СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа: "Путешествие по родному селу".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа  содержит краеведческий материал  по истории села. При подготовке работы учащийся 4 класса  Мешков Кирилл посетил старейших жителей села, библиотеку, школьный краеведческий уголок, провел анкетирование, что способствовало формированию представлений об историии родного села, патриотическому воспитанию.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: "Путешествие по родному селу".»

Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Невежкино имени Ф.А. Ежкова в с.Корсаевка Белинского района Пензенской области









Исследовательская работа

«Путешествие

по родному селу»



Автор:

Мешков Кирилл, ученик 4 класса

Руководители:

Колганова Татьяна Александровна,

учитель начальных классов,

Степаненко Пелагея Петровна,

учитель начальных классов.





Корсаевка

2013

Содержание

Введение……………………………………………...2 - 3

1.История села Корсаевка………..………………….4 - 6

2. Мордовский женский костюм………………… ...7 - 8

3.История памятника………..…………………….....9 - 10

4. Писатели – земляки ……………………………….11

5. Заключение………………………………………....12

Литература……………………………………………13





























-1-

Структура работы.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения. Во введении обоснована актуальность темы, определены цели, задачи исследования. В первой главе описывается история происхождения названия села, занятость населения. Во второй главе рассказывается о мордовском женском костюме. В третьей главе рассказывается об истории памятника. В четвертой главе о замечательных писателях с. Корсаевка. В заключении обобщены основные результаты работы, сформулированы выводы.

Введение.

Цель работы.

Изучить историю села с целью сохранения культурного наследия мордовского народа.

Задачи исследования:

• Активизация поисковой, учебно–исследовательской деятельности.

• Воспитание чувства любви к «малой» Родине.

Сроки реализации: сентябрь 2012 г – январь 2013 г.

Методы исследования:

- наблюдение;

- опрос местных жителей;

- изучение литературы.






-2-



Каждый человек любит то место, где он родился. Наша малая Родина – это село Корсаевка. Казалось бы, обычное село, со своими проблемами, но оно у нас уникальное. Спросите, чем? С самого раннего детства, летом, я ежедневно вижу здесь отдыхающих, которые приезжают полюбоваться природой, запастись грибами и лекарственными растениями. Родная сторона становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю.

На уроках краеведения мы изучаем историю малой Родины. Я решил провести исследовательскую работу: путешествие по малой родине, чтобы узнать историю ее возникновения, культуру мордовского народа, традиции, имена талантливых людей, прославивших родное село, достопримечательности.

Свою исследовательскую работу разбили на этапы:

1.Изучить историю возникновения нашего села.

2.Мордовский женский костюм.

3.История памятника.

4.Писатели – земляки

5.Заключение.











-3-

1.История возникновения нашего села.

По совету учителей первым шагом в моей исследовательской работе была работа с энциклопедией.

В «Большой Российской энциклопедии» есть такие сведения о нашем селе:

«Мордовское - мокша село, центр сельсовета, в 11 км к западу от районного центра. Местное название – Карцайка. Основано в 1718 – 1745 годах в Чембарском стане Инсарского уезда. Возможно, поселено после крещения мордвы из деревни Вороны того же стана на выделенных в награду за крещение землях. Названо по имени одного из первопоселенцев, мордвина Карцайки. В 1877 – волостной центр Чембарского уезда, 246 дворов, церковь, школа».

Коренными жителями нашего села является трудолюбивый мордовский народ, относящийся к юго-западной группе мордвы – мокши.

«Юго-западная группа мордвы – мокши проживает на территории Зубово – Полянского и Торбеевского районов мордовской АССР.

В ХVI веке отдельные группы мордвы – мокши, жившие в этом районе, приняли участие в колонизационном движении на юг. Так образовались группы мордовских поселений в долине реки Ворона (район Чембара) на землях с лесными угодьями, которыми мордва пользовалась.

По своим природным условиям край этот лесной.

Основными занятиями населения данной территории, как в прошлом, так и в настоящем были земледелие, животноводство и пчеловодство».

На уроке краеведения мы были на экскурсии в школьном краеведческом уголке. Там хранится много предметов быта наших

прабабушек и прадедушек, а так же есть разные легенды о

-4-


происхождении названия села Корсаевка. Вот какую легенду я узнал:

«Карцак и три его брата пришли к царю просить разрешение на переселение. Они пришли с севера с Карелии и принадлежали к финно-угорской языковой семье. Они захотели жить южнее. Разрешение было дано. Карцак поселился на бугристом берегу реки, вбил колышек. Это место назвали Оцю Гура, в переводе с мордовского языка «большое поселение». Сейчас эта улица называется Московская, потому что находится в центре села и здесь много больших красивых домов. Реку, около которой поселились первые жители, называли Варана – в честь жены-красавицы Карцака. Современное название реки – Ворона, но местные жители до сих пор называют реку Варана.

Другую улицу назвали Катайка. Улица находится под уклоном и спускается к оврагу. По этой улице дети катались зимой на санках. Еще одну улицу назвали Седьпе, т.е. за мостом. В давние времена улица заканчивалась у оврага. С прибавлением населения дома стали строить и за оврагом, через который построили деревянный мост. В настоящее время моста уже нет, а эта улица называется Мостовая».

