VI МЕЖДУНАРОДНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«СПУТНИК ЗНАНИЙ-2017»
Исследовательская статья
«Сочинение как самостоятельная творческая работа учащегося»
Автор:ТимошенкоЕ.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Североонежская средняя школа»
2017г.
Что же такое сочинение? Ведь сочинениями мы называем и гениальные произведения А.С. Пушкина, Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского…Сочинения - это и выдающиеся музыкальные творения П.И. Чайковского, А.П. Бородина и М.П. Мусоргского…Обратимся к словарю С.И.Ожегова: «Сочинение- 1.Сочинить-создать какое-нибудь литературное или музыкальное произведение, написать какой-нибудь текст; 2.То, что сочинено, художественное, научное и т.п. произведение. 3.Вид письменной школьной работы».
В слове «Сочинение» исторический корень «чин» от слов чин и чинить – порядок, устанавливать порядок, располагать на должном месте. Значит, в сочинении автор приводит свои мысли в определенном порядке. Следовательно, цель школьного сочинения - научить думать и выражать мысли и чувства не беспорядочно, а ясно, четко, просто и в то же время образно.
В связи с тем, что сочинение по литературе как экзамен не писалось несколько лет (итоговое сочинение как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году), система работы учителя в этом направлении, по-моему, приобретает некий шаблонно-формальный характер, потому что учителя отдаются одной задаче: натаскать своих учеников писать так, чтобы никакие темы не представляли для школьников трудностей на экзамене. Мы рассматриваем предложенные блоки, возможные в них темы, пишем пробные сочинения по предложенным клише. Но я все чаще задаю себе вопрос: «А где же самостоятельность? А где же творчество?» Ведь одно из значений слова творческий - это созидательный, самостоятельно создающий что-нибудь новое, оригинальное. Может быть, максимум возможной творческой самостоятельности учащихся и заключается в том, что они по-своему излагают, комбинируют фразы критических статей учебника или какого-нибудь пособия? Может, и правы учителя, утверждающие, что творческая переработка учеником статьи, является самостоятельным творчеством, если он сделал это умело, тонко.
В своей статье «Сочинение как самостоятельная творческая работа учащегося» я буду говорить о сочинениях литературно-творческих. Особый интерес для меня, как для учителя-словесника, представляют сочинения такого типа, потому что они учат думать, понимать жизнь, литературу, а не слепо подражать чужим мыслям. Такие сочинения сегодня наиболее актуальны, потому что позволяют избежать компиляций, отличаются самостоятельностью.
Темы литературно-творческих сочинений разнообразны: «Рассказ о событиях от лица их участника», «Монолог героя», «Что мне нравится и не нравится в Печорине?», « Сильные и слабые стороны базаровского нигилизма», «Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина», «Мои мысли и чувства при чтении романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», «Любимые страницы…»и т.д.
Первое требование, которому должна удовлетворять тема сочинения - это ее воспитательная и учебная ценность. Поэтому выбираю темы с таким расчетом, чтобы учащемуся было над чем поразмышлять. Приведу примеры таких работ. Например, две работы одного ученика 6 класса Клыкова Даниила «Поучение младшему брату» и «Рассказ Касьяна Древченко о Тарасе Бульбе и его сыновьях» по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Первая творческая работа «Поучение младшему брату» написана после изучения древнерусской литературы:
«Я, отцом своим Романом, благословенным, славным, нареченный в крещении Даниилом из рода Клыковых , брату моему Станиславу посвящаю эту грамотку. Пусть примете в сердце свое и будет трудиться, а не лениться.
Прежде всего, делись с братом своим младшим, Константином, всем, что имеешь, не обижай его, ибо он младший, а значит, требует защиты и поддержки твоей.
Почитай мать свою и отца своего, и с любовью к ним относись, и не устраняйся от них, и по силам заботься о них. Всегда слушайся родителей и старших родственников своих, ибо плохого тебе не посоветуют.
