СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Война в судьбе моей семьи"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа" Война в судьбе моей семьи"  Цель:  собрать и систематизировать материал  об участии членов моей семьи в Великой Отечественной войне.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Война в судьбе моей семьи"»

Районный фестиваль научно-исследовательских работ

« От старины до современности»

Номинация « История семьи в истории страны»

















Война в судьбе моей семьи







Автор: Матвеев Альберт, 9 класс,

МОУ Саргазинская СОШ

Научный руководитель:

Морозова Светлана Александровна,

учитель истории

МОУ Саргазинская СОШ







c.Долгодеревенское, 2014



Содержание

Введение …………………………………………3-4

1. Довоеннные и военные годы…… 5-8

2. Послевоенные годы…………… 9-10

Выводы……………………………………………11

Список использованной литературы ………… 12

Приложения………………………………………13-22











































Введение

Все дальше и дальше отдаляются от нас события второй мировой войны, и все меньше с каждым годом остается с нами седовласых ветеранов - героев освободителей. Нет, наверное, в нашей стране семьи, которой не коснулось бы это горе. Давно заросли травой и заровнялись воронки от снарядов, давно зарубцевались раны телесные и душевные, причиненные этой войной. Но никто не смеет забывать о тех далеких днях. Нынешние внуки и правнуки доблестных бойцов знают о событиях второй мировой из фильмов, из произведений художественной литературы, а также - из воспоминаний самих участников войны, их старших родственников, знают и гордятся

Накануне Дня Победы мы провели небольшой опрос среди школьников нашей школы, задавая всего один вопрос: "Что вы знаете об участии ваших родственников в годы Великой Отечественной войны?". В исследовании приняли участие учащиеся 5- 9 классов (всего 31 человек). Из них 14 человек (45%) - называют родственников, но очень мало знают о их прошлой жизни, знают, что воевали, а где, когда, какие имеют награды не знают. Из них 3 человека (21,4%) знают подробности об участии родственников в военных событиях. Ответы учащихся были разными, но из них видно, что не во многих семьях рассказы о воинах-родственниках передаются из поколения в поколение. А 17 человек (55%) - не владеют информацией вообще.

Проблема: Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и учащиеся нашей школы и их молодые родители мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях? Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг - помнить о тех суровых днях и героях войны. Я представитель четвертого поколения нашей семьи. Я не знаю, что такое война, беда, голод, чего нельзя сказать о моих предках, переживших тяготы и лишения войны. Прошло 69 лет с момента, когда 8-9 мая 1945 года фашистская Германия капитулировала. Какой маленький хронологический отрезок времен, но какой объемный. За это время наша страна прошла путь от СССР до РФ, от тоталитарного режима до демократического, от цензуры до гласности и свободы. Но это и путь от высокой нравственности и бескорыстного подвига до бездушия и безразличия. Я много слышал о своих родственниках – участниках войны, но ответить конкретно на вопросы: где воевали? на каких фронтах? какие города освобождали? в чем конкретно их заслуга? – я не мог. И решил собрать воедино весь материал, пока еще живы те, кто хлебнул военного лихолетья. Моя родословная коснулась только того поколения судеб, которое связано с Великой Отечественной войной. Я завел переписку с родственниками, звонил по телефону, расспрашивала всех, кто что-то знает о судьбах родственников - солдат, заходила на сайты Интернет, просматривал военную литературу. Собранный материал анализировал , сопоставлял с историческими фактами. И только после этого у меня складывалась достоверная информация. Прикасаясь к этому священному материалу, я испытывал гордость за своих предков, понял, как необходимо знать, какую цену заплатила моя семья за Победу.

Цель: собрать и систематизировать материал об участии членов моей семьи в Великой Отечественной войне.

Задачи исследовательской работы:

1. Поиск и изучение информации о моих родственниках ( интернет-ресурсы, военная литература. переписка с родственниками)

2.Собрать архивный материал о моих родственниках

3. Встретиться с членами моей семьи с целью изучения семейного архива.

4.Создание буклета «Я помню, я горжусь…»

5.Предоставление собранных материалов о жизни широкому кругу общественности (проведение устного журнала)

Объектом данного исследования является моя семья в период Великой Отечественной войны и в послевоенное время.
Предметом данного исследования - личные архивные документы семьи Матвеевых.

