СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Истоки мастерства".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Истоки мастерства".»

Отдел образования Городищенского района Пензенской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа г. Срска имени В. В. Анисимова

(МБОУ ООШ Г. СУРСКА ИМЕНИ В. В. АНИСИМОВА)



Рассмотрена на заседании педагогического (методического) совета от 30 августа 2024 г.

протокол № ________


У ТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ООШ г. Сурска имени В. В. Анисимова

_______________ Н.Н. Пулина

(печать)







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности


«Истоки мастерства»

(название)





Возраст обучающихся:10-15 лет

Срок реализации программы:1 год

Автор-составитель программы:

Бурова Наталья Сергеевна,

педагог дополнительного образования.
















Г. Сурск, 2024


РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ


    1. Пояснительная записка


«К чему душа лежит, к тому и руки приложатся».

(Русская народная пословица).


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Истоки мастерства» (далее - Программа) имеет художественную направленность, по форме организации образовательного процесса – очной, по уровню освоения– стартовой, по степени авторства – модифицированной.

Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Стратегия развития образования в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р);

- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р;

- Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденный на заседании проектного комитета по национальному проекту

«Образование» 07.12.2018 г., протокол №3);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями 05.09.2019 г.);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.12.2021 г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (рзд. VI/ Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. №09-3242;

- Устав МБОУ ООШ г. Сурска имени В. В. Анисимова Городищенского района Пензенской области;

- Положение об образовательной программе МБОУ ООШ г. Сурска имени В. В. Анисимова Городищенского района Пензенской области;

- Положение об аттестации учащихся МБОУ ООШ г. Сурска имени В. В. Анисимова Городищенского района Пензенской области.

Актуальность общеобразовательной программы заключается в отражении государственного заказа на сохранение традиционных народных ремесел. Для родителей программа актуальна, потому что востребована в социуме и дает возможность приобщить детей к созидательному труду, оказывает влияние на процесс социализа ции детей.

Для детей программа актуальна тем, что она предлагает им вид деятельности, в которой можно увидеть результат «здесь и сейчас».

Новизна программы заключается в том, что знакомство с новым материалом о традиционных ремеслах и промыслах Пензенской области происходит параллельно с практической деятельностью, где практическая работа строится на замене труднодоступных материалов доступными аналогами для творческой деятельности. Например, в разделе «Лозоплетение» ивовые прутья заменяются на газетные трубочки. В разделе «Стекольный промысел» в практической деятельности используется техника папье-маше.

Особенностью общеобразовательной программы является то, что педагоги, начинающие свою деятельность в художественной направленности, смогут использовать ее как основу для разработки своей программы или же внести в нее свои наработки. Педагог, использующий данную программу, сможет пополнить ее содержательную часть образовательным блоком на материале, который заинтересовал учащихся.

Педагогическая целесообразность программы

В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека, способного к творческому саморазвитию, самореализации. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется, чтобы он вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, умеющим ориентироваться в быстро изменяющейся жизни, патриотом своего края.

Приобретая практические умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, изготовлении предмета материальной культуры своими силами с раннего возраста. Участвуя в выставках, конкурсах разного уровня, получая интересующий его материал, добытый своими силами, дети чувствуют свою значимость среди сверстников.

Педагогическая целесообразность объясняется постепенным накоплением знаний и представлений об истории малой родины, развитием чувства гордости за нее, формированием патриотических чувств.

Цель программы

познакомить подрастающее поколение с художественными промыслами и ремёслами Пензенской области, с историческим прошлым малой родины, мотивация учащихся к освоению декоративно-прикладных видов творчества, формирование у школьников чувства любви, уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям своей малой родины.

Задачи программы

- развить устойчивый интерес к занятию декоративно-прикладным творче ством и мотивацию к самосовершенствованию в данной области;

- познакомить с историей и инструментарием каждого вида ремесла, бы тующими на территории Пензенской области;

- познакомить с формами продвижения своего бренда и монетизации ремесла;

- дать основы исследовательской деятельности;

- развивать творческое мышление, внимание, память, воображение;

- развивать коммуникативные компетенции, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение;

- формировать эстетический вкус;

- научить способам сбора информации по интересующей тематике;

- воспитать чувства любви, уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям своей малой родины.

Адресат программы

На обучение по программе зачисляются дети и подростки (мальчики и девочки) с 10 до 15 лет, желающие заниматься декоративно-прикладным творчеством, независимо от их одаренности, способностей. Прием учащихся производится в сентябре. Однако, это не исключает возможности приема и доукомплектования при наличии вакантных мест в группах на протяжении учебного года.

Краткая характеристика возрастных особенностей учащихся

Занятия группе строятся с учетом возрастных особенностей 10-15 лет.

Дети данной возрастной группы (10-12 лет) отличаются нетерпением, желанием научиться всему. При этом они неплохо усваивают теорию, но на практику не хватает терпения. Поэтому педагогу нужно, не перегружая заданиями, беседовать с учащимися и демонстрировать то, что получится, если постепенно и правильно осваивать материал. На занятиях с такими детьми используются элементы игры, специализированная информация подается в доступной форме.

Это период интенсивного физического развитии. Формируются способности к целенаправленному систематическому труду. Внимание неустойчиво (преобладает непроизвольное внимание). Память и мышление носят образный характер.

Сосредоточенность, концентрация внимания у детей младшего школьного возраста может быть достаточно интенсивной, особенно при выполнении интересной работы. Однако устойчивость внимания недостаточно развита, могут ча сто отвлекаться.

У детей данной возрастной группы более развита образная память (зрительная, слуховая) и менее - словесно-логическая. Все, что связано с наглядностью, яркостью впечатлений, что вызывает сильные чувства, запоминается легко и надолго. В процессе обучения у детей быстро развивается и смысловая (словесно-логическая) память.