Паче же всего гордости не имей в сердце и уме своем. Старых чти, как отца, а молодых, как братьев. Лжи остерегайся. Больного навести, мертвого в последний путь проводи, ибо все мы смертны. Не пропусти человека, не молвив ему доброго слова. Не кричи, не плачь, ибо нет такого горя на земле и в мире из-за которого человек слезы лить должен. Не говори слов для общества непристойных, не устраивай свару из-за пустяков.
Радуйся тому, что тело полноценно, а душа здорова, семья всегда рядом, тепло и уютно в доме твоем и удобств много. Перечитывая грамотку, следуй моим советам: и мне с твоими родителями не будет стыдно, и тебе хорошо будет».
Такой вид работы вызывает особый интерес у школьников, они с желанием пишут наставления младшим братьям и сестрам. Читая их работы, не только лучше понимаешь своих учеников, но и нравственные ценности их семей, взаимосвязь поколений.
Вторая творческая работа «Рассказ Касьяна Древченко о Тарасе Бульбе и его сыновьях» представляет рассказ от имени вымышленного героя:
« Я, Касьян Древченко, козак Запорожской Сечи, многое повидал на своем веку. Сядьте смирно, парубки, да послушайте старого вояку. Я Вам расскажу про былые времена, про настоящих козаков.
Не помню, какого года это было, но лето было жаркое, степь наполнилась пением птах малых, и все цвело кругом. Приехал на Сечь нашу добрый козак Тарас Бульба со своими сыновьями. Хотел из них настоящих козаков сделать. Старшего-то звали Остапом, а младшего….Взяла-таки старость свое! Забыл! Хм, дайте-ка вспомнить….Андрием, кажись, называли…..Ну так, понравилась им Сечь, мать наша. Тарасу хотелось детей своих в деле показать, а тут весть пришла, что ляхи свои бусурманские законы насаждают, украинцев притесняют, издеваются над верой православной. Вот тут-то и поднялась вся Сечь! А…Бульбенки-то, Остап и Андрий, жарче всех бились! По Тарасу видно было, что он доволен сынами своими.
Вот подошли к Дубно. Хотели поляков голодом заморить, взяли в осаду город. Да заснули все, а под утро…..
-Да, не вертись ты, бис маленький!.Сиди спокойно! А ты,бейбас? Ты куда смотришь? Слушай!...
Под утро напали на нас ляхи, скольких-то наших перебили, а кого-то в плен взяли…Вот ту-то и заметили, что Андрий пропал.. Тарас сначала думал, что его в плен ляхи взяли- среди мертвых его не нашли. Но вскоре стало известно, что Андрий предал товарищей из-за польской красавицы, дочери польского воеводы… Потерял голову казак, а с ней и честь свою. Пригорюнился Тарас. Я и сам сначала-то не поверил, смелый козак был Андрий, но чтоб отца, брата, и товарищество на юбку променять……Такого никто не мог подумать…А тут новая беда-татары на Сечь напали. Собрали раду. Решили разделиться. Тарас, выбранный атаманом, с половиной войска под Дубно остался, а кошевой с другой половиной пошел татар бить.
Утром из городских ворот выехали гусары. Пышные такие! А впереди всех был Андрий.И начал он козаков рубить. Тарас будто мысли мои прочитал: «Как? Своих? Своих, чертов сын, бьешь?». Он попросил козаков заманитьАндрия к лесу. Я и еще несколько козаков понеслись наперерез гусарам, а Голокопытенко предателя саблей плашмя по спине хватанул. Андрий и погнался за ним, а мы с козаками стали угощать ляхов. Как мешки с картошкой валились они с коней на землю. Славно мы рубились!
Вскоре со стороны леса раздался выстрел и показался Голокопытенко, а за ним Тарас. Ехал он мрачный, ни слова не проронил, поравнявшись со мной….
