СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа учащейся 9 класса под руководством Вологжаниной О. А.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа о силе пения, о воздействии пения на человека.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа учащейся 9 класса под руководством Вологжаниной О. А.»


Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»









Творческая работа исследовательского характера

«ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ПЕНИЯ»








Автор работы:

ученица 9 - А класса

Корепанова Диана

Руководитель:

Вологжанина Оксана Александровна

учитель музыки








Глазов, 2017

2

СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………………3


Глава 1. Пойте на здоровье!...............................................................................................5

Глава 2. У вас плохое настроение? Пойте!.......................................................................8

Глава 3. Голос свой охраняй и береги!............................................................................10



Заключение………………………………………………………………….....................12

Список источников и литературы………………………………………………………13


Приложения:

1.Анкетирование…………………………………………………………........................14

2. Шушарджан С. В. ……………………………………………………………….........15

3. Определения музыкальных терминов.………………………………………………16

4. Дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н..……………………………………17

5. Успеваемость учащихся 5-7 классов, которые занимаются музыкой и пением….19

6. Фотографии исполнителей народной песни….……………………………………. 20

7. Памятка для учащихся МБОУ «СОШ №16» .…………………………....................21















3

ВВЕДЕНИЕ

Голос – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности – с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует [5].

Однажды прочитав информацию о том, что голос может обладать терапевтическими свойствами, я вспомнила народную пословицу «Кто много поёт, того хворь не берёт». К тому моменту я уже начала посещать занятия по вокалу и эта тема меня очень заинтересовала. Ведь в моей будущей профессии иметь здоровый, красивый голос просто необходимо.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что, занимаясь вокалом, я хочу больше узнать о целебных свойствах, которыми обладает пение.

В начале своего исследования мне было интересно узнать - что учащиеся нашей школы знают о роли пения в нашей жизни и почему люди поют?

Для этого я провела анкетирование (приложение № 1), с помощью которого выяснилось, что большинство учащихся школы на вопрос, почему люди поют, ответили - потому что любят музыку и для поднятия настроения. Всего пять респондентов ответили, что пение полезно для здоровья. А три респондента вообще не любят петь.

Исходя из этих данных, я определила цель моей работы – узнать о роли пения в жизни человека, выяснить, как влияет пение на душевное состояние людей, их здоровье, способно ли оно повысить самооценку.

Для её достижения были поставлены следующие задачи:

1) Изучить литературу по данной теме.

2) Провести анкетирование и диагностику среди учащихся.

3) Узнать мнение учителей, у которых дети посещают школы искусств, о возможностях пения.



4

4) Проанализировать успеваемость учащихся, занятых в музыкальных, танцевальных кружках, школах.

Гипотеза – Предполагается, что систематические и целенаправленные занятия пением будут способствовать душевному спокойствию, лечебному воздействию на организм человека, и повышению его самооценки.

Объектом исследования является пение.

Предметом исследования является влияние пения на жизнь человека.

В ходе работы были использованы следующие методы:

- анализ научной литературы и систематизация информации

- анкетирование и диагностика учащихся, интервьюирование

- обработка результатов

Работа по структуре состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

































5

ГЛАВА 1. ПОЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!

Роль музыки в нашей жизни огромна. С древних времен известно, что музыка, которая подобрана по вкусу, способна творить чудеса. Она положительно влияет на самочувствие человека, в результате чего улучшается динамика физиологических процессов в организме.

Благотворное влияние на здоровье человека оказывает и пение. Голос человека – уникальный музыкальный инструмент. При исследовании среди оперных певцов американские ученые пришли к выводу, что пение не только развивает дыхательную систему и грудную клетку, но и влияет на здоровье сердечной мышцы.

Ведущий российский музыкотерапевт С. Шушарджан (приложение № 2) и его коллеги из НИЦ музыкальной терапии и медико-акустических технологий провели исследования влияния вокалотерапии (приложение № 3) на легкие и другие, жизненно важные органы. В результате ученые пришли к выводу, что звук, появляющийся во время пения, только на 15-20 % уходит во внешнее пространство, остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации [6].