Возраст 10–12-лет характеризуется большой впечатлительностью, эмоциональной отзывчивостью на всё яркое, выразительное, красочное, такова возрастная особенность нервной системы. Ребенок получает информацию через эмоции, а живопись, цвет, изобразительное искусство в целом являются наиболее доступным и простым средством и способом передачи эмоций и чувств. Занятия искусством «открывают» канал для самореализации и творческого проявления ребенка с учетом его личностных потребностей в эмоциональной разрядке.

Возраст 13–15 лет (подростковый период) характеризуется усилением внимания к внешнему миру, понижением конструктивных способностей, индивидуализацией впечатлений. При этом в изображении господствует натурализм, притупляется чувство цвета, понижается творческая активность.

Ведущая деятельность в этом возрасте – общественно полезная. Вниманию подростка характерна специфическая избирательность. Переключение внимания подростка часто происходит непроизвольно в связи с его легкой возбудимостью и интересом к необычному, яркому.

Существенные изменения происходят и в мыслительной деятельности. Мышление подростка уже более систематизировано и последовательно. Также меняется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мыслительная деятельность приобретает новую черту - критичность. Подросток уже не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, а стремится иметь свое собственное мнение.

Для подростка большое значение приобретает выполнение некоторых самостоятельных заданий и практических работ, при этом результат является для него побуждением к действию.

Комплектование групп

Группа разновозрастная. Наполняемость группы до 20 человек.

Форма обучения – очная. Основные занятия проводятся в группе.

Организация образовательного процесса:

Объем программы составляет 102 часа.

Занятия проводятся два раза в неделю: по 1 часу и по 2 часа, продолжительность занятий 40 минут.

Особенности организации образовательного процесса

Программа предполагает один уровень освоения:

- стартовый уровень (1 год обучения).

На стартовом уровне обучающиеся получают первоначальные знания, умения и навыки с последующим их усложнением и применением в практической работе в области декоративно - прикладного творчества.

Планируемые результаты программы

В ходе прохождения обучения предполагается получить следующие результаты:

учащиеся узнают:

- о том, что такое промыслы и ремесла;

- о традиционных (популярных и технологических) ремеслах и промыслах Пензенской области в прошлом и в настоящее время;

- о постоянной востребованности изделий декоративно-прикладного творчества в обществе;

- об алгоритме подготовки исследовательской работы (проекта);

- о простейших видах коммуникаций;

- о пензенских мастерах, представляющих ремесла и промыслы;

- о материалах и инструментах, применяемых для создания изделий декоративно-прикладного творчества;

- о возможности изучать заинтересовавшее ремесло в онлайн-режиме;

- о возможности монетизации своего хобби;

- о способах продвижения своей продукции;


учащиеся научатся:

- правилам организации рабочего места, технике безопасности при работе с инструментами;

- способам сбора интересующей информации;

- представлять свою работу публично;

- основам работы с различными материалами;

принципам и способам создания презентаций и виртуальных выставок;

- отличать изученные предметы декоративно-прикладного творчества по

видам;

- разрабатывать простейший бренд своего изделия.


Обучение строится по следующим разделам:

1.История промыслов и ремесел в Пензенской области.

2.Основы исследовательской деятельности.

3.Популярные ремесла:

- пензенская керамика;

- лозоплетение;

- ковроткачество;

- пуховязание;

- валяние из шерсти;

4.Технологичные ремесла:

резьба по дереву;

- кузнечный промысел;

- стекольный промысел.

5.Продвижение и монетизация продукции.


Учебный план

№ п/п

Темы

Количество часов

всего

теория

прак тика

1.

История ремесел и промыслов в Пензенской области

9

4

5

2.

Основы исследовательской дея- тельности.

5

2

3

3.

Популярные ремесла

49

9

40

4.

Технологичные ремесла

29

6

23

5.

Продвижение и монетизация продукции (создание логотипов)

8

3

5

6.

Итоговое занятие. Квест «Золотой ключик». Создание карты ремесел Пензенской области.

2


2


Итого

102

24

78


Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Количество часов

Контроль

всего

теория

прак- тика


1.

История ремесел и промыслов в Пензенской области

9

4

5

Викторина, заполнение карты дислокации ремесел

2.

Основы исследовательской дея тельности.

5

2

3

Дискуссия

3.

Популярные ремесла

49

9

40

Мини-выставка, конкурс на лучшую рекламу изделия.

4.

Технологичные ремесла

29

6

23

Презентация изделий,


5.

Продвижение и монетизация продукции (создание логотипов)

8

3

5

Презентация, защита логотипов

6.

Итоговое занятие. Квест «Золотой ключик». Создание карты ремесел Пензенской области.

2


2

Рефлексия: участия каждого учащегося в квесте в создании карты ремесел


Итого

102

24

78



Содержание программы


1раздел: история ремесел и промыслов в Пензенской области


Тема №1.Вводное занятие.

Теория: Знакомство с планом на учебный год. Организация рабочего места, правила техники безопасности при работе с различными инструментами и материалами.

Практика: Формирование групп.

Контроль: Контроль посещаемости.

Тема № 2. Понятие ремесел и промыслов.

Теория: Различие между ремеслом и промыслом. Какие бывают ремесла. Какие ремесла существуют в наши дни.

Практика: Рисунок на тему «Я бы мастером пошёл...».

Контроль: Викторина.

Тема №3. История ремесел и промыслов в Пензенской области (своего региона).

Теория: Знакомство с презентацией по теме. Изучение дислокации ремесел и промыслов в Пензенской области (своем регионе): гончарное ремесло (с.Абашево Спасского района, с.Соколка Сердобского района, с.Полеологово Бессоновского района), лозоплетение (с.Засечное Пензенского района, п.г.т. Шемышейка), ковроткачество (с.Соломинка Башмаковского района), пуховязание (с.Оленевка Пензенского района), валяние (с.Чемодановка Бессоновского района), кузнечный промысел (г.Кузнецк), резьба по дереву (с.Неверкино, п.г.т.Шемышейка), стекольный промысел (г.Никольск).

Практика: Сбор информации о мастерах в своей семье, своем регионе.