В том бою много добрых козаков полегло Мосий Шило, Вертыхвист, Балабан, Кукубенко, Степан Гуска,Закрутыгуба, Пысаренко, но никогда не забуду я, парубки, речь Тараса о товариществе: «…Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей… Нет, братцы, любить, как русская душа, -любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а…нет так любит никто не может!...»Вот какой козак был Тарас! Остап-гордость Тараса- в том бою в плен попал, вынес он все терзания и пытки, как исполин, не проронив ни крика, ни стону. Под стать отцу был. Что чувствовал тогда Тарас? Трудно мне представить! Ведь он был на площади и глядел на Остапа из толпы. Через несколько дней Тарас в Польше справлял кровавые поминки по Остапу. Никого не щадил. А когда уходил от преследования ляхов, потерял любимую люльку, стал искать и попал в руки к своим врагам. Те привязали его к дереву и сожгли. Ветер донес до нас последние слова Тараса: « Прощайте, товарищи!.Вспоминайте меня и будущей весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте!.Что, взяли чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера!..»
Так погиб добрый козак Тарас Бульба! А память о нем жива. И вам, молодым парубкам, он примером истинной любви к Родине и верности товариществуявляется….. »
Или литературно-творческая работа ученицы 6 класса Семененко Евы «Монолог Паруса, скользящего «в луче золотом»: « Я свободолюбивый Парус. Правильно ли я сделал, что отправился в далекую страну в поисках ответов на вопросы, которые меня волнуют? Может быть, эти ответы совсем рядом, в родной стороне?
Меня не пугает одиночество и препятствия:волны и ветер, который ломает мою мачту и рвет мой парус. Я силен духом и не покорен судьбе, я - мятежный. Буря мне предпочтительнее, чем спокойное и умиротворенное море в светлой лазури. Я иду по морю в лучах золотого солнца. Моя жизнь-это движение, свобода и вечный поиск, мне не нужен покой!»
Как мы видим, литературно-творческие темы помогают писать по-своему, они позволяет избежать традиционных формулировок и штампов, потому что побуждают учеников фантазировать, представлять и анализировать. А учебная ценность выражается в умении школьников показать знания литературы, интерес к ней в своей самостоятельной письменной работе. По-моему, именно литературно-творческие сочинения дают возможность высказать по-новому то, что учащиеся сами думают о произведении, героях и идее.
Второе условие, которому должна соответствовать тема сочинения, - доступность и четкость ее формулировки. Например, «Книги, которые мы выбираем», « Моя любимая книга», «Что мне нравится в Татьяне Лариной?», «Что привлекает меня в образе Ольги Ильинской?», « Роль образа Грушницкого в моей жизни», «За что я уважаю Петра Гринева» и т.д. Приведу в пример сочинение ученицы 8 класса Агарковой Татьяны «Моя любимая книга»:
«Думаю, что у каждого человека есть любимые книги, которые он на протяжении своей жизни перечитывает несколько раз. Сегодня я хочу рассказать о книге, которая меня потрясла и стала любимой. Это автобиографическая повесть В.А.Титова «Всем смертям назло». События, описанные в повести происходят на Донбассе. Прототипом главного героя, молодого шахтера Сергея, стал сам автор В.Титов, а его жена Рита соответствует жене главного героя –Татьяне. Строчка из стихотворения К.Симонова « Жди меня», вынесенная в название произведения, отражает его идею. Герой выжил благодаря ей. Единственной, любящей и любимой.