При звучании голоса звук сопровождают колебания обертонов – более высоких частот. Гортань и мозг человека расположены близко друг к другу, поэтому резонируя с костями черепа и мозгом, который отвечает за иммунную систему, обертоны укрепляют защитные силы организма. Диапазон колебаний голоса улучшает кровообращение: высокие частоты хорошо воздействуют на микроциркуляцию крови в капиллярах, а низкие – току крови в артериях и венах.

Во время пения активно работает диафрагма. Тем самым массируется печень и предотвращается застой желчи. Улучшается работа органов желудочно-кишечного тракта.

Занимаясь вокалом, человек постоянно заставляет работать мышцы лица и шеи. А это способствует укреплению мускулов, повышения тонуса. Кожа разглаживается и

уменьшается количество морщин.



6

За час занятий вокалом организм теряет около 120 ккал, а работа диафрагмы способствует подтягиванию мышц живота. Все это позволяет поддерживать фигуру в отличной форме.

В Китае и Индии широко применяется звукотерапия (приложение № 3). Так, например звук «А» способен купировать боль, способствует насыщению организма кислородом. «И» «прочищает» носовую полость и стимулирует работу сердечной мышцы. «О» лечит заболевания верхних и нижних дыхательных путей - воспаление легких, бронхит, а также кашель. «У» лечит голосовые связки и горло. «Ы» способствует излечению заболеваний ушей. Звук «Э» благоприятен для работы головного мозга. Научно доказано, что и согласные звуки наделены целебной силой. На работу мозга положительно воздействуют звуки «В», «М», «Н». «К», «Щ», помогают при заболеваниях ушей. А от шлаков очистит звук «Х». Звук «С» полезен для кишечника, желёз внутренней секреции и сердечно - сосудистой системы. Сочетание звуков так же имеет оздоровительный эффект. «ОМ» поможет вам при гипертонии. «АХ», «ОХ», «УХ» способствует  выбросу из организма отработанных веществ и негативной энергии. Самое главное - все эти звуки и звукосочетания нужно не проговаривать, а петь.

Занятия вокалом – мера профилактики в предупреждении простудных заболеваний. Пение «прокачивает» трахеи и бронхи, вентилирует и тренирует лёгкие.

«Искусство пения – это искусство правильно дышать» - говорили во времена старой итальянской школы вокала. Когда человек поёт, у него тренируется дыхательная мускулатура и развивается диафрагмальное дыхание (приложение № 3) , что в комплексе улучшает дренаж лёгких. Дыхательная гимнастика оперной певицы и педагога по вокалу А. Н. Стрельниковой (приложение №4) была разработана в лечебных целях, но явилась ценной находкой для вокалистов, педагогов по вокалу и всех желающих обучаться вокалу. Уроки постановки голоса и вокала у Стрельникой брали Алла Пугачева, Лайма Вайкуле, Андрей Миронов, Маргарита Терехова, Татьяна Васильева, Лариса Голубкина и София Ротару.

7

Многие из нас нередко прибегают к приемам вокалотерапии, даже не подозревая об этом. Например, никто нас не учил кричать, когда нам больно. Мы делаем это чисто интуитивно, и наши стоны действуют на тело как анестезия. Исследования подтверждают, что, когда мы стонем, возбуждается деятельность одних участков головного мозга и подавляется активность других. Доказано, что стоны стимулируют выброс в кровь гормонов, которые утоляют боль в 50 раз лучше обезбаливающего. Следовательно, зачем лишний раз травить себя лекарствами, когда можно просто немножко постонать.

Учёные недавно открыли еще одно свойство: оказывается, поющие, танцующие, играющие дети получают больше "пятерок" и по учебным предметам. Ведь музыка - питание для мозга. Развитый на музыкальной основе интеллект не может не проявлять себя в любых видах деятельности. Одна из которых учебная.

Мы проанализировали успеваемость учащихся 5-7 классов МБОУ «СОШ № 16», которые занимаются музыкой, пением. Результаты брали за первое полугодие 2016-17 учебного года. Выяснилось, что учащиеся, посещающие школы искусств г. Глазова, не все учатся на 4 и 5. Из 20 учащихся 50 % учатся на 4, 5 и 50 % - на 4, 3 (приложение №5).

Таким образом, результаты эксперимента позволяют нам сделать вывод о том, что дети, которые поют, более мотивированы, но не во всех видах деятельности.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что пение действительно может оказывать целебную силу на человеческий организм, если пользоваться этим «лекарством» правильно.