Но в нашем селе есть и другие улицы, а про них ничего в легенде не говорится. Узнаю у старожилов, почему одну из старых улиц назвали Плаксанкой? Спрашивал у многих бабушек и дедушек, но никто из них не знал ответа. Уже почти отчаялся, но учительница посоветовали обратиться к бывшему библиотекарю Зюлькиной Л. Ф. Она много лет собирала материал о нашем селе. И вот что она рассказала: когда-то давно на месте этой улицы росли плакучие ивы. Люди облюбовали эти места и стали вырубать деревья, чтобы построить новые дома, а вырубленные деревья использовали для отопления печей. Новую улицу стали называть Плаксанка.

-5-



















-6-

2.Мордовский женский костюм.

В настоящее время в нашем селе живут люди разных национальностей, но коренными жителями были и остаются мордва-мокша. В давние времена они носили очень интересную яркую одежду, которую шили из холста и украшали вышивкой. Вот как описывается женский костюм в Пензенской энциклопедии. «Силуэт мордовского женского костюма подчёркивал пышность женской фигуры. Белая рубаха, которую носили с большим напуском, мягко спадавшая на бёдра, была главенствующей в ансамблевом комплексе. Белизну холста одежды подчёркивала графически ременная вышивка, выполненная в контрастных цветосочетаниях. Нарядно – изысканным дополнением в костюм входили узорчатые бисерные украшения. Контрасты белого и чёрного, лилового и зелёного, голубого и оранжевого в сочетании с блеском серебряных монет, мерцанием стекла бус и бисера, создавали иллюзию драгоценности материалов, составляли основу декоративности комплекса».



-7-

Мордовский женский костюм.



















-8-



3.История памятника

В каждом селе есть свои обычаи и свои традиции. Встречая гостей, им показывают самое интересное, что является предметом особой гордости его жителей. В центре села Корсаевка стоит памятник павшим в ВО войне воинам. Огромным праздником, незабываемым событием для всех жителей было 9 мая 2005 г. – День открытия памятника воинам – землякам, погибшим в годы войны. Этому мероприятию предшествовала большая подготовительная работа.

Старый памятник был сооружен в 1975 г. по проекту скульптора И.К. Хайдурова. Он имел форму разорванной гранаты. На стенах «гранаты» плиты со списками воинов – земляков. У основания памятника – звезда.

Памятник находился в аварийном состоянии. К 60-летию Победы появилась возможность сооружения нового памятника. От такого «святого» дела не остался в стороне никто: средства на строительство монумента выделила администрация района, внесли жители села, спонсоры. Учащиеся оказали помощь в благоустройстве территории. Теперь памятник приобрел иной вид: пять черных плит, на которых высечены имена 550 жителей сел администрации Корсаевского сельсовета, погибших в годы ВОв. Надпись на плитах как клятва молодого поколения «Ничто не забыто, никто не забыт». Ребята нашей школы взяли шефство над памятником.

9 Мая каждый год у памятника проводится торжественный митинг, возлагаются венки в память павшим солдатам.

22 июня 2010 года перезахоронили на родной земле моего

-9-

прапрадедушку - солдата Великой Отечественной войны Никиту

Адышева, которого с 1942 года считали пропавшим без вести. Его

останки в начале июня нашли в Смоленской области. Все жители села пришли на торжественное мероприятие.

Никиту Адышева похоронили вместе с неизвестным солдатом, который, возможно, был его боевым товарищем. Их останки под Смоленском нашли в одном захоронении. Ничье имя не должно остаться забытым, поиски продолжаются.



Почетный караул возле останков солдата Великой Отечественной войны Никиты Адышева.







-10-

4.Писатели – земляки.

Мы гордимся тем, что в нашем селе родились и выросли такие замечательные люди, как Бондяков Иван Яковлевич, Якушкин Тимофей Федорович, Карасев Алексей Иванович. В своих произведениях они описывают красоту природы отчего края, жизнь людей родного села.

Свою исследовательскую работу я буду продолжать дальше, любить и прославлять свою малую родину, как наш земляк- поэт Алексей Иванович Карасев.

Хочется красивое найти!..

Это чувство с детства нам знакомо.

Снятся непройдённые пути,

Только не просёлок свой у дома.

Что в нём,

В том просёлке, для души?

Под ногами пыль, а обок – пашня…

И тогда нам, кажется, в глуши

Молодому оставаться страшно.

Но с годами,

Обойдя весь свет,

Говорим, пора в края родные!

Моего села милее нет,

И просёлки там – все золотые!

-11-



5.Заключение.

Историю села нам обязательно надо знать и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше подрастающее поколение знало свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории.

































-12-



Литература

  1. Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001 г.

  2. Историческая топография Пензенской области. Полубояров Михаил Сергеевич, 2007-2012 гг.

  3. Мордовский народный костюм. Пензенский государственный краеведческий музей

























-13-