Контроль: Заполнение карты дислокации ремесел.

2 раздел: основы исследовательской деятельности

Тема № 4. «Основы исследовательской деятельности».

Теория: Основы исследовательской деятельности: выбор темы исследования. Разработка гипотезы. Поиск вариантов отражения темы. Сбор материала. Обобщение полученных данных. Защита (сообщение, макет, презентация). Виды коммуникаций: индивидуальная (личное общение двух людей; переписка в мессенджере или по электронной почте); коллективная (выступление на конференции), внутриличностная (выписывание мыслей на бумагу, ведение дневника), межличностная (общение с педагогом, выступление на конференции). Формы и методы коммуникаций: работа в малых группах: в парах, тройках, дискуссия, просмотр и обсуждение фильмов, презентаций, слайдов, метод проектов, виртуальная экскурсия, использование кейс-технологий, круглый стол, мозговой штурм, интерактивная экскурсия, деловые игры.

Практика: Подготовка выступления по избранной теме.

Контроль: Дискуссия.

3 раздел: популярные ремесла

Тема № 5. «Пензенская керамика».

Теория: Способы добычи глины. Альтернатива глине. Технология создания аба- шевской игрушки. Назначение и сакральный смысл изображаемых животных. Зоткин Тимофей Никитич. Технология создания сокольской керамики. Бытовое предназначение. Ерохина Вера Петровна. Технология создания полеологовской керамики. Отличие от абашевской игрушки в орнаментальности. Кучер Василий Анатольевич.

Практика: Добыча (приобретение глины для лепки). Лепка абашевской игрушки, свистульки-козла без обжига. Украшение абашевской игрушки.

Контроль: Выставка изделий.

Тема № 6. «Лозоплетение (газетная лоза).

Теория: Знакомство с материалами, имитирующими ивовую лозу. Экологическая значимость газетной лозы для природосбережения. Правила поведения, техникка безопасности при работе с инструментами, организация рабочего пространства. Приемы скручивания газетной лозы. Виды, способы окраски газетной лозы. Мастера лозоплетения, отличие технологий: Ткачев Сергей Петрович (п.г.т. Ше мышейка) – плетение из цельного ивового прута. Савчиков Алексей Александрович (с.Засечное Пензенского района) - плетение из «расколотого» (плоского) прута.

Практика: Заготовка газетной лозы. Плетение изделий.

Контроль: Презентация изделий.

Тема № 7. «Ковроткачество».

Теория: Производство паласных (безворсовых) ковров в с. Соломинка Башмаковского района. Особенности рисунка соломинских ковров - изображение круп ных цветов в середине ковра. Основные сведения о ручном ковроткачестве, материалы, инструменты, приспособления, применяемые для изготовления изделий в технике «ковроткачество», основные приемы ковроткачества, правила безопасности труда, требования к организации рабочего места.

Практика: Изготовление сувенира.

Контроль: Конкурс на лучшую рекламу изделия.

Тема № 8. «Пуховязание».

Теория: Пуховязальный промысел в селах Пензенского района. Приемы вязания из тонкой пряжи на спицах, правила безопасности труда, требования к организа ции рабочего места. Классические способы вязания лицевой и изнаночной петель.

Практика: Освоение классических способов вязания на спицах. Поиск иных способов вязания на интернет-ресурсах. Создание салфеток, вязание цветов.

Контроль: Конкурс на знание основных приемов вязания.

Тема № 9. «Валяние из шерсти».

Теория: Виды валяния. Валяние валенок - традиционный семейный промысел жителей с. Чемодановка Бессоновского района. Востребованность валяных предметов украше ния и сувениров в современном обществе. Знакомство с фетром.

Практика: Создание поделок из фетра.

Контроль: Викторина..


4 раздел: технологичные ремесла

Тема № 10. «Резьба по дереву».

Теория: Деревянная скульптура, предметы утвари, панно. Качурин Роман Федорович (с. Ночка Никольского района), Ткачев Сергей Петрович (п.г.т. Шемышейка). Пропильная резьба, Баюков Юрий Борисович (с.Неверкино). Техника безопасности при работе с инструментами, организация рабочего пространства.

Практика: Знакомство с инструментами и простейшими приёмами резьбы по дереву.

Контроль: Викторина.

Тема № 11 Кузнечный промысел.

Теория: Востребованность кузнечного промысла в быту наших дедов и прадедов. Особенности кузнечного промысла. Художественная ковка металла. Отражение кузнечного промысла в топонимике региона. Соленое тесто. Знакомство с техникой работы с соленым тестом.

Практика: Поиск материалов для презентации изделий художественной ковки в интернет-ресурсах. Создание изделий из пластилина, соленого теста.

Контроль: Показ сделанных презентаций.

Тема № 12 «Стекольный промысел».

Теория: История возникновения и развития стекольного промысла в регионе. Бахметьевский стекольный завод. Легенды бахметьевского завода (стакан с мухой, парные красные кубки, стакан в стакане). Стилистические и технологические особенности бахметьевского стекла. Известные мастера–стеклодувы. Папье-маше, знакомство с техникой папье маше.

Практика: Поиск материалов для виртуального музея. Создание кружек, тарелок, игрушек в технике папье-маше

Контроль: Демонстрация виртуального музея.


5 раздел: простейшие приемы продвижения и монетизации продукции

Тема № 13. «Продвижение продукции».

Теория: Популярность национального колорита. Аутентичный антураж. Деятельность по возрождению народных промыслов своих предков. Сувениры и декоративные изделия, переплетённые с историей родного края, их реализация. Способы продвижения своей продукции.

Практика: Изучение интернет-ресурсов по реализации изделий декоративно- прикладного творчества. Создание сувенирной продукции Башмаковского района.

Контроль: Презентация сувениров, выставка.

Тема № 14. «Создание логотипов для избранного ремесла».

Теория: Роль логотипа в создании брендированной продукции. Бренд производителя продукта. Узнаваемость бренда.

