Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа- развитие самоконтроля при обучении математике в 5-6 классах»
Развитие самоконтроля у учащихся при обучении математике
Школа № 1
г.. Поронайск
учитель математики
Григорьева
Ольга Юрьевна.
Цель исследования: изучить основные этапы формирования и приемы развития самоконтроля учащихся в 5-6 классах при обучении математике.
Задачи:
- Изучить психолого – педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
- Выявить особенности развития младших подростков.
- Рассмотреть основные этапы формирования и приемы развития самоконтроля.
- Проанализировать УМК Мерзляк А. Г., Бунимович Е. А. с целью выявления заданий, направленных на развитие самоконтроля учащихся 5-6 классов.
- Разработать мастер – класс: «Развитие самоконтроля у младших подростков на уроках математики».
Математика - изучение.
- А как правильно организовать это изучение в рамках ФГОС?
- Какие приемы, методы, техники будут являться наиболее эффективными для реализации новых стандартов при обучении математике?
Особенности развития младших школьников
Развитие самоконтроля!
Самоконтроль
В Словаре русского языка слово
«самоконтроль» означает
«способность контролировать
свои действия, поступки».
Самоконтроль
Составная часть любого вида деятельности человека, направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок.
С помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий (в игре, учёбе, труде).
Приёмы самоконтроля
- Сверка с готовым образцом (или ответом);
- Повторное решение задачи;
- Решение обратной задачи;
- Проверка полученных результатов по условию задачи;
- Решение задачи различными способами;
- Моделирование;
- Примерная оценка искомых результатов (прикидка);
- Проверка на частном случае;
- Испытание получаемых результатов по косвенным параметрам.
- Решение задач с неполными или избыточными данными;
- Приемы рефлексии.
Правила формирования самоконтроля в учебной деятельности ( В.А.Сухомлинский)
- нельзя строить процесс обучения только на заучивании ;
- нельзя создавать обстановку постоянного умственного напряжения за счёт частых напоминаний , выполнения практической работы сразу после объяснения сложного теоретического положения;
- нельзя в своём изложении нового материала делать буквально всё совершенно понятным, нетрудным , так как это освобождает обучающихся от необходимости мыслить, получать радость от интеллектуальных находок, от умственного труда;
- необходимо опасаться напрасного, безрезультатного и отупляющего труда , особенно в области обучения;
- нельзя обучать человека, не организовав его самообразование.
Этапы формирования навыков самоконтроля
Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя
Для этого учитель должен:
- показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала;
- ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
- сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
- выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;
Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей
Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля – ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию
От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.
Подробный образец.
Образец
Рубрика Неверно!
Э. М. Александровская Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)
Диагностика по методике Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.)
- Надо создать потребность в самоконтроле . Учащиеся должны чаще встречаться с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность ответа.
- Изредка целесообразно предлагать учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки .
- Надо сообщать учащимся способ проверки предлагаемого материала. Разъяснять, что проверять надо не только окончательный ответ, но и промежуточные результаты.
- Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ иногда полезно сначала рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и, путём проверки, доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассмотреть правильное решение.
- Полезно иногда предлагать самим оценить свою работу (контрольную или самостоятельную). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитанию умения и привычки самоконтроля.
Рефлексия
Нашел (шла) подтверждение своим знаниям, взглядам по…
Привел (а) в систему знания о …
Узнал (а) …
Выделил (а) положения над которыми надо подумать…
Не совсем согласен (на) …
Взял (а) в свою методическую копилку …
Мне понравилось…
Хочу посоветовать…
Предлагаю…