СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательский проект "Добро и зло"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во всех ли произведениях русской литературы присутствует противоборство добра и зла и кто побеждает в этой схватке.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Добро и зло"»

Противоборство добра и зла в произведениях русской литературы   Авторы проекта учителя русского языка и литературы Захаренкова Л.Н. Шакалова И.В.Завьялова В.В. Гимназия №4 г.. Смоленск 2013

Противоборство добра и зла в произведениях русской литературы

Авторы проекта

учителя русского языка и литературы

Захаренкова Л.Н.

Шакалова И.В.Завьялова В.В.

Гимназия №4

г.. Смоленск 2013

Проблемный вопрос Как в жизни бывает: добро или зло побеждает?

Проблемный вопрос

Как в жизни бывает: добро или зло побеждает?

Цель  выяснить, во всех ли произведениях русской литературы присутствует противоборство добра и зла и кто побеждает в этой схватке?

Цель

выяснить, во всех ли произведениях русской литературы присутствует противоборство добра и зла и кто побеждает в этой схватке?

Задачи собрать историко-литературные сведения по проблеме противоборства добра и зла в русской литературе исследовать ряд произведений классической литературы, содержащих проблему борьбы добра и зла составить сравнительную таблицу оформить реферативный материал по заявленной теме развивать навыки работы с разными источниками выступить с презентацией проекта на литературной гостиной принять участие в школьной конференции

Задачи

  • собрать историко-литературные сведения по проблеме противоборства добра и зла в русской литературе
  • исследовать ряд произведений классической литературы, содержащих проблему борьбы добра и зла
  • составить сравнительную таблицу
  • оформить реферативный материал по заявленной теме
  • развивать навыки работы с разными источниками
  • выступить с презентацией проекта на литературной гостиной
  • принять участие в школьной конференции
Мои предположения  Предположим, что в мире не было бы зла. Тогда жизнь не была бы интересна. Зло всегда сопутствует добру, а борьба между ними и есть не что иное, как жизнь. Художественная литература – отражение жизни, значит, в каждом произведении есть место борьбе добра со злом, и побеждает, вероятно, добро.

Мои предположения

Предположим, что в мире не было бы зла. Тогда жизнь не была бы интересна. Зло всегда сопутствует добру, а борьба между ними и есть не что иное, как жизнь. Художественная литература – отражение жизни, значит, в каждом произведении есть место борьбе добра со злом, и побеждает, вероятно, добро.

Результаты соц. опроса Что появилось раньше: добро или зло? Чего в мире больше: добра или зла? Кто побеждает в противоборстве: добро или зло?

Результаты соц. опроса

  • Что появилось раньше: добро или зло?
  • Чего в мире больше: добра или зла?
  • Кто побеждает в противоборстве: добро или зло?
Добро не лихо: бродит по миру тихо .Пословица.   «Василиса прекрасная» Добро взяло верх над злом. Мачеха и её дочери превратились в уголь, а Василиса стала жить долго и счастливо вместе с царевичем в довольстве и счастье

Добро не лихо: бродит по миру тихо .Пословица.

«Василиса прекрасная»

Добро взяло верх над злом.

Мачеха и её дочери

превратились в уголь,

а Василиса стала жить

долго и счастливо вместе

с царевичем в довольстве

и счастье

Добро не умрет, а зло пропадет.(Русская пословица)    «Иван крестьянский сын и чудо-Юдо»  « Тут Иван выскочил из кузницы, схватил змеиху да со всего маху ударил её о камень. Рассыпалась змеиха мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись – без страха люди жить стали»

Добро не умрет, а зло пропадет.(Русская пословица)

«Иван крестьянский сын и чудо-Юдо»

« Тут Иван выскочил из кузницы, схватил змеиху да со всего маху ударил её о камень. Рассыпалась змеиха мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись – без страха люди жить стали»

Твори добро без пользы для себя, В нем благодарность за него любя. Маарри «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкин  Зло, утверждает поэт, не всесильно, оно терпит поражение. Злая царица-мачеха, хоть «умом и всем взяла», не уверена в себе. И если царица-мать умерла от силы своей любви, то царица-мачеха умирает от зависти и тоски. Этим Пушкин показал внутреннюю несостоятельность и обреченность зла.

Твори добро без пользы для себя,

В нем благодарность за него любя.

Маарри

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкин

Зло, утверждает поэт, не всесильно, оно терпит поражение. Злая царица-мачеха, хоть «умом и всем взяла», не уверена в себе. И если царица-мать умерла от силы своей любви, то царица-мачеха умирает от зависти и тоски. Этим Пушкин показал внутреннюю несостоятельность и обреченность зла.

Злому делать добро так же опасно, как доброму зло. Плавт «Евгений Онегин»  А.С.Пушкин  Добрая, чистая и искренняя Татьяна заслуживает счастья и взаимной любви, но холодность, высокомерие Онегина рушат все её мечты.

Злому делать добро так же опасно, как доброму зло.

Плавт

«Евгений Онегин» А.С.Пушкин

Добрая, чистая и искренняя Татьяна заслуживает счастья и взаимной любви, но холодность, высокомерие Онегина рушат все её мечты.

Первый шаг к добру – не делай зла Ж.-Ж.Руссо «станционный смотритель»  А.С.Пушкин Доброта и чуткость Дуни, заложенная в её характере любящими родителями, пропадает под влиянием другого чувства. Эгоизм и ложь разрушили семью, сделали несчастной Дуню, привели к смерти Самсона Вырина.