Как же все было? Был обычный рабочий день. Сергей с напарником находился в шахте. Вдруг вагонетка с углем, сорвавшись с рельс, ударила в электрощит высокого напряжения и пробила его. Произошло короткое замыкание-если огонь доберется до трансформатора, то взрыв будет неизбежен. Сергей понял, что нужно отключить щит, но при этом и получит удар 6000- вольт. Это было шагом к неизбежной гибели, но Сергей все же, немного помедлив, бросился к щиту, приняв на себя удар тока. Он сделал то, что может сделать не каждый. И все ради своих друзей-шахтеров, находящихся в смертельной ловушке. Уже в этом проявляется мужество героя, его смелость и бесстрашие. И после удара 6000 вольт он дополз до провода и прикрыл его своим телом, чтобы он больше не горел. Взрыва не произошло. И все благодаря смелости Сергея, его стремлению спасти других людей. Но судьба готовила ему новые тяжелые испытания. Его удалось спасти, но после долгих и мучительных для него дней лечения в больнице он остался без рук. Это было для него большим потрясением. Он уже не мог воспринимать мир так, как воспринимал до этого, он уже не был так решителен и бесстрашен. Иногда он даже не мог сдерживать слез. И лишь его девушка Таня приходила к нему в больницу каждый день. Она всеми своими поступками доказывала свою любовь к Сергею. Она ухаживала за ним, подбадривала его в трудные минуты. И у нее ведь даже в мыслях не было уйти от него. Нет! И Сергей понимал это, но он не хотел ломать жизнь Тани. Он не хотел, чтобы она страдала из-за того, что ее супруг-инвалид. И каждый новый день был для Сергея испытанием. Он потерял свою уверенность, но не жалел о том, что сделал тогда в шахте! И он не жалел себя, а жалел Таню, думая, что именно он своим существованием удерживает ее. Тогда он решил покончить с жизнью, бросившись под поезд. И бросился бы, если бы не проезжавший мимо таксист. Сергей считал, что безрукий ихромой, он не нужен никому. Но знал бы он, что это не так! Таня любила его, из-за этого не уходила, даже когда он сам прогонял ее. И ей было неважно, хромой он или нет, с руками или без, она любила его таким, какой он есть. Это прослеживается во всех ее действиях, мыслях, поступках. Например, когда она помогла подняться ему на ноги первый раз после трагедии и сделать несколько первых шагов. А что Сережа? Он еще убивал себя мыслями о светлом прошлом с Таней, о сером настоящем ио темном, как он думал, будущем. Но все изменилось после выписки из больницы. Он уехал домой вместе с Таней. И теперь его единственным увлечением стали книги. Он читал их целыми днями, отвлекаясь от своих мрачных мыслей. Он стал потихоньку начинать верить в жизнь. Сергей стал учиться писать ногами, коряво и старательно вырисовывая буквы и демонстрируя их Тане. Он ,наконец, убедился, что все-таки дорог ей так же, как и она ему. Смысл жизни начал возвращаться к нему. Он пробовал надевать протезы, но они показались ему холодными, противными и колючими, поэтому он отказался их носить. Но вскоре Сергей научился писать без рук, стал вести дневник. И уже не считал себя таким бесполезным и беспомощным созданием, от которого страдает его девушка. Наоборот, он научился ценить жизнь такой, какой она есть. Таким я вижу главного героя повести-Сергея.
В.Титов небезразличен к судьбе своего героя, он оценивает его поступки с позиции человека, победившего свой страх быть инвалидом. Суть авторской позиции заключается в понимании Сергеем того, что человек живет, испытывая радость от сознания, что он нужен людям.
Книга прочитана.Закрыта последняя страница. А судьба героев не оставляет меня в покое. Какое счастье,чтона их жизненном пути встретилось много хороших людей. Это и врачи, и таксист, и Егорыч. Благодаря им, у Сергея выросли крылья, он почувствовал вкус к жизни, и сбылось простое человеческое желание быть счастливым.»
По-моему, данная литературно-творческая работа подтверждает, как нельзя лучше, мнение Л.С.Айзермана, утверждавшего, что литературно-творческие темы помогают « изложить уже постигнутое». Действительно, ученица «прочувствовала» книгу и поняла самое главное- человек должен бороться с отчаянием, страхом, болью, страданием…..
