Филиал Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Невежкино имени Ф.А. Ежкова в с.Корсаевка Белинского района Пензенской области
Исследовательская работа
«Путешествие
по родному селу»
Автор:
Мешков Кирилл, ученик 4 класса
Руководители:
Колганова Татьяна Александровна,
учитель начальных классов,
Степаненко Пелагея Петровна,
учитель начальных классов.
Корсаевка
2013
Содержание
Введение……………………………………………...2 - 3
1.История села Корсаевка………..………………….4 - 6
2. Мордовский женский костюм………………… ...7 - 8
3.История памятника………..…………………….....9 - 10
4. Писатели – земляки ……………………………….11
5. Заключение………………………………………....12
Литература……………………………………………13
-1-
Структура работы.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения. Во введении обоснована актуальность темы, определены цели, задачи исследования. В первой главе описывается история происхождения названия села, занятость населения. Во второй главе рассказывается о мордовском женском костюме. В третьей главе рассказывается об истории памятника. В четвертой главе о замечательных писателях с. Корсаевка. В заключении обобщены основные результаты работы, сформулированы выводы.
Введение.
Цель работы.
Изучить историю села с целью сохранения культурного наследия мордовского народа.
Задачи исследования:
• Активизация поисковой, учебно–исследовательской деятельности.
• Воспитание чувства любви к «малой» Родине.
Сроки реализации: сентябрь 2012 г – январь 2013 г.
Методы исследования:
- наблюдение;
- опрос местных жителей;
- изучение литературы.
-2-
Каждый человек любит то место, где он родился. Наша малая Родина – это село Корсаевка. Казалось бы, обычное село, со своими проблемами, но оно у нас уникальное. Спросите, чем? С самого раннего детства, летом, я ежедневно вижу здесь отдыхающих, которые приезжают полюбоваться природой, запастись грибами и лекарственными растениями. Родная сторона становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю.
На уроках краеведения мы изучаем историю малой Родины. Я решил провести исследовательскую работу: путешествие по малой родине, чтобы узнать историю ее возникновения, культуру мордовского народа, традиции, имена талантливых людей, прославивших родное село, достопримечательности.
Свою исследовательскую работу разбили на этапы:
1.Изучить историю возникновения нашего села.
2.Мордовский женский костюм.
3.История памятника.
4.Писатели – земляки
5.Заключение.
-3-
1.История возникновения нашего села.
По совету учителей первым шагом в моей исследовательской работе была работа с энциклопедией.
В «Большой Российской энциклопедии» есть такие сведения о нашем селе:
«Мордовское - мокша село, центр сельсовета, в 11 км к западу от районного центра. Местное название – Карцайка. Основано в 1718 – 1745 годах в Чембарском стане Инсарского уезда. Возможно, поселено после крещения мордвы из деревни Вороны того же стана на выделенных в награду за крещение землях. Названо по имени одного из первопоселенцев, мордвина Карцайки. В 1877 – волостной центр Чембарского уезда, 246 дворов, церковь, школа».
Коренными жителями нашего села является трудолюбивый мордовский народ, относящийся к юго-западной группе мордвы – мокши.
«Юго-западная группа мордвы – мокши проживает на территории Зубово – Полянского и Торбеевского районов мордовской АССР.
В ХVI веке отдельные группы мордвы – мокши, жившие в этом районе, приняли участие в колонизационном движении на юг. Так образовались группы мордовских поселений в долине реки Ворона (район Чембара) на землях с лесными угодьями, которыми мордва пользовалась.
По своим природным условиям край этот лесной.
Основными занятиями населения данной территории, как в прошлом, так и в настоящем были земледелие, животноводство и пчеловодство».
На уроке краеведения мы были на экскурсии в школьном краеведческом уголке. Там хранится много предметов быта наших
прабабушек и прадедушек, а так же есть разные легенды о
-4-
происхождении названия села Корсаевка. Вот какую легенду я узнал:
«Карцак и три его брата пришли к царю просить разрешение на переселение. Они пришли с севера с Карелии и принадлежали к финно-угорской языковой семье. Они захотели жить южнее. Разрешение было дано. Карцак поселился на бугристом берегу реки, вбил колышек. Это место назвали Оцю Гура, в переводе с мордовского языка «большое поселение». Сейчас эта улица называется Московская, потому что находится в центре села и здесь много больших красивых домов. Реку, около которой поселились первые жители, называли Варана – в честь жены-красавицы Карцака. Современное название реки – Ворона, но местные жители до сих пор называют реку Варана.
Другую улицу назвали Катайка. Улица находится под уклоном и спускается к оврагу. По этой улице дети катались зимой на санках. Еще одну улицу назвали Седьпе, т.е. за мостом. В давние времена улица заканчивалась у оврага. С прибавлением населения дома стали строить и за оврагом, через который построили деревянный мост. В настоящее время моста уже нет, а эта улица называется Мостовая».
Но в нашем селе есть и другие улицы, а про них ничего в легенде не говорится. Узнаю у старожилов, почему одну из старых улиц назвали Плаксанкой? Спрашивал у многих бабушек и дедушек, но никто из них не знал ответа. Уже почти отчаялся, но учительница посоветовали обратиться к бывшему библиотекарю Зюлькиной Л. Ф. Она много лет собирала материал о нашем селе. И вот что она рассказала: когда-то давно на месте этой улицы росли плакучие ивы. Люди облюбовали эти места и стали вырубать деревья, чтобы построить новые дома, а вырубленные деревья использовали для отопления печей. Новую улицу стали называть Плаксанка.
-5-

