СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Историческая правда и художественный вымысел в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе, изучить исторический труд автора, посвященный эпохе, выявить историческую правду и художественный вымысел, развитие познавательной мотивации у детей, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать

Просмотр содержимого документа
«Историческая правда и художественный вымысел в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»»

Урок литературы в 8 классе.

Тема учебного курса: Из литературы ХIХ века. А.С.Пушкин.

Тема: Историческая правда и художественный вымысел в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Тип урока: урок – исследование.

Цель урока: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе «Капитанская дочка», изучить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе, выявить историческую правду и художественный вымысел.

Задачи урока:

Образовательные: ознакомление с исторической эпохой, изображенной в романе «Капитанская дочка», историей создания произведения; формирование умения применять и сохранять цель и учебные задачи исследовательской деятельности.

  1. Развивающие: развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формирование умений работать в группе;

  2. Воспитательные: воспитание сплоченности, активности, ответственности, культуры поведения на уроке, уважительного отношение к истории и культуре России.


Ожидаемые образовательные результаты:

Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Метапредметные: понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения.

Предметные: Научиться работать с историческими материалами, различать историческую правду и художественный вымысел; контролировать свою деятельность; обнаруживать и исправлять допущенные ошибки.


Планируемые УУД:

Познавательные УУД: осуществляют поиск нужной информации в разных источниках.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположения.

Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные УУД: определяют границы собственного знания и незнания, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Программно-методическое обеспечение урока

Оборудование к уроку:

  • Компьютер

  • Учебные принадлежности: простой карандаш, ластик, ручка

Дидактический материал:

  • Презентация к уроку

  • Раздаточный материал: опорная карта, карта самоотчета, форма отзыва, исторические источники, географическая карта, текст произведения.


Используемые образовательные технологии:

  • Личностно-ориентированная технология

  • Технология деятельностного обучения

  • Технология проблемно-диалогического обучения

  • Технология критического мышления

  • Информационно-коммуникативная технология

  • Технология дифференцированного обучения

  • Здоровьесберегающая технология

  • Технология оценивания


Формы работы на уроке

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

  • Групповая

  • Коллективная


Методы обучения, применяемые на уроке:

  • Наглядный

  • Частично-поисковый

  • Деятельностный

  • Практический






Ход урока:


Этапы урока

Применяемые технологии, формы и методы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Содержание урока

I.Этап самоопределения к деятельности (1 мин).

Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.


Технологии:

-личностно-ориентированная

-ИКТ


фронтальная

-коллективная


Методы:

-наглядный

-частично-поисковый

-практический.


- настраивает класс на продуктивную деятельность;

-организовывает внимание

-приветствует учеников, проверяет готовность учащихся к уроку, явку учащихся;

- создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок.


- определяют своё эмоциональное состояние на уроке;

- организуют свое рабочее место в соответствии с поставленной учебной задачей;

-приветствуют учителя.

Учитель:

- Добрый день ребята! Сегодня мы перенесёмся в 19 век. Век потрясений и золотой век в русской литературе. Именно благодаря литературе мы смогли узнать о событиях далекого прошлого. А насколько достоверно описывали эти события?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (3 мин).

Цель: создание проблемной ситуации по изучаемой теме, в результате которой учащиеся определяют «границы знания и незнания» для решения данной проблемы.


Технологии:

-личностно-ориентированная

-ИКТ


фронтальная

-коллективная


Методы:

-наглядный

-частично-поисковый

-практический



-актуализирует имеющиеся знания, опыт учащихся по изучаемой теме, проблеме;

- организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. Фиксирует учебную задачу;

- создаёт условия для актуализации знаний учащихся, применения имеющегося опыта;

- создает условия для включения каждого ученика в процесс целеполагания.


- выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении;

- высказывают мнение о понимании эпиграфа;

- высказывают предположения и доказывают свою точку зрения;

- выполняют предложенные задания, выявляют проблему и формулируют её;

- отвечают на вопросы учителя;

- составляют ассоциативную цепочку;






-Ребята, вам сегодня нужны ваше внимание, умение думать, размышлять и работать дружно, в сотрудничестве с одноклассниками.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы возьмем слова М. Горького. «Как прозаик, он написал исторический роман, где с проницательностью историка, дал живой образ казака Емельяна Пугачева, организатора одного из наиболее грандиозного восстания русских крестьян».

- О ком идет речь? Как вы считаете, какое произведение имеется в виду? Какие исторические события описаны в романе?