Новизна нашей темы неоспорима, так как в основе работы лежат обращение к подлинным документам и свидетельствам очевидцев, собранных нами в процессе интервьюирования

Методы исследования:

1. Описательный метод 2.Сравнительный метод

3 Анализ материалов личных архивов 4. Поисковый метод

5 Интервьюирование.

Практическая значимость исследования данной темы состоит в использовании содержащихся в ней фактов, примеров, свидетельств тех далеких событий, обобщений и выводов для понимания ценностей прошлого,
данный материал может быть использован на уроках и классных часах. Источниковой базой для данного исследования послужили семейные архивные документы, интервью и беседы с бабушкой Матвеевой Тамарой Афанасьевной, учениками МОУ Саргазинская СОШ.

1. Довоенные и военные годы

Прошло уже более 69 лет после окончания Великой Отечественной войны. Война оборвала естественный ход жизни нашего народа и ввергла его в пучину смерти, бездну страданий. Война родила страх, тревогу, неизвестность. Миллионам мужчин, которые прежде никогда не покидали свои города, деревни и села, приходилось оставлять семьи, детей, жен, старых матерей. Отечественная война была долгой. Она задела каждого человека, если жизнь его пришлась на военное время. Мы часто спрашиваем, откуда они, эти люди, чья жизнь может служить примером для подражания.

Мой прадед-Кузнецов Афанасий Ефимович родился 10 июля 1915г. в Чувашской республике деревня Малые Туваны. Умер 6 июля 1966г. На фронт призывался из города Шумерля в 1941г., тогда ему исполнилось 26 лет. Дошел до Берлина. Имел много наград и званий. Награды и медали сохранены в музее родной деревни: Орден Красной звезды, Медаль за победу над Германией, Медаль за взятие Кенигсберга1.

Моя прабабушка - Махалова Клавдия Ильинична родилась 24 ноября 1925 г в Горьковской области, деревня Ветлуга. Умерла 1 сентября 1999 г

Она была призвана на фронт и июне 1943 г. Краснобаковским военкоматом Горьковской области .Тогда она только закончила 10 классов Ветлужской средней школы Горьковской области. Служила сержантом, командиром дальнего отделения 1580 Зенитного Артполка Малого коллектива в 5 дивизии 13 батальона. Военная присяга была принята 1 августа 1943г.2.

После принятия воинской присяги началась настоящая служба. Молодые девчонки, пришедшие на фронт со школьной скамьи, стали у пушек и приборов, заменив мужчин. С раннего утра и до поздней ночи они отражали атаки немецкой авиации, сбивали самолеты, не допускали их к стратегическим объектам, огнем зениток заставляли сбросить бомбы невпопад. Задача зенитчиц была - охранять от нападения воздушного противника: скопление наших войск, а также полевые аэродромы, военные и другие, подлежащие охране, объекты. Девушек стали обучать специальностям прибориста, дальномерщика, пулеметчика, связиста, разведчика и другим. В их задачу разведчика входило своевременно обнаружить, опознать самолет противника, сообщить на командный пункт, каким курсом, на какой высоте он летит, указать тип и марку. Они отличали наши самолеты от фашистских по шуму моторов и по внешним признакам. Дежурили зимой и летом, днем и ночью с карабином и биноклем в руках, вглядываясь в небо. Заметив вражеский самолет, объявляли тревогу. Весь личный состав должен был всегда находиться в боевой готовности. Стреляли заградительным огнем сразу из четырех пушек. Стоял страшный грохот, в ушах сильный звон, пахло порохом, хотелось где-нибудь спрятаться. Но чувство долга, стремление выполнить задание, не допустить самолеты гитлеровской авиации к нашим объектам – все это пересиливало страх. Под любой бомбёжкой, под любым обстрелом они оставались у своих орудий3. «Мы подвигов не совершали: не участвовали в рукопашной, не ходили в разведку, но ежедневно, рискуя жизнью, мы отражали атаки немецкой авиации. Если сказать откровенно, то мы не думали, что останемся после такой бойни живыми. На нашей батарее было 20 девчат. Все они проявляли подлинное мужество, стойкость, никто не стонал под тяжестью фронтового быта. И в жару, и в холод спали в палатках, мокли под дождем, выполняли тяжелую мужскую работу. Они выдержали все: и жару, и холод, и бомбежки, и обстрелы» (из писем прабабушки)4. «Трудно словами передать, какое ты испытываешь ощущение, когда на тебя пикирует «Юнкерс» или идет группа вражеских самолетов, груженная бомбами, которые в любую минуту могут быть сброшены на тебя и оборвут твою жизнь. Об этом нелегко рассказывать, а еще труднее – пережить. Измеряешь высоту и дальность полета вражеской авиации и видишь в оптику, как фашистские самолеты движутся на тебя. Но о страхе надо забыть – батарее нужны точные данные, от них зависит исход стрельбы. А все это происходило под летящими осколками от минометной стрельбы. Безжалостно палило солнце. От пыли и дыма слезились глаза, пересыхало во рту, хотелось пить, но отойти от орудий и приборов нельзя. Вскоре жару сменил холод. Мерзли руки, прикасаясь к металлу, мерзли ноги, спины (воспоминаний прабабушки)5.

