Изображение картин жизни донских казаков в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Урок литературы
11 класс
Цель урока
1. Выяснить, что собой представляет казачество в романе М. Шолохова «Тихий Дон». 2. На примере изображения Шолоховым казачьих семей, постараться увидеть, что закономерности эпохи раскрываются в исторических событиях, но и в фактах частной жизни.
Эпиграф к уроку
Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть.
Л.Н.Толстой
Старинные казачьи песни
Не сохами-то славная землюшка наша распахана... Распахана наша землюшка лошадиными копытами, А засеяна славная землюшка казацкими головами, Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами. Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь? Ах, как мне, тихому Дону, не мутну течи! Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют, Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит,
Важнейшим принципом изображения природы в романе становится психологический параллелизм .
Природа в романе предстает в образе могучей стихии, ведущей независимое от человека существование, но связанное с жизнью и судьбой казачества.
Поработаем с термином
Психологический параллелизм – равнозначность явлений природной жизни и внутренних переживаний человека.
Дон для казаков - батюшка, кормилец.
Размеренная жизнь казаков чем-то напоминает течение реки: течет вода - идет время.
Антитеза как главный композиционный прием
Главная идея романа
Родная земля, семья, собственный дом – главные человеческие ценности во все времена
Историческая справка
Казачество – военное сословие в России в XVIII - начале XX века, представляющее собой вольнонаемных людей (выходцев из беглых крестьян), несших пограничную службу.
Казачество в начале XX века
Казачьи войска:
Донское
Кубанское
Терское
Оренбургское
Уральское
Астраханское
Сибирское
Семиреченское
Амурское
Уссурийское
Забайкальское
В 1916 г. Казачье население составляло 4,4 млн. чел.
В Первую Мировую воевало около 300 000 казаков.
Система образов в романе
В центре повествования – семья .
Показаны судьбы нескольких семей:
Мелеховых,
Коршуновых,
Астаховых,
Моховых,
Листницких,
Кошевых.
История Прокофия Мелехова (ч.1 гл.1)
Какие черты характера отличают Прокофия Мелехова?
Свойственны ли эти черты казакам?
Расскажите о семье Пантелея Мелехова.
Как проходит утро в семье Мелеховых? (ч. 1 гл.2)
Кадр из фильма «Тихий Дон» (1957 г.)
Пантелей Прокофьевич Мелехов
Актер – Д.Ильченко
Найдите и прочитайте описание портрета главного героя романа Григория Мелехова.
Григорий Мелехов. Художник И. Пчелко
Эпизод «На рыбалке» (ч.1 гл. 2)
Художник В.Бегма
«Тихий Дон». Книга 1, часть 2, глава 08. Художник С. Корольков
Григорий Мелехов.
Художник О. Верейский
Аксинья
Художник С. Корольков
Аксинья
Худ. О.Верейский
Иллюстрация О. Г.Верейского
к роману М. А. Шолохова "Тихий Дон"
«На сенокосе» (ч.1 гл. 9)
Лях А.П. Казачья семья на покосе .
Как изображена земля в данном эпизоде?
Какое чувство испытывают казаки от общения с землею?
Наказание Григория отцом (кн. 1 гл. 10)
- На каких принципах строятся отношения в казачьей семье?
- Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?
- Как и почему реагирует Григорий на угрозы отца?
- Как раскрывается сходство характеров отца и сына Мелеховых?
- Как поведет себя Григорий, когда отец осуществит свое намерение женить его?
Сцены сватовства Григория и Натальи (ч.1 гл. 15 – 22)
Гульба на свадьбе (ч. 1 гл. 21, 23)
«Тихий Дон». Книга 1, часть 1, глава 23. Художник О. Верейский
Призыв на воинскую службу (ч.2 гл. 21)
Сделаем выводы
- Как описывает М.А.Шолохов картины изображения донского казачества?
- Каковы нравы и быт казаков?
- Какие обычаи казаков вас привлекают?
Домашнее задание
Характеристика образа войны в романе и ее влияния на человека :
- Начало войны (ч. 3 гл. 4)
- Столкновение казаков с немцами ( ч. 3 гл. 9)
- Подвиг Григория (ч.3 гл. 20)
- Убийство Григорием австрийца (ч.3 гл. 5, гл. 10)
- Образ казака Чубатого (ч.3 гл. 12)
- Григорий в госпитале (ч. 3 гл. 23)
Сопоставьте по плану романы Л. Толстого и М. Шолохова.
А) Временные и пространственные рамки романов; приемы, использующиеся авторами для их расширения.
Б) Реальные исторические лица, введенные в роман наряду с вымышленными персонажами.
В) Своеобразие основных героев романа(социальная принадлежность, культура, язык; жизненные проблемы)
Г) Исторические события даны не столько сами по себе, сколько в их преломлении в судьбах целых семей.
Д) Отношение к любви, браку, семье.
Е) Батальные сцены; отношение к войне героев и автора; понимание патриотизма.
Ж) Образ природы, роль пейзажных зарисовок в романе.