно. Резать надо маховым приемом, тогда резьба получится чистой, без заскоков и разрезов».
Наибольшее число работ выполнено Евгением Александровичем плоскорельефным видом резьбы. Она позволяет выполнять композиции с изображением людей, животных, птиц, фантастических существ. « Сначала рисунок резьбы переводят на доску. Все линии должны быть ровными и ясными. Перед резьбой нужно примериться к контуру рисунка инструментом, как бы прочитать его стамесками», - рассказывает Евгений Александрович.
Ажурная, или заоваленная , резьба с прорезью ( резьба по сквозному) получается, когда фон выбирают полностью. Этот вид резьбы мастер использует для изготовления мебели, кресел. ( См. приложение 11).Для ажурной резьбы используют древесину липы, березы, клена и других лиственных пород. В зависимости от вида резьбы и характера рисунка работают косяком, прямыми или полукруглыми стамесками. Выполнив резьбу, выпиленные места ( прорези) зачищаются долотами, рашпилем, шкуркой ( См. приложение 12).
В прошлом мотивы резьбы имели вполне определенный символический смысл, связанный с языческими представлениями наших далеких предков. Например, круги, изображения коней и птиц были связаны с культом солнца, от которого зависела судьба урожая, а значит и будущее крестьянина- земледельца.
Красота изделий наиболее выражена, так как они гармонируют с общим стилем оформления интерьера, четко определено их назначение. Находясь в доме Евтихова Е.А., возникает ощущение того, что присутствуешь на выставке работ декоративно-прикладного творчества или в музее. В работах мастера раскрывается его душа – источник чистоты и добра, ведь только в этом случае получаются такие чудные, волшебные узоры ( См. приложение 13).
.
Творчество Александровой Л.Е.- поделки из природного материала.
Лилия Евгеньевна Александрова ( См. приложение 14) – красивый и увлеченный человек. С детства у девочки было три любимых занятия – петь, танцевать, рисовать. Все ее способности пригодились при выборе профессии: Лилия Евгеньевна закончила Бурятское республиканское культпросветучилище) и в дальнейшей работе - заведующей клубом. На этой должности Лилия Евгеньевна работала городе Тында Амурской области, в поселке Красный Маочар Донецкой области и в родном селе Гостиловка, куда она вернулась спустя 12 лет после скитаний по Советскому Союзу. Творчество Александровой Л.Е. разнообразно: кукловодство, пение, чтение стихов, рисование, поделки из природного материала.
( См. приложение 14).
Что такое природные материалы? Это то, что нам так щедро дарит природа, все что можно найти в лесу, на берегу моря, в степи и даже дома. В лесу столько бесценных находок. Можно найти на каждом шагу камешки, шишки, желуди, перышки, замысловатой формы палочки, опавшие листья и веточки, деревяшки, грибы-трутовики, кусочки мха, орешки. А на берегу моря - красивые камешки, ракушки, гладкие стеклышки— все это трудно не унести с собой. Если добавить сюда пластилин, глину, цветную бумагу, маленькие кусочки ткани, клей, то получится замечательных набор для приготовления поделок из природных материалов ( См. приложение 15). Лилия Евгеньевна делится секретами своего мастерства: «Для поделок из веток подойдет - липа, осина, тополь, ольха- деревья мягких пород. Ее легко пилить, строгать и резать. В ветках, на которых много ответвлений, отростков, изгибов легче увидеть какой-нибудь образ». Просто диву даешься, как мастер из неприметного сучка, каких- то отходов создает целые композиции
« Из природного материала можно сделать все, что угодно! Птичек, лесную полянку, человечков, зверушек (реальных и выдуманных), все, что придумаешь или видишь вокруг себя. Можно даже, делать друзей, с которыми можно не только поиграть, но и придумывать разные истории и пускаться вместе в увлекательные приключения…» - рассказывает Александрова Л.Е. ( См. приложение 16).
Игрушки стали незаменимым атрибутом быта. Может быть, они способствовали еще на заре человечества социализации людей, их воспитанию, обучению, развитию. Самой распространенной среди игрушек всегда была кукла
( См. приложение 17).
В народной среде поощрялось изготовление кукол и игры с ними. Прежде всего, это было связано с подготовкой девочки к роли матери и к женскому ручному труду. « Для кукол учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Когда девушка вырастала, кукла становилась для не визитной карточкой: по наряду куклы судили о способности к рукоделию будущей жены. Прежде, чем одеть куклу, нужно было познакомиться со старинной техникой вышивки, узнать историю русского костюма»,- рассказывает Лилия Евгеньевна.
Кукла бытовала в крестьянской среде несколько веков и имела различное значение. Первые куклы изображали высших и могущественных существ – Богов. Люди поклонялись им, просили у них помощи и защиты. Было время, куклы спасали человеку жизнь, заменив его в обрядах жертвоприношения. На изготовление кукол шли в основном подручные материалы: глина, солома, мочало, дерево, камыш, початки кукурузы, сучья и ветки деревьев. В России наибольшее распространение получила тряпичная кукла. По своему назначению куклы делятся на обереговые, обрядовые, игровые.