За хорошую службу прабабушка награждена в июне 1943 значком «Отличник ПВА». О чем свидетельствует запись в красноармейской книжке6.

О том, что я узнал от своей бабушки, позже я прочитал в балладе о зенитчицах Роберта Рождественского. Она о таких же девчонках-зенитчицах, об их молодости, их неженском труде, их мужестве и стойкости, об их страхах и преодоление этих страхов, защищавших и честь свою и Родину, и маму, и Москву.


Как разглядеть за днями след нечеткий?

Хочу приблизить к сердцу этот след…

На батарее

были сплошь девчонки.

А старшей было восемнадцать лет.

Лихая челка над прищуром хитрым,

Бравурное презрение к войне…

В то утро танки вышли прямо к Химкам.

Те самые. С крестами на броне…

И старшая,

действительно старея,

как от кошмара заслоняясь рукой,

скомандовала тонко:

- Батарея-а-а!

Ой, мамочка!…

Ой, родная!

Огонь! –

И –

Залп!..

И тут они заголосили,

девчонки,

запричитали всласть.

Как будто бы вся бабья боль России

в девчонках этих двух отозвалась!

Зенитчицы кричали и стреляли,

размазывая слезы по щекам.

и падали.

И поднимались снова.

Впервые защищая наяву

и честь свою

(в буквальном смысле слова).

И Родину.

И маму.

И Москву. (Р. Рождественский)


В годы войны моя прабабушка познакомилась с прадедушкой.

Я хочу рассказать о любви, которая родилась именно во время войны. «Время… Тяжёлое время. Но, знаешь, даже тогда оставалось место для любви…»7. Первая встреча моего прадеда с моей прабабушкой состоялась в сентябре 1943г. в Латвии, где служила прабабушка. Перечитывая письма, я понял, что на фронте любовь была совсем другой. Каждый знал, что ты можешь любить сейчас, так через минуту может этого человека не быть. Я думаю, что если бы девушки не влюблялись на войне, то они бы не выжили, любовь спасала их. С 1943 по 1945 год они общались только письмами, не виделись, но ждали встречи друг с другом и продолжали любить. 

После войны работал председателем совхоза .Служебное положение, обстановка не позволяла открывать сердце друг другу. «Где бы я не был, где бы я не находился, чтобы не делал все мысли направлялись к одному – ожиданием удобного момента для встречи с тобой» - писал мой прадедушка.8

Награды Махаловой Клавдии Ильиничны

1.Орден Отечественной войны I степени

2.Орден за Боевые заслуги

3.Медаль за отвагу

4.Орден Жукова

5.Медаль «За освобождение Праги»

6.Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.»

7.Юбилейная медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной Войне»

8.Знак «25 лет Победы в Великой Отечественной Войне»

9.Юбилейная медаль «Тридцать лет победы в Великой Отечественной Войне»

10.Медаль «Сорок лет победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.

11.Знак «50 лет победы в Великой Отечественной Войне»

12.Медаль «60 лет Вооруженных сил СССР»

13.Медаль «70 лет Вооруженных сил СССР»

14. Орден «Ветеран труда»

На владение наградами имеются удостоверения. Но не все награды сохранены. Эти награды свидетельствуют о том, что мой прадед и прабабушка были отважным воинами и, принимая участие в каждом сражении, они вносил свой вклад в победу над фашистами.