Третье условие: каждое сочинение – одно из звеньев системы работы письменных работ по литературе, составленной учителем. Эта система тесно связана с программой по литературе, определяется изучаемыми литературными образами и учитывается постепенность в нарастании сложности. Мы прекрасно понимаем, что нельзя научить писать сравнительную характеристику героев, не научив работать над простой характеристикой.Формулировка тем играет существенную роль в методике сочинений. Штампованные формулировки, несомненно, способствуют стремлению учащихся писать по шаблону. Так тему сочинения в среднем звене «Характеристика героя» или «Образ……..» можно заменить на «Биография героя». И такая тема потребует от ученика уже творческого подхода.
В качестве следующего примера нешаблонных тем хочу привести отрывок из сочинения ученика 10 класса Пепелова Ильи «Я спорю с Добролюбовым»: «…Один из главных взглядов Добролюбова состоит в том, что в любом произведении должен быть вывод, а если его нет, то сам критик должен сделать вывод, закончить дело, начатое писателем. Добролюбов считает, что в «Обломове» вывода нет, и поэтому он сам делает его и настолько увлекается этим, забывается, что в статье есть, по моему мнению, ряд противоречивых мнений. Я лично считаю, что вывод есть и заключается он в одном слове, сказанном Штольцем в конце романа: «Обломовщина!».
В первом абзаце своей статьи Добролюбов говорит о критике, которая возникнет на роман «Обломов», и здесь он допускает первую оплошность:…будут между ними и корректурные, которые отыщут какие-нибудь погрешности в языке и слоге». Но ведь мы знаем, что Гончаров был едва ли не самым грамотным русским писателем, который в своей жизни не допустил почти ни одной ошибки.
Затем Добролюбов пишет о типичности образа Обломова и об общественном значении романа «Обломов». Я нахожу здесь, что критик или противоречит себе, или допускает ошибку, или на самом деле считает, что история Обломова- «не бог весть какая важная история», но «в ней отразилась русская жизнь». Если в истории Обломова отразилась русская жизнь, а сама история Обломова-это неважная история, то получается, что русская жизнь- тоже неважная история!Лично я так не считаю, хотя, может быть, я и другие простые читатели просто неправильно поняли тонкий ход мыслей Добролюбова.
В последующих абзацах критик говорит о главных чертах обломовского характера. От природы Обломов - такой же человек, как и все, но для него свойственна совершенная инертность, это байбак, который «не может и серьезно, деятельно захотеть чего-нибудь», а «желания его являются только в форме», а не в деятельности; « он старается взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось», но это « не тупая , апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий». Обломов-это «нравственный раб» своей гнусной привычки получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других». Со всеми этими чертами обломовского характера я согласен, но, описывая их, Добролюбов противоречит сам себе. Сначала он пишет, что главные черты характера Обломова заключаются «в совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете, а потом говорит, что Обломов не тупая, апатическая натура».
В следующем абзаце критик пишет о Штольце. Говоря о характере Андрея, Добролюбов выводит несколько черт, с которыми я не согласен. Во-первых, Добролюбов называет Штольца «противоядием Обломову», в этом я с ним могу поспорить. Ведь Штольц не смог «вылечить», освободить Обломова от его болезни, от обломовщины, поэтому Андрея нельзя назвать лекарством, противоядием. Во-вторых, я не согласен с тем, что пишет Добролюбов о Щтольце: « Но что он делает и как он ухитряется делать что-нибудь порядочное там, где другие ничего не могут сделать, - это для нас остается тайной».А ведь многие, читая роман, считали Штольца порядочным и честным человеком, у них даже мыслей не возникало, что Андрей-хитрец. А Добролюбов как раз на это намекает… Я считаю, что Штольц - это именно тот человек, который нужен России для проведения общественный преобразований, реформ. А критик думает, что «Штольц не дорос еще до идеала общественного деятеля», «да и нельзя еще, рано», в то же время именно в девятнадцатом веке в России наиболее острыми, актуальными стали общественные, политические и экономические проблемы…»
Такое сочинение интересно тем, что тему «Я спорю с …» нельзя раскрывать по шаблону, оно не станет подражанием, потому что оно призывает ученика к ясной, четкой работе мысли, к самостоятельным выводам. За такие работы берутся думающие ученики, знающие не только текст художественного произведения, но и критическую литературу.