Например, кукла «стригушка»- связанна с богатым урожаем. Делали куклу из соломы, лыка, отходов производства льна. Куклу одевали или украшали шерстяными нитками ( См. приложение 17).
«Традиционная тряпичная кукла была «безликой» ( См. приложение 18),
что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы, ее характер. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, творить, получают уроки чуткости. Преимуществом такой куклы было ее изготовление, она была индивидуальна в своем роде и больше не повторялась», - рассказывает Лилия Евгеньевна.
Работа с природными материалами несказанно обогащает, наполняет реальными чувствами и представлениями. Все это благодаря причудливой окраске цветов и листьев, манящей спелости ягод, таинственному блеску соломки, космической форме камешков, смоляному запаху шишек. Работа с природными материалами учит деликатно и ненавязчиво всматриваться в окружающий мир и любоваться им, воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность – то, что образно называют «глазом художника». Природа, как самый лучший художник, воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус, знакомит с важнейшим жизненным принципом: «Не навреди!» (См. приложение 18)
Александрова Л.Е. охотно делится своими умениями: ведет кружок «Природа. Фантазия. Творчество. » Работы ребят становились лауреатами и награждались дипломами за участие в областной выставке, в международном фестивале «Славянское единство – 2006», на Свенской ярмарке. Младшая дочь Лилии Евгеньевны тоже увлекается изготовлением кукол. Можно сказать, что растет достойная смена и история русской куклы возрождается и продолжается.
Заключение.
Из глубины веков доходят до нас цвета, запахи, звуки родной земли, зовы боевых труб, плач жён и матерей, радость труда и созидания. Чтобы правильно осознать свою историческую роль в жизни страны, важно правильно понять и оценить культуру своего народа, которая складывалась из многочисленных явлений истории, во всех своих случаях исходившей из простой, русской деревни.
Наверное у каждого человека в детстве есть своя «эпоха географических открытий»- комната, дом, двор со всеми его закоулками, а потом и манящая вдаль дорога в окружающий мир… Когда предметом этого изучения становятся народные ремесла, народное искусство родного края, когда встречаешься с людьми, любящими свое дело-это ли не открытие мира?
Важность первого знакомства с произведениями местного народного искусства и художественного ремесла очень велика. Следующий шаг- искать, как использовать, как применять почти забытые традиции, таящие в себе богатство народной национальной культуры. Это могут быть и кружки « Умелые руки», и мастер-классы для начинающих. Ведь зачастую народным умельцам некому передать свое мастерство. Встречи с мастерами- это не только сбор материала, здесь зарождается интерес к творческой работе, происходит приобщение к упорному и напряженному труду. Беседы с народными умельцами помогли ребятам по-новому взглянуть на привычные и обыденные предметы, сделать собственные, пусть и небольшие открытия.
Найденные юными краеведами материалы дополняют современные представления о народном искусстве.
Проходят годы и они уносят с собой многие события, факты давно минувших лет. В посёлке остаётся всё меньше старожилов, которые могли бы рассказать о прошлом нашего края, а вместе с ним и страны. И то немногое, что удалось узнать об истории нашей малой родины необходимо сохранить.
Так появился альбом «История п. Гостиловка», материалы из которого использовал Русаков Н. И. в своих книгах по истории Жуковского района. По мере накопления данных по истории посёлка, выделились отдельные темы по истории школы, о защитниках п. Гостиловка в годы Великой Отечественной войны, о творчестве местных поэтов, которые отражены в альбомах. В школе создан краеведческий уголок, в котором экспонируются предметы быта крестьян 19-20 веков. На выставке «Добрых рук мастерство» представлены работы местных мастеров вышивки и вязания. Вышла в печати книга « Из глубины веков». После знакомства с работами Серяковой В.П. заработала творческая мастерская, где учащиеся учатся вязать крючком. Встреча с Евтиховым Е.А. вдохновила ребят на создание мемориальной доски на доме, где живет мастер. Планируется создание фотовыставки о местных народных промыслах. Собирается материал для создания сайта в Интернете о нашем поселке, чтобы мир знал, что есть такая крошечная точка на карте с интересным прошлым, где живут и трудятся замечательные люди, которые своими жизнями пишут историю России.
Литература
Барадулин В.А., Коромыслов Б.И. и другие Основы художественного ремесла
Москва «Просвещение»1978г.
Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба
Москва «Нива России» 1992г.
Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву
Москва «Лесная промышленность» 1983г.
В. Крашенинников. Взгляд через столетия. - г. Тула, Приокское книжное издательство, 1990 г.
5. Н.И. Поснов. В стороне деснянской. - г. Тула, Приокское книжное
издательство, 1988г.
6.О.В. Горбачёв, А.М. Дубровский и др. История Брянского края. - г.Брянск Издательство БГПУ, 2000г.
7. Брянский областной методический центр «Народное творчество» Славянский народный костюм и рушник. Брянск 2005г.