Первый шаг к добру – не делай зла

Ж.-Ж.Руссо

«станционный смотритель» А.С.Пушкин

  • Доброта и чуткость Дуни, заложенная в её характере любящими родителями, пропадает под влиянием другого чувства.
  • Эгоизм и ложь разрушили семью, сделали несчастной Дуню, привели к смерти Самсона Вырина.
Добро не что иное, как то, что отвечает эгоизму всех людей. Л.Фейербах «Мцыри»  М.Ю.Лермонтов Навязчивое добро оборачивается для Мцыри страданием, горем и в конечном счёте смертью

Добро не что иное, как то, что отвечает эгоизму всех людей.

Л.Фейербах

«Мцыри» М.Ю.Лермонтов

  • Навязчивое добро оборачивается

для Мцыри страданием,

горем и в конечном счёте смертью

Злая мысль самому навредит. (Тувинская пословица) «Ревизор»  Н.В.Гоголь Взяточничество, казнокрадство, грубый произвол, лицемерие, злоупотребления властью – всё это порождения зла. Единственным положительным героем комедии является смех.

Злая мысль самому навредит. (Тувинская пословица)

«Ревизор» Н.В.Гоголь

Взяточничество, казнокрадство, грубый произвол, лицемерие, злоупотребления властью – всё это порождения зла.

Единственным положительным героем комедии является смех.

От зла на белом свете не скрыться никуда. Маарри «Гроза»  А. Н. Островский  Всё против Катерины, даже ее собственные понятия о добре и зле. Нет, она уже не возвратиться к прежней жизни.  Но разве может быть смерть победой над злом?

От зла на белом свете не скрыться никуда.

Маарри

«Гроза» А. Н. Островский

Всё против Катерины, даже ее собственные понятия о добре и зле. Нет, она уже не возвратиться к прежней жизни.

Но разве может быть смерть победой над злом?

Почти всякое зло творится под ложным предлогом добра. П.Бауст «Бесприданница»  А.Н.Островский Удивительная девушка несёт в себе добрые начала. К великому сожалению, Лариса умирает… и ее смерть – это единственный достойный выход, ведь только тогда она  перестанет быть вещью

Почти всякое зло творится под ложным предлогом добра.

П.Бауст

«Бесприданница» А.Н.Островский

  • Удивительная девушка несёт в себе

добрые начала. К великому сожалению,

Лариса умирает… и ее смерть –

это единственный достойный выход,

ведь только тогда она

перестанет быть вещью

Самое большое зло, какое может сделать нам враг,- это приучить наше сердце к ненависти. Ф.Ларошфуко «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский Главный философский вопрос романа — границы добра и зла

Самое большое зло, какое может сделать нам враг,- это приучить наше сердце к ненависти.

Ф.Ларошфуко

«Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский

Главный философский вопрос романа

границы добра и зла

заключение Произведения русской литературы Образы, олицетворяющие добро 19 Образы, олицетворяющие зло 35 Торжество добра 49 Торжество зла 3  16  В основе всех исследуемых произведений художественной литературы лежит идея борьбы добра и зла. В значительном большинстве произведений победителем в этом противоборстве оказывается зло. Торжество добра наблюдается только в произведениях устного народного творчества – сказках.

заключение

Произведения русской литературы

Образы, олицетворяющие добро

19

Образы, олицетворяющие зло

35

Торжество добра

49

Торжество зла

3

16

В основе всех исследуемых произведений художественной литературы лежит идея борьбы добра и зла. В значительном большинстве произведений победителем в этом противоборстве оказывается зло. Торжество добра наблюдается только в произведениях устного народного творчества – сказках.

Перспективы проекта Работа над проектом позволила исследовать: есть ли в литературе 20 века и в современной литературе понятия добра и зла, или в современной литературе существует лишь понятие зло, а добро совсем искоренило себя? Социальная значимость проекта: материалы работы можно использовать на уроках литературы, внеклассных мероприятиях. Работа требует продолжения: исследования проблемы добра и зла в литературе 20 века и в современной литературе

Перспективы проекта

Работа над проектом позволила исследовать:

есть ли в литературе 20 века и в современной литературе понятия добра и зла, или в современной литературе существует лишь понятие зло, а добро совсем искоренило себя?

Социальная значимость проекта:

материалы работы можно использовать на уроках литературы, внеклассных мероприятиях. Работа требует продолжения: исследования проблемы добра и зла в литературе 20 века и в современной литературе

Литература Н.И.Кравцов История русской литературы. Просвещение М.-1966г. Все произведения школьной программы (в кратком изложении) М.-1996г. Э.Борохов Энциклопедия афоризмов М.- 2001г. http://www.my-shop.ru/shop/books/153474.html http://yandex.ru/yandsearch?text=% http://yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0+%D0%BE+%D0%BC%D0%  http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%95%D0%B2%D0%  Зуев Н. Татьяна и Онегин в эпилоге романа // Литература в школе. — 1997. — № 3. Заметки о языке художественной литературы // Октябрь. 1952 Русская литература 19века М. Просвещение – 1987г. И.А.Фогельсон. Литература учит. М.Просвещение, 1990г.

Литература

  • Н.И.Кравцов История русской литературы. Просвещение М.-1966г.
  • Все произведения школьной программы (в кратком изложении) М.-1996г.
  • Э.Борохов Энциклопедия афоризмов М.- 2001г.
  • http://www.my-shop.ru/shop/books/153474.html
  • http://yandex.ru/yandsearch?text=%
  • http://yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0+%D0%BE+%D0%BC%D0%
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%C2%AB%D0%95%D0%B2%D0%
  • Зуев Н. Татьяна и Онегин в эпилоге романа // Литература в школе. — 1997. — № 3.
  • Заметки о языке художественной литературы // Октябрь. 1952
  • Русская литература 19века М. Просвещение – 1987г.
  • И.А.Фогельсон. Литература учит. М.Просвещение, 1990г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!