Практика: Создание логотипа для избранного ремесла.

Контроль: Мини-выставка созданных логотипов и их защита.


6 Итоговое занятие. Квест «Золотой ключик»

Тема № 15. «Введение в квест».

Теория: Рассказ о цели и задачах квеста.

Практика: Знакомство с заданиями квеста.

Контроль: Участие в Квесте «Золотой ключик». Создание карты ремесел Пензенской области.

Станция «Буратино».

Задание 1. Прочитать записку и разместить «золотой ключик» на карте Пензенской области.

Ответ: абашевская игрушка

Станция «Мальвина».

Задание 2. Сложить пазл и узнать мастера. Указать его ремесло. Разместить «золотой ключик» на карте Пензенской области.

Ответ: В.А.Кучер, керамика, с.Полеологово Бессоновского района. Станция «Артемон».

Задание 3. Расшифровать закодированный текст и указать, какой промысел представляет этот мастер. Разместить «золотой ключик» на карте Пензенской области.

Ответ: сокольская керамика. Станция «Пьеро»

Задание 4. На снимке представлены корзины, изготовленные С.П. Ткачевым и А.А. Савчиковым. Определить корзины мастеров и разместить «золотые клю чики» на карте Пензенской области.

Ответ: разница в оплетке ручки. У А.А. Савчикова – ручка оплетена в манере западных славян.

Станция «Черепаха Тортилла».

Задание 5. Разгадать ребус и разместить «золотой ключик» на карте Пензенской области.

Ответ: ковроткачество. Станция «Лиса Алиса».

Задание 6. Сочинить рассказ по предлагаемым заготовкам. По заглавным бук вам предложений узнать промысел и разместить «золотой ключик» на карте Пензенской области.

Ответ: пуховязание.

Станция «Кот Базилио».

Задание 7. Прослушать мелодию песни, угадать ее название и определить село, в котором был распространен промысел, воспеваемый в песне разместить «золотой ключик» на карте Пензенской области.

Ответ: песня «Валенки», с. Чемодановка Бессоновского района. Станция «Дуремар».

Задание 8. Угадать, о каком городе идет речь, и какой промысел он представляет. Разместить «золотой ключик» на карте Пензенской области.

Ответ: г. Кузнецк, кузнечный промысел. Станция «Карабас-Барабас».

Задание 9. Узнать по стихотворной характеристике предметы, определить промысел и разместить «золотой ключик» на карте Пензенской области.

Ответ: Стаканы бахметьевского завода. Стекольный промысел.

Станция «Папа Карло».

Задание 10. Определить порядок слов, чтобы сложилось связное предложение, указывающее на местоположение «каморки папы Карло». Угадать промысел и разместить «золотой ключик» на карте Пензенской области.

Ответ: резная шкатулка – резьба по дереву. Нахождение именных призов. Готовятся «очаг» и «каморка».

В «Каморке папы Карло» в резной шкатулке будут находиться именные призы, изготовленные детьми.


Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график


Год обуче ния (уро-

вень)

Дата начала занятий

Дата окон- чания за-

нятий

Количе- ство учеб-

ных недель

Количе- ство учеб-

ных дней

Количе- ство учеб-

ных часов

Режим за- нятий

1 год обучения

(стартовый)

01 сентября 2024_ г.

22 июня 2024 _г.


34


68



102, 3 часа в неделю

2 раза в нед.

1 - по 2 ч,

2 – по 1 ч



Календарный учебный график.


пп

Месяц

Число

Время прове-дения заня-тия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведе-ния

Фор-ма конт-роля

1

Сентя-брь 2024

07

13.50

Урок

1

Вводное занятий. Знакомство с программой.Техника безопасности на занятиях


МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Беседа

2


08

13.50

Урок

1

Понятие ремесел и промыслов.

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Викторин

3



14.40

Урок

1

Рисунок на тему «Я бы мастером пошёл...».

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Конкурс

4


14

13.50


Урок

1

Ремесла и промыслы Пензенской области, история ремесел

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Беседа

5


15

13.50


Урок

1

Изучение дислокации ремесел и промыслов в Пензенской области (гончарное ремесло)

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Беседа

6



14.40

Урок

1

Изучение дислокации ремесел и промыслов в Пензенской области (лозоплетение)

Библиотека г. Сурска

Викторина

7


21

13.50.

Урок

1

Изучение дислокации ремесел и промыслов в Пензенской области

(ковроткачество)

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Наблюдение

8


22

13.50

Урок

1

Изучение дислокации ремесел и промыслов в Пензенской области

(валяние)

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Опрос

9



14.40

Урок

1

Изучение дислокации ремесел и промыслов в Пензенской области

(кузнечный промысел, резьба по дереву)

Библиотека г. Сурска

Составление карты ремесел

10


28

13.50

Урок

1

Основы исследовательской деятельности

Библиотека г. Сурска

Беседа

11


29

13.50

Урок

1

Основы исследовательской деятельности: выбор темы исследования. Разработка гипотезы.

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Опрос

12



14.40

Урок

1

Основы исследовательской деятельности: сбор материала. Обоб щение полученных данных.

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Сбор материала

13

Октябрь 2024

05

13.50


Урок

1

Основы исследовательской деятельности. Защита проектов.

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Наблюдение

14


06

13.50


Урок

1

Основы исследовательской деятельности. Защита проектов.

Библиотека г. Сурска

Наблюдение

15



14.40

Урок

1

Популярные ремесла

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Викторина

16


12

13.50

Урок

1

Пензенская керамика Способы добычи глины.

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Наблюдение

17


13

13.50

Урок

1

Абашевская игрушка. Мастера абашевских игрушек. Технология изготовления.

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Опрос

18



14:40

Урок

1

Мастерим абашевскую игрушку.

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Творческая мастерская

19


19

13.50


Урок

1

Мастерим абашевскую игрушку.

