СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа- развитие самоконтроля при обучении математике в 5-6 классах

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа направлена на изучение псхологических особенностей учащихся 5-6 классов,  и на выявление основных способов развития самоконтроля на уроках математики. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа- развитие самоконтроля при обучении математике в 5-6 классах»

Развитие самоконтроля у учащихся при обучении математике Школа № 1 г.. Поронайск учитель математики Григорьева  Ольга Юрьевна.

Развитие самоконтроля у учащихся при обучении математике

Школа № 1

г.. Поронайск

учитель математики

Григорьева

Ольга Юрьевна.

Цель исследования: изучить основные этапы формирования и приемы развития самоконтроля учащихся в 5-6 классах при обучении математике. Задачи: Изучить психолого – педагогическую и методическую литературу по данной проблеме. Выявить особенности развития младших подростков. Рассмотреть основные этапы формирования и приемы развития самоконтроля. Проанализировать УМК Мерзляк А. Г., Бунимович Е. А. с целью выявления заданий, направленных на развитие самоконтроля учащихся 5-6 классов. Разработать мастер – класс: «Развитие самоконтроля у младших подростков на уроках математики».

Цель исследования: изучить основные этапы формирования и приемы развития самоконтроля учащихся в 5-6 классах при обучении математике.

Задачи:

  • Изучить психолого – педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
  • Выявить особенности развития младших подростков.
  • Рассмотреть основные этапы формирования и приемы развития самоконтроля.
  • Проанализировать УМК Мерзляк А. Г., Бунимович Е. А. с целью выявления заданий, направленных на развитие самоконтроля учащихся 5-6 классов.
  • Разработать мастер – класс: «Развитие самоконтроля у младших подростков на уроках математики».
Математика - изучение. А как правильно организовать это изучение в рамках ФГОС? Какие приемы, методы, техники будут являться наиболее эффективными для реализации новых стандартов при обучении математике?

Математика - изучение.

  • А как правильно организовать это изучение в рамках ФГОС?
  • Какие приемы, методы, техники будут являться наиболее эффективными для реализации новых стандартов при обучении математике?
        Особенности развития младших школьников Я сам анализирую! Я сам выполняю! Я сам проверяю! Развитие самоконтроля!

Особенности развития младших школьников

  • Я сам анализирую!
  • Я сам выполняю!
  • Я сам проверяю!

Развитие самоконтроля!

Самоконтроль В Словаре русского языка слово «самоконтроль» означает «способность контролировать свои действия, поступки».

Самоконтроль

В Словаре русского языка слово

«самоконтроль» означает

«способность контролировать

свои действия, поступки».

Самоконтроль Составная часть любого вида деятельности человека, направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. С помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий (в игре, учёбе, труде).

Самоконтроль

Составная часть любого вида деятельности человека, направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок.

С помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий (в игре, учёбе, труде).

Приёмы самоконтроля Сверка с готовым образцом (или ответом); Повторное решение задачи; Решение обратной задачи; Проверка полученных результатов по условию задачи; Решение задачи различными способами; Моделирование; Примерная оценка искомых результатов (прикидка); Проверка на частном случае; Испытание получаемых результатов по косвенным параметрам. Решение задач с неполными или избыточными данными; Приемы рефлексии.

Приёмы самоконтроля

  • Сверка с готовым образцом (или ответом);
  • Повторное решение задачи;
  • Решение обратной задачи;
  • Проверка полученных результатов по условию задачи;
  • Решение задачи различными способами;
  • Моделирование;
  • Примерная оценка искомых результатов (прикидка);
  • Проверка на частном случае;
  • Испытание получаемых результатов по косвенным параметрам.
  • Решение задач с неполными или избыточными данными;
  • Приемы рефлексии.
Правила формирования самоконтроля в учебной деятельности ( В.А.Сухомлинский) нельзя строить процесс обучения только на заучивании ;  нельзя создавать обстановку постоянного умственного напряжения за счёт частых напоминаний , выполнения практической работы сразу после объяснения сложного теоретического положения; нельзя в своём изложении нового материала делать буквально всё совершенно понятным, нетрудным , так как это освобождает обучающихся от необходимости мыслить, получать радость от интеллектуальных находок, от умственного труда; необходимо опасаться напрасного, безрезультатного и отупляющего труда , особенно в области обучения; нельзя обучать человека, не организовав его самообразование.

Правила формирования самоконтроля в учебной деятельности ( В.А.Сухомлинский)

  • нельзя строить процесс обучения только на заучивании ;
  • нельзя создавать обстановку постоянного умственного напряжения за счёт частых напоминаний , выполнения практической работы сразу после объяснения сложного теоретического положения;
  • нельзя в своём изложении нового материала делать буквально всё совершенно понятным, нетрудным , так как это освобождает обучающихся от необходимости мыслить, получать радость от интеллектуальных находок, от умственного труда;
  • необходимо опасаться напрасного, безрезультатного и отупляющего труда , особенно в области обучения;
  • нельзя обучать человека, не организовав его самообразование.
Этапы формирования навыков самоконтроля

Этапы формирования навыков самоконтроля

Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя  Для этого учитель должен: показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала;  ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;  сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля; выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя

Для этого учитель должен:

  • показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала;
  • ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
  • сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
  • выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;
Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность  своих товарищей Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля – ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей

Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля – ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).

Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.

Подробный образец.

Подробный образец.

Образец

Образец

Рубрика Неверно!

Рубрика Неверно!

Э. М. Александровская  Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

Э. М. Александровская Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

Диагностика по методике Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.)

Диагностика по методике Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.)

Надо создать потребность в самоконтроле . Учащиеся должны чаще встречаться с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность ответа.
  • Надо создать потребность в самоконтроле . Учащиеся должны чаще встречаться с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность ответа.
Изредка целесообразно предлагать учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки .
  • Изредка целесообразно предлагать учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки .
Надо сообщать учащимся способ проверки предлагаемого материала. Разъяснять, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты.
  • Надо сообщать учащимся способ проверки предлагаемого материала. Разъяснять, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты.
Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда полезно сначала рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путём проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение.
  • Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда полезно сначала рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путём проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение.
Полезно иногда предлагать самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитанию умения и привычки самоконтроля.
  • Полезно иногда предлагать самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитанию умения и привычки самоконтроля.
Рефлексия Нашел (шла) подтверждение своим знаниям, взглядам по… Привел (а) в систему знания о … Узнал (а) … Выделил (а) положения над которыми надо подумать… Не совсем согласен (на) … Взял (а) в свою методическую копилку … Мне понравилось… Хочу посоветовать… Предлагаю…

Рефлексия

Нашел (шла) подтверждение своим знаниям, взглядам по…

Привел (а) в систему знания о …

Узнал (а) …

Выделил (а) положения над которыми надо подумать…

Не совсем согласен (на) …

Взял (а) в свою методическую копилку …

Мне понравилось…

Хочу посоветовать…

Предлагаю…