2. Послевоенные годы

23 июня 1945 г Махалова Клавдия Ильинична и Кузнецов Афанасий Ефимович демобилизованы на основании Закона Верховного Совета Союза ССР. В 1946 году сыграли свадьбу. Жили в родной деревни прадеда - Малые Туваны, Чувашской республики. Еще на фронте стал членом Коммунистической партии. В то время это было почетное звание. После войны работал председателем совхоза с 1946-1952годы9.

«Приходилось заново наладить работу в совхозе. Весенний сев полевых культур, выполняли, колхозную скотину кормили, трактора работали. Все шевелилось, двигалось. Трудолюбивый народ в деревне жил своей жизнью и жизнью колхоза. На меня надеялись. Люди работали на совесть. Были некоторые, правда, не верили, что я сдвину дела в лучшую сторону. » 10

Государство следило (с помощью определенных структур), чтобы колхоз сдал ему по спущенному плану определенное количество сельскохозяйственной продукции: зерна, мяса, молока, яиц и т.д. Что останется людям самого колхоза, это государство не волновало и часто, экономика колхозов доходила до того, что на трудодни колхозникам ничего не доставалось.

С 1952 года работал в райкоме партии - вторым секретарем.

После войны прабабушка окончила Библиотечный техникум. Работала библиотекарем в этом же совхозе. У них родилось трое детей11.















Выводы

Подводя итоги своей работы, я могу сказать, что мы достигли той цели, которую поставили в начале своей работы. Мы собрали и систематизировали материал об участии членов моей семьи в Великой Отечественной войне.   Результаты проведенной работы оформлены в виде печатного документа, презентации, буклета. Итогом работы стала не только собранная информация, касающаяся прошлого семьи, но и создание материалов (исследовательская работа, презентация), которые могут быть использованы в воспитательной работе школы (военно-патриотическая направленность).

Когда я первый раз увидел Книгу Памяти и прочитал там фамилию и данные прадедушки и прабабушки, меня охватили чувства, которые нельзя выразить одним словом: это и боль, и слёзы, и радость. Боль и слёзы за украденное детство моих родственников, радость за тех людей, которые прошли страшное пекло  войны  и возвратились домой с победой. Я очень горжусь своими родственниками.

Выполняя эту работу, мы узнали еще больше о жизни моей семьи

Мы очень благодарны своей бабушке за то, что она проводила с нами много времени, рассказывала нам, что она знает о нашей семье, отвечала на наши вопросы. Если бы не ее рассказы, мы бы не узнали бы столько интересных фактов о жизни моей семьи. Но не смотря на трудности, мы испытали огромное удовлетворение от проделанной работы. Так как мы поняли, что историю можно лучше понять и прочувствовать, если она пройдет через тебя, твое сердце, твою душу. Узнав больше о своей семье, мы глубже узнали историю. Наш долг - помнить о мужестве наших дедов и прадедов. Чем дальше во времени мы будем уходить от войны, лучше и счастливее жить, тем начнет возрастать в цене каждая «мелочь» и подробность, связанные с военным лихолетьем. Эти подробности приобретают особенную историческую ценность и интерес, поэтому надо постараться, пока еще не поздно, не дать ничему просыпаться из памяти, собрать всю правду, предоставить все аргументы в защиту жизни.

Записывая воспоминания моих родных, я осознал, какой подвиг совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны. Дошедшие до нас архивные материалы, воспоминания очевидцев, газетные и журнальные публикации не только являются бесценными человеческими документами эпохи, но и проливают дополнительный свет на далекие события, на роль отдельных людей в этих событиях. Знакомясь с материалами воспоминаний, систематизируя весь материал, я как будто напился из родника с живой водой. С одной стороны, я переживал те трагические дни, сожалея о потерях, но с другой стороны уверенность в будущих успехах моей Отчизны еще больше выросла во мне. Мы - потомки мужественных защитников нашей земли, должны гордиться нашими дедами и прадедами, высоко нести знамя Победы, добытое ими. Это не пафосные слова. Я утверждаю это со всей искренностью и убежденностью.















































Список использованной литературы.