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Творческая мастерская

20


20

13.50


Урок

1

Выставка изделий «Умелые руки творят волшебство»

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Выставка

21



14.40

Урок

1

Лозоплетение (газетная лоза).

Знакомство с материалами, имитирующими ивовую лозу.

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Наблюдение

22


26

13.50

Урок

1

Лозоплетение (газетная лоза).

Приемы скручивания газетной лозы.

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Опрос

23


27

13.50


Урок

1

Лозоплетение (газетная лоза).

Виды и приемы покраски.

МБОУ СОШ с.Высокое

Мастер-класс

24



14.40

Урок

1

Лозоплетение (газетная лоза).

Мастера плетения.

Библиотека г. Сурска

Викторина

25

Ноябрь 2024

09

13.50.

Урок

1

Лозоплетение (газетная лоза).

Заготовка газетной лозы.


МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Опрос

26


10

13.50


Урок

1

Лозоплетение (газетная лоза). Заготовка газетной лозы.


МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Мастер-класс

27



14.40.

Урок

1

Лозоплетение (газетная лоза). Изготовление изделий.

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Творческаяя-мастерская

28


16

13.50

Урок

1

Лозоплетение (газетная лоза). Изготовление изделий.

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Творческаяя-мастерская

29


17

13.50

Урок

1

Лозоплетение (газетная лоза). Изготовление изделий.

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Творческаяя-мастерская

30




14.40

Урок

1

Лозоплетение (газетная лоза). Изготовление изделий.

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Творческаяя-мастерская

31


23

13.50

Урок

1

Выставка готовых изделий из газетной лозы «Секреты мастерства»

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Выставка

32


24

13.50


Урок

1

Ковроткачество. Производство паласных (безворсовых) ковров в с. Соломинка Башмаковского района. Особенности рисунка

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Беседа

33



14.40

Урок

1

Ковроткачество Основные сведения о ручном ковроткачестве, материалы, инструменты.

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Наблюдение

34


30


13.50


Урок

1

Ковроткачество. Основные приемы.

Библиотека г. Сурска

Оп-рос

35

Декабрь 2024

01

13.50


Урок

1

Ковроткачество.

Знакомство с материалами, имитирующими ковёр. Коврик из лоскутков.

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Мастер-класс

36



14.40

Урок

1

Ковроткачество

Коврик из лоскутков.

МБОУ ООШ г. Сурска имени В.В.Анисимова

Мастер-класс

37


07

13.50

Урок

1

Ковроткачество.

Аппликация из фетра

МБОУ ООШ г. Сурска

Мастер-класс

38


08

13.50


Урок

1

Ковроткачество. Аппликация из фетра

МБОУ ООШ г. Сурска

Мастер-класс

39



14.40

Урок

1

Выставка готовых изделий из фетра «Наши руки не для скуки».

МБОУ ООШ г. Сурска

Выставка

40


14

13.50


Урок

1

Пуховязание

МБОУ ООШ г. Сурска

Беседа

41


15

13.50

Урок

1

Пуховязание.

Пуховязальный промысел в селах Пензенского района

МБОУ ООШ г. Сурска

Беседа

42



14.40

Урок

1

Пуховязание.. Знакомство с материалами, имитирующими пух.

Приемы вязания из тонкой пряжи на спицах

МБОУ ООШ г. Сурска

Опрос

43


21

13.50


Урок

1

Пуховязание.

Классические способы вязания лицевой и изнаночной пе- тель.


МБОУ ООШ г. Сурска

Опрос

44


22

13.50


Урок

1

Пуховязание. Создание салфеток.

Библиотека г. Сурска

Мастер-класс

45



14.40

Урок

1

Пуховязание. Создание салфеток.

МБОУ ООШ г. Сурска

Мастер-класс

46


28

13.50


Урок

1

Пуховязание. Создание вязанной игрушки

МБОУ ООШ г. Сурска

Мастер-класс

47


29

13.50


Урок

1

Пуховязание. Создание вязанной игрушки

МБОУ ООШ г. Сурска

Творческая-мастерская

48



14.40

Урок

1

Пуховязание Создание вязанной игрушки

МБОУ ООШ г. Сурска

Творческая-мастерская

49

Январь

2025


18

13.50

Урок

1

Презентация готовых изделий из шерсти «Наши достижения»

МБОУ ООШ г. Сурска

Презентация

50


19

13.50


Урок

1

Валяние из шерсти.

МБОУ ООШ г. Сурска

Беседа

51



14.40

Урок

1

Валяние из шерсти в Пензенской области.

МБОУ ООШ г. Сурска

Беседа

52


25

13.50

Урок

1

Валяние из шерсти. Виды валяния. Валяние валенок

МБОУ ООШ г. Сурска

Беседа

53


26

13.50


Урок

1

Валяние из шерсти.

Способы, приемы.

МБОУ ООШ г. Сурска

Наблюдение

54



14.40

Урок

1

Валяние из шерсти. Создание украшений из фетра.

МБОУ ООШ г. Сурска

Наблюдение

55

Февраль 2025

01

13.50


Урок

1

Валяние из шерсти. Создание украшений из фетра


Мастер-класс

56


02

13.50.

Урок

1

Создание игрушек из фетра

«дело мастера боится» МБОУ ООШ г. Сурска

Мастер-класс

57



14.40

Урок

1

Создание панно из фетра

МБОУ ООШ г. Сурска

Мастер-класс

58


08


13.50.

Урок

1

Создание панно из фетра

МБОУ ООШ г. Сурска

Творческая мастерская

59


09

13.50


Урок

1

Создание панно из фетра

Библиотека г. Сурска

Творческая мастерская

60



. 14.40

Урок

1

Создание панно из фетра

МБОУ ООШ г. Сурска

Творческая мастерская

61


15

13.50.

Урок

1

Создание панно из фетра

МБОУ ООШ г. Сурска

Творческая мастерская

62


16

13.50.

Урок

1

Презентация готовых изделий из фетра

МБОУ ООШ г. Сурска

Презентация

63



14.40.