Моя система работы по обучению учащихся написанию сочинения состоит из таких этапов:
Обсуждение тем сочинений;
Отбор содержания, выбор языковых средств;
Составление плана;
Написание черновика;
Редактирование черновика;
Чтение образцов;
Анализ письменных работ.
Моим девизом в работе являются слова: «Писать нужно так, чтоб словам было тесно, а мыслям просторно». Я убеждена в том, что есть разные пути, чтобы научить школьников писать хорошие сочинения. Но выбирая свой путь и свой метод, любой учитель, по-моему, должен стремиться учить ученика писать самостоятельно, и в этом не последнюю роль играет выбор темы, я надеюсь, что ему помогут литературно-творческие темы. Такие темы и уроки представлены в методических пособиях к учебнику Г.С.Меркина «Литература» 5-7классы, Автор: Ф.Е.Соловьева.
Вот примеры таких домашних заданий. Написать небольшое сочинение: Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник?» или составить письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни. (Гаврила, Капитон, Татьяна и др.); перечитать последнюю строку стихотворения «Листок» М.Ю.Лермонтова и написать от имени листка рассказ о его путешествии к Черному морю из «отчизны суровой»; написать сочинение-воспоминание о добрых делах (А.Яшин. Стихотворение «Спешите делать добрые дела!»); составить стилизованную под летопись устную хронику школьной жизни, используя слова и выражения: в лето, и сказал, и стали одолевать, труды великие, и внимали, не любо, срам, благо, мужи достойные и другие; сочинить рассказ о встрече повзрослевших Валека и Васи. (сочинение после изучения повести В.Г.Короленко «В дурном обществе») и др.
Есть очень много хороших тем, но самое главное - тема должна вызвать у ученика желание писать, она должна быть интересна для него, и тогда появится желание писать самостоятельно…
В современных условиях очень важно научить школьника думать и ясно излагать свои мысли. Сочинения как вид самостоятельной творческой работы, по-моему, способствуют формированию социально активной личности. Результатом моей работы является не только воспитание в своих учениках стремления к активному поиску, исследованию, но и приобщение школьников к участию в различных творческих конкурсах, в которых они являются призерами и победителями:
Муниципальный
Конкурс творческих работ «Книги, которые мы выбираем» - Агаркова Т.-2место;
Конкурс детского творчества «Земля моя Плесецкая» - Клыков Д.-1м., Шевелев В.-2м.
Конкурс-выставка «Спасибо за мир!» - коллективная работа учеников 6 «а» класса-1место;
Конкурс сочинений-Клыков Д. - 3 место;
Конкурс «Литературное наследие» - Замотина Д.-2место; Родионова Н.-3 место.
Региональный
Конкурс «Лучший урок письма-2015»,номинация «Письмо ветерану»- Шестакова Дарья -1место;
Конкурс эссе «Если бы я был министром Архангельской области» - Бызова П.-3место
Всероссийский
Дистанционный конкурс реферативных работ учащихся «Познание и творчество»- Ковтун Валерия – Лауреат 1 степени с присуждение специального приза - мобильного телефона.
Литература:
Айзерман Л.С. Сочинения как метод анализа текста, «Литература в школе»,1962г, №6
Ожегов С.И. Словарь русского языка, Москва «Советская Энциклопедия»,1972г.
Соловьева Ф.Е. «Уроки литературы», методические пособия к учебнику Г.С. Меркина, 5-9классы, Москва «Русское слово», 2012-2017г.г.
Шанский Н.М., Т. А. Боброва Т.А., Школьный этимологический словарь Москва , Москва: Дрофа. 2000. – 399с.