- Наш урок интегрированный. Он связан и с историей, и с географией, и с литературой.

- Как мы сможем связать художественное произведение с историей и географией?








III. Постановка учебной задачи.

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока (5 мин).

Технологии:

-проблемно-диалогическое обучение

-технология деятельностного обучения




Обеспечивает мотивацию выполнения задания.

Создает ситуацию затруднения для выдвижения проблемы.

Побуждает к высказыванию своего мнения


Подводит учащихся к выводу.

Создает побуждающий от проблемной ситуации диалог с учащимися.


- анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы решения;


Высказывают свое мнение, обосновывают ответы.

- формулируют тему и цель урока.





- Как вы считаете, достоверно ли А.С. Пушкин описал Пугачёвское восстание?

- Сформулируйте цель нашего урока.

- Наши мнения разделились.

Предлагаю вам, разделившись на группы и выяснить, что является исторической правдой, а что художественным вымыслом.


 


IV.Физкультминутка (1 мин).

Цель: снятие усталости,

Игровая

В сопровождении музыки проводит динамическую паузу.

Восстанавливают физические и духовные силы, снимают усталость.

Музыкальная динамическая пауза

V. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) (10 мин).

Цель: создание условий для включения учащихся в индивидуальную или групповую исследовательскую деятельность по решению проблемы, доказательство гипотезы в результате самостоятельной, совместной работы с учителем.


Технологии:

-технология деятельностного обучения


Форма работы:

-фронтальная

- групповая


Методы:

-наглядный

-частично-поисковый

-деятельностный, практический

-метод создания ситуации успеха


Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует составление совместного плана действий.

Реализует план выхода из затруднения.















- анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы решения;

- выполняют задания на применение полученных знаний в практической области (выполнение практических заданий);

- выполняют исследовательскую деятельность по решению проблемы / практическую работу;

- выполняют самостоятельную и осмысленную (с отслеживанием собственного понимания) работу с информацией.




Задание для групп.

1 группа займется изучением исторического материала( Приложение №1). Ваша задача найти подтверждение тому, что роман основан на реальных исторических событиях. Не забудьте о реальных персонажах.

Сделайте вывод по опорным картам

( Приложение №2). Совпадает ли ход исторических событий и повествование в романе.


2 группа-географы( Приложение №3), занимаются поиском географические названия, встречающиеся в романе, совпадают ли они с современными? Подготовьте материал о народах населяющих эту территорию. Воспользуйтесь опорной картой.


3 группа - литераторы. Ваша задача определить , что является художественным вымыслом в произведении.

- На ваших столах лежат карты самоотчета. Попрошу каждого участника группы оценить свою работу. ( Приложение №4)


VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: Усвоение нового способа действий

(15мин).

Технологии:

-технология дифференцированного обучения

-личностно- ориентированная технология


Форма работы:

-индивидуальная

-фронтальная


Методы:

-практический

-словесный


Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.



Выслушивает и анализирует выступление детей.










Выступают с готовым материалом, анализируют работу других групп.














- Попрошу историков предоставить собранный материал. Участников остальных групп прошу оценить выступление историков в формах для отзывов. ( Приложение №5).

- Предоставим слово географам. Их задачей было найти географические названия, встречающиеся в романе, совпадают ли они с современными? Подготовить материал о народах населяющих эту территорию. Выслушаем их отчет. Остальные группы не забываем о формах для отзывов.

- Настала очередь литераторов. Что, по их мнению, является художественным вымыслом. Попрошу историков и географов проанализировать выступление литераторов

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний (2 мин).

Технологии

-технология оценивания

Формы работы:

-фронтальная

-индивидуальная

Методы:

-наглядный

-словесный

Совместно с учащимися подводит итог урока.

- Называют поставленную цель в начале урока и достигнуты ли были они.

Называют основные позиции нового материала и как они усвоили его (что получилось, что не получилось и почему)

Оценивают свою работу с помощью лестницы успеха.


-Наш урок подходит к концу.

-Скажите, какую цель ставили?

-Цели достигли?

-Удалось ли нам определить историческую правду и художественный вымысел в романе.

- Молодцы ребята.

- Оцените свою работу с помощью лестницы успеха.

-Молодцы, ребята! Урок окончен. Спасибо за работу..

VIII. Домашнее задание

Сделать презентации на основе выступления.

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

- Откройте свои дневник, запишите домашнее задание.

.







4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!