Урок

1

Технологичные ремесла

МБОУ ООШ г. Сурска

Беседа

64


22

13.50.


Урок

1

Технологичные ремесла Пензенской области

МБОУ ООШ г. Сурска

Беседа

65

Март 2025

01

13.50.

Урок

1

Резьба по дереву. Знакомство с инструментами

МБОУ ООШ г. Сурска

Наблюдение

66


02

13.50.

Урок

1

Резьба по дереву, знакомство с приемами работы.

МБОУ ООШ г. Сурска

Наблюдение

67



14.40


Урок

1

Резьба по дереву. Создание поделок из дерева

МБОУ ООШ г. Сурска

Наблюдение

68


09

13.50


Урок

1

Резьба по дереву. Создание поделок из дерева

Библиотека г. Сурска

Мастер-класс

69



14.40.

Урок

1

Резьба по дереву Создание поделок из дерева

МБОУ ООШ г. Сурска

Мастер-класс

70


22

13.50.

Урок

1

Резьба по дереву.

Роспись деревянных ложек

МБОУ ООШ г. Сурска

Мастер-класс

71


23

13.50.

Урок

1

Конкурс «Лучший мастер»

МБОУ ООШ г. Сурска

Конкурс

72



14.40

Урок

1

Кузнечный промысел

МБОУ ООШ г. Сурска

Беседа

73

Апрель 2025

05

13.50


Урок

1

Кузнечный промысел Пензенской области

МБОУ ООШ г. Сурска

Беседа

74


06

13.50.

Урок

1

Кузнечный промысел.

Востребованность кузнечного промысла

МБОУ ООШ г. Сурска

Наблюдение

75



14.40.

Урок

1

Кузнечный промысел.

Особенности кузнечного промысла.

МБОУ ООШ г. Сурска

Наблюдение

76


12

13.50.

Урок

1

Кузнечный промысел. Знакомство с материалами, имитирующимижелезные пруты. Соленое тесто.

МБОУ ООШ г. Сурска

Опрос

77


13

13.50.

Урок

1

Кузнечный промысел. Приготовление соленого теста.

Библиотека г. Сурска

Мастер-класс

78



14.40

Урок

1

Кузнечный промысел. Приемы работы с соленым тестом.

МБОУ ООШ г. Сурска

Мастер-класс

79


19

13.50

Урок

1

Кузнечный промысел. Поделки из соленого теста.

МБОУ ООШ г. Сурска

Мастер-класс

80


20

13.50.

Урок

1

Кузнечный промысел. Поделки из соленого теста

МБОУ ООШ г. Сурска

Творческая мастерская

81



14.40

Урок

1

Кузнечный промысел. Поделки из соленого теста

МБОУ ООШ г. Сурска

Творческая мастерская

82


26

13.50.

Урок

1

Конкурс на лучшую поделку из соленого теста

МБОУ ООШ г. Сурска

Конкурс

83


27

13.50.

Урок

1

Стекольный промысел

Библиотека г. Сурска

Беседа

84



14.40.

Урок

1

Стекольный промысел. История возникновения и развития стекольного промысла в регионе

МБОУ ООШ г. Сурска

Беседа

85

Май 2025

17

13.50.

Урок

1

Стекольный промысел. Особенности.

МБОУ ООШ г. Сурска

Наблюдение

86


18

13.50


Урок

1

Стекольный промысел. Мастера.

МБОУ ООШ г. Сурска

Викторина

87



14.40.

Урок

2

Стекольный промысел. Знакомство с материалами, имитирующими стекло. Знакомство с техникой папье-маше.

МБОУ ООШ г. Сурска

Наблюдение

88


24

13.50.

Урок

1

Стекольный промысел. Приемы работы в технике папье-маше.

Библиотека г. Сурска

Мастер-класс

89


25

13.50.

Урок

1

Стекольный промысел. Создание посуды в технике папье-маше.

МБОУ ООШ г. Сурска

Мастер-класс

90

Июнь 2025

01

13.50


Урок

1

Стекольный промысел.

Создание посуды в технике папье-маше.

МБОУ ООШ г. Сурска

Творческая мастерская

91



14.40


Урок

1

Стекольный промысел. Создание игрушки в технике папье-маше.

Библиотека г. Сурска

Творческая мастерская

92


07

13.50


Урок

1

Выставка поделок из папье-маше «Волшебство умельца»

МБОУ ООШ г. Сурска

Выставка

93


08

13.50


Урок

1

Продвижение и монетизация продукции (создание логотипов)

МБОУ ООШ г. Сурска

Опрос

94



14.40

Урок

1

Популярность национального колорита. Деятельность по возрождению народных промыслов своих предков.

МБОУ ООШ г. Сурска

опрос

95


14

13.50


Урок

1

Сувениры и декоративные изделия, переплетённые с историей родного края, их реализация

МБОУ ООШ г. Сурска

Презентация

96


15

13.50


Урок

1

Способы продвижения своей продукции.

МБОУ ООШ г. Сурска

Мастер-класс

97



14.40

Урок

1

Создание логотипов для избранного ремесла

МБОУ ООШ г. Сурска

Мастер-класс

98




21

13.50


Урок

1

Создание логотипов для избранного ремесла

МБОУ ООШ г. Сурска

Зашита проекта

99


22

13.50


Урок

1

Роль логотипа в создании брендированной продукции. Бренд производителя продукта.

МБОУ ООШ г. Сурска

Мастер-класс

100



14.40

Урок

1

Роль логотипа в создании брендированной продукции. Бренд производителя продукта.

МБОУ ООШ г. Сурска

Зашита сувенирной продукции

101


28

13.50


Урок

1

Итоговое занятие. Квест «Золотой ключик».

МБОУ ООШ г. Сурска

Игра

102



29

13.50


Урок

1

Создание карты ремесел Пензенской области

МБОУ ООШ г. Сурска

Игра

Итого





102 часа










РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.