8

ГЛАВА 2. У ВАС ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ? ПОЙТЕ!

Ещё во времена Гиппократа знали, что лечение тела всегда нужно начинать с исцеления души.

С давних времен известна положительная роль пения при лечении нервных и психических недугов. В древней Греции практиковали хоровое пение как средство от бессонницы. Тибетские монахи и сегодня рекомендуют пение для излечения от нервных болезней. И совсем неважно умеете вы петь или нет. Главное - уметь выражать свой внутренний мир в музыке, что является эффективным средством снятия внутреннего напряжения и стрессов. Когда человек поет, мозг начинает вырабатывать эндорфин – гормон радости [8].

Исполнение песен улучшает произношение и практику разговорной речи. Специалистами доказано, что благодаря пению можно устранить легкую форму заикания.

Дети, которые поют, эмоциональны, открыты, добры, склонны проявлять сочувствие. Пение делает ребенка раскрепощенным и более коммуникабельным. Слушание песен и  многократное повторение разучиваемых произведений приучает ребенка к терпению и  дисциплине, постепенно у него вырабатывается самоконтроль, который позволяет ребенку быть сосредоточенным и внимательным не только во время пения, но и во время занятий в школе. Пение снимает напряжение, чувство усталости и перегруженности.

На основе этих данных я решила взять интервью у учителей, дети которых посещают школы искусств и у учащихся, которые занимаются пением. Все респонденты единодушно подтверждают, что пение помогает детям раскрываться, дисциплинирует, успокаивает, придаёт уверенность, дети становятся добрыми и эмоциональными.

Пифагор так же лечил многие болезни души и тела именно пением. Утро в его университете начиналось с песнопения (для активизации ума и очистки его от сна) и им же вечером заканчивалось (для успокоения и настроя на сон).

Доктор Гертруд Берка-Шмид, психотерапевт, профессор Венского университета

9

сказал: "Пение приводит в равновесие вегетативную нервную систему, приносит расслабление и покой"[10].

А при работе с народными песнями, по словам специалистов, происходит коррекция отдельных черт личности человека. В русских народных песнях манера извлечения звука такова – звук посылается как бы в пространство, губы растягиваются в улыбке (приложение № 6). Вы поёте и улыбаетесь. За счёт

этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно, в результате постоянной тренировки улыбки и качества звука происходит влияние на саму личность человека. Вскоре внешняя улыбка становится улыбкой внутренней, и мы сквозь нее начинаем смотреть на мир и на людей.

Исходя из этого, я пришла к выводу, что душа без песни может стать черствой и пустой.



































10

ГЛАВА 3. ГОЛОС СВОЙ ОХРАНЯЙ И БЕРЕГИ!

И тело и душа человека нуждаются в пении, как в средстве лечения и профилактике. Но даже самое лучшее средство для нашего организма может стать угрозой, если нарушать самые простые правила.

В школе часто можно услышать, как дети визжат, кричат, громко разговаривают. Оказывается, всё это портит голосовые связки, а также понижает слух.

Если ребенок пытается петь громко, он вытягивает шею, при этом гортань под напором воздуха поднимается, кровеносные сосуды на шее переполняются кровью, а сосуды, расположенные в голосовых связках от перенапряжения могут лопнуть, что влечёт за собой неровности краёв связок и длительную хрипоту.

Часто можно услышать, как маленькие дети начинают петь взрослые песни. В этом случае ребенок не может проникнуть в смысл и содержание песни, и вместо выразительного исполнения только кривляется и подражает эстрадным певцам. При таком пении портится художественный вкус ребёнка и наносится вред голосовому аппарату.

Поэтому, чтобы получить пользу от пения, нужно петь регулярно и правильно. Необходимо помнить, что проще предупредить нарушения голоса, чем вылечить его.

Звук должен идти не из горла, а глубоко из груди, почти от живота. При этом укрепляются голосовые складки, что способствует интенсивному и планомерному развитию голосового аппарата.

Пение - это своеобразная гимнастика, которая прививает ребенку художественные навыки. Репертуар для пения должен быть правильно подобран по диапазону, текст понятен. Поставленные задачи перед певцом, должны быть четко сформулированы и доступны. Занятия пением не должны превышать 30-45 минут.

