Этапы урока | Применяемые технологии, формы и методы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Содержание урока |
I.Этап самоопределения к деятельности (1 мин). Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Технологии: -личностно-ориентированная -ИКТ фронтальная -коллективная Методы: -наглядный -частично-поисковый -практический. | - настраивает класс на продуктивную деятельность; -организовывает внимание -приветствует учеников, проверяет готовность учащихся к уроку, явку учащихся; - создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок. | - определяют своё эмоциональное состояние на уроке; - организуют свое рабочее место в соответствии с поставленной учебной задачей; -приветствуют учителя. | Учитель: - Добрый день ребята! Сегодня мы перенесёмся в 19 век. Век потрясений и золотой век в русской литературе. Именно благодаря литературе мы смогли узнать о событиях далекого прошлого. А насколько достоверно описывали эти события? |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (3 мин). Цель: создание проблемной ситуации по изучаемой теме, в результате которой учащиеся определяют «границы знания и незнания» для решения данной проблемы. | Технологии: -личностно-ориентированная -ИКТ фронтальная -коллективная Методы: -наглядный -частично-поисковый -практический | -актуализирует имеющиеся знания, опыт учащихся по изучаемой теме, проблеме; - организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. Фиксирует учебную задачу; - создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта; - создает условия для включения каждого ученика в процесс целеполагания. | - выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении; - высказывают мнение о понимании эпиграфа; - высказывают предположения и доказывают свою точку зрения; - выполняют предложенные задания, выявляют проблему и формулируют её; - отвечают на вопросы учителя; - составляют ассоциативную цепочку; | -Ребята, вам сегодня нужны ваше внимание, умение думать, размышлять и работать дружно, в сотрудничестве с одноклассниками. Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы возьмем слова М. Горького. «Как прозаик, он написал исторический роман, где с проницательностью историка, дал живой образ казака Емельяна Пугачева, организатора одного из наиболее грандиозного восстания русских крестьян». - О ком идет речь? Как вы считаете, какое произведение имеется в виду? Какие исторические события описаны в романе? - Наш урок интегрированный. Он связан и с историей, и с географией, и с литературой. - Как мы сможем связать художественное произведение с историей и географией? |
III. Постановка учебной задачи. Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока (5 мин). | Технологии: -проблемно-диалогическое обучение -технология деятельностного обучения | Обеспечивает мотивацию выполнения задания. Создает ситуацию затруднения для выдвижения проблемы. Побуждает к высказыванию своего мнения Подводит учащихся к выводу. Создает побуждающий от проблемной ситуации диалог с учащимися. | - анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы решения; Высказывают свое мнение, обосновывают ответы. - формулируют тему и цель урока. | - Как вы считаете, достоверно ли А.С. Пушкин описал Пугачёвское восстание? - Сформулируйте цель нашего урока. - Наши мнения разделились. Предлагаю вам, разделившись на группы и выяснить, что является исторической правдой, а что художественным вымыслом. |
IV.Физкультминутка (1 мин). Цель: снятие усталости, | Игровая | В сопровождении музыки проводит динамическую паузу. | Восстанавливают физические и духовные силы, снимают усталость. | Музыкальная динамическая пауза |
V. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) (10 мин). Цель: создание условий для включения учащихся в индивидуальную или групповую исследовательскую деятельность по решению проблемы, доказательство гипотезы в результате самостоятельной, совместной работы с учителем. | Технологии: -технология деятельностного обучения Форма работы: -фронтальная - групповая Методы: -наглядный -частично-поисковый -деятельностный, практический -метод создания ситуации успеха | Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. Организует составление совместного плана действий. Реализует план выхода из затруднения. | - анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы решения; - выполняют задания на применение полученных знаний в практической области (выполнение практических заданий); - выполняют исследовательскую деятельность по решению проблемы / практическую работу; - выполняют самостоятельную и осмысленную (с отслеживанием собственного понимания) работу с информацией. | Задание для групп. 1 группа займется изучением исторического материала( Приложение №1). Ваша задача найти подтверждение тому, что роман основан на реальных исторических событиях. Не забудьте о реальных персонажах. Сделайте вывод по опорным картам ( Приложение №2). Совпадает ли ход исторических событий и повествование в романе. 2 группа-географы( Приложение №3), занимаются поиском географические названия, встречающиеся в романе, совпадают ли они с современными? Подготовьте материал о народах населяющих эту территорию. Воспользуйтесь опорной картой. 3 группа - литераторы. Ваша задача определить , что является художественным вымыслом в произведении. - На ваших столах лежат карты самоотчета. Попрошу каждого участника группы оценить свою работу. ( Приложение №4) |
VI. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: Усвоение нового способа действий (15мин). | Технологии: -технология дифференцированного обучения -личностно- ориентированная технология Форма работы: -индивидуальная -фронтальная Методы: -практический -словесный | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Выслушивает и анализирует выступление детей. | Выступают с готовым материалом, анализируют работу других групп. | - Попрошу историков предоставить собранный материал. Участников остальных групп прошу оценить выступление историков в формах для отзывов. ( Приложение №5). - Предоставим слово географам. Их задачей было найти географические названия, встречающиеся в романе, совпадают ли они с современными? Подготовить материал о народах населяющих эту территорию. Выслушаем их отчет. Остальные группы не забываем о формах для отзывов. - Настала очередь литераторов. Что, по их мнению, является художественным вымыслом. Попрошу историков и географов проанализировать выступление литераторов |
VII. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний (2 мин). | Технологии -технология оценивания Формы работы: -фронтальная -индивидуальная Методы: -наглядный -словесный | Совместно с учащимися подводит итог урока. | - Называют поставленную цель в начале урока и достигнуты ли были они. Называют основные позиции нового материала и как они усвоили его (что получилось, что не получилось и почему) Оценивают свою работу с помощью лестницы успеха. | -Наш урок подходит к концу. -Скажите, какую цель ставили? -Цели достигли? -Удалось ли нам определить историческую правду и художественный вымысел в романе. - Молодцы ребята. - Оцените свою работу с помощью лестницы успеха. -Молодцы, ребята! Урок окончен. Спасибо за работу.. |
VIII. Домашнее задание Сделать презентации на основе выступления. | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. | - Откройте свои дневник, запишите домашнее задание. |
.