Условия реализации программы

Кадровое обеспечение

Реализация Программы может осуществляться педагогом дополнительного образования. Педагог обязан соответствовать требованиям и владеть компетенциями, определенными профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «5» мая 2018 г. № 298. Допускаются к реализации лица, имеющие профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, постоянно, повышающим квалификацию через курсовую подготовку, участие в мастер- классов, конкурсах профессионального мастерства.

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия объединения проводятся в помещении, отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям (сухое, теплое, просторное, с хорошим искусственным и естественным освещением).

Для проведения занятий имеются:

  • компьютер;

  • видеотека;

  • дидактический материал и методические разработки;

  • шкафы для размещения наглядного материала и методической литературы;

  • шкафы для хранения инструментов, красок, лака, растворителя; (инструменты и приспособления нужно хранить так, чтобы не портились их рабочие части. Размещение каждого вида инструментов в различных ящиках, в определённом порядке обеспечивает быструю раздачу их во время занятий);

  • инструменты: ножницы, кисти, палитры для смешивания красок;

  • стенды для образцов изделий;

  • материалы: бумага, шпажки для скручивания газетной лозы, наборы красок, лак, растворитель;

  • столы, стулья, клеенки для труда;

  • наглядные пособия (к основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся образцы изделий, красочные иллюстрации, фотографии изделий, таблицы, схемы).



Формы, методы контроля и аттестации

Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

сайт школы МБОУ ООШ г. Сурска имени В. В. Анисимова, страничка МБОУ ООШ г. Сурска имени В. В. Анисимова ВК, аудиозапись, видеозапись, журнал посещаемости, фото.


Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

выставка, готовое изделие, защита творческих работ, конкурс, онлайн-выставка, презентация и др.

Оценочные материалы

опрос, наблюдение, конкурсы и др.


Методические материалы

Методы организации учебно-воспитательного процесса

В образовательном процессе используются следующие методы:

- словесные методы (беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление обучающегося с докладом);

- наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач, демонстрация презентации);

- практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений, проведение исследовательской деятельности); логические методы (анализ, синтез, сравнение);

- проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, исследовательский метод); методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с учебником, с интернет ресурсами, навыки решения учебной проблемы (проверка гипотезы, проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление презентации и её защита).


Педагогические принципы программы

Реализация программы «Истоки мастерства» основывается на общедидактических принципах: научности, последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности, в том числе:

- принцип связи обучения с жизнью реализуется через использование на занятиях жизненного опыта учащихся, приобретенных знаний в практической деятельности, раскрытие практической значимости знаний

- реализации принципа сознательности и творческой активности способствует применение различных форм самоуправления в учебном процессе. Обучаемые должны научиться принимать самостоятельные решения, делать целесообразные выборы и прогнозировать свое продвижение в обучении.

- личностно-ориентированный принцип предполагает ориентацию на интересы, склонности, возможности ребенка, учет его индивидуальных особенностей, а также глубокое уважение к личности, достоинству ребенка, ненасильственность развивающих воздействий.

- принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Используются различные виды наглядности: тексты художественных произведений, картины, музыкальные видеоклипы и видео-зарисовки, учебные и научно-популярные фильмы об искусстве, природный материал для развития творческого воображения, фотографии, символы и другие.

- принцип вариативности - способность программы дополнительного образования предоставлять многообразие полноценных, разнообразных вариантов образовательных траекторий и возможности выбора индивидуального образовательного пути.

- принцип сотрудничества предполагает взаимодействие педагога и детей, их равноправную, активную совместную деятельность в процессе образования, где они выступают субъектами совместной деятельности, самоопределяясь, реализуясь и, как следствие, развиваясь в познании и творчестве.

- принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

- принцип интегративности образования предполагает включение в образовательно-воспитательный процесс знаний по истории, краеведению, этике, литературе и т.д.

- принцип единства группового и индивидуального обучения. В рамках программы учащиеся образуют учебные группы, работающие над мини-проектом, имеют возможность проявить свою индивидуальность при выполнении отдельных творческих заданий.

- принцип систематичности и последовательности (формирование знаний, умений и навыков в системе, в которой каждая составляющая учебного материала логически связывается с другой, готовит к усвоению нового);

- принцип деятельностного подхода (создание условий для участия учащегося в создании творческого продукта, при которых он учиться ставить цель, формулировать задачи, достигать результата);

- принцип включения учащихся в исследовательскую деятельность (на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как определить тему исследования, как разрабатывать гипотезы, как наблюдать, как провести эксперимент и т.п., а исследовать ученик будет только то, что ему действительно интересно. Его природный дар исследователя нуждается в неустанной педагогической заботе);

- принцип конвергентности (включение в программу самостоятельных, но взаимосвязанных модулей);

- принцип когнитивности (развития способности к умственному восприятию и переработке внешней информации).





РАЗДЕЛ Ш. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ


Воспитательная система в учреждении дополнительного образования является ценностно и личностно ориентированной, это целостный социальный организм, рождающийся в процессе взаимодействия в сотворчестве взрослых и детей. В условиях воспитательного пространства каждый ребёнок имеет возможность получения духовного, интеллектуального, физического, социального развития, удовлетворения творческих и образовательных потребностей, формирования гражданской позиции.

Особенность воспитательного процесса состоит в том, что его специфика заключается в осуществлении   воспитания обучающихся в процессе учебно-тренировочных занятий и участия в спортивно-массовых мероприятиях школы.

Цель

развитие социально ответственной, свободной, талантливой, творческой личности, обогащенной знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, нравственному поведению, самореализации.

Задачи

-  формировать        осознанное восприятие учащимися ценности художественных ремесел и промыслов малой родины;

-  научить обладанию эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешного достижения поставленных целей;

- развивать творческие способности;

- воспитывать патриотизм и гражданское сознание;

-  воспитывать любовь к истории своей Родины, культуре, традициям;

-  развивать уверенность в себе, положительную самооценку;

- формировать навыки безопасного поведения и умения грамотно их применить в жизни;

-  совершенствовать систему эффективного сотрудничества с родителями (законными представителями);

Направления, формы и содержание воспитательной деятельности

Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, творческую личность. 