1.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, // 2006г.

2.Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945. Краткая история. М.; Военное издательство Министерства обороны СССР, 1967.

3.Воспоминание прабабушки Махаловой Клавдии Ильиничны. 4.Воспоминание бабушки Матвеевой Тамары Афанасьевны

5. Книга героев, номер страницы № 16.Махалова Клавдия Ильинична.

6. Книга героев, номер страницы № 14. Кузнецов Афанасий Ефимович.

7.Красноармейская книжка Махаловой Клавдии Ильиничны

8.Письма Кузнецова Афанасия Ефимовича.







































Приложение 1. Результаты опроса учащихся

Приложение 2. Что я спросил у бабушки.

Вопросы

1.Место и дата рождения.

2.Где учился, работал, специальность.

3.Где служил, часть, дивизия, звание, специальность.

4.Где начал воевать и когда прибыл на фронт.

5.В каких сражениях, операциях принимал участие.

6.Награды, какие и за что, когда.

7.Ранения ( где, когда, как).

8.Работа и жизнь после войны.



































Приложение 3. Страницы семейного фотоальбома



Мой прадед – Кузнецов Афанасий Ефимович

















Моя прабабушка - Махалова Клавдия Ильинична























Моя прабабушка-зенитчица Махалова Клавдия Ильинична





















Приложение 4. Свидетельства былого

Красноармейская книжка Махаловой Клавдии Ильиничны,

временное удостоверение Б№223325









Награды прабабушки









Письма с войны


















Приложение 5. Страница Книги Памяти.


Мы победили!

Отправить фотографию

Фотографии с историями

Рассказать историю

Рассказы о победе


 


Малахова Клавдия Ильинична

Номер страницы в Книге Героев: 16



Мы победили!

Отправить фотографию

Фотографии с историями

Рассказать историю

Рассказы о победе


 


Найти информацию на «Мемориале»

Кузнецов Афанасий Ефимович

Номер страницы в Книге Героев: 14


Добавить историю к фотографии

Начало формы

Ваше имя *

Email *

История (годы жизни, войска, место сражений и др.) *

Конец формы

   





РЕЦЕНЗИЯ

На исследовательскую работу по теме « Война в судьбе моей семьи»

Исследовательская работа Матвеева Альберта по теме « Война в судьбе моей семьи» посвящена изучению проблемы памяти поколений к участникам Великой Отечественной войны. Интерес к этой проблеме возник в преддверии празднования великой даты: 69-ой годовщины со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.

Проблема: Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и учащиеся нашей школы и их молодые родители мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях? Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг - помнить о тех суровых днях и героях войны.

Содержание работы соответствует целям и задачам исследовательской работы. Работа состоит из введения, основной части и заключения, дан список использованной литературы.

Данная работа имеет большую практическую значимость. Практическая значимость исследования данной темы состоит в использовании содержащихся в ней фактов, примеров, свидетельств тех далеких событий, обобщений и выводов для понимания ценностей прошлого, данный материал может быть использован на уроках и классных часах. Источниковой базой для данного исследования послужили семейные архивные документы, интервью и беседы с бабушкой Матвеевой Тамарой Афанасьевной учениками МОУ Саргазинская СОШ.

В заключении автор подводит итоги своего исследования. В работе представлены собственные данные опроса и выводы автора. В целом работа выполнена на хорошем уровне, написана грамотным языком, отвечает предъявляемым требованиям.


Морозова Светлана Александровна.



1 Воспоминание прабабушки Махаловой Клавдии Ильиничны.

2 Красноармейская книжка Махаловой Клавдии Ильиничны

3 Воспоминание бабушки Матвеевой Тамары Афанасьевны

4 Воспоминание прабабушки Махаловой Клавдии Ильиничны

5 Воспоминание прабабушки Махаловой Клавдии Ильиничны

6 Воспоминание прабабушки Махаловой Клавдии Ильиничны

7 Воспоминание прабабушки Махаловой Клавдии Ильиничны

8 Письма Кузнецова Афанасия Ефимовича

9 Воспоминание бабушки Матвеевой Тамары Афанасьевны

10 Воспоминание бабушки Матвеевой Тамары Афанасьевны

11 Воспоминание бабушки Матвеевой Тамары Афанасьевны

24




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!