-6-
2.Мордовский женский костюм.
В настоящее время в нашем селе живут люди разных национальностей, но коренными жителями были и остаются мордва-мокша. В давние времена они носили очень интересную яркую одежду, которую шили из холста и украшали вышивкой. Вот как описывается женский костюм в Пензенской энциклопедии. «Силуэт мордовского женского костюма подчёркивал пышность женской фигуры. Белая рубаха, которую носили с большим напуском, мягко спадавшая на бёдра, была главенствующей в ансамблевом комплексе. Белизну холста одежды подчёркивала графически ременная вышивка, выполненная в контрастных цветосочетаниях. Нарядно – изысканным дополнением в костюм входили узорчатые бисерные украшения. Контрасты белого и чёрного, лилового и зелёного, голубого и оранжевого в сочетании с блеском серебряных монет, мерцанием стекла бус и бисера, создавали иллюзию драгоценности материалов, составляли основу декоративности комплекса».
-7-

Мордовский женский костюм.
-8-
3.История памятника
В каждом селе есть свои обычаи и свои традиции. Встречая гостей, им показывают самое интересное, что является предметом особой гордости его жителей. В центре села Корсаевка стоит памятник павшим в ВО войне воинам. Огромным праздником, незабываемым событием для всех жителей было 9 мая 2005 г. – День открытия памятника воинам – землякам, погибшим в годы войны. Этому мероприятию предшествовала большая подготовительная работа.
Старый памятник был сооружен в 1975 г. по проекту скульптора И.К. Хайдурова. Он имел форму разорванной гранаты. На стенах «гранаты» плиты со списками воинов – земляков. У основания памятника – звезда.
Памятник находился в аварийном состоянии. К 60-летию Победы появилась возможность сооружения нового памятника. От такого «святого» дела не остался в стороне никто: средства на строительство монумента выделила администрация района, внесли жители села, спонсоры. Учащиеся оказали помощь в благоустройстве территории. Теперь памятник приобрел иной вид: пять черных плит, на которых высечены имена 550 жителей сел администрации Корсаевского сельсовета, погибших в годы ВОв. Надпись на плитах как клятва молодого поколения «Ничто не забыто, никто не забыт». Ребята нашей школы взяли шефство над памятником.
9 Мая каждый год у памятника проводится торжественный митинг, возлагаются венки в память павшим солдатам.
22 июня 2010 года перезахоронили на родной земле моего
-9-
прапрадедушку - солдата Великой Отечественной войны Никиту
Адышева, которого с 1942 года считали пропавшим без вести. Его
останки в начале июня нашли в Смоленской области. Все жители села пришли на торжественное мероприятие.
Никиту Адышева похоронили вместе с неизвестным солдатом, который, возможно, был его боевым товарищем. Их останки под Смоленском нашли в одном захоронении. Ничье имя не должно остаться забытым, поиски продолжаются.

Почетный караул возле останков солдата Великой Отечественной войны Никиты Адышева.
-10-
4.Писатели – земляки.
Мы гордимся тем, что в нашем селе родились и выросли такие замечательные люди, как Бондяков Иван Яковлевич, Якушкин Тимофей Федорович, Карасев Алексей Иванович. В своих произведениях они описывают красоту природы отчего края, жизнь людей родного села.
Свою исследовательскую работу я буду продолжать дальше, любить и прославлять свою малую родину, как наш земляк- поэт Алексей Иванович Карасев.
Хочется красивое найти!..
Это чувство с детства нам знакомо.
Снятся непройдённые пути,
Только не просёлок свой у дома.
Что в нём,
В том просёлке, для души?
Под ногами пыль, а обок – пашня…
И тогда нам, кажется, в глуши
Молодому оставаться страшно.
Но с годами,
Обойдя весь свет,
Говорим, пора в края родные!
Моего села милее нет,
И просёлки там – все золотые!
-11-
5.Заключение.
Историю села нам обязательно надо знать и помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше подрастающее поколение знало свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории.
-12-
Литература
Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001 г.
Историческая топография Пензенской области. Полубояров Михаил Сергеевич, 2007-2012 гг.
Мордовский народный костюм. Пензенский государственный краеведческий музей
-13-