Направления

1.   Гражданско-патриотическое воспитание.

2.   Духовно-нравственное воспитание.

3.   Краеведческое воспитание.

4. Взаимодействие с родительской общественностью.

Формы воспитательной работы 

Организация и проведение бесед, встреч с творческими людьми, мастерами, показательные выступления, мастер-классы, конкурсы, участие в традиционных и праздничных мероприятиях школы; фестивалях, конкурсах различного масштаба.

Планируемые результаты

- будет сформировано осознанное восприятие учащимися ценности художественных ремесел и промыслов Пензенской области.

-   учащиеся научатся обладанию эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешного достижения поставленных целей;

-  будут воспитаны патриотизм и гражданское сознание, доброжелательное отношение к родителям, окружающим и сверстникам;

-    будет развита уверенность в себе и положительная самооценка;

-     будут сформированы навыки безопасного поведения и умения грамотно их применить в жизни;

-   будет выстроена система сотрудничества с родителями.

 

Календарный план воспитательной работы


Направления работы

Форма проведения 

Цель и краткое содержание

Срок реализ ации


Гражданско-

патриотическое воспитание

Участие в праздничных мероприятиях школы, посвящённых

знаменательным датам, государственным праздникам.


Воспитание гордости, любви к стране, чувства сопричастности к истории России, приобщение детей к культурным традициям.

 

Согла сно

утверж

дённом

у плану воспитательной работы

МБОУ ООШ г. Сурска имени В. В. Анисимова

на

учебны й год


Подведение итогов года «Лучший мастер».

Воспитание активной гражданской позиции, поощрение лучших.


Экскурсии по музеям России.

Знакомство с историей Родины


Краеведческое







Встречи с мастерами-умельцами, выставки умельцев.

Участие в мероприятиях школы, конкурсах, фестивалях муниципального, областного масштаба.

  

 

 Привлечение к культурным традициям



Экскурсии по музеям Пензенской области, экскурсия в историко-краеведческий музей п.Башмаково







Знакомство с историей родного края.


Духовно-нравственное

воспитание




Мастер-классы, участие в культурно-массовых мероприятиях, организация выставок, встречи с мастерами.

 

 

Популяризация декоративно-прикладного искусства, привлечение детей к художественным промыслам и ремеслам.


Работа с родителями

Родительские собрания

 

 

 

 


 Информирование  

 родителей        об

организации деятельности программы,

просмотр фото/видео. 

 

 

 

 

 


Информационно-просветительская

деятельность

Консультирование

родителей;

ведение страницы ВК школы;

рекомендации родителям на каникулярную деятельность ребёнка.


Интерактивная связь 

Использование новых технологий: создание групп в WhatsApp ,в ВК месенджере для родителей и обучающихся.


Используемая литература


  1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы прове дения занятий): учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013 г.


  1. Голова В.С. Никольский музей стекла и хрусталя. – Пенза, 2013.


  1. Инюшкин Н.М. Провинциальная культура: взгляд изнутри. – Пенза, 2004. – 440 с.


  1. Культура Пензенской области. Фотоальбом: Ред. К.В Застрожный. – Пенза, 2013.


  1. Музеи Пензенской области. Фотоальбом: Г. Ред. К.В. Застрожный.


  1. Народный костюм Пензенской губернии конца 19- начала 20 вв. Фотоольбом. - Пенза, 2005.


  1. Народные художественные промыслы Пензенской области, Серебрякова О.В, Ганченкова М.В. - Пенза, 2014.


  1. Основы народного и декоративного-прикладного искусства

для школы с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 классы) - М., 1997.


  1. Пензенская энциклопедия: / Гл.ред.К.Д.Вишневский. – Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 759 с.: ил., карты.


  1. Савин О.М. Золотые россыпи присурья…: Народное искусство Пензенского края. – Пенза, 2007. – 416 с., с ил.


  1. Скрипова Т.А. Мастера народных ремесел Пензенской области.-Обл- СЮТур, 2013.


  1. Слободчиков, В.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школь ном возрасте / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. -1990


  1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего школьного возраста, 2007.


  1. Шинкарук М. Русские художественные промыслы. - Аванта, 2011.


  1. Юрова Т.В. Плетение корзин. - П., 2021.


Интернет-ресурсы

Куркин Е. Современным детям - конвергентное образование

[Электронный ресурс]. - URL: Куркин.pdf (дата обращения: 05.01.2017).

https://mirpozitiva.ru/articles/2273-pletenie-iz-gazetnyh-trubochek.html https://stroychik.ru/raznoe/pletenie-iz-gazetnyh-trubochek https://sdelaisam.mirtesen.ru/blog/43670795415/Pletenie-iz-gazetnyih-trubochek- dlya-nachinayuschih-poshagovo

https://mirpozitiva.ru/articles/2264-kak-krutit-gazetnye-trubochki.html https://www.livemaster.ru/masterclasses/rospis/rospis-po-derevu-video https://vse-kursy.com/read/859-uroki-tochechnoi-rospisi-poshagovye-video- uroki.html

https://kakzarabotat.net/zarabotat-svoimi-rukami-top-25-sposobov/#i- 11https://bestlavka.ru/sut-i-istoriya-matreshki-sakralnyj-smysl-matreshki/ https://russianarts.online/58694-lepka-abashevskoj-igrushki/ https://masterovgorod/ru

https://nikolsk-musey-stekla https://kovrotkachestbo-belinskii-raion

https://history/kustarnyye-promysly/php/referat-39868html https://russkiivotchina-derevyannog/htmi https://pukhaoviazanie-solenevk

https://kuznec58/ru https://www.youtube.com/watch?v=BZRmMT4uaL8&t=ls https://cloud.mail.ru/public/4Mqz/5imm7VeRQ