Роман-эпопея М.А.Шолохова «Тихий Дон»
Урок литературы
11 класс
Цели урока
- Познакомиться с историей создания и авторским художественным замыслом романа М.Шолохова «Тихий Дон»
- Рассмотреть смысл заглавия, особенности композиции и проблематики романа
История создания романа
Всего – 4 книги
Первая книга «Тихого Дона» начата в 1925 г. и опубликована в 1928 г. ,
вторая книга вышла чуть позднее в 1928 г.,
третья книга начата в 1929 г., но опубликована только в 1931 г. при поддержке М.Горького,
последняя была начата в 1937 г. и опубликована в 1940 г.
«Шолоховский вопрос»
Вопрос об авторстве романа (1929 г. – 2000 г.)
Художественный замысел автора
Смысл названия романа
- Первоначальное название романа – «Донщина»
- Название символично.
«Батюшка тихий Дон» - это народный, фольклорный образ, часто встречающийся в казачьих песнях.
Роль пейзажа
- Пейзаж имеет не только автономную описательную ценность.
- Он связан с событиями романа по принципу психологического параллелизма (фольклор).
- Мир людей и мир природы связаны нерасторжимо.
Историческая справка
- Казаки пришли на донскую окраину в середине XVI века, основав вдоль русла реки свои хутора.
- Поселенцев отличал независимый, свободолюбивый нрав, воинская доблесть, готовность защищать родную землю.
- Со временем появилась у казаков и вторая «профессия» - крестьянский труд. «Дон-батюшка» и «земля-матушка» издавна почитались казаками как главные жизненные ценности.
Жанр романа
- «Тихий Дон» - роман-эпопея:
1) роман посвящен крупным историческим событиям ( Первая Мировая и Гражданская война в России);
2) в нем действует большое количество персонажей самых разных социальных групп, политических и нравственных позиций.
Основные признаки эпопеи:
- Общенациональный масштаб изображения
- судьбоносность описываемых событий
- народная точка зрения на логику жизни
Историческое время в романе
Сюжетно-композиционное своеобразие
- Основное действие романа длится 9 лет – с весны 1912 г. по весну 1921 г.
- События исторического плана становятся жизнью шолоховских героев.
- Частные интересы и судьбы персонажей вливаются в общую социально-историческую судьбу народа
Сюжетно-композиционное своеобразие
- Автор соотносит каждый шаг главного героя и каждый эпизод повествования с судьбой всего мира и жизнью природы.
- Всякое отступление от веками складывавшихся традиций, от народного опыта чревато непредсказуемыми последствиями и может привести к трагедии.
- Лейтмотивом эпопеи становится трагедия «тихого Дона»
Антитеза как главный композиционный прием
Трагедия тихого Дона
Трагедия в романе – это трагедия отторжения от земли, разочарования в воинском долге, распада семьи, разрушения традиционных устоев жизни донских хуторов.
Главная идея романа
- В финале «Тихого Дона» Григорий, с сынишкой на руках, стоит у ворот собственного дома. «Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром», - пишет М.А.Шолохов.
- Родная земля, семья, собственный дом – одна из главных идей, выраженных в романе «Тихий Дон».
Система образов в романе
В центре повествования – семья.
Показаны судьбы нескольких семей:
Мелеховых,
Коршуновых,
Астаховых,
Моховых,
Листницких,
Кошевых.
Григорий Мелехов
- Композиция эпопеи строится вокруг трагического жизни Григория Мелехова - в которой прочитывается судьба всего донского казачества. В Григории сочетаются родовые черты его земляков и неповторимые индивидуальные особенности.
Григорий Мелехов
- Здесь и начинается трагический путь центрального героя к истине, к народной правде.
- Важнейшая черта характера Григория Мелехова – потребность самому «разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить».
- «Сам ищу выхода» - эти слова являются лейтмотивом драматических метаний главного героя.
Григорий Мелехов
- Путь Григория Мелехова – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который прошел весь русский народ в XX веке.
- Мир, в начале романа казавшийся незыблемым, к финалу разрушен до основания. Сметены вековые устои человеческой жизни.
- Финал романа восстанавливает нарушенное социальными катаклизмами эпическое равновесие бытия.
Домашнее задание
1 . С опорой на текст книги 1 романа М.Шолохова «Тихий Дон» подготовить рассказ о жизни донских казаков:
- История Прокофия Мелехова (ч.1 гл.1)
- Утро в семье Мелеховых (ч. 1 гл. 2)
- На рыбалке (ч.1 гл.2)
- На сенокосе (ч.1 гл. 9)
- Сцены сватовства Григория и Натальи (ч.1, гл. 15 – 22)
- Призыв на воинскую службу (ч.2 гл. 21)
- Наказание Григория отцом за связь с Аксиньей (кн.1 гл.10)
2. Подготовиться к тестовой работе по конспекту урока