Изучая все тонкости пения и на вокале, и во время моего исследования, я решила

11

для учащихся нашей школы создать памятку как правильно петь и как беречь свой голос (приложение № 7). Памятку мы решили повесить в кабинете музыки, где каждый желающий ребёнок может ознакомиться с правилами пения.



















































12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные исследования и обзор литературы позволили мне сделать правильные выводы о том, почему мы поём. Я узнала и почувствовала на себе, что когда владеешь голосом - это придает уверенность, становишься уравновешенней и спокойней. Поэтому, если вы хотите  привести в порядок легкие, улучшить кровообращение, избавиться от стресса, исправить осанку, улучшить дикцию и постановку голоса, и даже в какой-то мере исправить заикание, да и просто поднять настроение – пойте!
Ещё в Древнем Китае люди заметили, что когда человек по утрам поёт, его душа распускается как прекрасный цветок, обращая свой лик к солнцу и свету [10]. Пение дарует здоровье и хорошее настроение.

Так что пойте, пойте и пойте! Желаю всем хорошего здоровья, отличного настроения и уверенности в себе.

















13

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Респонденты

1. Байдина Александра, учащаяся 10 класса «СОШ № 16».

2. Каркина Ирина Евгеньевна, учитель немецкого языка «СОШ № 16».

3. Поздеева Ольга Вениаминовна, учитель английского языка «СОШ № 16».

4. Ховайло Христина, учащаяся 8 класса «СОШ № 16».



Литература

5.Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. М. «Владос – пресс» 2005

6. Журнал «Музыка в школе» №6, 2011

7. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. – М., 1998.



Интернет – ресурсы

8. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-25564/Shkolazhizni.ru

9.http://zdd.1september.ru/2006/07/9.htm

10. http://sait-sovetov.net›stati-medicina-i-zdorove/o-polze…

11. http://wellnesso.ru/zdorove/strelnikova-dyihatelnaya-gimnastika




















14

Приложение № 1



Анкетирование 80 опрошеных:















15

Приложение № 2










Шушарджан Сергей Ваганович - основоположник современной научной музыкальной терапии, получил разностороннее образование: высшее медицинское и высшее музыкальное, доктор медицинских наук, профессор.

























16

Приложение № 3







Вокалотерапия - это метод профилактики, лечения пением.









Звукотерапия  - это методика исцеления человека посредством слышимой вибрации, которую мы называем звуком.









Диафрагмальное (брюшное) дыхание - один из видов глубокого дыхания. Оно осуществляется при помощи диафрагмы - мышцы, находящейся между брюшной и грудной полостью.























17

Приложение № 4

Александра Николаевна Стрельникова (1912—1989) — автор дыхательной гимнастики.





№1 – Ладошки Встаете прямо, сгибаете руки в локтях, ладонями вперед. Выполняете ритмичные вдохи носом (4 подряд), сжимая ладони в кулак. Опускаете руки, отдыхаете 4 сек. Выдыхаете свободно ртом. 24 подхода в любой позе (лежа, стоя или сидя). При трудностях увеличиваете отдых до 10 сек.

№2 – Погончики Стоите прямо, руки прижимаете к животу, сжав кулаки. Вдыхая, резко толкаете кулаки вниз, напрягая плечи. Возвращаете руки назад до уровня пояса, расслабляете плечи на выдохе. 8 вдохов – пауза 4 сек. (12 х 8).

№3 – Насос Стойка прямо, ноги на расстоянии уже плеч, руки опущены вдоль тела. Исполняете маленький наклон вперед (спина округленная, голова опущена), тянете руки к полу, не доставая его. Вдох одновременно с наклоном. Затем выдыхаете, выпрямляясь не до конца. Темп наклонов – от 100 в минуту. (12 х 8). При поледствиях травм головы или спины наклоняетесь не сильно.

№4 – Кошка Встаете прямо, ноги на расстоянии уже плеч. Чуть-чуть присядьте, поворачиваясь вправо и выполняя резкий вдох. Возвращаетесь в первоначальное положение. Повторяете движение влево. Колени слегка согнуты, руки выполняют хватающие движения. Спину держите прямо, поворачиваетесь в талии. (12 х 8).


