СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исторические» записки объединения «Нериаж» (лепка из глины).

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исторические» записки объединения «Нериаж» (лепка из глины).»

Крутикова Е. В.

Исторические» записки объединения «Нериаж» (лепка из глины).

  1. Предыстория. В поисках вдохновения.

Каждый, кто впервые самостоятельно приступает к работе с глиной, испытывает не меньше трудностей, чем знаменитый отшельник, герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо, который, попав на необитаемый остров, вскоре понял, что наладить нормальную жизнь без добротной глиняной посуды просто невозможно. А ведь ему, прожившему на острове значительную часть жизни, стремившемуся выжить несмотря ни на что, пришлось изучить самостоятельно многие виды народной деятельности, включая скотоводство и народные ремёсла.

Сравнивать «рождение и выживание» объединения с выживанием знаменитого путешественника на необитаемом острове мы не имеем права, но некоторую параллель можно позволить себе провести. Ведь начиная с момента создания кружка, стены Центра Детского Творчества повидали многие попытки неопытного начинающего педагога дополнительного образования постичь не один вид народных ремёсел.

На партах и полках объединения после очередных «рукоприкладств» появлялись сосуды, имеющие слабое сходство с плетёными коробами и туесами — на гвоздиках и других стенных выступах висли соломенные подставки, болтались человеческие и животные фигурки.

После «набегов» в цеха местного Фанерного комбината под столами помещения грудились кучи шпона разнообразной текстуры, толщины и степени сушки, а работы с их использованием гордо именовались «мозаика» или «маркетри». Но попытаюсь воспроизвести события последовательно.

« Я, например, много раз пытался сплести корзину, но все прутья, какие я мог достать для этого, оказывались такими ломкими, что у меня ничего не выходило»- так отзывается Робинзон Крузо о начале своей работы по плетению из веток деревьев. Корзины, на его взгляд, «не отличались изяществом, но, во всяком случае, годились для своей цели». К своему великому стыду, а может и счастью, работа по плетению из лозняка в объединении как началась, так и закончилась; полученное подобие сосудов на болванках и нет высохли, детская ванная для замачивания прутьев благополучно вернулась на хранение в гараж, а ветки ивы на изначальное место «в лоно природы». Но деятельность по плетению на этом не остановилась, поменялся подручный материал...

Осенняя семейная поездка за лесными дарами завершается покушением на колхозную собственность в виде полей, засеянных овсом или ячменём и перемещением снопов в пенаты Центра Детского творчества, где их благополучно обгладывают «местные творческие грызуны», а из оставшихся стеблей на гвоздиках и других стенных выступах повисают соломенные подставки, человеческие и животные фигурки.

В отличие от плетения из ивы, соломенные изделия были вполне сносного качества и могли иметь шанс на их создание и внедрение в программу объединения, но этого не произошло. Возможно причиной была долгая и кропотливая работа по подготовке материала к самому процессу плетения. Ведь прежде, чем получить солому пригодную для этих целей, срезанные стебли должны быть освобождены от коленец (а это очень долгая и трудоёмкая работа), погружены в ёмкость с водой и пройти стадию кипячения, продолжавшуюся в течении нескольких часов. Вся эта деятельность проделывалась в основном и единственном помещении кружка, на стенах и потолке которого за это время появлялся неизменный спутник кипячения — конденсат. Воздух кабинета быстро и надолго насыщался влагой, и уже ни о каких комфортных условиях для обучения и работы учащихся не могло быть и речи.

Возможно, причина отсутствия помещения в данном виде творчества была только поводом отказа от плетения, а основной причиной было то, что этот природный материал «не лёг на сердце», не потянулись к нему руки и душа педагога в первую очередь.

Правда, немного позже, объединение вернулось к работе по созданию изделий из растительных элементов. На этот раз в качестве материала детский коллектив использовал произраставший в местных оврагах и канавах борщевик (не нашедший, как в былое время, своего применения при разведении «Бурёнок и Борек»), вернее, бороздчатые стебли самого растения, достигавшие в высоту три метра и более, имевшие при этом приятную окраску и текстуру. Данный вид творчества вполне имеет право на существовании в детском объединении, так как на собственном опыте убедились, что по истечении определённого времени, борщевик теряет свои ядовитые свойства, и соприкосновение с этим растением достойно изучения , а создание игрушек из него может быть внесено в учебную программу.

Сейчас уже вспоминается, что в ряде созданных в начале существования кружка изделий, наблюдались и изделия изготовленные из бумаги, так называемые папье-маше. Тогда это были подносы, в количестве даже нескольких экземпляров. Металлическая и пластмассовая кухонная утварь взята в качестве формы (или по другому болванки), нехватку же необходимых болванок для всех желающих детей любезно согласились пополнить коллеги из детского садика, на базе которого тогда располагался Центр Детского Творчества.

Что использовалось нами в качестве клейстера уже и не помнится (может обойный клей), как не помнится и то, подверглись ли они росписи. Скорее всего да, хотя может и не все, потому что несколько штук из них долго перекладывались из угла в угол кабинета.

На стенах соседнего объединения «Художественная роспись» до сих пор висят некоторые из работ (довольно неуклюжих), выполненные в технике росписи по ткани, скромно именуемых «свободная роспись». Понимание того, что это отнюдь не техника батика у нас было, а вот материала, вернее красителя, используемых в этом виде прикладного искусства, нет. Попытка привлечь внимание детей и прежде всего самого педагога к этому виду творчества была предпринята, но не увенчалась успехом, желания продолжать начатое не возникало, и коллектив приступил к следующему эксперименту.

Вернее, это был самый первый вид деятельности, с которого и началось существование кружка. Речь идёт о росписи по дереву.

О профессиональной подаче материала тогда не шло и речи, так как специальной литературы не было ни у педагога, ни в ближайших торговых точках, но зато было само дерево, то есть доски, предназначенные для росписи (благо Фанерный комбинат находился практически в черте города). Сама роспись шла свободным путём, каждый рисовал то, что ему пожелается, менялась правда форма досок (благодаря помощи авиамодельного кружка). В «арсенале» подручного материала просматривались как матрёшки-доски, так и деревянные подносы, яйца, расписанные и кистью и с помощью трафарета. Откликнулась тогда на просьбу об их изготовлении трудовая мастерская одной из общеобразовательных школ, располагающейся поблизости от Детского Центра, и у учащихся «студии» появилась возможность подготовки к Пасхальным праздникам. И опять но, появившийся интерес к этому вроде, интересному делу угас, объединение задумалось над дальнейшими планами работы.

Почти сразу же были предприняты и попытки создания гипсовых изделий путём отливки по изготовленным формам, что стало частью деятельности объединения, о чём будет сказано ниже.