№5 – Обнять плечи В положении стоя сгибаете руки в локтях и поднимаете на уровень плеч. Выполняете резкий вдох, обнимая себя за плечи, не скрещивая руки. (12 х 8). Если тяжело, исполняете по 4 движения.


№6 – Большой маятник Стоите прямо, ноги расставлены уже плеч. Наклоняетесь вперед, потянув руки к полу и выполняя вдох. Затем возвращаетесь назад, обнимаете руками плечи и снова вдыхаете. (12 х 8). Возможно исполнение сидя. При болезнях позвоночника назад нельзя прогибаться. Осилив первые шесть упражнений, приступать к оставшимся, добавляя по одному в день.


18

№7 – Повороты головой Стойка прямо, ноги уже плеч. Поворачиваете голову вправо – вдох, влево – вдох. Выдох между вдохами. (12 х 8).

№8 – Ушки Встаете прямо, ноги уже, чем плечи. Наклоняете голову вправо, касаясь ухом плеча, – вдох, голова влево – вдох. Выдох между вдохами. (12 х 8)

№9 – Маятник головой Стоите прямо, ноги уже, чем плечи. Наклоняете голову вперед, глядя в пол, – вдох, назад (глядя вверх) – вдох. Выдох между вдохами. (12 х 8). При травмах головы, патологиях верхнего отдела позвоночника и эпилепсии упражнения 7-9 можно выполнять не до конца, но вдыхать резко.

№10 – Перекаты Встаете ровно, левая нога – вперед, правая – назад. Переносите вес тела на левую ногу, правую сгибаете и ставите на носочек. Приседаете на левой ноге при сильном вдохе. Выпрямляете ногу и переносите вес на правую. Приседаете на правой ноге, вдохнув. (12 х 8).

№11 – Шаги Шаг передний. Стойка прямо, ноги на расстоянии уже плеч. Поднимаете левую ногу, согнув ее в коленке, до живота (носок тянется вниз). Приседаете на правой ноге при шумном вдохе. Принимаете исходное положение. Повторяете с другой ногой. 8 раз по 8 вдохов. Шаг задний. Сгибаете левую ногу в колене, доставая пяткой ягодицы. Приседаете на правой ноге, сделав вдох. Повторяете другой ногой. 4 раза по 8 вдохов. При травмах конечностей, тромбофлебитах, сердечных болезнях ноги поднимаете невысоко, делаете паузу по 10 сек.























19

приложение № 5



































20

Приложение № 6























21

Приложение № 7

Памятка для учащихся МБОУ «СОШ № 16»


ПРАВИЛА ПЕНИЯ

1.  Пой естественным голосом, без крика и напряжения.

 2.  Дыхание надо брать спокойно, не поднимая плеч. Распределяй дыхание до конца фразы.

3.  Во время пения следи за  своей осанкой:

- спина должна быть прямой;

-  корпус, голова, шея ненапряженными;

- руки в свободном положении на коленях или опущены.

4.  Гласные в песни тяни, а согласные произноси коротко и отчётливо. 

5.  Слушай себя во  время пения и следи за тем, чтобы голос звучал красиво.  

6.  Думай, о чём поётся в песне и исполняй её выразительно.

7. Когда поёшь не один, прислушивайся к пению других. Твой голос не должен выделяться.


БЕРЕГИТЕ ГОЛОС

1. Не надо говорить громко, а тем более кричать!

2. Нельзя петь зимой на улице!

3. Нельзя перед пением употреблять в пищу ничего, что могло бы раздражать горло: острое, соленое, горячего, холодного, использовать семечки, орехи.

4. По утрам полезно полоскать горло комнатной водой.

5. В холодное время года, придя с улицы, перед пением нужно согреться, а выходя после пения — предварительно остыть.

6. Отрицательно действуют на голос общее переутомление, нервные потрясения.

7. Вредно действуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль, а также табак и особенно пиво, спиртные напитки.

8. Укрепление здоровья, закалка организма от простудных заболеваний, правильная организация питания и отдыха повышают жизненный тонус и положительно

отражаются на голосе.

Помните!

Человеческий голос очень хрупок и

нуждается в бережном к нему отношении.